Проектная деятельность на уроках технологии.
статья по технологии по теме

Марыщена Светлана Александровна

Материал будет полезен учителям технологии при проведении уроков раздела программы "Творческая, проектные работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марыщена С.А. учитель технологии и информатики

Проектная деятельность на уроках технологии

Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен, он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним, то есть, необходимо формировать новые социально значимые качества.            Один из путей решения этой проблемы — использование технологии метода проектов.

Первоначально метод проектов (его ещё называли «метод проблем») возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Основывался он на прагматической педагогике (Дж.Дьюи) и предлагал строить обучение на активной основе, в ходе практической деятельности ученика, соответствующей его личной заинтересованности именно в этом знании.

 В 20_е годы прошлого века метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые использовали его способность формировать связи между знаниями и умениями и их применением на практике. К сожалению, сторонники этого метода использовали его в ущерб систематическому приобретению знаний на уроках, что привело к значительному снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников и к дискредитации и самого метода. Более 50 лет метод проектов применялся в нашей школе чрезвычайно редко, преимущественно на уроках труда.

В России интерес к методу проектов усилился в 90_е годы в период реформы образования, демократизации отношений в школе в связи с необходимостью развивать активные формы познавательной деятельности учащихся. Но теперь уже учитывалось, что далеко не все темы могут быть преподаны методом проекта.

Условиями проектной деятельности являются посильность, возможность сбора информации; для старшеклассников желательна связь с будущей профессиональной деятельностью, а для учащихся средних классов – возможность попробовать себя в разных видах деятельности.

Так что же такое проект?

Проект — это замысел, план.

Метод — это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями.

Метод проектов — совокупность последовательных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, изготовлению изделий. В задачу проектирования входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

 Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды, учитывать возрастные и личностные интересы учащихся. Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Количество учащихся при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.

Возможные критерии оценки проекта:

  1. Конструктивные критерии: прочность, надежность, удобство использования;
  2. Технологические критерии: оригинальность применения, расход материалов, сложность и объем выполнения;
  3. Экологические критерии: загрязнение окружающей среды, возможность использования отходов;
  4. Эстетические критерии: оригинальность формы, композиционная завершенность, цветовое решение, стиль, использование традиций национальность художественной культуры;
  5. Экономические и маркетинговые критерии: потребность в данном изделии на рынке, возможность массового производства, себестоимость проекта, уровень продажность цены, целесообразный вид рекламы.

Сроки выполнение проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до года.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большего количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.

Перед системой образования стоит задача – сформировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию, улучшить их профессиональную ориентацию и трудовую подготовку. Для этого необходимо преодолеть все еще бытующее отношение к технологии, как второстепенной дисциплине, недооценку ее значения в вопросах развития познавательных и созидательных способностей. Однако и само технологическое образование должно носить систематизированный характер. Ведь на ремесленничестве, примитивизме далеко не уедешь.

Принципиальное отличие обучение технологии от традиционного трудового обучения состоит в новой ценностно-смысловой направленности его образовательных и воспитательных целей. Способности подрастающего поколения, как известно, проявляются в процессе учебной и практической деятельности. На примере доступных (базовых) технологий и способов труда учащиеся осваивают обобщенные подходы к его организации по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Проектирование, как метод познания, позволяет реализовать проектно-исследовательскую систему работке детьми, усилить индивидуализацию обучения на основе личностно ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют знания и умения, которые формируются у обучающихся в процессе освоения ими специальных заданий и их востребовательность в процессе выполнения творческих проектов.

 Некоторые учащиеся при выполнении проекта научились пользоваться цифровым фотоаппаратом, приобрели навыки работы на компьютере, развили способности анализировать, думать, исследовать, сопоставлять.

Основой новой образовательной области «Технология» является изучение процесса дизайна - проектирования и изготовления изделий, который состоит из следующих этапов:

  1. Проблема (тема проекта исходит из общей темы школы, города, связана со знаменательными датами (день рождение, подарок к празднику друг}
    маме...) и т.д.).
  2. Исходя из проблемы формулируется задача. Описывает цель проекта и ситуацию. Должна быть короткой и простой. Например, разработать и
    изготовить подарок для ....
  3. Исследование и анализ. Цель исследования - более глубоко понять, каковы потребности клиента, т.е. учащиеся исследуют потребности
    человека, которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, доступность материалов и оборудования.
  4. Дизайн-спецификация. Детальный перечень критериев, которым должны соответствовать изделие для того, чтобы быть качественным.
  1. Первоначальные идеи. Идеи должны быть         разнообразны.
  2. Выбор лучшей идеи. Представленные идеи должны быть оценены по
    отношению к критериям, указанным в дизайн-спецификации.
  3. Проработка лучшей идеи. Здесь должны быть описаны все причины, по которым та или иная идея была принята.
  4. Изготовление изделия. Учащиеся должны иметь необходимые навыки
    для того, чтобы изготовить то, что разработали. Разработка технологической карты.
  5. Экономический расчет. 
  6. Самооценка изделия - учащиеся должны оценить свое изделие по отношению к критериям, написанным в дизайн-спецификации.
    Самооценка процесса - это возможность оценить, насколько хорошо они использовали свое время.
  7. Реклама

Список используемой литературы.

Селевко Г. Современные образовательные технологии. М.,1998

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...