Использование методов проблемного обучения на уроках технологии
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Предлагается разработка урока технологии в 8 классе "Домашняя экономика. Платье-трансформер - как решение проблемы снижения затрат на одежду". Вместе с кратким конспектом урока прилагаются: технологическая карта урока, презентация и инструкционные карты для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsionnye_karty.doc | 1.85 МБ |
konspekt_uroka.doc | 42 КБ |
tekhnol.karta_uroka.doc | 79.5 КБ |
plate-transformer.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
№ п.п | Описание действий | Время, мин. | Примечания, оборудование |
1 | Приветствие. Сегодня урок у нас будет необычный, с гостями. Но мы будем работать, как всегда, активно, не отвлекаясь. По парам. | 1 | |
2 | И в начале урока я предлагаю вам познакомиться с перепиской на одном из женских интернет-форумов. Вопрос: как звучит тема урока? (Мы сегодня завершаем изучать раздел технологии «Домашняя экономика». Рассмотрим еще одну важную расходную часть семейного бюджета – расходы на одежду.) | 3 | Презентация. Слайд 1, 2, 3. Запись на доске темы урока |
3 | Вопрос: судя по откликам с сайта, какая проблема стоит перед интернет-собеседниками? (Как снизить затраты на одежду?) По статистике эти затраты составляют 10-15, а в некоторых семьях и 20% от семейного бюджета. Но молодым девушкам и женщинам хочется иметь разнообразный гардероб, модные, удобные и, главное, красивые вещи. | 2 | Запись на доске проблемы урока. Слайд 4 |
4 | Вопрос: какие варианты выхода из проблемной ситуации предлагают интернет-блоггеры? | 3 | Слайд 5 |
5 | Вопрос: что предлагаете вы, чтобы снизить затраты на одежду? | 2 | Запись на доске вариантов выхода из проблемы |
6 | А я предлагаю вам в парах разработать свой вариант повседневной одежды (может быть комбинезон, костюм и т.д. По желанию). Для этого надо проявить творчество, дизайнерское мастерство, выдумку. Ваша модель может быть даже фантастической. Начнем нашу работу с игры. Правила игры:
| 5 | Слайд 6 |
А я предлагаю вам другую идею уменьшения затрат на одежду. Предлагаю вашему вниманию ряд красивых, удобных, а главное экономных платьев. Ваша задача: посчитайте сколько всего платьев будет представлено в презентации? (28) | 4 | Слайд 7 - 14 | |
7 | Вопрос: что объединяет все эти платья? (они сшиты по одной выкройке) Как называется такое платье? | 1 | |
8 | Далее рассказ по презентации:
| 3 | Слайд 15-25 |
9 | Второй шаг – выбор ткани. Вопрос: какую ткань надо выбрать для пошива такого платья? Посмотрите на таблицу «Свойства ткани». (легкую, которая хорошо драпируется, тонкую, эластичную ткань) Приглашаю вас в магазин тканей. Выберите из коробки образцы тканей, которые по вашему мнению подойдут для пошива нашего платья. Назовите. Почему? | 3 | Слайд 26, 27 Коробки с образцами ткани |
10 | Практическая работа: Сейчас вам представится возможность для творчества. Вы находитесь не в классе, а в модном ателье. Я хочу заказать у вас 2 платья-трансформера. Я клиент требовательный и куплю тот вариант, который будет отвечать моим требованиям. Кроить вы будете по готовым лекалам, при помощи технологических карт. Затем необходимо одеть наших моделей и уже на них преобразовывать, трансформировать платья. И в конце вы должны сделать рекламу своих платьев. | 60 | Слайд 28 2 технологические карты Готовые лекала Ткань, портновский мел, ножницы, ручные иглы, нитки, швейные машины |
11 | Рефлексия:
| 3 | Слайд 29-30 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Поздеева Ольга Михайловна, МКОУ «Маловаложикьинская СОШ», с. Малая Воложикья, Можгинский район, Удмуртская Республика.
Предмет: технология Класс: 8 Учебник (УМК): «Технология» под ред. В.Д. Симоненко
Тема урока: Домашняя экономика. Расходы на одежду. Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, видео-проектор, экран, презентация «Платье-трансформер», коробки с образцами тканей, лекала платья, технологические карты изготовления платья, швейные машины, иглы, булавки, ножницы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
-регулятивными УУД:
Целеполагание
-познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
-личностными УУД
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму
У учащихся недостаточно сформированы
-коммуникативные УУД:
Совместная работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
-познавательные УУД:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УУД | художественное конструирование | Развитие у учащихся пространственного воображения, образного мышления, эстетического вкуса, |
Технология обработки изделия | последовательность технологической обработки швейных изделий | |
Раскладка на ткани, раскрой | Умение проводить экономичную раскладку выкроек и раскрой на различных видах тканей, подготавливать выкройку к раскрою, рассчитывать расход ткани; | |
Регулятивные УУД | -планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах социологического исследования |
Познавательные УУД | - извлечение информации из различных источников | 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий | 2 уровень – самостоятельные действия учащихся под руководством учителя | |
Коммуникативные УУД | -участвовать в коллективном обсуждении проблемы | 2 уровень – самостоятельные действия учащихся в условиях взаимопомощи |
-способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | 2 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя | |
Личностные УУД | -выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни | 2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Этапы урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | -обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; - вызвать познавательный интерес к проблеме -организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблемной ситуации сомнения | Фронтальная Фронтальная | 1. Предлагает учащимся познакомиться с высказываниями на интернет-сайте. 2.Просит учащихся прочесть утверждения и выразить собственное мнение: согласны ли они с этим. | 1.Знакомятся с презентацией 2.Читают высказывания и выражают свое отношение к ним. Обнаруживают что они не знают точно верны ли эти суждения и осознают неполноту своих знаний. | Познавательные УУД: выделять главную мысль Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | -организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | беседа | Фронтальная | Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы | Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий | Регулятивные УУД: планировать свои действия с учетом конечного результата Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные результаты: Актуализация знаний |
Присково-исследова-тельский этап | -организовать поиск решения проблемы | Метод каталога | групповая Фронтальная, групповая Фронтальная | 1. Знакомит с правилами игры 2.Орагнизует обмен сведениями: задает вопросы о полученной информации 3. Организует сравнение полученных результатов работы групп | 1. выполняют поиск признаков 2.в соответствии с названными признаками разрабатывают свою модель одежды, слушают ответы одноклассников 3.Сравнивают полученные результаты собственных исследований с результатами работы другой группы | Познавательные УУД: -искать и выделять необходимую информацию; -строить логическую цепь рассуждений, доказывать; -проводить сравнение по существенным признакам Регулятивные УУД: способность вносить коррективы в свои действия Коммуникативные УУД: вступать в диалог; -выслушивать мнение других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД: умение оценивать свои результаты Предметные результаты: построение новой информации |
Практический этап | -обеспечить применение знаний для практического изготовления моделей одежды | Практическая работа | групповая | Предлагает технологические карты, знакомит с требованиями к готовому изделию, контролирует | В парах проводят раскладку лекал на ткани, раскрой, пошив, примерку в соответствии с технологическими картами | Познавательные УУД: контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции Личностные УУД: Личностное и жизненное самоопределение Предметные результаты: - последовательность технологической обработки швейных изделий; Умение проводить экономичную раскладку выкроек и раскрой на различных видах тканей, подготавливать выкройку к раскрою, рассчитывать расход ткани. |
Рефлексивно-оценочный этап | -осмысление процесса и результата деятельности | Реклама изделия | Групповая | Предлагает оценить факт достижения урока | Оценивают степень достижения цели | Познавательные УУД: умение структурировать знания Регулятивные УУД: фиксировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: формирование своего мнения и позиции Личностные УУД: формирование внутренней мотивации Предметные результаты: закрепление изученного материала |
Дата: Подпись учителя:
Самоанализ урока.
Аттестуемый педагог (ФИО):Поздеева Ольга Михайловна
Полное наименование образовательного учреждения МКОУ «Маловаложикьинская СОШ»
Предмет: технология Класс: 8 УМК В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»
Тема урока: Домашняя экономика. Расходы на одежду.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-развитие у учащихся пространственного воображения, образного мышления, эстетического вкуса;
-умение проводить экономичную раскладку выкроек и раскрой на различных видах тканей, подготавливать выкройку к раскрою, рассчитывать расход ткани;
-последовательность технологической обработки швейных изделий.
Метапредметные результаты:
-применение знаний, умений и навыков в нестандартных, нетиповых ситуациях;
-развитие умения общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-характеризовать явления (действия, поступки);
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом необходимых требований;
-анализировать и объективно оценивать результаты труда;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
-логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Личностные результаты:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-умение проявлять положительные качества личности;
-личностное самоопределение в ситуации жизненного выбора;
-умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам.
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа | |||
низкий | средний | высокий | ||||
Мотивационно-целевой этап | Познавательные УУД: Познакомиться с проблемной ситуацией и найти выход из нее Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию | Ученики не могут назвать тему урока | Ученики могут назвать тему урока, но не точно | Ученики могут назвать тему урока точно | Непонимание темы и целей урока | Задать наводящие вопросы по подобию пройденных тем |
Ориентировочный этап | Регулятивные УУД: планировать свои действия с учетом конечного результата Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные результаты: Актуализация знаний по теме. | Ученики не могут сформулировать проблему | Ученики формулируют проблему неполно. | Ученики формулируют проблему урока | Ученики не могут сформулировать проблему урока | Учитель уточняет тему и задает наводящие вопросы. Учитель задает наводящие вопросы по домашнему заданию |
Поисково-исследовательский этап | Познавательные УУД: -искать и выделять необходимую информацию; -строить логическую цепь рассуждений, доказывать; -проводить сравнение по существенным признакам Регулятивные УУД: способность вносить коррективы в свои действия Коммуникативные УУД: вступать в диалог; -выслушивать мнение других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД: умение оценивать свои результаты Предметные результаты: построение новой информации по теме | Ученики не могут подобрать признаки и в соответствии с ними разработать свой вариант модели, не понимают содержание текста презентации. | Ученики понимают основное содержание и частично используют названные признаки при моделировании | Ученики легко ориентируются в содержании, и выполняют моделирование | Ученики не могут ответить на вопросы, найти информацию для выполнения своего задания. | Учитель обращает внимание на иллюстрации презентации задает наводящие вопросы. |
Практический этап | Познавательные УУД: контроль и оценка результатов деятельности в форме определения полноты удовлетворения информационного запроса, обобщение изученного Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции Личностные УУД: Личностное и жизненное самоопределенииt Предметные результаты: Умение проводить экономичную раскладку выкроек и раскрой на различных видах тканей, подготавливать выкройку к раскрою, рассчитывать расход ткани; Последовательность технологической обработки швейных изделий. | Ученики не могут правильно раскроить, сшить и провести примерку | Ученики овладели полученными знаниями, но затрудняются с практическим закреплением полученных знаний | Ученики легко применяют полученные знания на практике | Ученики затрудняются в выполнении заданий. | Учитель задает наводящие вопросы, , предлагает примерный вариант выполнения. |
Рефлексивно-оценочный этап | Познавательные УУД: умение структурировать знания Регулятивные УУД: фиксировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: формирование своего мнения и позиции Личностные УУД: формирование внутренней мотивации Предметные результаты: закрепление изученного материала | Ученики дают оценку своей деятельности по принципу повторения из схемы. | Ученики дают оценку своей деятельности не обосновывая свой ответ. | Ученики осознанно дают оценку своей деятельности, аргументируя свою точку зрения. | Ученики дают оценку своей деятельности по принципу повторения из схемы. | Учитель дает образец и примерный вариант оценивания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Использование методов проблемного обучения на уроках химии...
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....
Использование методов проблемного обучения на уроках технологии
Проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организац...
Использование методов проблемного обучения на уроках технологии для развития интеллектуального и творческого мышления учащихся
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь ...
публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»
мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...
МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»
Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...