Методическая разработка урока "Силуэтное вырезание снежинки из плитки"
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Некрасова Елена Геннадьевна

 

На уроках технологии в 6 классе обучающиеся изучают раздел «Создание изделий из поделочных материалов» (10 часов), в содержание, которого включён материал об  использовании вторичного сырья и необычных материалов. На занятиях ученицы  расширяют свои знания о технике «оригами», использовании вторичного сырья - потолочной плитки.

Поскольку на изучение всего раздела отведено 5 занятий, основным видом практических работ является создание экологически чистых и безопасных украшений, аксессуаров для дома.

Методическая разработка урока технологии содержит подробный конспект и презентацию к уроку, презентацию мастер-класса.

  Кроме того, для учащихся  разработаны технологические карты урока с поэтапным выполнением работы.

Данный мастер-класс можно использовать на занятиях и в 5,7 классах.

Автор: Некрасова Елена Геннадьевна, учитель технологии

 МОБУ Новобурейской СОШ №3

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На уроках технологии в 6 классе обучающиеся изучают раздел

«Создание изделий из поделочных материалов» (10 часов), в содержание, которого включён материал об  использовании вторичного сырья и необычных материалов. На занятиях ученицы  расширяют свои знания о технике «оригами», использовании вторичного сырья - потолочной плитки.

Поскольку на изучение всего раздела отведено 5 занятий, основным видом практических работ является создание экологически чистых и безопасных украшений, аксессуаров для дома.

Методическая разработка урока технологии содержит подробный конспект и презентацию к уроку, презентацию мастер-класса.

   Кроме того, для учащихся  разработаны технологические карты урока с поэтапным выполнением работы.

Данный мастер-класс можно использовать на занятиях и в 5,7 классах.

Автор: Некрасова Елена Геннадьевна, учитель технологии

 МОБУ Новобурейской СОШ №3



Предварительный просмотр:

Тема: Силуэтное вырезание.

Шестилучевая снежинка из потолочной плитки

«Не то дорого, что красно золото,

а то дорого, что мастера доброго»

Цели:

Обучающие:

  • Дать представление о технике прорезного рельефа из потолочной плитки;
  • научить учащихся создавать снежинки в технике «оригами»;
  • научить учащихся создавать изделия в технике «силуэтное вырезание»;
  • дать информацию о Интернет-ресурсах по теме урока.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
  • расширять кругозор, развивать чувство меры в работе, эстетические потребности (мотив, интерес), эстетический вкус;
  • формировать навыки работы с бумагой, потолочной плиткой и с другим сопутствующим материалом (канцелярский нож, блёстки).

Воспитывающие:

  • формирование положительной мотивации к предмету;
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
  • развитие своей личной культуры труда (аккуратность, трудолюбие, графическую грамотность).

Задачи: 

осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении имеющегося информационного и практического опыта вырезания снежинок с  помощью шаблонов или по собственному эскизу.

Тип урока: комбинированный.

Ключевые слова: силуэтное вырезание, оригами, потолочная плитка, декоративное панно, шаблон и трафарет, домашний интерьер.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, черчение.

Оборудование: 

Презентация №1 «Силуэтное вырезание» (в программе PowerPoint); Презентация №2 Мастер-класс «Силуэтное вырезание» (в программе PowerPoint);  

цветная бумага - ф. А 4;

 ножницы, бросовый материал (потолочная плитка), подкладная доска;

 технологическая  карта «Шестилучевая снежинка»;

технологическая  карта «Вырезание шестилучевой снежинки»;

 готовые изделия, выполненные в технике «силуэтное вырезание из потолочной плитки»;

канцелярские ножницы;

канцелярский нож;

простой карандаш;

цветные ручки;

гуашь;

блёстки;

клей ПВА.

Ход урока: 

Организационный момент: 

1. Приветствие, проверка готовности, организация внимания.

2. Изложение нового материала:

Русская народная пословица гласит: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» и именно так звучит творческая тема нашего урока. Да, именно, выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя.

Сегодня вы вспомните технику «оригами». Познакомитесь с использованием вторичного сырья - потолочной плитки, у которого сегодня появляется  много поклонников. Эти изящные изделия приводят в восторг любого, вновь и вновь притягивая взгляд к своим узорам. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно.

Сейчас предлагаю вашему вниманию посмотреть презентацию о технике «Силуэтное вырезание».

Пенополистирол — пенный, хрупкий материал, из него изготовлена потолочная плитка. Работать с ней нужно крайне осторожно. И лучше подложить под плитку картонку или любой другой подкладной материал. Он немного пружинит, но если согнуть его пол углом более 30 градусов, он легко сломается. Зато из него можно вырезать овальные детали с плавными линиями. А мелкие изделия можно выполнить из остатков плитки, которая остаётся после ремонта в квартире.

Потолочную плитку можно использовать для изготовления декоративных картин-панно.

Художественное или декоративное панно – это настоящее произведение искусства, которое можно использовать в оформлении детского сада, школы, домашнего интерьера.  Оно может быть составлено из различных материалов, порой не предназначенных для художественных целей. 

3. Создание проблемной ситуации

В наше время представим такую ситуацию-проблему: большая дружная семья и  возникла проблема:

 -Как украсить ёлку экологически чисто, безопасно  для младших  братика и сестрички? (ответы учащихся).

-А также чтобы это было экономически - рентабельно? (ответы учащихся). Например, такие замечательные снежинки могут стать прекрасным оригинальным аксессуаром для  дома (демонстрация готовых изделий). Украсив такими снежинками ёлочку, родители могут быть спокойны за своих маленьких деток. Ведь если даже  упадёт, то он не разобьётся, и малыш не сможет об него пораниться.  И я обращаюсь  к вам:

 – Хотите ли и вы научиться создавать такие маленькие  очаровательные шедевры  самостоятельно? (ответы учащихся)

- Какие преимущества вы можете назвать ещё? (ответы учащихся)

4. Информационная  часть

Прежде чем перейти непосредственно к вырезанию и украшению снежинок, необходимо изготовить снежинку-основу.  Что демонстрирует нам эта схемы? (см. приложение №5).

Процесс изготовления снежинки включает несколько этапов:

– изготовление снежинки - основы;

 – разметка;

 – вырезание;

Алгоритм изготовления снежинки из бумаги  демонстрирует следующая технологическая карта (приложение №1)

Примечание: учитель демонстрирует и анализирует  технологическую карту  совместно с учащимися. Учащиеся на практике осваивают технологические приёмы изготовления снежинки, её разметки в соответствие с выбранным рисунком.

Обобщение по теме.

При желании можно легко придумать, что сделать из потолочных плиток. Самое простое — вырезать из них сказочные фигурки, раскрасить их и украсить колотыми новогодними игрушками. Так у вас в доме появятся оригинальные украшения. Включите фантазию, и у вас все получится — не сомневайтесь!

Физкультминутка для профилактики зрительного утомления:

- Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки

- влево и вправо

- вверх вниз

-по кругу

( каждое упражнение повторить по 4-5 раз)

Практическая: 

Тема: Изготовление снежинки  технике «Силуэтное вырезание» из потолочной плитки.

Оборудование:

  • потолочная плитка;
  • подкладная доска;
  • канцелярские ножницы;
  • канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • цветные ручки;
  • гуашь;
  • блёстки;
  • клей ПВА;
  • бумага - ф. А 4.

Задание: 

Перед работой повторите правила безопасности. У вас на столе лежат памятки, прочтите эти правила (приложение 2,3).

Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению поделки "Шестилучевая снежинка" (презентация №2).

  • Приготовить лист бумаги (слайд №5);
  •  Согнуть лист (слайд №5) ;  
  • Из обычного прямоугольного листа делаем квадрат, сложив треугольником и отрезав лишнюю полосу (слайд №6).
  • Получившийся треугольник перегибаем пополам - получаем среднюю линию (слайд №7);
  • шаблон - угол 60 градусов, он сделан по средней части фигурки (слайд №8);
  • Главное: совместить кончик острого угла шаблона с точкой середины нижней стороны (слайд №9);
  • Пользуясь шаблоном, загнуть центральный сектор сначала одну сторону... (слайд №11);
  • Пользуясь шаблоном, загнуть центральный сектор на вторую сторону (слайд №12);
  • Последний сгиб делит фигурку пополам. Сгибать лучше "горой" (слайд №13);
  • Теперь рисуем узор, или обводим его по шаблону (приложение № 5, слайд №14);
  • Вырезать по переведённому рисунку, соблюдая правила ТБ с ножницами (прил. № 3, слайд №15).
  • Развернуть снежинку на потолочной плитке (слайд №16);
  • Обвести снежинку на изнаночной стороне потолочной плитки (слайд №17);
  • Вырезать канцелярским ножом, соблюдая правила ТБ (приложение №4, слайд №18);
  • Продумать дизайн украшения снежинки (слайд № 19);
  • Раскрасить гуашью  (слайд №20)
  • Распылить блеском и пайетками и украсить по желанию (слайд №21);
  • Снежинка из потолочной плитки готова (слайд №22);

 Защита выполненной творческой работы. Презентация выполненных работ.

Рефлексия: - Оцените выполненную работу.

Все оценивают  работы смайликами (приложение №7,8,9).

Учащиеся демонстрирует выполненную работу, аргументирует выбор орнамента.

-Спасибо! Вы прекрасно справились, присаживайтесь на своё место.

Домашнее задание:

Выполнить несколько основ-снежинок из бумаги, с помощью шаблонов (приложение№5)  или самостоятельно придумать узор.

Рефлексия в конце урока:

-Прошу вас оценить своё участие на уроке при помощи смайликов (приложение №7,8,9).

  • Итак, снежинки из потолочной плитки готовы. Украшаем комнату  или ёлочку и встречаем самый лучший праздник!

Рефлексия: Ваше мнение о прошедшем уроке для меня очень важно, прошу вас взять анкеты (приложение № 6) и заполнить их. Спасибо!

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен

не понятен

полезен

бесполезен

интересен

скучен

легким

трудным

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Данный урок оказался полезным и интересным для шестиклассниц, созданные ими модели отличаются проникновением в тему.

Закрепили полученные знания о технике «Силуэтное вырезание».

Ученицы научились  демонстрировать результаты своего труда.

Таким образом, учащиеся, опираясь на свои знания, Интернет - источники, могут в проектной деятельности самостоятельно создать экологически чистые и безопасные украшения, декоративное панно, аксессуары для дома.

Интернет - источники:

http://stranamasterov.ru/

http://www.openclass.ru

http://festival.1september.ru/craft/

http://www.uchportal.ru

http://900igr.net/prezentacii-po-tekhnologii.html

http://easyen.ru/load/tekhnologija/216

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         На уроках технологии в 6 классе обучающиеся изучают раздел «Создание изделий из поделочных материалов» (10 часов), в содержание, которого включён материал об  использовании вторичного сырья и необычных материалов. На занятиях ученицы  расширяют свои знания о технике «оригами», использовании вторичного сырья - потолочной плитки.

Поскольку на изучение всего раздела отведено 5 занятий, основным видом практических работ является создание экологически чистых и безопасных украшений, аксессуаров для дома.

Методическая разработка урока технологии содержит подробный конспект и презентацию к уроку, презентацию мастер-класса.

   Кроме того, для учащихся  разработаны технологические карты урока с поэтапным выполнением работы.

Данный мастер-класс можно использовать на занятиях в 5,7 классах.

Автор: Некрасова Елена Геннадьевна, учитель технологии

 МОБУ Новобурейской СОШ №3



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Технологическая карта «Шестилучевая снежинка».

1. Приготовить лист бумаги

2. Согнуть лист

3. 

Из обычного прямоугольного листа делаем квадрат, сложив треугольником и отрезав лишнюю полосу.

4. 

Получившийся треугольник перегибаем пополам - получаем среднюю линию

5. 

шаблон - угол 60 градусов, он сделан по средней части фигурки.

6. 

Главное: совместить кончик острого угла шаблона с точкой середины нижней стороны.

7. 

Пользуясь шаблоном, загнуть центральный сектор сначала одну сторону...

8. 

…затем другую сторону

9.Последний сгиб делит фигурку пополам. Сгибать лучше "горой".

10. 

Теперь рисуем узор, или обводим его по шаблону.

11.И вырезаем...

11. Развернуть снежинку.



Предварительный просмотр:

Приложение №3

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с ножницами.

На столе должны находиться только   обрабатываемые детали, инструменты и   приспособления, которые нужны для   выполнения данной технологической   операции.

Ножницы нужно класть справа, лезвия должны быть сомкнуты.

Следить за тем, чтобы ножницы не падали  на пол - они могут поранить тебя или твоего товарища, от падений у ножниц портятся лезвии.

Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув лезвия.

Не класть ножницы возле движущих частей машины.

При работе очень важна правильная   посадка. Расстояние от глаз до   обрабатываемого предмета 30-40 см.

По окончанию работы убрать   рабочее место.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Технологическая карта «Шестилучевая снежинка».

 

1. Развернуть снежинку на потолочной плитке.

. 

2. Обвести на изнаночной стороне

. 

3. Вырезать канцелярским ножом, соблюдая правила Техники Безопасности

. 

4.

5. Раскрасить гуашью

6. Распылить блеском и украсить по желанию



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 при работе с канцелярским ножом.

  • На столе должны находиться только   обрабатываемые детали, инструменты и   приспособления, которые нужны для   выполнения данной технологической   операции.
  • При пользовании режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность.
  • Передавать канцелярский ножик только с   сомкнутыми лезвиями и   ручками  вперед.
  • Пальцы левой руки должны согнуты и находится на некотором расстоянмм от лезвия ножа.
  • При работе очень важна правильная   посадка. Расстояние от глаз до   обрабатываемого предмета 30-40 см.
  • По окончанию работы убрать   рабочее место.
  • Класть режущие, колющие инструменты с сомкнутыми   лезвиями, направленными от   себя.



Предварительный просмотр:

Описание: Описание: 0_2d3c1_9ad219dd_XL (526x700, 82Kb)Описание: Описание: 0_2d3c2_ed93bdfd_XL (526x700, 93Kb)Описание: Описание: 0_2d3c3_24d86e4c_XL (526x700, 91Kb)Описание: Описание: 0_2d464_460732e_XL (526x700, 100Kb)Описание: Описание: 0_2d467_955fcbd4_XL (526x700, 95Kb)Описание: Описание: 0_2d468_b1293806_XL (526x700, 99Kb)Описание: Описание: 0_2d471_ce86f33_XL (526x700, 104Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"

Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...

Методическая разработка.Сценарий новогоднего праздника "Новогодние снежинки"

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние снежинки"...

Методическая разработка "Снежинка в технике "квиллинг".

Название техники пришло к нам из английского языка – quilling («птичье перо»). Одно из названий техники квиллинга – бумагокручение. Из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых путем несложны...

Открытое занятие "Вырезание снежинки"

Открытое занятие ФГОС для учащихся 2 класса с презентацией...

Методическая разработка Вязание прихватки «Снежинки».

Связанная крючком прихватка может послужить приятным подарком. В данной разработке описан процесс вязания прихватки «Снежинки». Эта практическая работа направлена на закрепление детьми навыков вязания...

Методическая разработка «Изготовлению новогодней куклы «Снежинка» из бумаги»

Методическая разработка «Изготовлению новогодней куклы «Снежинка» из бумаги»...

Методическая разработка "Простейшие летающие модели из потолочной плитки"

Методическая разработка "Простейшие летающие модели из потолочной плитки" предназначена для работы с детьми 1ого года обучения. Помогает научиться выполнять разметку по шаблонам, вырезать де...