Конструкт урока технологии для девочек в 5 классе по теме "От волокна к ткани"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Урок из раздела "Материаловедение" построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «От волокна к ткани»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | Волокно | ||||
Цель темы | Познакомить учащихся с видами волокон и строением ткани. | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |||
Систематизировать знания о волокнах; формировать представление о тканях как о двух системах нитей; научить определять направления нитей основы и утка. | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. | ||||
Основные понятия | Швейное материаловедение, текстильное волокно, ткань, нить основы, нить утка, кромка | ||||
Организация пространства | |||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||
Природоведение (знакомство с хлопчатником и льном). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников). | в малых группах, индивидуальная. |
| |||
I этап. Мотивация к деятельности | |||||
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Волокна» | Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 1. Волшебный конверт. Учитель: Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это? а) История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного. б) Ее делали из конопли, осоки, крапивы. в) Она защищала человека от холода и морозов. Ответ: В конвертах лежит ткань. Учитель: Ткань — это материал, с которым вы, ребята, сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани. | ||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания | |||
1. Актуализация знаний учащихся | |||||
Цель – актуализировать знания учащихся, об изделиях, изготавливаемых из ткани. | Учитель: А Вы, ребята, знаете вещи и изделия, изготовленные из ткани. Перечислите их, пожалуйста. Ответы учащихся: одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др. | ||||
2. Расширение знаний о предмете «Технология» | |||||
Цель – сообщить учащимся знания о разделе технологии «Швейном материаловедении». | Учитель: Чтобы сшить любое из них нужно правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. А изучает строение и свойства материалов раздел учебного предмета «Технология», который называется «Швейное материаловедение». | Задание 1. выполните задание «Незаконченный текст». Швейное материаловедение – это наука, которая занимается ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий. Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается изучением материалов, используемых для изготовления швейных изделий. | |||
3. Совместное формулирование темы урока | |||||
Цель – учить школьников самостоятельно добывать знания. | 2. Беседа. Учитель: Ребята, как вы думаете, из чего изготавливают ткань? Ответы учащихся: из ниток. Учитель: А нитки откуда берутся? Давайте сейчас поработаем парами и проведем эксперимент. Возьмем одну ниточку из лоскутка и попробуем раскрутить ее кончик. Что вы там видите? Ответы учащихся: Ниточка состоит из нескольких очень тонких, похожих на волоски частичек, скрученных между собой. Учитель: Правильно, а частички эти называются волокнами. Ребята, а кто догадался, какова тема нашего урока? Ответы детей. Учитель: Сегодня Вы узнаете, какие бывают волокна, на какие группы они делятся и какое строение имеет ткань. | Задание 2. Ребята, давайте вместе попробуем дать определение волокну, а затем проверим по учебнику, правильно ли мы думаем. Итак: Волокно – это….. Ответ: Волокно – это длинное, прочное, гибкое тело, длина которого во много раз больше его поперечного сечения (Слайд 2.) | |||
4. Изучение нового материала | |||||
Цель – актуализировать знания учащихся о текстильных волокнах. | Учитель: Волокна встречаются в природе в разных видах, а для производства тканей используют текстильные волокна. Ребята, а как вы думаете, текстильные волокна уже существуют в готовом виде в природе, или их изготавливают искусственным путем? Ответы учеников. Учитель: Давайте посмотрим, на какие группы и подгруппы делятся текстильные волокна (Слайды 3-4.) Работа с таблицей «Классификация текстильных волокон» Учитель: В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения). Классификация текстильных волокон (по происхождению, способу получения) Учитель: Ребята, как вы понимаете словосочетания «волокна растительного происхождения» и «волокна животного происхождения»? Почему их называют натуральными волокнами? Какие растения дают нам эти волокна? (Слайд 5.) | ||||
5. Работа с понятиями «Хлопчатник» и «Лен» | |||||
Цель – познакомить учащихся с основными видами волокон растительного происхождения. | Работа с презентацией (Слайды 6-9) и раздаточным материалом (коллекции «Хлопок» и «Лен»). |
| |||
| |||||
Цель - актуализировать знания учеников о получении ткани. | Учитель: Ребята, давайте попробуем объяснить своими словами, что такое ткань. Ответы учеников. Учитель: А теперь посмотрим на экран, правильно ли мы с вами сформулировали определение. Ответ: Ткань – это материал, полученный путем переплетения нитей. (Слайды 10-11). Логическая цепочка «Процесс получения ткани» (Слайд 12). Вывод: Пряжу получают в процессе прядения из волокон. Ткани получают на ткацких фабриках путем переплетения двух систем нитей. | Задание 3. Заполните предложение недостающим словом. ,,,,,,, - это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей или пряжи. Задание 4. Заполните логическую цепочку. | |||
IV этап. Практическая работа «Знакомство со строением ткани». | |||||
Цель - актуализировать знания учащихся о строении ткани, развивать умение наблюдать и делать выводы | Учитель: Ребята, сейчас мы опять поработаем в малых группах по два человека. Материалы и инструменты: образец ткани, лупа, игла, учебник, рабочая тетрадь. Ход практической работы
Рассматривание через лупу строение ткани. Обобщаем результат работы и делаем выводы: Вывод: - ткань образуется переплетением двух нитей. - нити в ткани различаются по длине и толщине. - одни нити в ткани расположены горизонтально, другие вертикально. Вместе с учащимися выясняем, каким образом можно получить пряжу и ткань, определяем древнейшие и современные способы получения пряжи и ткани (Слайды 13-16). Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка. Вывод: Длинные и прочные нити, идущие вдоль ткани – нить основы. Короткие, извитые нити, идущие поперек ткани – нить утка. Узкая полоска по краю ткани – кромка. Основное переплетение ткани называется полотняным. Учитель: Ребята, а как вы думаете, могут ли Вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке? Ответы детей. Учитель: Волокнистый состав необходимо учитывать при выборе ткани для изделия, а знание строения ткани поможет Вам правильно выкроить его. | Задание 5. Обозначьте цифрами на схеме расположение нитей основы, утка и кромки 1 2 3 | |||
V этап. Итог урока. Оценка результатов деятельности | |||||
Цель – закрепить полученные в ходе урока знания | Итог урока:
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________ Учитель: Ребята, Вы сегодня хорошо поработали! Теперь давайте приберем свои рабочие места. Спасибо за урок! | Домашнее задание: Выполните макет переплетения ткани. Предлагаю Вам два способа выполнения макета:
Можно воспользоваться инструкцией. |
Источники:
1.Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литвинова и др «Технология» учебник 5 класс- М.: «Вентана-Граф 2008 г..
2.. Электронный учебник по технологии - http://rusalka-7.ucoz.ru/index/mashinovedeni/0-19.
3. И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии для девочек» 6 класс – М.: Школьная пресса, 2005 г.
4.О.В.Павлова «Неделя Технологии в начальной и средней школе» - Волгоград.: «Учитель», 2007 г.
Приложения к уроку
Приложение 1
Классификация текстильных волокон
(по происхождению, способу получения)
Приложение 2
Логическая цепочка «Процесс получения ткани»
Приложение 3
Приложение 4
Итог урока:
- На уроке я узнала (узнал).
______________________________________________________________________________________________________________________
- На уроке я научилась (научился).
______________________________________________________________________________________________________________________
- Новые знания мне пригодятся. ______________________________
______________________________________________________________
Приложение 5
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.
Правила безопасности: при работе с ножницами.
Ход работы
1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.
2.Разметь два квадрата через 1 см.
3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию,
отступив от края 1 см.
Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
4.Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.
5. Выполни переплетение и подклей концы полосок.
6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.
Приложение 6
Материалы и инструменты: картон, ножницы, линейка, карандаш, нитки, иголка, для нити утка можно использовать узкую ленточку.
Правила безопасности: при работе с ножницами, иглой.
Ход работы
- Вырежи из картона рамку размером 10х10 см.
- Иглой с ниткой проложи нити основы.
- Нитью другого цвета или лентой проложи нити утка.
Приложение 7
задание «Незаконченный текст».
Швейное материаловедение – это наука, которая занимается занимается ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий.
Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается занимается изучением материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Задание «Незаконченный текст».
Волокно - _________________________________________________________________________________
Волокна, используемые для изготовления пряжи, ниток, тканей называют______________________
__________________________________.
Задание Внимательно прочитайте его и заполните предложение недостающим словом.
_______ - это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей.
Приложение 8
Мультимедийная презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"
урок для 6 класса...
Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"
Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...
Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"
Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...
Презентация к уроку технологии для девочек в 6 классе по теме "Свойство тканей".
Презентация преназначена для обьяснения нового матетиала по теме "Свойства тканей"для урока по технологии в 6 классе....
Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"
Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...
Конспект открытого урока технологии у девочек 6 класса по теме "Дизайн комнаты девочки - подростка"
Цели урока:Образовательная: ознакомить учащихся с программой Outline ЗD (Offline) версия 6.0 по созданию интерьера комнаты мебельной кампании «Лером», делать планировку комнаты подро...
Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».
Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...