Методическая разработка "Простейшие летающие модели из потолочной плитки"
методическая разработка

Самитов Алексей Борисович

Методическая разработка "Простейшие летающие модели из потолочной плитки" предназначена для работы с детьми 1ого года обучения. Помогает научиться выполнять разметку по шаблонам, вырезать детали из пенопласта (потолочной плитки) ножницами и канцелярским ножом, пользоваться клеем, запускать и регулировать модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_pchela_strizh_istrebitel_szhataya.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Полевского городского округа

«Центр развития творчества имени П.П. Бажова»

Методическая разработка

Простейшие летающие модели из потолочной плитки

Разработал педагог
дополнительного образования:          Самитов Алексей Борисович

г.Полевской

2017 г.

Содержание:
Введение………………………….……. …………………3
Цели и задачи…………………….…… …………………3
Требования к моделям…………….…………………….4
Материалы и инструмент………………..……………..4
Технология изготовления ………………………...……5
Меры безопасности…………………….…………….…..6
Модель «Пчела»……………………….…………………7
Модель «Стриж»……………………………………..…..9
Модель «Истребитель»…………………………………11
Первые запуски и регулировка моделей…………….13
Заключение……………………………………..………..13
Список используемой литературы………………...…14

Введение

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования авиамодельных объединений, объединений начального моделирования и педагогам - организаторам организующих досуг детей в летних оздоровительных лагерях. Модели разработаны для детей 8-10 лет.

В данной разработке рассмотрены три модели «Пчела», «Стриж», «Истребитель».

Изготавливая эти модели, дети получают навыки разметки деталей по шаблонам, использования ножниц и ножа для вырезания деталей, пользования клеем, а также самые первые знания по теории полета и способам регулировки полета модели.

Любую из этих моделей ребенок может изготовить за одно занятие (1-1.5часа.) и можно сразу провести первые соревнования, например на дальность полета. Для запуска моделей достаточно просторного помещения, например фойе или коридор школы.

Цели и задачи

Цель: Создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирования социально активной личности ребёнка через изготовление летающих моделей, участие в играх и соревнованиях.

Задачи:
Образовательные:
- формировать системы знаний учащихся по технике безопасности работы с инструментами;
- формировать навыки работы с пенопластом, клеем;
- формировать навыки регулировки и запуска моделей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, культуру труда, бережного отношения к материалам и инструменту;
- развить уважительное отношение в коллективе между учащимися,
- развить личностные качества: терпение, волю, ответственность, самостоятельность.
Развивающие:
- развить интерес к летающим моделям, авиа моделированию;
- развить трудовые навыки и навыки общения в коллективе,
- развить целеустремленность,
- развить творческие способности учащихся
Ожидаемые результаты:
- овладели знаниями по безопасной работе с инструментами;
- приобретены первые навыки работы с пенопластом и клеем;
- приобретены начальные навыки регулировки и запуска моделей;
- привито бережное отношение к материалам и инструменту;
- овладели навыками общения в коллективе;
- привит интерес к техническому творчеству;
- приобретён опыт участия в играх и соревнованиях по запуску простейших летающих моделей;
- сформированы уважительные отношения в коллективе между учащимися.

Требования к моделям
1. Максимальная простота в изготовлении. Рассматриваемые модели очень просты в изготовлении, имеют всего 3-6 деталей, не требуют особого инструмента
2. Доступные и дешевые используемые материалы. Материал для моделей – потолочная плитка и клей для нее продается во всех хозяйственных магазинах.
3. Должны хорошо летать и легко регулироваться

Материалы и инструмент для изготовления моделей.
- потолочная (пенопластовая) плитка толщиной 3-4 мм, без рельефного рисунка, лучше белая (для последующей раскраски);
- клей для потолочной плитки типа «Титан», «Солид» и т.п. (продается там же где потолочная плитка);
- картон для изготовления шаблонов;
- пластилин и небольшие гвоздики для балансировки;
- ножницы;
- канцелярский нож;
- металлическая линейка 50см;
- ручка с гелевой пастой для разметки деталей.

Подготовка материалов
Потолочная плитка имеет размер 50х50см и имеет скругленные края, которые необходимо обрезать канцелярским ножом по линейке примерно по 5мм с каждого края. Затем для экономного расходования материала необходимо плитку разрезать на отдельные прямоугольники, на каждый из которых плотно войдет разметка для одной модели (образцы представлены ниже).
Клей для потолочной плитки для удобства пользования необходимо перелить в одноразовые шприцы объёмом 10- 20куб. см.

Изготовление шаблонов
Педагог должен подготовить шаблоны для разметки деталей модели на потолочной плитке. Для этого необходимо распечатать представленные ниже чертежи, наклеить их на плотный картон клеевым карандашом и вырезать. На шаблонах надо проколоть шилом отверстия для разметки осевых линий, вырезов и мест приклейки деталей  (на чертежах обозначены кружочками)

Технология изготовления.
На заготовку накладывается шаблон и обводится гелевой ручкой, при этом шаблон с ровным краем должен прикладываться по самому краю заготовки (не отступая от него). Затем детали вырезают ножницами (канцелярским ножом), при этом заготовку лучше предварительно разрезать на части, для удобства вырезания. Пазы в деталях прорезают ножом. Склейку производят клеем для потолочных плиток типа «Титан», «Солид» и т.п. (большинство других универсальных клеев растворяют пенопласт) при этом важно соблюдать правила пользования клеем:
- нанести клей
тонким слоем на обе склеиваемые поверхности
- дать клею
подсохнуть 3-4 минуты «до отлипа»  
-
правильно совместить детали и плотно прижать их друг к другу.
Клей для потолочной плитки не опасен для кожи и пока не засох, легко удаляется скатыванием в катышки. Засохший клей можно удалить с рук наждачной бумагой.
Собранные модели можно раскрасить маркерами, акварельными красками (фантазию в помощь) Можно нанести опознавательные знаки – инициалы и номер модели

Меры безопасности.
 Перед началом работы по изготовлению моделей педагог обязан провести инструктаж  по правилам пользования режущим инструментом и применения клея.  Модели имеют очень малый вес и практически не способны причинить вред, тем не менее, при запуске моделей надо приучать детей к осторожности.

           Модель «Пчела»

Модель состоит всего из трех деталей. Отверстие «Глаз» можно выполнить, продавив его трубочкой – колпачком от ручки. Отверстие необходимо для крепления пластилина при балансировке модели. Хвостик (стабилизатор) необходимо согнуть посередине вниз до угла примерно 120 градусов, для этого линию сгиба надо продавить линейкой.

Образец разметки и размеры заготовки для модели «Пчела»

Чертеж модели «Пчела». Масштаб 1:1

Модель «Стриж»

Модель состоит из шести деталей. Склеивать лучше в определенной последовательности. Сначала приклеиваются к фюзеляжу носики, затем киль, стабилизатор и в последнюю очередь крыло. При этом важно не перепутать местами киль и стабилизатор – стабилизатор приклеивается снизу к вогнутой стороне фюзеляжа. Схема разметки, размеры заготовки и чертеж в масштабе 1:1 представлены ниже.

           Модель «Истребитель»

Модель состоит из шести деталей. Сначала приклеиваются носики к фюзеляжу, затем, (почти не подсушивая клей) кили к крылу и фюзеляж к крылу. Схема разметки, размеры заготовки и чертеж в масштабе 1:1 представлены ниже.

           Первые запуски и регулировка модели.

После сборки моделей и полного высыхания клея можно приступать к первым запускам и регулировке моделей. Регулировка заключается в подборе центра тяжести модели таким образом, чтобы модель летела по прямой траектории, плавно снижаясь. Чтобы запустить модель надо поднять её над головой и слегка наклонив вниз нос модели плавно толкнуть вперед. Если при этом модель взмывает вверх, задирает нос (перевешивает хвост модели), теряет скорость и падает - кабрирует, необходимо загрузить нос. На модели «Пчела» для этого надо добавить кусочек пластилина в отверстие «глаз». На модели «Стриж» надо в нос модели воткнуть несколько небольших гвоздиков (не должны торчать). На модели «Истребитель» можно подрезать заднюю кромку килей на 1-2мм или добавить гвоздик в носовую часть. Если модель круто снижается – пикирует (перевешивает нос), надо убрать лишний груз в носовой части модели: убрать немного пластилина (Пчела), вытащить один гвоздик (Стриж), подточить наждачным бруском носовую часть (Истребитель). Надо иметь в виду, что траектория полета зависит также от силы толчка, поэтому силу толчка надо определить, несколько раз повторяя запуск модели.  Если модель поворачивает в сторону необходимо устранить перекос крыла (если он есть) или слегка подогнуть фюзеляж, киль в обратную сторону. Также можно проводить регулировку моделей подгибанием задней кромки крыла и стабилизатора.
Проведя регулировку моделей можно провести соревнования на дальность полета или точность посадки.

Заключение

Рассмотренные модели из потолочной плитки очень просты в изготовлении. Они позволяет детям младшего школьного возраста делать свои первые шаги в авиамоделирование. Модели хорошо летают. Их можно запускать не только в помещение, но и на улице в безветренную погоду. С этими моделями можно проводить различные соревнования: на дальность полёта, на точность посадки. Модель можно использовать педагогам как летающее наглядное пособие для объяснения учащимся основ аэродинамики и принципов действия рулевых поверхностей.

Список используемой литературы

Гаевский О.К. «Авиамоделирование» – М.: РОСТО. 1999 г.
Рожков В.С.  «Авиамодельный кружок» – М.: Просвещение. 1986 г.
Ермаков А.М.  «Простейшие авиамодели» - М.: Просвещение.  1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летающие модели самолётов" (из ватмана).

Инструкционные карты для изготовления детьми моделей самолётов....

Методическая разработка "Подготовка ленточной резины FAI для летающих моделей".

Из всех классов летающих моделей резиновый двигатель – один из долгожителей в авиамодельном спорте. Достижения аэродинамики малых скоростей, новые материалы для постройки летающих моделей, уника...

Модель аэросаней из потолочной плитки.

Помимо деталей, потребуется радиоаппаратура, электродвигатель и аккумулятор. Благо всё это есть в интернет магазинах. Удачи!...

«Простейшие летающие модели из бумаги»

Техническое творчество - является одним из наиболее интересных и востребованных направлений предлагаемых в дополнительном образование. Авиамоделизм является одним из видов технического творчества.В лю...

Новогодняя игрушка Ретро самолет из потолочной плитки

Фото игрушки и шаблонов для вырезания деталей...

Дидактический материал.Охрана труда при создании и испытании летающих моделей.

Дидактический материал представлен как рекомендации по охране труда для учащихся изготавливающих и испытывающих летающие модели....

Разработка урока по технологии на тему "Прототипирование летающей модели планера."

Разработка урока по технологии  на тему "Прототипирование летающей модели планера."...