Программа спецкурса "Художественная обработка древесины и проектные работы"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Создать условия для овладения основной технологией обработки и художественной отделки древесины;
создать условия для формирования творческих качеств личности и самореализации ребѐнка способной к декоративно-прикладному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа спецкурса | 79.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ГБОУ СОШ №879»
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР ГБОУ ШКОЛА №879
МАЛЬЦЕВА О.Ф.
________________
26.08.2012г.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11-15ЛЕТ.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 5 ЛЕТ
АВТОР ПРОГРАММЫ:
Учитель технологии:
Коровенков Ю.В.
ПРОГРАММА ПРИНЯТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
ГБОУ ШКОЛА №879
ПРОТОКОЛ № 1
ОТ 26.08.2012г.
ГОД РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ: 2012 год.
Г. МОСКВА
Пояснительная записка.
Дерево – прекрасный строительный материал и поделочный материал, оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, достаточно прочное и твѐрдое. Дерево, как и всякий другой материал существует в двух формах: исходная – круглый лес, бревно, ветки, корни и вторичная производная – доски, брус, фанера, шпон, щепа и многое другое. Изготовление различных изделий требует определѐнных знаний о дереве, его свойства, качестве, применении и обработке.
Сейчас дети всѐ больше и дальше отдаляются от природы, забывая еѐ красоту и ценность, поэтому необходимо позаботится об укреплении связи ребѐнка с природой и культурными традициями, трудом и искусством. Занимаясь изготовлением поделок из дерева ребѐнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде.
Выжигание – один из распространѐнных приѐмов художественной отделки древесины, которым с давних пор пользуются народные умельцы.
Выжиганием можно украсить любые деревянные изделия. Это могут быть как различные декоративные предметы, так и точѐнные из дерева чаши, кубки и шкатулки, разделочные доски, подсвечники, подставки и вешалки для кухонных принадлежностей, календарей, расписание уроков.
Выжиганием занимаются и просто любители этого интересного дела. Особенно много радостных минут выжигание доставляет тому, кто хорошо овладел техникой выжигания. Лучшим материалом для выжигания считается древесина с одной стороны, мелкопористой структурой. Для художественной отделки по степени пригодности древесины наиболее благоприятным являются мягкие породы дерева. Этими качествами прежде всего обладает липа, а затем берѐза. Липовая или берѐзовая дощечка или фанера должна быть чистой, без сучков и трещин и обязательно сухой, иначе при выжигании она покоробится.
Выжигание производится с помощью электровыжигателя. Работа с помощью выжигателя напоминает рисование коричневым карандашом. Овладев техникой выжигания работы получаются красивые, оригинальные, на высоком художественном уровне.
Другой вид художественной отделки древесины – роспись по дереву. Это одно из самых увлекательных занятий. Даже самая унылая деревянная поверхность преображается, едва к ней прикоснѐтся кисть художника. Занятия по этой теме способствуют формированию творческих качеств личности и самовыражению детей.
Резьба по дереву – один из наиболее распространѐнных видов декоративного творчества. Особенно популярно и любимо это искусство в нашей стране, богатой лесами и разнообразными породами дерева. Люди изображали небесные светила, вырезали деревянные фигурки птиц и зверей, украшали своѐ жильѐ. Резьба выполнялась в разной технике. Для того, чтобы сделать даже несложный деревянный сувенир, надо придерживаться определѐнной технологии. Освоив основные приѐмы резьбы, можно создать
огромное количество оригинальных работ, проявляя свои индивидуальные творческие способности.
Данная программа предусматривает известный круг знаний – познавательных и теоретических сведений и даѐт примерный перечень практических работ. Выполнение практических работ указанных в программе не всегда возможно в процессе деятельности объединения, оно зависит от ряда причин, в частности:
От индивидуальных способностей учащихся;
От интересов и подготовки учащихся к занятию;
От материально-технической базы.
Поэтому педагог может вносить в программу изменения: сокращать программу по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы и вводить новые.
Основные направления и содержание программы
Программа обучения включает следующие разделы: Знакомство с материалами и инструментами;
Знакомство и отработка приѐмов художественной отделки древесины способом: выжигание;
Роспись по дереву; Уроки резьбы;
Выпиливание лобзиком;
Изготовление изделий на токарных станках по дереву;
Знакомство с приемами ручной обработки древесины, выполнение столярных работ;
Проектирование изделий из древесины;
Приемы и способы отделки;
Занятия по данной программе можно проводить на любой из форм дополнительного образования и внеклассной работы: кружки, факультативы, спецкурсы.
Учебные занятия проводятся с сентября по май на базе школьных мастерских, где имеется всѐ необходимое для успешного усвоения программы обучения. В объединении занимаются дети младшего возраста и среднего школьного возраста.
Содержание программы адресовано детям с различной степенью подготовленности и индивидуальными способностями. Состав группы постоянный. Наполняемость в группах не менее 15 человек на кружках и 6-8 на факультативах и спецкурсах. Курс обучения рассчитан на 4-5 лет с учѐтом формы обучения и количества отведенных часов.
На первом году обучения занятия лучше проводить в виде кружковой работы с учащимися 3-х, 4-х классов 2 раза в неделю по 2 часа, на учебный год всего 144 часа по программе «Художественное выжигание». Второго, третьего, четвертого и пятого года обучения занятия проводятся в виде факультатива или спецкурса 1 раз в неделю по 2 часа, на учебный год 68 часов.
Четвертый и пятый год обучения занятия проводятся спецкурсом для одарѐнных детей с углубленным изучением предмета.
Цель программы.
Создать условия для овладения основной технологией обработки и художественной отделки древесины; создать условия для формирования творческих качеств личности и самореализации ребѐнка способной к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи программы.
Обучающие: Выявление и активизация творческих способностей у учащихся;
Изучение свойств различных материалов; Закрепление и расширение знаний полученных на уроках «Технологии», «Изобразительного искусства», «Окружающего мира», «Математики» и другое;
Знакомство с основами выжигания, резьбы, росписи, выпиливания;
Знакомство с приѐмами работы ручным столярным инструментом и на токарных станках по дереву.
Развивающие:
✵ Развитие образного мышления и воображения;
✵ Формирование творческих и эстетических способностей, основ духовной культуры и адекватного отношения к действительности;
✵ Создание условий к саморазвитию и самореализации.
Воспитательные:
✵ Формирование межличностных отношений в коллективе;
✵ Формирование экологической грамотности и экологического сознания;
✵ Формирование духовно-нравственных качеств личности;
✵ Воспитание в детях чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к народным традициям.
Основные принципы образовательного процесса
✵ Принцип индивидуального подхода;
✵ Принцип коммуникабельности;
✵ Принцип систематизации и последовательности;
✵ Принцип наглядности;
✵ Принцип сознательности и активности
Концептуальное обоснование программы
Идея творчества, развитие фантазии и ассоциативного мышления лежит в основе деятельности педагога и учащихся. Специфика занятий заключается в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности. Именно это обстоятельство даѐт данной программе преимущество.
Методической основой организации деятельности детей на занятии является создание новых способов решения задач, создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства.
Механизм реализации программы
Программа состоит из нескольких разделов, включая теоретическую часть и практическую работу. Практические занятия являются неотъемлемым продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися на занятии. Продолжением программы являются индивидуальные и итоговые выставки детей.
Условия реализации программы
Для успешного выполнения программы необходимы следующие условия:
✵ Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
✵ Стол для работы овальный, комбинированные верстаки, токарные станки по дереву, сверлильный станок, электролобзик;
✵ Необходимые материалы: фанера, дерево (берѐза, клѐн, кедр, вяз), копирка, наждачная бумага.
✵ Необходимые инструменты: ножницы, карандаши, линейки, выжигатели, резаки (нож-косяк), резцы, стамески, лобзики, ножовка, плоскогубцы, отвѐртка, ручная дрель.
✵ Подготовка методического материала;
✵ Подготовка наглядного материала;
✵ Наполнение методического материала по разделам программы;
Методы обучения
Разнообразные методы и приѐмы, активно используемые на занятиях данного объединения, дают возможность детям проявлять свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал, способствуют гармоничному и духовному развитию личности:
✵ Словесный (беседа, рассказ, объяснение);
✵ Наглядный: (готовые изделия, показ, рисунки, образцы);
✵ Практическая работа: (творческие задания, закрепление полученных знаний);
✵ Подвижные, дидактические игры;
✵ Индивидуальные формы работы.
Кроме того, используются следующие формы работы: викторины, конкурсы, смотр знаний и умений, познавательные игры, встречи с интересными людьми.
И разнообразные методы обучения: создание моделей, создание новых способов решения задач, создание произведений декоративно-прикладного искусства.
Результативность
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть основными навыками и приѐмами художественной отделки древесины.
Иметь элементарные навыки обучения основам декоративно-прикладного творчества.
Ориентироваться в промыслах народных ремѐсел.
Уметь выполнить работу от эскиза до готового изделия в оригинальном, творческом замысле.
Внешнюю результативность можно увидеть, используя качественные показатели: количество детей, занимающихся в коллективе, стабильность посещения детьми занятий.
Контроль определяется при выполнении самостоятельных творческих работ учащихся.
Оценивание осуществляется с помощью открытых занятий, итоговых занятий, по окончании изученной темы, мониторинг вводный, промежуточный, итоговый.
Участие в конкурсах, выставках (городских, районных, краевых), результатом которых могут стать выдача дипломов, грамот, свидетельств, благодарностей, призов.
Список используемой литературы:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.
ПРОГРАММА
5 класс
(68 часов)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (10 часов)
Основы деревообработки (4 часа)
Теоретические сведения
Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при выполнении резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины. Пороки древесины. Влажность и сушка древесины.
Эргономика труда (оборудование рабочего места, рабочая поза, производительность труда). Техника безопасности.
Практические работы
Лабораторно-практическая работа «Определение пород древесины».
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ.
Материаловедение (6 часов)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент. Приёмы разметки. Способы экономии материалов при разметке.
Методы обработки древесины: пиление, строгание. Виды и назначение основных ручных инструментов: пилы, инструменты для строгания. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия).
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых работ.
Способы отделки изделия: опиливание, шлифование, морение.
Техника безопасности.
Практические работы
Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ.
Работа с разметочным инструментом (линейка).
Работа с ручными инструментами (пиление, строгание).
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (56 часов)
Контурная резьба (14 часов)
Теоретические сведения
История контурной резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы.
Своеобразие рисунка для контурной резьбы по светлому и тонированному фону. Декоративный язык контурной резьбы.
Правила техники безопасности при выполнение контурной резьбы.
Практические работы
Подготовка основы для контурной резьбы.
Выполнение задания по образцу (на светлом фоне. Выполнение различных срезов по наклонной, поперёк волокон, срез по торцевой поверхности)
Выполнение композиции анималистического характера.
Выполнение изделия в технике контурной резьбы (по выбору учащихся)
Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.
Геометрическая резьба (42 часа)
Теоретические сведения
История геометрической резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы.
Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (сколышки, ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка).
Правила техники безопасности при выполнение геометрической резьбы.
Практические работы
Упражнения в разметке и исполнении «азбучных» элементов геометрической резьбы (сколышки, ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка) (каждый элемент повторяется на протяжении всей полосы разметки)
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.
ОБОБЩЕНИЕ (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
теоретические | практические | |||
Технология обработки древесины | 10 | |||
Основы деревообработки
| 1 | |||
| 1 | |||
| 1 | 1 | ||
Материаловедение 2.1. Инструменты и приспособления. Мерительный и разметочный инструмент (линейка). Приёмы разметки | 1 | 1 | ||
2.2. Методы обработки древесины (пиление, строгание). Инструменты и материалы | 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
Резьба по дереву | 56 | |||
Контурная резьба 3.1. История контурной резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне. Выполнение различных срезов по наклонной, поперёк волокон, срез по торцевой поверхности) | 1 | 3 | ||
3.2. Декоративный язык контурной резьбы по тонированному (светлому) фону. Композиция анималистического характера | 1 | 3 | ||
3.3. Выполнение изделия в технике контурной резьбы (по выбору учащихся) | 1 | 5 | ||
Геометрическая резьба 4.1. История геометрической резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | |||
4.2. Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (сколышки, ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка). | 1 | |||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 5 | ||
| 1 | 7 | ||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 9 | ||
Обобщение | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 18 | 50 | ||
68 |
ПРОГРАММА
6 класс
(68 часов)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (24 часа)
Основы деревообработки (2 часа)
Теоретические сведения
Производство искусственных древесных материалов (фанера, ДВП, ДСП)
Как изготавливаются древесностружечные (ДСП) и древесноволокнистые (ДВП) плиты. Применение ДСП и ДВП для изготовления различных изделий. Ознакомление с профессией оператора-пресовщика.
Практические работы
Лабораторно-практическая работа «Определение искусственных древесных материалов».
Материаловедение (10 часов)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент (штангенциркуль, кронциркуль). Приёмы разметки. Способы экономии материалов при разметке.
Методы обработки древесины: строгание цилиндрических деталей ручным способом, точение.
Виды и назначение основных ручных инструментов: ножовка по дереву, рубанок ручной, резец косячок; майзель, рейер (стамески для токарной обработки древесины).
Способы отделки изделия: опиливание, шлифование, морение, лакирование.
Графические изображения деталей и изделий. Порядок выполнения технического рисунка и виды условных обозначений
Принцип работы по инструкционной карте.
Практические работы
Подготовка рабочего места для работы с ручным инструментом. Работа с разметочным инструментом: штангенциркуль, кронциркуль.
Строгание цилиндрических деталей ручным способом, точение.
Шлифование, морение, лакирование.
Выполнения технического рисунка, его оформление.
Выполнения задания по инструкционной карте.
Элементы машиноведения (12 часов)
Теоретические сведения
Устройство токарного станка по обработке древесины. Порядок выполнения работы на токарном станке.
Точение на токарном станке по обработке древесины. Точение деталей цилиндрической формы. Точение фигурной поверхности.
Техника безопасности.
Практические работы
Порядок и последовательность работы на токарном станке. Эргономика труда.
Подготовка токарного станка к точению.
Точение деталей цилиндрической формы (толкушка) и фигурной формы (подсвечник, пасхальное яйцо с подставкой).
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (42 часа)
Геометрическая резьба (42 часа)
Теоретические сведения
Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (луч). Использование луча в построении орнаментов (сиянья, паутинка, розетка, вертушка). Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от геометрического рисунка. Правила техники безопасности.
Практические работы
Подготовка рабочего места резчика.
Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (луч). Использование луча в построении орнаментов (сиянья, паутинка, розетка, вертушка).
Упражнения в выполнении орнамента «Букет», сложного геометрического орнамента.
Украшение изделия геометрической резьбой (по выбору учащихся: толкушка, подсвечник, пасхальное яйцо).
Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль качества.
Сравнение запланированного хода работы с фактическим.
ОБОБЩЕНИЕ (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
теоретические | практические | |||
Технология обработки древесины | 24 | |||
Основы деревообработки
| 1 | |||
| 1 | |||
Материаловедение 2.1. Инструменты и приспособления. Мерительный и разметочный инструмент (штангенциркуль, кронциркуль) Приёмы разметки | 1 | 1 | ||
2.2. Методы обработки древесины (строгание цилиндрических деталей ручным способом, точение). Инструменты и материалы | 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 5 | ||
Резьба по дереву | 42 | |||
Геометрическая резьба 4.1. Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (сколышки, ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка). Повторение | 1 | 1 | ||
4.2. Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (луч). Использование луча в построении орнаментов (сиянья, паутинка, розетка, вертушка) | 1 | |||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 3 | ||
| 1 | 3 | ||
4.5. Использование луча в построении орнамента «Букет» | 1 | 3 | ||
4.5. Составление и выполнение сложного геометрического орнамента на учебной доске | 1 | 9 | ||
4.6. Украшение изделия геометрической резьбой (по выбору учащихся: толкушка, подсвечник, пасхальное яйцо) | 1 | 8 | ||
Обобщающий урок | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 20 | 48 | ||
68 |
ПРОГРАММА
7 класс
(68 часов)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (16 часов)
Основы деревообработки (3 часа)
Теоретические сведения
Древесина как природный конструкционный материал. Инструменты и приспособления для столярных работ.
Способы соединения древесины. Отрезание припуска.
Практические работы
Упражнения по соединению деталей на гвоздях, шурупах, клею. Отрезание припуска.
Материаловедение (7 часов)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент: линейка, рулетка, угольник. Приёмы разметки по линейке, угольнику, рулетке, шаблону).
Методы обработки древесины: строгание, долбление, пиление.
Графические изображения деталей и изделий (порядок выполнения технического рисунка и виды условных обозначений. Порядок изготовления шаблона).
Правила безопасности труда при выполнении операций по обработке древесины.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы ручным инструментом и с помощью приспособлений.
Выполнение технического рисунка. Изготовление шаблона.
Разметка по шаблону, линейке, угольнику, рулетке. Пиление брусков, досок, применение приспособлений.
Разметка ширины и толщины заготовки.
Строгание базовых поверхностей и проверка их линейкой и столярным угольником. Приёмы и последовательность строгания, виды стругов (шерхебель, рубанок, фуганок, калёвки).
Техника безопасности.
Элементы машиноведения (6 часов)
Теоретические сведения
Устройство Электрического лобзика. Подготовка материала к выпиливанию.
Технологический процесс изготовления детали или изделия.
Работа по инструкционной карте. Отделка изделия. Контроль готового изделия.
Практические работы
Подготовка рабочего места, инструмента, материалов и приспособлений для выпиливания. Приёмы и последовательность пиления электролобзиком по шаблону. Сборка деталей и отделка изделия. Техника безопасности.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (50 часа)
Геометрическая резьба (8 часов)
Теоретические сведения
Особенности оформления сложной геометрической резьбой изделия. Сочетание различных резных композиций из истории народных промыслов при оформлении изделия.
Способы отделки резной поверхности.
Практические работы
Разметка и исполнение исходных «азбучных» элементов геометрической резьбы, составление сложной композиции (по шаблону или с помощью копировальной бумаги).
Оформление изделий ранее изготовленных сложной геометрической резьбой (салфетница, лопатка, вилка, ложка, коромысло).
Контроль качества выполнения работы.
Техника безопасности.
Плоскорельефная резьба (20 часов)
Теоретические сведения
История плоскорельефной резьбы. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы. Разновидности плоскорельефной резьбы (с заоваленным контуром, с подобранным и подушечным фоном).
Инструменты и материалы используемы при выполнении плоскорельефной резьбы.
Начальные приёмы плоскорельефной резьбы, Приёмы резьбы декоративных элементов.
Способы отделки резной поверхности.
Пластический характер решения композиций. Примеры резных композиций из истории народных промыслов.
Порядок разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование декоративных элементов при составлении композиции. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида плоскорельефной резьбы.
Техника безопасности.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы.
Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль выполнения учебных приёмов.
Подготовка основы для выполнения декоративных элементов. Переработка природных форм в декоративные образы плоскорельефной резьбы.
Исполнение композиции растительного орнамента заоваленной резьбой с подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно, разделочная доска, крышка шкатулки). Отделка резной поверхности. Контроль качества готового изделия.
Техника безопасности.
Кудринская резьба (22 часа)
Теоретические сведения
История возникновения художественного промысла абрамцево-кудринской резьбы. резьбы. Художественные и технические особенности абрамцево-кудринской резьбы.
Знакомство с работами мастеров резчиков (иллюстрации, фотографии). Элементы и мотивы абрамцево-кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов)
Композиционные сочетания резных элементов. Использование растительных мотивов, персонажей былин, анималистического жанра при составлении композиции. Приёмы резьбы.
Способы отделки резной поверхности.
Правила техники безопасности при выполнении абрамцево-кудринской резьбы.
Практические работы
Упражнения в выполнении элементов абрамцево-кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов)
Упражнения в выполнении композиции с растительным орнаментом.
Упражнения в выполнении композиции с использованием анималистического жанра, героев былин.
Подготовка образцов для копирования.
ОБОБЩЕНИЕ (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||||
теоретические | практические | |||||
Технология обработки древесины | 16 | |||||
Основы деревообработки
| 1 | |||||
| 1 | 1 | ||||
Материаловедение 2.1. Инструменты и приспособления. Мерительный и разметочный инструмент (линейка, рулетка, угольник) Приёмы разметки | 0,5 | 0,5 | ||||
2.2. Методы обработки древесины (строгание, долбление, пиление). Инструменты и материалы | 0,5 | 0,5 | ||||
| 0,5 | 0,5 | ||||
| 1 | 1 | ||||
| 1 | 1 | ||||
| 1 | |||||
| 1 | 4 | ||||
Резьба по дереву | 52 | |||||
Геометрическая резьба 3.1. Оформление изделий сложной геометрической резьбой (салфетница, лопатка, вилка, ложка, коромысло) | 1 | 7 | ||||
Плоскорельефная резьба 4.1. История плоскорельефной резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||||
4.2. Разновидности плоскорельефной резьбы:
| 1 | 1 | ||||
4.3. Растительные мотивы в плоскорельефной резьбе (цветок ромашки, листья, гирлянда из цветов) | 1 | 7 | ||||
4.4. Композиция растительного орнамента заоваленной резьбой с подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно, разделочная доска, крышка шкатулки) | 1 | 7 | ||||
Кудринская резьба 5.1. История кудринской резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||||
5.2. Элементы кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов) | 1 | 5 | ||||
5.3. Композиция с орнаментальным растительным мотивом | 1 | 6 | ||||
5.4. Композиция анималистического, былинного характера | 1 | 6 | ||||
Обобщающий урок | 1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 16,5 | 51,5 | ||||
68 |
ПРОГРАММА
7 класс
(68 часов)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (16 часов)
Основы деревообработки (3 часа)
Теоретические сведения
Древесина как природный конструкционный материал. Инструменты и приспособления для столярных работ.
Способы соединения древесины. Отрезание припуска.
Практические работы
Упражнения по соединению деталей на гвоздях, шурупах, клею. Отрезание припуска.
Материаловедение (7 часов)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент: линейка, рулетка, угольник. Приёмы разметки по линейке, угольнику, рулетке, шаблону).
Методы обработки древесины: строгание, долбление, пиление.
Графические изображения деталей и изделий (порядок выполнения технического рисунка и виды условных обозначений. Порядок изготовления шаблона).
Правила безопасности труда при выполнении операций по обработке древесины.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы ручным инструментом и с помощью приспособлений.
Выполнение технического рисунка. Изготовление шаблона.
Разметка по шаблону, линейке, угольнику, рулетке. Пиление брусков, досок, применение приспособлений.
Разметка ширины и толщины заготовки.
Строгание базовых поверхностей и проверка их линейкой и столярным угольником. Приёмы и последовательность строгания, виды стругов (шерхебель, рубанок, фуганок, калёвки).
Техника безопасности.
Элементы машиноведения (6 часов)
Теоретические сведения
Устройство Электрического лобзика. Подготовка материала к выпиливанию.
Технологический процесс изготовления детали или изделия.
Работа по инструкционной карте. Отделка изделия. Контроль готового изделия.
Практические работы
Подготовка рабочего места, инструмента, материалов и приспособлений для выпиливания. Приёмы и последовательность пиления электролобзиком по шаблону. Сборка деталей и отделка изделия. Техника безопасности.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (50 часа)
Геометрическая резьба (8 часов)
Теоретические сведения
Особенности оформления сложной геометрической резьбой изделия. Сочетание различных резных композиций из истории народных промыслов при оформлении изделия.
Способы отделки резной поверхности.
Практические работы
Разметка и исполнение исходных «азбучных» элементов геометрической резьбы, составление сложной композиции (по шаблону или с помощью копировальной бумаги).
Оформление изделий ранее изготовленных сложной геометрической резьбой (салфетница, лопатка, вилка, ложка, коромысло).
Контроль качества выполнения работы.
Техника безопасности.
Плоскорельефная резьба (20 часов)
Теоретические сведения
История плоскорельефной резьбы. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы. Разновидности плоскорельефной резьбы (с заоваленным контуром, с подобранным и подушечным фоном).
Инструменты и материалы используемы при выполнении плоскорельефной резьбы.
Начальные приёмы плоскорельефной резьбы, Приёмы резьбы декоративных элементов.
Способы отделки резной поверхности.
Пластический характер решения композиций. Примеры резных композиций из истории народных промыслов.
Порядок разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование декоративных элементов при составлении композиции. Композиционные сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида плоскорельефной резьбы.
Техника безопасности.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы.
Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль выполнения учебных приёмов.
Подготовка основы для выполнения декоративных элементов. Переработка природных форм в декоративные образы плоскорельефной резьбы.
Исполнение композиции растительного орнамента заоваленной резьбой с подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно, разделочная доска, крышка шкатулки). Отделка резной поверхности. Контроль качества готового изделия.
Техника безопасности.
Кудринская резьба (22 часа)
Теоретические сведения
История возникновения художественного промысла абрамцево-кудринской резьбы. резьбы. Художественные и технические особенности абрамцево-кудринской резьбы.
Знакомство с работами мастеров резчиков (иллюстрации, фотографии). Элементы и мотивы абрамцево-кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов)
Композиционные сочетания резных элементов. Использование растительных мотивов, персонажей былин, анималистического жанра при составлении композиции. Приёмы резьбы.
Способы отделки резной поверхности.
Правила техники безопасности при выполнении абрамцево-кудринской резьбы.
Практические работы
Упражнения в выполнении элементов абрамцево-кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов)
Упражнения в выполнении композиции с растительным орнаментом.
Упражнения в выполнении композиции с использованием анималистического жанра, героев былин.
Подготовка образцов для копирования.
ОБОБЩЕНИЕ (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||||
теоретические | практические | |||||
Технология обработки древесины | 16 | |||||
Основы деревообработки
| 1 | |||||
| 1 | 1 | ||||
Материаловедение 2.1. Инструменты и приспособления. Мерительный и разметочный инструмент (линейка, рулетка, угольник) Приёмы разметки | 0,5 | 0,5 | ||||
2.2. Методы обработки древесины (строгание, долбление, пиление). Инструменты и материалы | 0,5 | 0,5 | ||||
| 0,5 | 0,5 | ||||
| 1 | 1 | ||||
| 1 | 1 | ||||
| 1 | |||||
| 1 | 4 | ||||
Резьба по дереву | 52 | |||||
Геометрическая резьба 3.1. Оформление изделий сложной геометрической резьбой (салфетница, лопатка, вилка, ложка, коромысло) | 1 | 7 | ||||
Плоскорельефная резьба 4.1. История плоскорельефной резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||||
4.2. Разновидности плоскорельефной резьбы:
| 1 | 1 | ||||
4.3. Растительные мотивы в плоскорельефной резьбе (цветок ромашки, листья, гирлянда из цветов) | 1 | 7 | ||||
4.4. Композиция растительного орнамента заоваленной резьбой с подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно, разделочная доска, крышка шкатулки) | 1 | 7 | ||||
Кудринская резьба 5.1. История кудринской резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||||
5.2. Элементы кудринского орнамента в современной интерпретации (почки, завитки, листья, цветы, бутоны; направления подрезов и надрезов) | 1 | 5 | ||||
5.3. Композиция с орнаментальным растительным мотивом | 1 | 6 | ||||
5.4. Композиция анималистического, былинного характера | 1 | 6 | ||||
Обобщающий урок | 1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 16,5 | 51,5 | ||||
68 |
ПРОГРАММА
8 класс
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (6 часов)
Основы деревообработки (1 час)
Теоретические сведения
Понятия о шиповых соединениях. Конструктивные элементы деталей (шип, проушина, гнездо) и их назначение. Понятие о допустимом и номинальном размерах, о предельных отклонениях.
Материаловедение (5 часов)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент (линейка, угольник, рейсмус) Приёмы разметки. Понятия о сращивании и сплачивании. Виды соединений применяемых при изготовлении столярных изделий (окна, двери, мебель, предметы быта). Дефекты в столярных изделиях, их предупреждение и исправление.
Требования к качеству столярных соединений. Организация труда и правила техники безопасности.
Способы отделки изделий (зачистка поверхности, лакирование, вощение)
Практические работы
Наладка ручных инструментов и приспособлений для обработки древесины. Выполнение шиповых столярных соединений (разметка, запиливание шипов и проушин, долбление, соединение деталей насухо).
Отделка изделия. Контроль качества.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (60 часов)
Кудринская резьба (20 часов)
Теоретические сведения
Изображение животных при выполнение абрамцево-кудринской резьбы.
Технология оформления пластины или точёного изделия.
Практические работы
Творческая работа учащихся. Пластина или точёное изделие (блюдо, тарелка, шкатулка, разделочные доски, пасхальное яйцо, сольница, поднос для печенья и др.)
Татьянка (40 часов)
Теоретические сведения
История резьбы «Татьянка». Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы.
Элементы резьбы «Татьянка» (рябой лист, гладкий лист)
Композиционное построение, стилистическая направленность (растительный орнамент, изображение животных). Контроль качества. Правила техники безопасности.
Практические работы
Упражнения в выполнении элементов резьбы «Татьянка»
Композиция растительного орнамента с использованием образцов.
Упражнения в резьбе животных
Творческая работа по выбору учащихся с применением полученных знаний умений и навыков (индивидуальная или коллективная).
ОБОБЩЕНИЕ (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
теоретические | практические | |||
Технология обработки древесины | 6 | |||
Основы деревообработки
| 1 | |||
Материаловедение 2.1. Инструменты и приспособления. Мерительный и разметочный инструмент (линейка, угольник, рейсмус) Приёмы разметки. Выполнение соединений | 1 | 3 | ||
| 0,5 | 0,5 | ||
Резьба по дереву | 60 | |||
Кудринская резьба 3.1. Кудринская резьба с изображением животных | 1 | 7 | ||
3.2. Пластина или точёное изделие (блюдо, тарелка, шкатулка, разделочные доски, пасхальное яйцо, сольница, поднос для печенья и др.) | 1 | 11 | ||
«Татьянка» 4.1. История резьбы «Татьянка». Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||
4.2. Элементы резьбы «Татьянка» (рябой лист, гладкий лист) | 1 | 3 | ||
4.3. Композиция растительного орнамента с использованием образцов | 1 | 5 | ||
4.4. Резьба «Татьянка с изображением животных | 1 | 7 | ||
4.4. Творческая работа по выбору учащихся с применением полученных знаний умений и навыков (индивидуальная или коллективная) | 1 | 19 | ||
Обобщающий урок | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 10,5 | 57,5 | ||
68 |
ПРОГРАММА
9 класс
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ( 4 часа)
Элементы машиноведения (2 часа)
Теоретические сведения
Виды малогабаритных универсальных механических инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины. Правила и приёмы работы. Техника безопасности.
Практические работы
Знакомство с малогабаритными универсальными механическими инструментами. Эргономика труда.
Материаловедение (2 часа)
Теоретические сведения
Образцы для копирования – резьба на бытовых предметах. Лекала, шаблоны.
Практические работы
Изготовление лекал, шаблонов.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (14 часов)
Прорезная резьба (14 часов)
Теоретические сведения
Исторические корни русского зодчества. Элементы русской избы (сруб, фронтон, стропила, кровля, окно, конёк)
Элементы избы, украшаемые резьбой (причелины, балясины, лобовая доска, наличник, подзор, кокошник, полотенце, волюта). Инструменты
Практические работы
Изготовление наличников (на окна или двери)
Изготовление накладного орнамента на дверь, калитку, ворота (по выбору учащихся)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (15 часов)
Теоретические сведения
Проект. Виды проектов. Элементы проектной деятельности
Выбор проекта и формирование пояснительной записки.
Практические работы
Формирование пояснительной записки.
Работа над изделием (по выбору учащихся с учётом значимости и необходимости).
Защита проекта.
ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
теоретические | практические | |||
Технология обработки древесины | 4 | |||
Машиноведение
| 1 | 1 | ||
Материаловедение 2.1. Изготовление лекал, шаблонов | 1 | 1 | ||
Резьба по дереву | 30 | |||
Прорезная и накладная резьба 3.1. Исторические корни русского зодчества. Элементы русской избы (сруб, фронтон, стропила, кровля, окно, конёк) | 1 | 1 | ||
3.2. Элементы избы, украшаемые резьбой (причелины, балясины, лобовая доска, наличник, подзор, кокошник, полотенце, волюта). Инструменты | 1 | 1 | ||
3.3. Изготовление наличников (на окна или двери) | 1 | 3 | ||
3.4. Изготовление накладного орнамента на дверь, калитку, ворота | 1 | 5 | ||
Проектная деятельность | 15 | |||
4.1.Проект. Виды проектов. Элементы проектной деятельности | 1 | |||
4.2. Выбор проекта и формирование пояснительной записки | 1 | 1 | ||
4.3. Составление технологической карты. Работа над изделием | 1 | 10 | ||
4.4. Защита проекта | 1 | |||
Обобщение | 1 | |||
ИТОГО: | 10 | 24 | ||
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Художественная обработка древесины 5-9 классы
Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся 5–9 классов резьбе по дереву и изготовлению художественных изделий из древесины направлено: на воспитание художественной культур...
Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...
Программа "Художественная обработка древесины"
Программа расчитана на 3 года обучения. Сюда включены курс обучения работы с электроинструментами, работа на различных станках по деревообработке (строгальный, круглопильный, токарный, фрезерный станк...
Художественная обработка древесины и проектный метод обучения на уроках технологии
«Технология» - понятие настолько многогранное и распространённое, что установить его границы сегодня практически невозможно , тем более что количество новых технологий, создаваемых человеком, увеличив...
Методическая разработка урока «МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. ПРИЁМЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ» 7 класс
ØРасширять представления о способах обработки древесиныØ Способствовать развитию навыков работы чертёжным и измерительным инструментомØ Прививать навыки аккуратности, ответственности, стрем...
Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины»
Цели данной программы:– формирование устойчивой мотивации к дальнейшей социализации детей с нарушение интеллекта;- повышение уровня познавательной активности учащихся к выбору ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная обработка древесины"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная обработка древесины". Возрастной диапазон: 11 - 13 лет. Срок реализации программы - 2 года....