урок по теме "Обработка накладного кармана со складками и клапаном"
методическая разработка (технология) на тему
Предварительный просмотр:
План занятия производственного обучения
Тема учебной программы: Обработка накладного кармана со складками и клапаном
Цели урока:
- обучающая:
-научиться обрабатывать накладной карман со складками и клапаном в соответствии с технологической последовательностью и соблюдением ТУ
- закрепить полученные умения и навыки в процессе выполнения задания
-развивающая:
-способствовать формированию умений и навыков самостоятельного труда
- способствовать развитию речи, памяти, технологического мышления, внимания,
-формировать умение анализировать через включение в урок заданий практического характера;
- воспитательная:
-способствовать воспитанию аккуратности и точности в работе, чувства ответственности за выполненную работу.
Тип урока: Изучения трудовых приемов и навыков
Методы обучения: словесный, наглядный, демонстрационный
Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся: бригадная, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение:
- оборудование мастерской, инструменты личного пользования, детали кроя, инструкционно- технологические карты , образец кармана, образцы ткани .
Организация и ход урока
Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент - 5 минут. | |
Проверка явки обучающихся. Проверка готовности мастерской (рабочих мест) и обучающихся к уроку | Рапорт о явке обучающихся. Демонстрация готовности обучающихся к уроку: рабочее место, наличие инструментов, внешний вид - соответствие требованиям правил БУТ (спецодежда) |
2. Вводный инструктаж - 40 минут. | |
2.1. Целевая установка: 2.1.1. Сообщить тему программы, 2.1.2. Сообщить тему урока, 2.1.3. Разъяснить цели урока. | Слуховое восприятие |
2.2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся: Постановка вопросов: - ТБ при выполнении ручных работ - ТБ при выполнении машинных работ - ТБ при выполнении утюжильных работ Задание № 1: На образцах ткани определить направление нити основы. Задание № 2: На образцах ткани определить лицевую и изнаночную сторону. - Рассказать о последовательности обработки шва в подгибку с закрытым срезом -Расположить предложенные операции в правильной последовательности при изготовлении накладного кармана с бейкой | Устно отвечают на поставленные вопросы Выполняют задания у доски Устно отвечают на поставленные вопросы Выполняют задания у доски |
2.3. Формирование ориентировочных основ деятельности: Обработка накладного кармана со складками и клапаном в соответствии с технологической последовательностью
- основное изделие - карман 15*20 - клапан15*8 - подклапан 15*8 - обтачка 15*4 2. Знакомит обучающихся с инструкционно- технологической картой. Демонстрирует приемы обработки накладного кармана со складками и клапаном | Проверяют наличие деталей Внимательно следят за способом обработки и приемами работы |
2.4 Закрепление изученного материала .Постановка вопросов:
| Устно отвечают на поставленные вопросы |
2.5 Назвать критерии оценки практической работы | Слуховое восприятие |
3. Текущий инструктаж – 5 часов | |
3.1. Целевые обходы 3.1.1. Проверка организации рабочего места в соответствии с правилами БУТ 3.1.2. Проверка правильности выполнения рабочих приемов и операций. Коллективное (бригадное) и индивидуальное инструктирование 3.1.3. Проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приемов контроля и взаимоконтроля; межоперационный контроль качества выполнения ВТО, исправление и предупреждение ошибок обучающихся). 3.1.4. Проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Прием и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках — остановка работы всей группы. Проведение повторного группового инструктажа 3.1.5. Наблюдает за взаимоконтролем. | Самостоятельная деятельность обучающихся. Подготавливают рабочее место к выполнению учебно- производственных работ. Выполнение учебно-производственных работ. Выполнение самоконтроля и взаимоконтроля. |
4. Заключительный инструктаж -15 минут. | |
4.1. Итоги урока. - Отметить успехи учащихся в группе в целом - Отметить лучшие и продемонстрировать эти работы - Отметить работы учащихся с несущественной помощью мастера - Объявить оценки за урок - Сделать разбор основных дефектов; - Озвучить тему следующего урока | Слуховое восприятие. Принимают участие в обсуждении итогов работы в ходе выполнения задания. |
2. Вводный инструктаж (40-50 минут).
Тема сегодняшнего урока Обработка накладного кармана со складками и клапаном
Цели нашего урока: научиться технологии обработки накладного кармана со складками и клапаном в соответствии с технологической последовательностью и закрепить полученные умения и навыки в процессе самостоятельного выполнения задания
Предлагаю вам вспомнить материал, который вы изучали ранее на уроках производственного и теоретического обучения и знания которого будут нам необходимы на сегодняшнем уроке.
Вопросы для повторения:
1.Расскажите технику безопасности при ручных работах
2. Расскажите технику безопасности при машинных работах
3. Расскажите технику безопасности при влажно- тепловой обработке
Изготовление деталей и узлов связано с подготовительным процессом раскроя ткани. Поэтому мы с вами должны знать основные свойства ткани, уметь определять лицевую и изнаночную сторону ткани, чтобы соблюсти правила раскроя ткани.
- Задание № 1: На образцах ткани определить направление нити основы.
Ответы:
а) Основа идет вдоль кромки ткани;
б) Ворс располагается в направлении нити основы;
в) Определяют нить основы по растяжению ткани;
г) Нить основы может быть плотнее или отличаться по цвету.
- Задание № 2: На образцах ткани определить лицевую и изнаночную сторону.
Ответы:
а) На изнаночной стороне могут быть различные узелки, петли, а на лицевой нет;
б) На лицевой стороне рисунок отчетливее, чем на изнаночной стороне;
в) В шерстяных тканях ворс на лицевой стороне более плотный и упорядочен;
г) Определяем по кромке ткани.
6. Расскажите о последовательности обработки шва в подгибку с закрытым срезом
Правильный ответ: Ширина подгибки зависит от технических условий на данное изделие. Срез подгибают на изнаночную сторону в первый раз 0,5-0,7 см, во второй раз – на величину, предусмотренную моделью, и закрепляют строчкой на 0,1-0,2 см от сгиба ткани.
7. Расположить предложенные операции в правильной последовательности при изготовлении накладного кармана с бейкой, так как накладной карман с бейкой, кружевом, кантом вы изучали и обрабатывали на прошлом занятии, и он вам знаком.
Наименование операций
1. Наметить место расположения кармана
2. Приутюжить верхний срез и боковые стороны кармана
3. Обогнуть шов и настрочить свободный конец в шов притачивания бейки
4. Бейку заутюжить пополам
5. Притачать бейку по срезам кармана на 0,5 см
6. Обработать верхний срез кармана швом в подгибку с закрытым срезом
7. Приутюжить карман в готовом виде
8. Проложить отделочную строчку по карману
Ответы
1. Обработать верхний срез кармана швом в подгибку с закрытым срезом.
2. Бейку заутюжить пополам
3. Притачать бейку по срезам кармана на 0,5 см
4. Обогнуть шов и настрочить свободный конец в шов притачивания бейки
5. Приутюжить верхний срез и боковые стороны кармана
6. Наметить место расположения кармана
7. Проложить отделочную строчку по карману
8. Приутюжить карман в готовом виде
Теперь подведем итоги ваших ответов.
Объяснение нового материала
Карманы – самая распространенная деталь швейных изделий. Они служат для временного хранения различных мелких предметов и для отделки изделия.
Современная мода предлагает большое количество карманов различных по форме,
назначению, месту расположения их на изделии. Сегодня мы научимся изготавливать накладной карман со складками и клапаном.
У каждого из вас на столе имеется инструкционно- технологическая карта. Глядя на нее, вы сможете изучить операции, необходимые для изготовления кармана со складками и клапаном.
(Мастер читает не торопясь, учащиеся при этом внимательно слушают)
-Изготовление кармана мы начинаем с проверки кроя деталей, размера деталей, направления нити основы на деталях
- затем необходимо стачать концы складок (ширина скл.2,5см)
-приутюжить складку
-подогнуть нижний срез обтачки на изнаночную сторону (на 0,5см)
-застрочить нижний срез обтачки (0,1-0,2см)
- обтачать верхний срез кармана обтачкой (0,5см)
- высечь уголки и вывернуть на изнаночную сторону
- наметить место расположения кармана
-настрочить карман на основную деталь (0,2см)
Изготовление клапана:
- обтачать клапан по 3 сторонам (0,5см)
-высечь уголки и вывернуть
-приутюжить, выправляя кант в сторону нижнего клапана
-притачать клапан к полочке шириной шва 0,5 см, уравнивая концы клапана с карманом
-настрочить клапан на полочку шириной шва 0,7 см
Закрепление темы
Вопросы для закрепления темы:
1.Назовите детали кроя кармана
- карман 15*20
- клапан15*8
- подклапан 15*8
- обтачка 15*4
2. Рассказать о последовательности обработки верхнего среза кармана обтачкой
Ответ: Нужно застрочить нижний срез обтачки, затем обтачать верхний срез кармана обтачкой, высечь уголки и вывернуть на изнаночную сторону
3. При помощи чего можно наметить место расположение кармана?
Ответ: При помощи вспомогательного лекала.
Этот вид работы и его выполнение вам поэтапно покажут на рабочем месте, но перед тем как приступить к работе, давайте еще раз повторим основные правила безопасности работы в мастерской.
Повторение правил техники безопасности.
Продолжите предложение:
- При выполнении ручных работ игла должна находиться… (в игольнице);
- При работе с электрическим утюгом нужно стоять… (на резиновом коврике);
- Работая с утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался… (подошвы утюга);
- При работе на швейной машине следует следить за положением… (рук);
- Вдевая нитки в иглу швейной машины необходимо убрать… (ногу с педали
машины и выключить машину);
- Потерял иглу – возьми ______ другую. Правильно это или нет?
- Чем ниже наклонишься к машине, тем лучше рассмотришь свою работу. Так или
нет?
Назвать критерии оценки практической работы:
1.Организация рабочего места.
2.Самостоятельное выполнение накладного кармана со складками и клапаном.
3. Помощь товарищу в работе.
4. Соблюдение правил ТБ.
5. Контроль и самоконтроль.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж мастера.
5. Заключительный инструктаж (15 минут).
Вместе с учащимися повторяем тему урока.
Учащиеся проговаривают цель урока и делают вывод, что цель урока достигнута.
Подведение итогов работы за день (повторение критериев оценки выполненной
работы).
Анализ работы учащихся:
- отметить успехи учащихся в группе в целом;
- отметить успехи учащихся, получивших «пять», и продемонстрировать эти работы;
- отметить работы учащихся с несущественной помощью мастера и получивших
оценку «четыре»;
- выставить оценки;
- сделать разбор основных дефектов;
- озвучить тему следующего урока
Инструкционно- технологическая карта
Обработка накладного кармана со складками и клапаном
№ п/п | Наименование операции. | Технические условия | Применяемое оборудование. |
1 | Стачать концы складки | ширина складки 2,5см длина шва 2,5см | линейка, шв. машина |
2 | Приутюжить складку | утюг | |
3 | Подогнуть нижний срез обтачки на изнаночную сторону | ширина подгибки 0,5см | |
4 | Застрочить нижний срез обтачки | ширина шва 0,1-0,2см | шв. машина |
5 | Обтачать верхний срез кармана обтачкой | ширина шва 0,5см | шв. машина |
6 | Высечь уголки и вывернуть на изнаночную сторону кармана | ||
7 | Приутюжить карман | утюг | |
8 | Наметить место расположения кармана | вспомогательное лекало, мел | |
9 | Настрочить карман на основную деталь | ширина шва 0,2см | шв. машина |
10 | Изготовление клапана Обтачать клапан по 3 сторонам | ширина шва 0,5см | шв. машина |
11 | Высечь уголки и вывернуть | ||
12 | Приутюжить, выправляя кант в сторону нижнего клапана | утюг | |
13 | Притачать клапан к основной детали, уравнивая концы клапана с карманом | ширина шва 0,5см | шв. машина |
14 | Настрочить клапан на основную деталь | ширина шва 0,7см | шв. машина |
15 | Влажно-тепловая обработка кармана в готовом виде | утюг |
Самоанализ открытого урока производственного обучения
Тема урока: Обработка накладного кармана со складками и клапаном
Цели урока:
- обучающая:
-научиться обрабатывать накладной карман со складками и клапаном в соответствии с технологической последовательностью и соблюдением ТУ
- закрепить полученные умения и навыки в процессе выполнения задания
-развивающая:
-способствовать формированию умений и навыков самостоятельного труда
- способствовать развитию речи, памяти, технологического мышления, внимания
-формировать умение анализировать через включение в урок заданий практического характера;
- воспитательная:
-способствовать воспитанию аккуратности и точности в работе, чувства ответственности за выполненную работу.
Тип урока: Изучение трудовых приемов и навыков
1. Чтобы допустить обучающихся к самостоятельной работе в мастерской в первую очередь нужно знать безопасные условия труда, поэтому урок я начала с повторения техники безопасности при ручных, машинных работах, при влажно- тепловой обработке. Все эти работы выполняются обучающимися в процессе изготовления накладного кармана со складками и клапаном. А чтобы увидеть знания всех обучающихся группы и сократить время опроса, я решила провести коллективный опрос
2. Чтобы соблюсти правила раскроя ткани обучающимся необходимо знать основные свойства ткани, уметь определять лицевую и изнаночную сторону ткани. Поэтому опрос по данному материалу я также включила в водный инструктаж.
3.На прошлых уроках теоретического обучения обучающиеся уже изучали обработку накладных карманов, а на уроках производственного обучения самостоятельно изготавливали простой накладной карман. Поэтому путем опроса у доски я решила повторить последовательность обработки накладных карманов для закрепления темы.
4. Обучающиеся группы в своем большинстве работают на швейном производстве, приемы и навыки работы за швейной машиной им знакомы, поэтому я кратко перечислила и показала наглядно основные операции изготовления накладного кармана, а чтобы обучающиеся лучше усвоили тему и смогли самостоятельно изготовить карман, приготовила инструкционно- технологически карты. При этом я не использовала плакаты и доску- в этом моя ошибка, которую я учту при проведении последующих уроков.
5. Время по этапам - считаю распределено рационально и связь между этапами урока прослеживается, но так как это мой первый открытый урок, и я волновалась, то при объяснении новой темы, часть информации я упустила.
6. Материалы и наглядные пособия (использовались образец кармана и детали кроя) подобраны в соответствии с целью урока.
7. Психологическая атмосфера на уроке нормальная, общение обучающихся и преподавателя прослеживалась.
8. Считаю что урок в целом удался, цели достигнуты, конечно, было волнение.
9. Все замечания, сделанные директором, зам по УПР на следующих уроках будут учтены.
Мастер п/о О.В.Сердюкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 кл. "Обработка накладного кармана "
разработка урока...
Урок по теме "Обработка накладного кармана"
Описание урока технологии в 5 классе...
Открытый урок – презентация.Обработка накладного кармана с отворотом
Беседа с закреплением материала, использование ИКТ, самостоятельная работа под контролем учителя....
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
Урок в 8 классе по теме: "Накладные карманы. Гладкий накладной карман с прямыми углами".
Конспект урока...
Конспект урока по технологии "Накладные карманы".
На урок используются современные средства обучения мультимедиапроектор для показа презентации и интерактивная доска, для выполнения проверочных заданий. Урок позволяет максимально развить интеллектуал...
«Обработка накладного кармана с цельнокроеным клапаном».
Накладной карман с отворотом....