Урок технологии в 5 классе по теме "Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Цели урока:
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineral.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по материальной технологии
в 5 классе.
Тема «Физиология питания.
Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».
Цели урока:
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
Ход урока.
I. Организация урока.
1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.
- Что вы знаете о витаминах?
- Для чего они нужны человеку?
- Где они находятся?
- Что такое питаться по сезону?
- Кто открыл витамины?
- Соль это враг или друг?
- Могут ли витамины быть вредными?
- Что такое кремний?
- Всегда ли полезно молоко?
- Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?
III. Изучение нового материала.
Краткая история открытия витаминов.
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH2) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.
Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.
Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.
Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.
Такое питание приводило к заболеванию цингой. Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.
Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.
В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания, такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.
В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.
В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.
В 1935 году датский ученый Дам выделил витамин К, способствующий свертыванию крови.
В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В6.
В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.
В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.
В 1948 году Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В12. Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.
В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин В15.
Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.
Значение витаминов в жизнедеятельности организма.
Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.
Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.
В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами. Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д
Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.
Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией.
Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме. Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме, диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ.
У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии равновесия.
Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.
Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.
Пример: при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.
Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм витаминов происходит нарушение питания тканей.
Пример: при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. (Очень ценно).
В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.
Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами. Функция каждого витамина может быть многообразной.
Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.
Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение организмом ряда витаминов и на их обмен.
Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.
Витамины принимают участие в углеводном обмене
Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.
Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.
Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.
Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках.
Характеристика витаминов.
Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.
В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К1, К2, К3, D2,D3, В1, В2, В6, В12 и так далее.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями. Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.
Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.
Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека. Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.
Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.
Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).
Минеральные вещества
Никакой организм не может существовать без кремния……
В. И. Вернадский
В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.
Наиболее распространенными оказались:
№п/п | Название элемента | Его процентное содержание |
1 | Кислород | 49,52 |
2 | Кремний | 25,75 |
3 | Алюминий | 7,51 |
4 | Железо | 7,51 |
5 | Кальций | 3,29 |
6 | Натрий | 2,64 |
7 | Калий | 2,45 |
8 | Магний | 1,94 |
Итого | 99,03 | |
Данные элементы распространены и в человеке. |
Кремний – элемент, определяющий свойства гибких структур, соединительной ткани сухожилий, стенок сосудов и ЖКТ, надкостницы, хрящей, синовиальной жидкости суставов.
Кальций – основной структурный элемент жестких тканей костей.
Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма многообразна.
Главным источником минеральных элементов является растительная пища – фрукты и овощи. В свежих овощах и фруктах они находятся в самой активной форме и легко усваиваются организмом.
Минеральные вещества участвуют в построении костной ткани, поддержании кислотно-щелочного равновесия (КЩР) в организме и нормального солевого состава крови, нормализация водно-солевого обмена.
Минеральные вещества подразделяются на две группы: макро и микроэлементы.
Макроэлементы.
К ним относятся: кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор, сера.
Микроэлементы.
К ним относятся железо, медь, кобальт, йод, фтор и т.д.
Минеральные вещества делятся на катионы (носители электроположительных свойств и имеющие щелочную ориентацию) и анионы (носители электроотрицательных свойств и имеющие кислотную ориентацию).
Пища, не содержащая минеральных солей, хотя бы она во всем остальном удовлетворяла условиям питания, ведет к медленной голодной смерти, потому что обеднение тела солями неминуемо ведет к расстройству питания.
Ф. Ф. Эрисман
О важности минеральных элементов говорят исследования Форстера, описанные им ещё в 1879 году. Он кормил собак мясом, из которого были извлечены соли, и установил, что они погибают быстрее, чем животные, находящиеся на полном голодании.
Соль - сильнодействующее натуральное антигистаминное средство.
Соль - эффективное средство борьбы с физиологическим стрессами.
Соль необходима для удаления избыточной кислоты из внутриклеточной среды, особенно клеток мозга.
Соль крайне необходима почкам для понижения уровня кислотности и выведения кислоты с мочой.
Соль играет исключительно важную роль в лечении эмоциональных и аффективных расстройств.
Соль необходима для поддержания уровня серотонина и мелатонина в мозге.
Соль играет важную роль в профилактике и лечении рака.
Соль – самое эффективное средство стабилизации ритма сердечных сокращений.
Соль – это жизненно важный элемент для диабетиков.
Морская соль и неочищенная каменная соль содержат около 80% необходимых организму минеральных элементов.
На поддержание КЩР огромное влияние оказывает правильное питание.
Какое влияние оказывают те или иные минеральные элементы на организм человека указано в приложении в форме таблицы.
IV. Итог урока.
Сегодняшняя тема очень емка по объему информации, но суть заключается в том, что применив полученные знания, и организовав правильное питание, вы сохраните свое здоровье на долгие годы.
Литература:
С. М. Бременер «Витамины в домашнем питании», Москва, Пищевая промышленность, 1974
Семёнова Н. А. Очистись! от паразитов и живи без паразитов. -5-е изд., испр. и доп.- СПб: «ДИЛЯ Паблишинг», 2012.
В. Ф. Малыгина, А. К. Меньшикова, К. М. Поминова Основы физиологии питания, гигиена и санитария. Издательство «Экономика», Москва, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...
Презентация к уроку в 10 классе по теме "Витамины"
Представлены классификация и химический состав витаминов. Даны понятия гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз. Рекомендованы суточные нормы потребления витаминов. Экспериментально доказано наличие ...
Презентация к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины"
Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины". Данная презентация содержит подробную информацию о витаминах и их значении. Презентация может быть использована к...
Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма
Презентация к уроку технологии в 6 классе. Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма....
урока для 8 класса по теме "Витамины"
Методическая разработка включает : разработку урока, дополнительный материал для работы учащихся, маршрутные листы изучения темы....
Конспект открытого урока в 8 классе по биологии "Витамины"
Данный проект охватывает тему "Витамины"из раздела "Обмен веществ" по биологии 8 класса.Работа по группам создает ситуацию успешности.Познавательная деятельность позволяет более гл...
Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.
В данной статье речь идет о значении витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьников, а также о профилактике витаминной недостаточности. В статье рассказывается о пользе витаминов, их вли...