"Понятие о линейных размерах и отклонениях"
план-конспект урока по технологии на тему
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) слайд (1)
Тема урока: « Понятие о линейных размерах и отклонениях»
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по карточке
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация- это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
2. Совместимость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._lineynye_razmery.docx | 414.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: « Понятие о линейных размерах и отклонениях»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: изучить основные понятия о линейных размерах, отклонениях .
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний о линейных размерах, отклонениях ;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Развивающие:
1. формирование умений применять теоретические знания в расчетах.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля: устный, письменный
Средства контроля: самостоятельная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации.
Знать:
- основные термины и определения линейных размеров и отклонений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала | 30мин. 10мин. 1мин.
19мин | Проверка материала по пройденной теме «Стандартизация» Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока Изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Индивидуальная работа по карточке на листке бумаги, после выполнения листок с работой сдают преподавателю. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Частично-поисковый Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 8мин | Раздача карточек-заданий. | Обучающиеся в рабочую тетрадь записывают ответы на поставленные вопросы По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Практический |
4. Заключительный инструктаж Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе самостоятельной работы по тематике урока Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Конспект урока. 2. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 3. Подготовиться к устному опросу. 4. Параграф 3.2. | Записывают задания в тетрадях. | Словесный |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) слайд (1)
Тема урока: « Понятие о линейных размерах и отклонениях»
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по карточке
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация- это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
2. Совместимость
3. Взаимозаменяемость
4. Унификация
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом.
Ответ: 1. Внешняя взаимозаменяемость
2. Взаимозаменяемость
3. Полная взаимозаменяемость
4. Внутренняя взаимозаменяемость
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
Ответ: 1. Симплификация
2. Систематизация
3. Классификация
4. Параметрическая стандартизация
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, заключающийся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время
Ответ: 1. Типизация
2. Опережающая стандартизация
3. Агрегатирование
4. Комплексная стандартизация
После сдачи выполненного задания преподавателю, проверка ответов (слайд 2,3)
IV. Изложение нового материала. (19 мин.)
Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины, высоты и т.п.) в выбранных единицах. Размеры разделяются на свободные и сопрягаемые. Свободные – конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей. Сопрягаемые – размеры по которым детали соприкасаются, образуя подвижные или неподвижные соединения.
Размеры подразделяются на истинные, действительные, предельные, номинальные.
В соединении элементов двух деталей один из них является внутренним (охватывающим), другой – наружным (охватываемым). В системе допусков и посадок гладких соединений наружный элемент условно называется валом, внутренний – отверстием. Термины «отверстие» и «вал» применяют и к несопрягаемым элементам. ( слайд4 )
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАЗМЕРОВ И ОТКЛОНЕНИЙ
Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 5)
Размеры валов
Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 6)
Размеры отверстий
Размеры, не относящиеся к отверстиям и валам
Линейный размер – это числовое значение линейной величины (диаметра, длины) в выбранных единицах измерения (мм – по принятой метрической системе). (слайд7)
Линейные размеры (валов d, l, h, отверстий H, D, L)
Линейные размеры делятся на:
номинальные,
— действительные,
— предельные.
Номинальный размер (Dн, dн) - размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчётов (на прочность, жёсткость, износостойкость) или с учётом различных конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений, проставленный на чертеже. Относительно номинального размера определяются отклонения.
Действительный размер (Dд, dд) – размер, полученный в процессе обработки и установленный измерением с допустимой погрешностью.
Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Устанавливаются два предельных размера:
—наибольший предельный размер (Dmax, dmax) –наибольший допустимый размер элемента;
—наименьший предельный размер (Dmin, dmin) – наименьший допустимый размер элемента (слайд8)
Предельные размеры валов и отверстий (слайд 9,10)
Нулевая линия – линия соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Отклонение – алгебраическая разность между размером действительным или предельным и соответствующим номинальным размером. Отклонения, в отличие от размеров, которые всегда выражаются положительными числами, могут быть и положительными (со знаком «+»), если размер больше номинального, и отрицательными (со знаком «−»), если размер меньше номинального. Если размер равен номинальному размеру, то его отклонение равно нулю.
Различают:
— действительное отклонения,
— верхнее предельное отклонение,
— нижнее предельное отклонение.
Действительное отклонение (ЕД, ед) – алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
Eд = Dд – Dн (1);
для вала:
eд = dд–dн (2).
Верхнее предельное отклонение (ES, es) – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
ES = Dmax – Dн (3);
для вала:
es = dmax – dн (4).
Нижнее предельное отклонение ( EI, ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
EI = Dmin – Dн (5);
для вала:
ei = dmin – dн (6).
Из формул 1 -6 следует:
Dmax = Dн + ES;
Dmin = Dн + EI ;
dmax= dн + es;
dmin = dн + ei.
Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Допуском Т (слайд 11) называется разность между наибольшим и наименьшим допустимыми значениями того или иного параметра. Он равен также алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск – величина всегда положительная. Он определяет заданную точность изготовления. Чем меньше допуск, тем точнее должен быть изготовлен элемент детали и тем труднее, сложнее и потому дороже его изготовление. Чем больше допуск, тем грубее требования к элементу детали и тем проще и дешевле его изготовление.
Пример
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .
1) dmax = d + es = 24 + (+0,015) = 24,015 мм;
dmin = d + ei = 24 + (+0,002) = 24,002 мм;
2) dmax = d + es = 40 + (- 0,025) = 39,975 мм;
dmin = d + ei = 40 + (- 0,050) = 39,950 мм;
3) Dmax = D + ES = 32 + (+0,007) = 32,007 мм;
Dmin = D + EI = 32 + (- 0,018) = 31,982 мм;
4) Dmax = D + ES = 12 + (+0,027) = 12,027 мм;
Dmin = D + EI = 12 + 0 = 12 мм;
5) dmax = d + es = 78 + 0 = 78 мм;
dmin = d + ei = 78 + (- 0,046) = 77,954 мм;
6) dmax = d + es = 100 + (+0,5) = 100,5 мм;
УСЛОВИЕ ГОДНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ДЕТАЛИ (слайд 12,13)
Действительный размер годен в том случае, когда он окажется в интервале между наибольшим и наименьшим предельными размерами, или равен любому из них.
Для отверстия:
Dmin ≤ Dд ≤ Dmax .
Для вала:
dmin ≤ dд ≤ dmax
Если вышеуказанные условия не выполняются, то размер брак.
Существуют два вида брака:
— неисправимый (окончательный) брак –брак, который нельзя исправить;
— исправимый брак – действительный размер можно исправить обработкой.
●Для отверстия:
Брак исправимый, если Dд < Dmin.
Брак неисправимый, если Dд > Dmax.
● Для вала:
Брак исправимый, если dд > dmax.
Брак неисправимый, если dд < dmin.
Пример
1)Определите годность вала по результатам измерения, если на чертеже проставлен размер а действительный размер равен 25,0 мм.
dmax = dн + es = 25 + (- 0,025) = 24,975 мм;
dmin = dн + ei = 25 + (- 0,050) = 24,950 мм.
Заключение о годности:
брак, так как не выполняется условие dmin ≤ dд ≤ dmax;
брак исправимый, так как выполняется условие dд > dmax.
2) Определите годность отверстия по результатам измерения, если на чертеже проставлен размер а действительный размер равен 35,030 мм.
Dmax = Dн + ES = 35 + 0,021 = 35,021 мм;
Dmin = Dн + EI = 35 + 0 = 35,0 мм.
Заключение о годности:
брак, так как не выполняется условие Dmin ≤ Dд ≤ Dmax ;
брак неисправимый, так как выполняется условие Dд > Dmax .
V. Первичное закрепление знаний. (8 мин)
Фронтальная работа обучающихся. (слайд 14)
Пример 1. Прочитайте размер . Определите годность детали.
Номинальный размер: 10,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: +0,002 мм;
Нижнее предельное отклонение: -0,007 мм;
Наибольший предельный размер: 10,0 + 0,002 = 10,002 мм;
Наименьший предельный размер: 10,0 + (-0,007) = 9,993 мм;
Допуск: 10,002 – 9,993 = 0,009мм или 0,002 – (- 0,007) = 0,009 мм.
Пример 2. Прочитайте размер Ø60-0,040. Определите годность детали.
Номинальный размер: 60,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: 0 мм;
Нижнее предельное отклонение: -0,040 мм;
Наибольший предельный размер: 60,0 + 0 = 60,00 мм;
Наименьший предельный размер: 60,0 + (-0,040) = 59,96 мм;
Допуск: 60,00 – 59,96 = 0,04мм или 0 – (- 0,04) = 0,04 мм.
Пример 3. Прочитайте размер. Определите годность детали.
Номинальный размер: 50,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: +0,060 мм;
Нижнее предельное отклонение: 0 мм;
Наибольший предельный размер: 50,00 + 0,06 = 50,06 мм;
Наименьший предельный размер: 50,00 + 0 = 50,00 мм;
Допуск: 50,06 – 50,00 = 0,06мм или 0,06 – 0 = 0,06 мм.
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 15)
1. Параграф 3.2
2. Конспект урока;
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
4. Подготовка к устному опросу.
- Почему при изготовлении изделий неизбежны погрешности размеров?
- В чём разница между номинальным и действительным размерами?
- Какие размеры называют предельными?
- Как связаны между собой предельный размер, номинальный размер и предельное отклонение?
- Что определяет допуск?
- Как связаны между собой предельные размеры и допуск?
- Как связаны между собой предельные отклонения и допуск?
- Как понимать обозначение 50-0.39 на чертеже? Чему в этом случае равно верхнее отклонение?
- Как понимать обозначение 75+0.030 на чертеже? Чему в этом случае равно нижнее отклонение?
- Какие элементы деталей имеют обобщённое название «отверстие»? Приведите конкретные примеры.
- Какие элементы деталей имеют обобщенное название «вал»? Приведите конкретные примеры.
- Как графически изображаются размеры, отклонения и поле допуска? Что на схеме обозначает нулевая линия?
- В чём различие между понятиями «допуск» и «поле допуска»?
- Сформулируйте условия годности действительного размера вала.
- Сформулируйте условия годности действительного размера отверстия.
- В каком случае действительный размер, равный номинальному, окажется бракованным.
Использованные ресурсы. (слайд 16)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
• http://studme.org/13250209/tovarovedenie/ponyatie_razmerah_otkloneniyah - сайт «Понятие о размерах и отклонениях»
Приложение:
• план – конспект открытого урока;
• презентация урока;
• карточки – задания для выполнения письменной работы на уроке;
- карточка с вопросами по пройденной теме к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...
Презентация по теме "Системы линейных уравнений .Основные понятия."
Презентация "Системы линейных уравнений.Основные понятия."...
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике...
Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс
Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс...
Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”
ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...
Разработка урока математики "Системы линейных уравнений с двумя переменными. Основные понятия"
Разработка урока математики "Системы линейных уравнений с двумя переменными. Основные понятия"...