План-конспект урока по технологии в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Шерешева Александра Ильинична

Хороший рабочий материал для проведения традиционного урока техноогии в 5 классе по теме "Конструирование фартука".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl-urok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

на тему «Конструирование фартука»

5 класс

Разработала:

Учитель технологии

Шерешева А.И.

2012

Тема урока: Конструирование фартука на поясе.

Цели урока:

1. Образовательная – ознакомить учащихся с понятиями: «конструирование», «масштаб»;  обучить выполнять задание по образцу; научить учащихся применять ранее полученные знания при работе с инструкционными картами;  обучить организации коллективной работы при выполнении чертежа изделия; научить самостоятельно оценивать результаты своего труда; отработать навыки конструирования фартука и выполнения чертежа изделия;

2. Развивающая – способствовать развитию  интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности;  мышления; пространственного воображения; моторных навыков; умений учебного труда.

3. Воспитательная – содействовать воспитанию мотивов учения, труда; коллективизма; дисциплинированности; эстетических взглядов; творческого начала личности; поведенческих и профессионально важных качеств личности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы: компьютер, диск; ромашка с заданиями, кроссворд, рисунки (приложения), схема, инструкционные карты, масштабные линейки, словари, таблицы.

Ход урока

I. Организационная часть:

После приветствия проверяется явка учащихся и готовность учащихся к уроку. Здесь уместно использовать русскую народную пословицу «Что в порядке лежит, само в руки бежит». Далее сообщается тема занятия и задачи, которые учащиеся должны решить при повторении пройденного материала, в процессе знакомства с новой темой, при выполнении практической работы.

Учитель: на нашем сегодняшнем уроке, ребята, причудливо переплетаясь, будут использованы знания по истории и географии, черчению и математике. Но для начала давайте вспомним с вами, о чём мы узнали на прошлом занятии.

II. Повторение пройденного материала:

Итак, на прошлом занятии мы с вами познакомились с темой… (отвечают дети)  правила снятия мерок и машинные швы. И сейчас проверим – хорошо ли вы усвоили эту тему.

«На ромашке погадаю –

Сразу правду всю узнаю:

Кто учил, а кто и нет

Честный даст она ответ».

Индивидуальная работа - на доске  прикреплена ромашка, каждый лепесток которой содержит задание.  Дети поочерёдно «отрывают» по лепестку и отвечают.

1 лепесток – «Подскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг – споткнулся и…притих.

Ждёт он и вздыхает – слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть – подскажи словечко.

Шагает мастерица по шёлку да по ситцу.

Как мал её шажок! Зовётся он … (стежок)

Никак не согласится она лежать без толку.

Кто знает мастерицу, усердную … (иголку)?

Я, не хвастая, скажу: всех друзей омоложу.

Идут ко мне унылые, с морщинками, со складками.

Уходят очень милые, весёлые и гладкие!

Значит, я – надёжный друг. И зовут меня … (утюг)

2 лепесток  - Ответьте на вопросы теста:

1. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:

а) Ди;  б) Сб;  в) Ст.

Ответ: Ди.

2. Мерки снимают с…….. стороны фигуры.

а) правой   б) левой.

Ответ: а.

3. Мерку Сб снимают:

а) для определения длины пояса;

б) для определения длины изделия;

в) для определения ширины изделия.

Ответ: в.

3 лепесток – Рассмотрите образец. Как называется представленный шов? (Показываю образец соединительного, стачного шва вразутюжку).

4 лепесток – Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Значение термина

1. Шов

а) последовательный ряд стежков

2. Стежок

б) расстояние между двумя проколами иглы

3. Строчка

в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом

Ответ: 1 – в; 2 – б; 3 – а.

5 лепесток – Найдите лишнее в моих утверждениях:

Волокна растительного происхождения получают из:

а) льна;  б) шерсти;  в) хлопка;  г) крапивы.

Ответ: б.

В машинной игле ушко находится:

а) в середине иглы;  б) рядом с остриём.

Ответ: а.

Для построения чертежа фартука нужны мерки:

а) Ст;  б) Ди;  в) Сб;  г) Др.

Ответ: г. 

6 лепесток –  «Профсловарь» - так называется следующее задание. Вам нужно определить к каким профессиям относятся те группы слов, которые я буду зачитывать:

- Нитки, ткань, швейная машина, игла, ножницы. (Швея)

- Пила, топор, долото, молоток, гвозди. (Плотник)

- Книга, доска, указка, журнал, пятёрка. (Учитель)

Коллективная работа - разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Конь стальной, хвост льняной.

2. На стеблях белеют чашки. В них и нитки, и рубашки.

3. Исходный материал для вязания.

4. На пальце одном ведёрко вверх дном.

5. Рогатая, хвостатая, рогом проткнёт, хвостом починит.

6. Одна нога стоит, другая кругом бегает.

7. Приспособление, используемое для вышивания.

Обобщающая беседа по вопросам:                                                                                              

1. Давайте вспомним, что такое мерки?  (Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения).

2. Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?

(Нет. Так как мы все разные и по росту, и по полноте).

3. Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?

(Потому что чертеж строят на половину фигуры).

6. Что представляет собой рабочее место для выполнения машинных работ?

7. Какой должна быть правильная посадка?

8. Какие ПТБ необходимо соблюдать при выполнении машинных работ?

III. Изложение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией.

Из истории развития фартука.

Фартук – разновидность поясной женской одежды. Фартук – незаменимая деталь гардероба и сталевара, и домохозяйки. Только носят они, естественно, одежду разного кроя и из разных материалов. (1 слайд)

История фартука восходит к… набедренной повязке. Да-да, появлением своим он обязан вельможам Древнего Египта, которые стали украшать свои повязки цветными поясами и расширять книзу в форме треугольника. Так, первый передник (фартук) изготовили именно в Древнем Египте, где его носили государственные мужи того времени. Для того чтобы отличаться от своих сограждан, правители пользовались передником, состоящим из полоски кожи и ткани. Кожу также могли заменить сплетенными стеблями тростника. (2 слайд)

Интересно, что фартук был одним из символов императорской власти в Византии! Назывались они тогда таблионами, изготавливались из драгоценной парчовой ткани и пришивались к императорскому плащу.

(3 слайд)

Постепенно фартук перекочевал и в женский гардероб, плотно закрепившись как часть именно женской одежды. Это были прекрасные, искусно вышитые цветными нитками или бисером передники. Также поверх женских платьев надевали двойные передники, которые украшали женский туалет. (4,5 слайды)

О старинных фартуках наших воронежских крестьян расскажет Грабовская Надя . (Сообщение ученицы -  рассказ девочки сопровождается показом рисунков)

В старину фартук называли завеской. Старинный фартук совершенно не был похож на нынешний. Он являлся разновидностью старинной красивейшей туникообразной одежды – запана, которую замужние женщины надевали поверх рубахи и понёвы. (Рисунок 1)

Постепенно запан стал уступать место поясной одежде – яркому и нарядному фартуку, который отражал своеобразие одежды воронежской крестьянки. (Рисунок  2)

Замужние женщины носили запаны, завески или же праздничные фартуки. Девушки тоже носили эту одежду, но, всё же, предпочтение отдавали фартуку, который мутузками (верёвочками из ткани) завязывали сзади на талии.

Наши воронежские фартуки (запаны) отличались от такой одежды других губерний покроем, украшениями, вышивкой и др.

Фартуки, которые носили крестьянки нашего села Копанище, тоже имели свои отличия. Особенностью их было то, что на фартуке обязательно присутствовали искусно вышитые местными рукодельницами кисти рябины. Рябина считалась своеобразным символом села. (Рисунок 3)

С развитием мануфактуры широкое развитие получили рабочие фартуки.

И по сей день фартук входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий.

Фартуки для продавцов могут иметь накладные карманы или один, объёмный. Изготавливаются из нейлона, часто – с оборкой и на широких бретелях. Их делают яркими и нарядными, чтобы произвести хорошее впечатление на клиентов. (6 слайд)

Куда менее презентабельные фартуки для работников промышленности. Их изготовляют широкими, с нагрудником и часто прорезиненными (для защиты от кислот). (7 слайд)

Тщательно дезинфицируют при приготовлении фартуки для врачей, которые делают из простой клеёнки с ПВХ покрытием, или, опять же, из прорезиненной ткани. (8 слайд)

Обычные, кухонные фартуки, бывают с нагрудником и без него, из бязи, набивного ситца или других тканей – репса, чесучи, сатина. Главное к ним требование – кухонные фартуки должны нравиться их хозяйкам, иметь приятный вид и помогать справляться на кухне. (9 слайд)

В последнее время набирают популярность специальные, рекламные и подарочные фартуки. Многие фирмы предлагают услуги по размещению рекламы, логотипов, слоганов и изображений не только на фартуках, но и практически на любой другой ткани. Так что подарочные фартуки с именами и забавными надписями – уже не редкость. (10 слайд)

Беседа с элементами лекции и использованием проблемных вопросов

Внимание! Начинаем думать, слушать, мыслить.

Итак, процесс создания любого швейного изделия можно представить в виде схемы

(обращаю внимание уч-ся на схему на доске).

Схема

1 этап – эскиз

2 этап – конструкция

3 этап – технология

4 этап – готовое изделие.

Каждый этап выполняет человек определенной профессии. Как вы думаете, эскиз (рисунок) модели изделия человек какой профессии может выполнить? (Художник, дизайнер, модельер, стилист).

А теперь давайте назовём профессии людей, которые участвуют на каждом из указанных этапов?

Ответы: 1-дизайнер, модельер, стилист; 2-конструктор; 3-технолог; 4-оператор швейного производства.

Итак, мы знаем, что такое мерки и какие именно мерки нужны для построения чертежа фартука, но этого недостаточно.

Чтобы построить чертеж изделия, необходимо познакомиться с последовательностью выполнения чертежа и приемами расчета конструкции. В этом нам поможет индивидуальная инструкционная карта.

(Раздаю детям инструкционные карты).

Инструкционная карта «Построение чертежа фартука на поясе»

Название отрезков

Расчёт

Построение

1

2

3

Определение линии талии

В точке Т построить прямой угол

Определение линии низа

Ди = 30 см.

От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н

Определение ширины фартука

Сб : 2 + 6 = 40 : 2 + 6 = 26 см.

От точек Т и Н отложить влево полученную величину и поставить точки Т1 и Н1 прямой линией. Построить квадрат

Определение месторасположения кармана

Постоянная величина

1. От точки Т вниз отложить 6 см. и поставить точку К.

2. От точки К вниз отложить 14 см. и поставить точку К1.

3. От точек К и К1 влево отложить 10 см., провести прямые линии и поставить точки К2 и К3.

4. Соединить точки К2 и К3 прямой линией.

Определение ширины пояса

9 см.

От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П1.

Определение длины пояса

Ст  2 + 20 = 30   2 + 20 = 80 см.

От точки П отложить длину пояса 80 см. и построить прямоугольник ПП1П2П3

Кроме этого нам понадобятся цифровые значения мерок. Мы будем строить чертёж в тетради по среднестатистическим меркам, свойственным учащимся вашего возраста.

Ст – 30 см.

Сб – 40 см.

Ди – 30 см.

(Мерки записываются в тетрадях)

Для выполнения работ по конструированию в тетради необходимы следующие инструменты и принадлежности: чертежный треугольник, карандаш, ластик и масштабная линейка. В чем ее особенность?

(Учащиеся сравнивают обычную  линейку с  масштабной. Анализируют. Выясняют, что  масштабная  линейка  уменьшает естественные размеры).

Секрет открыт. 1см уменьшился  в 4 раза. А если с ее помощью построить чертеж, он уменьшится в 4 раза? (Да). А для нас это важно? (Да, ведь чертеж в натуральную величину не уместится  в наших тетрадях).

Мы с вами знакомимся с еще одним понятием: «Масштаб».

Предлагаю вам самостоятельно по словарю найти и записать в тетрадь значение слова «масштаб». (Дети работают со словарями).

(Запись в тетрадях: «Масштаб – отношение линейных размеров изображений предметов к действительным).

Масштаб нашего чертежа будет 1:4. А где нам еще встречался масштаб? Что еще можно построить с помощью масштаба?

(На глобусе), (План поселка, географическую карту, и т. п.).

Теперь мы можем перейти к выполнению чертежа, т. е.  конструированию.                                                                                                                  

(Запись в тетрадях определения: «Конструирование» -  это построение чертежа выкройки изделия).

IV. Закрепление нового материала.

Практическая работа «Построение чертежа фартука на поясе» в М 1:4.

(Учащиеся записывают название практической в тетрадях; слушают объяснения учителя и строят чертеж фартука: юбку фартука с карманом и пояс. Возможны случаи опережения, что похвально. Учитель дает комментарии и оказывает индивидуальную помощь учащимся).

                                Т1                                            Т

                                Н1                                           Н

     П1                                                                     П2

     П                                                                             П3

V. Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность глазам и пальцам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений:

- Закроем глаза, посчитаем до трех. Откроем. Сделаем так три раза.

- Разведем пальцы и с силой согнем. Повторим пять раз.

- Поочередно поморгаем глазами пять раз. Отдохнули?

Продолжаем работу.

(Ознакомление учащихся с самооценочной таблицей).

Самооценочная таблица

Критерии

Соответствие образцу

полностью

частично

Точность выполнения

Правильность построения линий

Аккуратность выполнения чертежа

Правильность расположения чертежа

Скорость выполнения работы

Вопросы по изученной теме:

1. Что называется «конструированием»?

2. Как называется отношение линейных размеров изображений предметов к действительным? (масштаб)

3. Какой чертежный инструмент помог нам построить чертеж? (масштабная линейка). В чём её особенность?

VI. Подведение итогов урока:

Целью нашего урока было понять, что такое конструирование и построить чертеж фартука. С чертежом вы справились. На вопросы тоже ответили. Что мы можем сказать? Достигнута наша цель или нет?

(Высказываются дети).

В заключении урока выставляются оценки за практические работы и устные ответы с комментариями объективности оценивания результатов работы каждого учащегося.

Задаётся домашнее задание.

Проводится уборка рабочих мест.

Учитель: наш урок подошел к концу. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня допустил ошибки, исправив их, постарайтесь впредь не совершать. До свидания. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_

Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...

План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе.Часть 1.

Разработка теоретического урока с презентацией по теме: "Вышивка крестом."Знакомство с методами и видами креста....

План-конспект интегрированного урока ОБЖ-технология

Интегрированный урок  "Приготовление обеда в походных условиях"...

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

План-конспект открытого урока по технологии для учащихся 5-го класса

План-конспект открытого урока по технологиидля учащихся 5-го класса по теме: «Поделки в технике квиллинг»...

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"...