Личностные особенности
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

урок профориентации 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lichnostnye_osobennosti.zip390.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие личностных особенностей.

Цель: познакомить с многообразием личностных особенностей и зависимость выбора профессии от них.

Задачи:

  1. Дать понятие о самопознании.
  2. Дать понятие о личностных особенностях и их влиянии на формирование образа человека.
  3. Дать понятие о самооценке и ее значимости для человека.

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с самопознанием: «Какой я?», «Подойдет ли мне этот вид деятельности?», «Каких качеств, свойств потребует от меня профессия?», «Есть ли они у меня?», «А если есть, насколько они развиты, сформированы?».

Самопознание – процесс сложный, оно особо актуализируется в подростковом возрасте и сопровождает человека всю жизнь.

- Откуда вы получаете информацию о себе?

В реальной жизни, в общении с родителями, учителями, сверстниками ты получаешь информацию о себе. Иногда эта информация радует тебя, а подчас может и огорчить. Человек в разных ситуациях проявляет себя по-разному. В одном человеке могут вместе уживаться мечтательность и практичность, отзывчивость и равнодушие, активность и застенчивость. Таких противоречий немало, поэтому в разных ситуациях можно получить разную оценку: от восхищения до порицания. Наблюдая за собой в разных ситуациях, ты можешь обнаружить в себе не одно «Я», а несколько, и притом разных.

У каждого есть образ «наличного Я». Это то, каким себя видит человек в данный момент. Данный образ «Я» может не соответствовать тем оценкам, которые дают человеку окружающие. Например, его считают грубым и черствым, а сам он знает, что за внешней грубостью скрывается очень тонкая и ранимая душа.

У каждого есть, как правило, образ «желаемого Я» – то, кем или каким он хотел бы видеть себя. Это очень важный для человека образ. Он может как компас вести его по пути самосовершенствования. Еще есть образ «представляемого Я» – «маски», которые человек демонстрирует людям, за которые он прячется.

В то же время личность – явление целостное. Наличие в ранней юности нескольких образов «Я» – важное условие познания себя и других.

Образ каждого человека формируется в зависимости от личностных особенностей.

Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность. 

Личностные особенности: Самосознание, сознание, самооценка. Уровень притязаний. Характер. Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера. Совместимость характеров. Проявление характера в поведении и деятельности человека в разных обстоятельствах.

Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности позволяют менять психологические особенности.

Известно, что каждый из нас обладает определенным набором индивидуальных особенностей. Одни из них генетически запрограммированы, другие приобретены в течение жизни. Личностные особенности влияют на поведение человека, его реакцию на события окружающей жизни и т. д. Так, есть люди более общительные, им нравится работа, требующая большого количества контактов. Другие же предпочитают ограниченный круг общения, есть и такие, которым работать нравится в одиночку.

 

Преобладание тех или иных особенностей вовсе не значит, что одни могут достичь больших успехов, а другие нет. Просто при выборе сферы деятельности нужно учитывать свои индивидуальные качества и преимущества своего характера и использовать их для достижения положительных результатов.

Тест Ваши личностные особенности

2. Самооценка

Для человека очень важно давать себе оценку, оценивать себя, свои действия…, т.е. человек должен быть способен к самооценке.

Самооценка – это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:

А) знание о себе (через общение с другими)

Б) отношение к самому себе

В зависимости от самооценки человек ставит перед собой те или иные задачи, отличающиеся  уровнем притязаний.

Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная свои предыдущие успехи и неудачи.

Что нужно знать о себе и мире профессий, чтобы осуществить самоопределение?

Каковы твои интересы? На что направлены твои интересы? (интерес представляет собой избирательную направленность личности на определенные области познания). Следует отличать интересы устойчивые от случайных и быстро меняющихся интересов.

В чем проявляются твои склонности? (склонность понимается как предрасположенность, потребность заниматься той или иной деятельностью).

В чем и как проявляются способности?

Каковы твои

мотивы? (Побудительные причины деятельности).

Каковы твои природные, индивидуально-типологические особенности? (темперамент).

Позволяет ли здоровье выбрать эту профессию?

Насколько ты подготовлен к выбору именно этой профессии? (знания, умения, психологическая подготовка и др.).

Какова потребность общества в избираемой профессии?

Закрепление

Решение тестов по «Самооценке» и «Ваши личностные способности».

Домашнее задание

Записи в тетрадях



Диагностика уровня самооценки (РС версия)

Диагностику уровня самооценки можно провести в бланковом варианте по методике Ковалева.

Предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Нужно выбрать из них один по каждому суждению и в нужной графе отметить его. Каждый из вариантов ответа кодируется баллами по следующей схеме:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

п\п

Суждения

очень часто

часто

иногда

редко

никогда

4

3

2

1

0

1.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

2.

Постоянно чувствую свою ответственность по работе

3.

Я беспокоюсь о своем будущем

4.

Многие меня ненавидят

5.

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

6.

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

7.

Я боюсь выглядеть глупцом

8.

Внешний вид других куда лучше, чем мой

9.

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

10.

Я часто допускаю ошибки

11.

Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

12.

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

13.

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

14.

Я слишком скромен (скромна)

15.

Моя жизнь бесполезна

16.

У многих неправильное мнение обо мне

17.

Мне не с кем поделиться своими мыслями

18.

Люди ждут от меня слишком многого

19.

Люди не особенно интересуются моими достижениями

20.

Я слегка смущаюсь

21.

Я чувствую, что многие не понимают меня

22.

Я не чувствую себя в безопасности

23.

Я часто волнуюсь, и напрасно

24.

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже есть люди

25.

Я чувствую себя скованным

26.

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

27.

Я уверен(а), что люди почти все воспринимают легче, чем я

28.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

29.

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

30.

Как жаль, что я не так общителен(а)

31.

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

32.

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Обработка результатов (Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям)

завышенная

слегка завышенная

адекватная

слегка заниженная

заниженная

1 – 20

21 – 25

26 – 45

46 – 60

61 – 128

Тест Ваши личностные особенности

 

Надеемся, что данный тест поможет вам лучше разобраться в себе. На предложенные вопросы отвечайте «да» или «нет».

 

1.    Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2.    Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

3.    Нравится ли вам знакомиться с людьми?

4.    Трудно ли вам ответить другим «нет»?

5.    Перед тем, как что-либо предпринять, долго ли вы размышляете?

6.    Вы, как правило, удовлетворены тем, как складывается ваша жизнь?

7.    Часто ли у вас случаются беспричинные спады и подъемы настроения?

8.    Обычно вы действуете и говорите быстро, не раздумывая?

9.    Волнуетесь ли вы перед встречей с незнакомым человеком?

10.   Любите ли вы рискованные поступки?

11.   Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ым) незнакомкой (цем)?

12.   Бывает так, что вы выходите из себя, злитесь?

13.   Испытываете ли вы трудности только оттого, что надо быстро действовать или отвечать?

14.   Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали что-то не так?

15.   Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?

16.   Легко ли вас обидеть?

17.   Нравится ли вам часто бывать в компаниях?

18.   Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19.   Верно ли, что иногда вы полны энергии (все горит в руках), а иногда совсем вялы?

20.   Предпочитаете ли вы иметь немного друзей, но зато очень близких и надежных?

21.   Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?

22.  Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?

23.   Готовитесь ли вы задолго к намеченной встрече?

24.   Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25.  Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26.Чувствуете ли вы напряженность, оценивая результаты своей работы?

27. Вы человек очень живой и подвижный?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги оттого, что результат хуже, чем мог бы получиться?

29. В обществе других людей вы чаще молчите?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что в голову лезут разные мысли?

32. Когда вы хотите что-то узнать, то вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?

33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?

35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Способны ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

38. Можно ли вас считать раздражительным(ой)?

39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?

40. Нервничаете ли вы по поводу неприятностей, которые могли бы произойти?

41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли то, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Если бы вы на достаточно длительное время были лишены возможности общаться с людьми, то чувствовали бы себя очень несчастным(ой)?

47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы назвать себя уверенным человеком?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Тревожитесь ли вы за свое здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Часто ли у вас бывает бессонница?

 

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ.

Прежде всего, проверьте, насколько искренне вы отвечали. Для этого подсчитайте число положительных ответов на вопросы 6, 24, 36. Прибавьте к ним количество отрицательных ответов на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если сумма больше 5 очков, то полученные результаты надо поставить под сомнение, а если больше 7 очков, то дальнейшая обработка результатов вообще не имеет смысла: вы еще не готовы быть искренним человеком даже наедине с собой. Постарайтесь трезво оценить себя, иначе бесполезно потратите время.

 

Тот, чей результат по шкале «искренности» меньше 5 очков, имеет возможность определить важные качества личности по двум группам вопросов.

 

Экстраверсия — интроверсия. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56 и отрицательных — на вопросы 5, 13, 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51. Если общая сумма меньше 12, то 32 вам свойственна скорее интроверсия (обращенность внутрь своего Я). Если сумма в пределах 13—24, то, напротив, вам более свойственна экстраверсия (обращенность вовне).

 

Нейротизм — эмоциональная стабильность. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28,31, 33,35,38,40,43,45, 47, 50, 52, 55, 57. Если сумма меньше 12, то вам больше свойственна эмоциональная стабильность, если больше — нейротизм (эмоциональная нестабильность).

 

Экстраверсия. Скорее всего, вы социально открыты, расторможены, хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно тогда, когда требуется способность брать ситуацию в свои руки. Вам подходит работа коммерсанта, брокера, продавца, журналиста. Ваши характерные черты: общительность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магнит, притягивают предметы и объекты внешнего мира. Крайностями вашего поведения могут быть неразборчивость в контактах, избыточная общительность, граничащая с назойливостью, выставление напоказ особенностей своего характера.

Интроверсия. Скорее всего, вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты могут помочь в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение кропотливой работы. Вы склонны к самоанализу, вам присущи застенчивость, социальная пассивность. Вам трудно включиться в процесс группового решения задач, вы предпочитаете индивидуальную работу. Ваши интересы направлены на внутренний мир человека, который для вас более значим, чем мир предметов и внешних обстоятельств, вынуждающих считаться с их существованием. Ваши возможные крайности: слабая пластичность неумение находить себя в новых условиях, жесткость некоторых жизненных установок, неспособность изменить свои оценки и мнения даже в случаях их предельной неуместности и необоснованности, замкнутость, раздражительность.

 

Нейротизм. С большой долей вероятности можно сказать, что вы не удовлетворены своей способностью разрешать жизненные проблемы и достигать желаемых результатов. Вам свойственна повышенная тревожность по поводу мелких житейских проблем. Возможна тревожность и по поводу своего здоровья, часто не имеющая реальных оснований. Из-за высокой чувствительности и повышенной чуткости к опасности вы склонны опираться на мнение большинства. Вас отличает развитое чувство ответственности, обязательность, постоянные переживания за судьбу близких. Чувства сострадания и сопереживания могут колебаться в зависимости от предмета привязанности. Вам свойственна склонность к сомнению, проверке даже хорошо сделанной работы. Ваша самооценка, скорее всего, занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом желаемого Я, которому вы считаете необходимым соответствовать. И в то же время у вас недостаточно внутренних побуждений, чтобы захотеть достичь этого.

 

Эмоциональная стабильность. Ваша характеристика противоположна портрету тех, кому свойствен нейротизм. Вы не склонны к беспокойству, устойчивы по отношению к воздействиям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склонны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать доверие у большинства окружающих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии" Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особеннос...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным...

Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии

Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Эмоционально-личностные особенности детей младшего школьного возраста"

Используется при проведении круглых столов для педагогов и родителей с целью психологического просвещения и профилактики возможных проблем адаптации первоклассников, обучения и воспитания учащихся мла...

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей учащихся ОВЗ.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципах проекции. Рисунок - это всегда какое - сообщение, зашифрованное в образах. Моя методическая разработка...