Открытый урок - игра "Защита творческого проекта"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме
Итогом над годовыми проектами служит презентация проектных работ. Каждый ученик пишет и выполняет интересный творческий проект, но защитить на одном уроке сразу10 - 15 человек не успевают. Решение такой проблемы нашла в проведении защиты проектов в форме деловой игры. Наша деловая игра носит комплексный характер, она позволяет смоделировать не только процедуру защиты проекта, но побывать в разных ролях экспертов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок - игра "Защита проектов" | 54.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №6»
городского округа Балашиха
Урок - игра
учителя технологии
Кочновой Дины Якуповны
2013
Не привыкайте к чудесам- дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,.
Прикладывайтесь к родникам – ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье,
Всё будет так – и всё не так через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
Тип: Урок комплексного применения ЗУН: Нестандартные формы урока. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам технологии.
Цель: Целью игрового обучения является обеспечение личностно- деятельностного характера, усвоения знаний, умений и навыков, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации; вовлечение учащихся в творческую деятельность; формирование убежденности в жизненной необходимости сохранения и улучшения окружающей среды; активизация и закрепление экономических понятий и маркетинговых исследований; обоснование и представление проектной документации; развитие логического мышления, коммуникативных способностей, эстетического вкуса; воспитание коллективизма, объективности в самооценке, испытаний и ощущений состояния успеха от радости творческого труда.
Методы: Метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение. Метод проектирования создает условия для творческой самореализация, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Методы репродуктивные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Оборудование и оснащение игры: Творческие проекты и выставка изделий, личная карта проектанта, презентация проекта с применением компьютера, оформление кабинета, таблички экспертов, грамоты, блок-схема деловой игры.
Межпредметные связи: экономика, экология, история, литература, мировая художественная культура, информатика, психология, изобразительное искусство.
Этапы проведения игры:
1. Подготовительный этап.
Итогом работы над годовыми проектами служит презентация проектных работ. Каждый ученик пишет и выполняет интересный творческий годовой проект, но защитить на одном уроке сразу 10-15 человек не успевают. Решение такой проблемы нашла в проведении защиты проектов в форме деловой игры. Деловая игра характеризуется выделением ролей и распределением их среди обучаемых, взаимодействием участников в соответствии с порученными ролями. В игре нет пассивных ролей и наблюдателей, все участники активные, самостоятельные, творческие личности. Наша Деловая игра носит комплексный характер, она позволяет смоделировать не только процедуру защиты проекта, но и побывать в разных ролях экспертов. На предыдущих уроках знакомлю детей с критериями роли экспертов и подготовкой к защите проекта. (см. приложение) Ученикам, которые получили роль экспертов, предлагаю подготовить серьёзные вопросы, для этого провожу тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству. Кроме всего учащиеся в процессе подготовки и проведения игры знакомятся со многими профессиями и определяют какие знания и профессиональные качества необходимы для оценивания проекта.
Класс делю на две группы. Одна группа защищает творческие проекты, другая выполняет роль экспертов. На следующий урок роли меняются.
2 Этап. Начало игры.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
Дорогие друзья, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьёзностью примите правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.
Цель нашего урока: защитить публично творческие проекты, сопровождая презентацию слайдами, видеофильмами и прочими Т.С.О. Оценивание результата по достижению запланированного по объёму и качеству выполненного, по новизне, с оцениванием экологических, экономических, эргономических, эстетических, социальных последствий преобразования предметного мира.
Желаю, чтоб сегодня каждый из вас испытал радость от процесса и результата вашего творческого труда.
3. Знакомство с блок-схемой деловой игры “Защита проекта” (см. приложение)
А) Распределение и представление ролей экспертов, и краткое определение задач каждого из участников экспертной группы.
Б) Ознакомление с личной картой проектанта и анализ системы баллов, и оценка творческого проекта.
3. Этап. Проведение игры.
Слово ведущему для представления и защиты творческих проектов (см. приложение)
4. Этап. Итог игры.
- Анализ творческих проектов, выводы, итоги результаты
- Выставление оценок и награждение по номинациям.(см. приложение)
- Итог игры.
Рефлексия:
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что понравилось на уроке?
- Комфортно ли было на уроке?
Самоанализ деятельности учащихся
Анализ урока
Защита творческих проектов
Преподавание технологии, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе В.Д.Симоненко. Поскольку в своей работе я использую инновационную технологию «Метод проектов», то итогом любой темы по технологии становится творческий проект учащихся.
Уроки защиты проектов можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Этот урок нацелен на повторение и обобщение знаний учащихся. Успех проекта зависит от творчества учителя и ученика, поэтому на всех этапах работы, ученик должен ощущать помощь и поддержку педагога.
Тип: Урок комплексного применения ЗУН: Нестандартные формы урока – деловая игра. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам технологии.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно- деятельностного характера, усвоения знаний, умений и навыков, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации; вовлечение учащихся в творческую деятельность; формирование убежденности в жизненной необходимости сохранения и улучшения окружающей среды; активизация и закрепление экономических понятий и маркетинговых исследований; обоснование и представление проектной документации; развитие логического мышления, коммуникативных способностей, эстетического вкуса; воспитание коллективизма, объективности в самооценке, испытаний и ощущений состояния успеха от радости творческого труда.
Творческие проекты были направлены на раздел «Рукоделие»
На уроке были поставлены следующие цели:
- Воспитательные:
- пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,
- повысить уровень культуры,
- воспитание художественного вкуса,
- воспитание интереса к учению, познавательной потребности.
- Обучающие:
- приобретение навыков публичного выступления,
- умение отстаивать свои идеи и решения
- доброжелательно вести дискуссию
- аргументировано отвечать на вопросы
- умение критически оценивать свою и чужую работу;
- Развивающие:
- развитие умений самооценки и самоанализа,
- развитие умений анализировать, обобщать,
- развитие способностей преодолевать трудности
- развитие деловых и коммуникативных качеств
Методы: Метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение. Метод проектирования создает условия для творческой самореализация, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Методы репродуктивные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Оборудование и оснащение игры: Творческие проекты и выставка изделий, личная карта проектанта, презентация проекта с применением компьютера, оформление кабинета, таблички экспертов, грамоты, блок-схема деловой игры.
Межпредметные связи: экономика, экология, история, литература, мировая художественная культура, информатика, психология, изобразительное искусство.
Этапы проведения игры:
- Подготовительный этап.
Итогом работы над годовыми проектами служит презентация проектных работ. Каждый ученик пишет и выполняет интересный творческий годовой проект, но защитить на одном уроке сразу 10-15 человек не успевают. Решение такой проблемы нашла в проведении защиты проектов в форме деловой игры. Деловая игра характеризуется выделением ролей и распределением их среди обучаемых, взаимодействием участников в соответствии с порученными ролями. В игре нет пассивных ролей и наблюдателей, все участники активные, самостоятельные, творческие личности. Наша Деловая игра носит комплексный характер, она позволяет смоделировать не только процедуру защиты проекта, но и побывать в разных ролях экспертов. На предыдущих уроках знакомлю детей с критериями роли экспертов и подготовкой к защите проекта (см. приложение). Ученикам, которые получили роль экспертов, предлагаю подготовить серьёзные вопросы, для этого провожу тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству. Кроме всего учащиеся в процессе подготовки и проведения игры знакомятся со многими профессиями и определяют какие знания и профессиональные качества необходимы для оценивания проекта.
Класс делю на две группы. Одна группа защищает творческие проекты, другая - выполняет роль экспертов. На следующий урок роли меняются.
2 Этап. Начало игры.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
3. Знакомство с блок-схемой деловой игры “Защита проекта” (см. приложение)
А) Распределение и представление ролей экспертов, и краткое определение задач каждого из участников экспертной группы.
Б) Ознакомление с личной картой проектанта и анализ системы баллов, и оценка творческого проекта.
3 Этап. Проведение игры.
Защита творческих проектов
4 Этап. Итог игры.
- Анализ творческих проектов, выводы, итоги результаты
- Выставление оценок и награждение. Итог игры.
Цели, поставленные на уроке, считаю, были достигнуты. В силу своих способностей приготовились к проекту, чему свидетельствует лист оценивания проекта (прилагается). Больше всего понравились проекты: по вышивке «Монастырь осенью» - Иванникова Ольга и по изонити – Шуткова Юлия (очень хорошо представили, много нашли информации по теме, показали предыдущие работы), «Летняя вязаная сумка» Нумахматовой Раи и «Желтые розы из лент» Ивановой Кристины отличались оригинальностью, «Народная кукла Кубышка - травница» - Юрзина Юлия –отличалась разработкой документации и творческим подходом. Для Меньшенина Владислава проект «Макет кухни» был первым и он с ним отлично справился.
Девочкам понравилась такая форма проведения урока, нетрадиционная, с творческим подходом.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что во время защиты ребята были несколько зажаты, очень волновались и робели. Группа экспертов не всегда четко формулировала свои пожелания и замечания. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.
Приложение 1
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.
Выполнение проекта осуществляется в три этапа:
- Поисково – исследовательский этап.
- Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
- Определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с требованиями программы.
- Составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту.
- Обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.
- Разработка конструкции, технологии изготовления объекта труда, плана проведения мероприятий по организации производственно – коммерческой деятельности, экологических работ и т.п.
- Разработка соответствующей технико - технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов и т.п. для работы над проектом.
- Технологический этап.
- Выполнение решения конструкторско – технологических и иных задач, направленных на реализацию проекта.
- Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
- Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
- Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
3. Заключительный этап–защита проекта.
- Результаты труда, представленные к защите, должны иметь этикетку, техническое описание, инструкцию по эксплуатации, схемы, эскизы и иную документацию, полностью отражающую содержание выполненного проекта.
- Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда)
- Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта труда), его защита.
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах
Приложение 2
Опорная схема размышлений
Приложение 3
Подготовка к защите включает в себя работу:
- оформление материала на стендах (с фотографиями, рисунками, схемами,
наглядно представляющими суть проекта).
- подготовка устной презентации (изложение сути проблемы, сопровождая
позицию слайдами, видеофильмом и прочими Т.С.).
- подготовка проектировщика для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов, (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству).
- создание специальной папки документов ( портфолио ) в которой полно и доказательно представлена логика работы.
Личная карта проектанта
Оценка защиты проекта.
Фамилия, имя
---------------------------------------------------------------------
Пожелания, замечания, положительные и отрицательные стороны. | Баллы экспертов | Баллы учителя | |
1.Эксперт- педагог. | |||
2. Эксперт- эргономист | |||
3. Эксперт-инженер-технолог | |||
4. Эксперт- экономист | |||
5. Эксперт-эколог | |||
6. Эксперт- дизайнер. | |||
7. Эксперт- социолог | |||
Итоговый рейтинг |
Инженер - технолог
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Выбор технологии изготовления изделия | ||||||
2 | Соответствие изделия проекту | ||||||
3 | Качество изделия | ||||||
4 | Описание изготовления изделия (технологическая карта) | ||||||
5 | Описание окончательного варианта изделия | ||||||
6 | Итого |
Эргономист
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Удобство пользования | ||||||
2 | Практическое применение | ||||||
Итого |
|
Экономист
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Экономическая оценка выполненного (готового) изделия | ||||||
Итого |
Эколог
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Влияние проекта на окружающую среду | ||||||
2 | Утилизация | ||||||
3 | Вторичная переработка | ||||||
Итого |
Дизайнер
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Эстетическая направленность | ||||||
2 | Оригинальность проекта | ||||||
Итого |
Социолог
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Аргументированность выбора темы | ||||||
2 | Обоснование потребности | ||||||
3 | Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов | ||||||
4 | Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи | ||||||
5 | Общественная потребность | ||||||
Итого |
Педагог
№ | Критерии оценки | 1 участник | 2 участник | 3 участник | 4 участник | 5 участник | 6 участник |
1 | Культура речи | ||||||
2 | Манера | ||||||
3 | Четкость и ясность изложения | ||||||
4 | Использование наглядных средств, презентации | ||||||
5 | Самооценка | ||||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки творчества - творческий проект.
Считаю, что работа с творческими проектами учитывает индивидуальные особенности, учащихся оказывает на учащихся воспитательное воздействие, активизирует техническое мышление, ф...
Урок - защита творческого проекта по информатике
На сегодняшний день очень эффективно в школьной практике применяется метод проектов. Предлагаю описание урока, на которм происходит защита проекта "Электронный журнал по информатике"....
Конспект урока "Защита творческих проектов"
Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции. Формируются три группы, каждой и...
Конспект урока "Защита творческих проектов"
Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции. Формируются три группы, каждой и...
« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»
« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...
План-конспект открытого урока «Виды творческой деятельности на уроках музицирования »
Развитие творческих навыков учащегося через различные виды музыкальной деятельности.Практическое изучение гармонии на примерах гармонических схем, музыкальных произведений и песенного материала....
Технологическая карта для Открытого урока. Защита творческого проекта.
Тема: «Декоративная рамка для фотографий»...