программа "Аппликация соломки"
рабочая программа по технологии на тему
Солому люди применяли для изготовления прочных и легких вещей: мебели, сумок, корзинок, ковриков, шляп, игрушек. Не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует соломку для изготовления различных вещей , сувениров и особенно для украшения изделий.
Работа по аппликации соломкой таит в себе большие воспитательные возможности, в процессе ее у ребят развивается чувство цвета. ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые не только художнику-специалисту. Но и человеку любой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aplikatsiya_solomki.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Кружка
Аппликация Соломки
Составила: учитель технологии
2013-2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к миру декоративного творчества, обычаям культуры народа, воспитание любви к своей родине, пробуждение желания творить самостоятельно.
ЗАДАЧИ:
- Развивать и совершенствовать умения и навыки работы с соломкой.
- Расширить и закрепить полученные знания на уроках технологии с особенностями работы в области декоративного искусства;
- Развивать у детей изобразительные декоративные способности, художественный вкус, развивать творческое воображение учащихся, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного;
- Воспитание интереса и любви к искусству.
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то , что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома.
Солому люди применяли для изготовления прочных и легких вещей: мебели, сумок, корзинок, ковриков, шляп, игрушек. Не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует соломку для изготовления различных вещей , сувениров и особенно для украшения изделий.
Работа по аппликации соломкой таит в себе большие воспитательные возможности, в процессе ее у ребят развивается чувство цвета. ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые не только художнику-специалисту. Но и человеку любой профессии.
В работах используют наружную глянцевую поверхность стебля, которая хорошо отражает свет. Расположенные в различных направлениях элементы аппликации из соломки создают богатую световую гамму. Проглаживая горячим
утюгом стебли соломки, можно получить разнообразные цвета, начиная от светло-золотого и кончая темно- коричневым.
Кусочки соломки самых различных оттенков и тональностей оживают в руках мастера. Он превращает их в образы зверей и птиц, пейзажи, создает геометрический и растительный орнамент, украшая самые различные изделия. Но чтобы все это создать , надо научиться чувствовать материал. Но чтобы все это создать, надо научиться чувствовать материал, увидеть в нем прекрасное.
В процессе работы над аппликацией соломкой проявляется эстетический вкус учащихся , от которых нужно добиваться прежде всего высокого качества изготовляемых предметов. Под этим качеством подразумевается наряду с добротностью, надежностью изделия его привлекательность.
На занятиях кружка учащиеся приобретают более глубокие знания и умения в области технического труда и художественной обработки древесины. Одна из задач кружковых занятий - развитие творческой смекалки, воспитание высокой культуры труда школьников, способствовать выявлению склонностей к сознательному выбору профессии.
При изготовлении изделий с последующей аппликацией соломкой происходит единый процесс трудового и эстетического воспитания учащихся.
В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда, учатся затачивать инструмент, приобретают умение покрывать изделия из древесины различными красителями, лаками, политурами, изучают различные виды клеев и технологию склеивания, знакомятся с механическими и физическими свойствами различных древесных пород .
Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры, игрушки , картины, декоративное панно для оформления класса. Работа над объектами может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Подбор объектов и видов труда производится с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся. Так, для учащихся 4классов рекомендуется применять тонкие древесные материалы: фанеру, ДВП, ДСП, столярные плиты, рейки. Соединение деталей лучше выполнять с помощью клея или гвоздей. Для учащихся 5 классов можно использовать различные материалы
и их соединения. Для учащихся 6 классов необходимо вводить токарную обработку древесины.
Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.
Учебная работа может выполняться по готовому образцу изделию. При ее выполнении кружковцы изучают технологические процессы изготовления деталей и приемы аппликации их соломкой. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
На вводном занятии необходимо знакомить кружковцев с общими правилами безопасности труда, а на последующих объяснять безопасные приемы выполнения каждой технологической операции.
Практические работы кружковцы должны выполнять в специальной одежд( халат или фартук, нарукавники и берет). В помещение кружка должна иметься аптечка.
Данная программа на 70 ч. Теоретическим вопросам следует отводить не более 15-20 мин на каждом двухчасовом занятии . Руководитель кружка в зависимости от местных условий и интересов учащихся может вносить в программу изменения: сокращать или увеличивать объем материала по отдельным темам, включать дополнительные теоретические сведения и практические работы. Последовательность прохождения тем необходимо сохранять.
Возраст воспитанников в группах 10-11 лет.
Количество детей в группах –10- 15 человек.
Условия приема ребят в группы:
желание ребенка заниматься изобразительным или декоративным творчеством.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |||
На теоретические занятия | На практические знания | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||
2 | Подготовка соломки для аппликации. Инструменты | 8 | 1 | 7 | ||
3 | Выполнение задания по образцу | 12 | 1 | 11 | ||
4 | Изготовление и аппликация изделия. Композиция геометрического характера | 18 | 1 | 17 | ||
5 | Изготовление и аппликация изделия с созданием композиции анималистического характера | 24 | 1 | 23 | ||
6 | Изготовление и аппликация соломкой творческой работы на произвольную тему | 18 | 1 | 17 | ||
7 | Картина аппликация на свободную тему. | 25 | 1 | 24 | ||
8 | Изготовление и аппликация изделия композиция букет цветов. | 35 | 2 | 33 | ||
9 | Отделка изделия | 14 | 1 | 13 | ||
10 | Экскурсии | 4 | 4 | - | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |||
Итого: | 162 | 17 | 145 |
ПРОГРАММА
Вводное занятие. Аппликация изделия соломкой как составная часть декоративно-прикладного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами в предыдущие годы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труд, производственной санитарии личной гигиены. Выбор органов самоуправления кружка. Распределение рабочих мест.
Подготовка соломки для аппликации. Инструменты. Виды соломки, применяемой для аппликации. Заготовка соломки, подготовка к работе. Безопасность труда при заготовке соломки и подготовке ее к работе. Декоративные свойства соломки, цвет, блеск. Способы их изменения. Физико-технологические свойства соломки. Работа с утюгом. Электробезопасность при работе с утюгом.
Материал для изготовления инструмента. Техника изготовления. Заточка инструмента на механическом точиле, доводка лезвия на оселке. Конструирование несложных приспособлений для работы. Безопасные приемы применения инструментов и приспособлений.
Практические занятия. Экскурсия в природу, сбор соломки, организация ее хранения. Вырезания междоузлий у соломки. Размягчение междоузлий, разрезания вдоль волокон, разглаживания горячим утюгом, создание различных тональностей.
Выполнение задания по образцу. Разновидности наклеивания соломки на изделия. Виды клеев, применяемых для аппликации соломкой. Гигиена труда.
Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация рисунка. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной или бумажной основе рисунка по образцу: птиц, животных, растений, силуэтов.
Практическая работа. Подготовка изделия под аппликацию. Перевод рисунка на основу. Аппликация соломкой изделия по образцу ( орнамента, изображения птиц, животных, растений, силуэтов.
Изготовление и аппликация изделия соломкой. Композиция геометрического характера. Создание композиции геометрического характера
аппликацией из соломки на различных изделиях . Специфика работы над рисунком. Учет направления волокон соломки при аппликации изделий.
Практическая работа. Конструирование и изготовление изделия. Работа над эскизом. Перевод рисунка на основу. Исполнение аппликации соломкой композиции геометрического характера.
Изготовление и аппликация соломкой изделия с созданием композиции анималистического характера. Аппликация соломкой в творчестве мастеров народных художественных промыслов. Единство технологических , эстетических и экономических требований к изделиям с аппликацией их соломкой.
Практическая работа. Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком анималистического характера.
Создание эскиза. Подготовка основы и перевод на нее рисунка. Исполнение аппликации анималистического характера.
Изготовление и аппликация соломкой творческой работы на произвольную тему. Этапы конструирования изделия. Требования, предъявляемые к изделию при конструировании. Контроль качества изделий. Клеи; их характеристика. Приемы склеивания деталей из древесины. Безопасность труда при склеивании деталей и работе с клеями.
Знакомство с орнаментом. Виды и композиция орнамента. Симметрия в орнаменте. Разработка эскиза композиции. Особенности выбора и выполнения рисунка с геометрическим и анималистическим изображением.
Практические занятия. Подбор материала и организация рабочего места. Изготовление деталей. Сборка изделия. Зачистка после сборки. Нанесение орнамента на изделие. Аппликация изделия соломкой.
Отделка изделия. Материалы для подготовки поверхности и отделки; красители, протравы, наполнители, растворители, грунты, порозаполнители. Зависимость качества издедлия от его отделки.
Материалы для отделочного покрытия(лаки) и составы для облагораживаниялаковых покрытий. Технологические процессы отделки изделий с аппликацией их соломкой. Безопасность труда при отделки изделий.
Практические занятия. Подготовка поверхности изделия к лакированию. Лакирования. Шлифование лаковых покрытий. Разравнивание покрытий, полирование. Просмотр работ. Контроль качества изделия.
Экскурсии. Подгкотовка к экскурсии. Экскурсии на предприятия по изготовлению сувениров, на выставки декоративно –прикладного искусства, в музеи. Обсуждение экскурсии.
Заключительные занятия. Отбор лучших работ кружковцев и оформление итоговой выставки.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К обучения воспитанники должны уметь:
- Подготавливать соломку для аппликации.
- Выполнять задания по образцу.
- Изготавливать аппликации соломкой на произвольную тему.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Предлагаемая программа построена на основе программы Воропаева Н.В., ГришинВ.К., Голубова., М.Б., Еременко Т.И., Желудков А.С., Листова Г.С., Мануйлова Е.П., Махмутова Х.И., Неменского Б.М. « Аппликация соломкой» с включением некоторых элементов других программ Сокольниковой Н.М, Полуянова Ю.А, Шпикаловой Т.Я и других. Для того чтобы обеспечить преемственность и согласованность с программами общеобразовательных школ нашего района, в которых она является основной по трудовому обучению , в нее внесены коррективы как выражение позиции педагога, жизненного и практического
опыта собственного видения предмета, но они не затрагивают основ, принципиальных аспектов образовательного процесса.
Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Трудовая деятельность школьников на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (изготовление по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций);
обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
В программе выделены три способа трудового освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов творческой деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.
Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом занятии детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
В кружке создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Структура содержания деятельности кружка «Соломинка»:
1 ступень обучения - расширение и углубление знаний и умений.
2 ступень обучения – постижение основ декоративно-прикладного искусства .
3 ступень обучения – углубление знаний и умений, о простейших закономерностях строения, формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах подготовки соломки, отделки изделия.
Учебный процесс необходимо построить следующим образом:
- не менее ¾ всего времени занятия отводить на практическую деятельность;
- объекты творчества учащихся должны быть значимы для них самих и для общества;
- система постоянно усложняющихся заданий должна иметь к основным заданиям варианты разной сложности. Это обеспечит овладение приемами творческой работы всеми воспитанниками;
- в каждом задании предусматривать исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества должны иметь место трудовые усилия;
- ознакомление учащихся с историческим наследием, народными традициями .
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
По окончании обучения в кружке учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- Подготовку соломки для аппликации.
- Инструменты.
- Выполнение задания по образцу.
- Изготоавление аппликации по образцу.
УМЕТЬ:
- анализировать произведения творческого искусства;
- использовать особенности материалов, применяемых для аппликаций .
- использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
- определять, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки материала);
- определять вид аппликации по содержанию мотивов;
. создавать декоративные тематические композиции;
- использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в проектировании объектов дизайна;
- выполнять эскизы, модели плоских, рельефных и объемно-пластических композиций с учетом их назначения, эстетических качеств материала, традиционных технологий производства;
- применять знания в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды.
СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Типичными примерами достижений являются выставки школьные, городские, районные, отчетные выставки в середине года, в конце года с присуждением грамот за успехи . Участие в окружных, районных, городских конкурсах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
Методические пособия, разрабатываемые преподавателем для конкретных тем данной программы или необходимости более глубокого изучения какой-либо темы.
- Методические пособия по освоению аппликации содломкой.
- виды соломки.
- заготовка саломки
- подготовка кработе.
- Методические таблицы по работе над эскизом
-создания эскиза.
. Методические таблицы по переводу рисунка на основу
- аппликация соломкой изделия по образцу.
- Методические пособия, приемы приклеивания соломки на рисунок.
- правила приклеивания саломки на рисунок.
-правила склеивания деталей .
Разработки для организации контроля и проведения результативности:
- алгоритм мониторинга;
- этапы диагностики;
- форма отслеживания результатов;
- методика « Психологическая атмосфера в коллективе» (автор: Л.Г. Жедунова);
- методика выявления уровня самооценки учащихся (автор: Р.В. Овчарова);
- критерии и оценки результатов знаний и умений в области трудового обучения.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
В качестве дидактического материала учащимся предлагаются дидактические таблицы
- По работе над эскизом.
- По переводу рисунка на основу.
- Приемы приклеивания соломки на рисунок.
- Наглядные пособия, выполненные учителем
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для качественного развития творческой деятельности необходима не только программа, но и создание определенных условий, прежде всего это оснащенный кабинет, который оснащен следующим оборудованием:
- постоянное оборудование кабинета
- сменное оборудование кабинета
- муляжи, демонстрационное стекло
- ТСО (видео и аудиокассеты по темам)
- репродукции картин
- бумага, карандаши, клей, ножницы, кисти, стаканчики для клея и воды, разноцветная и разнофактурная бумага.
Используемая литература.
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах.М., 1979.
Барадулин В.А., Чупеева Т.А. Использование местного сырья(соломки) для изготовления художественных изделий. М., 1976
Гришин В.К. Аппликация соломкой.- Школа и производство, 1984, №9
Зайцев Б.П., Пинчуков П.П. Солнечные узоры. М., 1978.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. М., 1980.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. М., 1985.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.М., 1984.
Рндели Л.Д.Нардное декоративно-прикладное искусство. М.,1984.
Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное.М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приемы работы с соломкой"
В данной презентации обясняются приемы работы с соломкой.Наглядно показано какая часть растения идет на заготовку ,какие растения подходят для данного рода рукоделия и даются другие полезные советы дл...
Творческий проект "Изготовление картин из соломки"
Меня заинтересовало изготовление картин из соломки злаковых растений.У меня возникло желание изготовить картины из соломки и познакомить детей с данной технологией. Из обыкновенной со...
технология аппликация соломкой
Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Объемная аппликация – многократное нало...
Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»
Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки, для детей с ограниченными возможностями. ...
Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки"
Технологическая карта изготовления котенка в технике "чесаной соломки" Применяется эта техника для имитации оперения птиц и меха животных. Эта техника состоит в следующем: разглаженные соло...
Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация
В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...
Коррекционно-развивающее занятие. ТЕМА: «Кукла из соломки или ниток». Изготовление поделки. Традиционные ремесла.
ЦЕЛЬ: обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями;обучение приему отмеривания нитей для пучка;развивать мышление, память, речь, мелкую мот...