программа-факультатив "Художественная обработка древесины"
материал по технологии (6 класс) по теме
Важной составной частью этой программы является копирование учащимися образцов художественной обработки древесины (выжигание, выпиливание лобзиком, точению художественных изделий на токарном станке).
Копирование производится учащимися в виде зарисовок орнаментальных мотивов, фрагментов, композиций выпиливания лобзиком по дереву.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции для художественных работ, технологией художественной обработки древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО на заседании научно-методического совета МОУ «СОШ№13» от «___» _____ 2010 г. № ___ Руководитель ____________Грибанова Н.А. (подпись) | РЕКОМЕНДОВАНО «___» _______ 2010г. Директор МОУ «СОШ№13» _________ В.И. Чайко (подпись) | УТВЕРЖДАЮ «___» _____ 2010г. Директор ГИМНЦ _________А.А. Беспалова (подпись) |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Авторская программа факультативного курса для 6-7 классов
Образовательная область: технология
Автор: Суворов Андрей Анатольевич
учитель технологии
МОУ «СОШ № 13» 12 разряд
Братск 2008
Факультатив
«Художественная обработка древесины»
I раздел
а/ Суворов Андрей Анатольевич, МОУ «СОШ№13»,
г. Братск, ул. Гидростроителей, 31
б/ технология
в/ программа предназначена для учащихся 6-7 классов
г/ срок реализации программы 2008-2009 и 2009-2010 учебные годы
д/ программа предназначена для учащихся 6-7 классов и ориентирована на развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску своих решений.
II раздел
(заполняется администрацией образовательного учреждения)
а/ Необходимость разработки данной программы, обусловлена: воспитанием ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование представления о художественной обработке древесины как части культуры, её роли в развитии ученика.
б/ Программа используется во внеурочной деятельности для того, чтобы познакомить учащихся с художественной обработкой древесины, привить любовь к этому ремеслу, обучить практическим навыкам выпиливания лобзиком, выжиганию, точению на токарном станке по дереву. Умению создавать собственные творческие композиции.
в/Тип программы: адаптированная программа факультатива
III раздел
(заполняется методической службой городских, районных отделов образования)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV раздел
(заполняется экспертом на основании Положении об авторских и адаптированных программах)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является авторской и предназначена для учащихся 6-7 классов. Состав группы – постоянный. Программа рассчитана на два года изучения, по 1 часу в неделю, 68 часов в год.
Художественная обработка древесины – древнейший вид прикладного искусства.
В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды.
Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с назначением вещей. Это во многом определяло способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, так и в оформлении домашней утвари.
Учитывая особенности художественной обработки древесины, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с художественной обработкой древесины, привить любовь к этому ремеслу, обучить практическим навыкам выпиливания лобзиком, выжиганию, точению на токарном станке по дереву. Умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений.
- Приобретение умений в творческой деятельности.
- Привитие любви к ремеслу «художественная обработка древесины».
- Формирование умения самостоятельно создавать свои творческие композиции и воплощать их в жизнь.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них творческого отношения к работе.
Важной составной частью этой программы является копирование учащимися образцов художественной обработки древесины (выжигание, выпиливание лобзиком, точению художественных изделий на токарном станке).
Копирование производится учащимися в виде зарисовок орнаментальных мотивов, фрагментов, композиций выпиливания лобзиком по дереву.
В содержание обучения входит ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции для художественных работ, технологией художественной обработки древесины.
На уроках практического обучения учащиеся выполняют и декорируют художественные изделия по эскизу, составленному на занятиях по композиции. Здесь особое внимание уделяется вопросам технологии изготовления и декорирования изделий, формированию у учащихся основных умений и навыков по художественной обработке древесины, выполнении несложных художественных изделий.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно.
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков работы осуществляется с изучением таких предметов, как изобразительное искусство и технология деревообработки.
Данная программа составлена на основе примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5 – 11 классы. Утверждена министерством образования Российской Федерации.
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны получить следующие знания:
История возникновения и развития художественной обработки древесины;
О характерных особенностях художественной обработки древесины;
О полном процессе изготовления художественных изделий из древесины;
Правила безопасности при обработке художественных изделий;
О видах и ассортименте художественных изделий;
Учащиеся должны научиться:
Делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
Копировать образцы народного декоративно-прикладного искусства;
Разрабатывать самостоятельно несложные композиции для выпиливания лобзи-
ком, выжигания по дереву, точения на токарном станке по дереву;
Владеть инструментом для точения на токарном станке, лобзиком, прибором для
выжигания;
владеть приёмами заточки, наладки и настройки инструментов для художествен –
ной обработки древесины;
выполнять все стадии художественной обработки древесины, включая операции
отделки готовых изделий;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Беседа о художественной обработке древесины, её видах: ажурная (прорезная) резьба, выжигание по дереву.
Показ цветных слайдов, композиций, иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства с помощью мультимедийного проектора или монитора компьютера. Рассказ об истории развития художественной обработки древесины.
Тема 2. Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины (1 час)
Подготовка рабочего места для художественной обработки древесины в зависи –
мости от характера выполняемых работ. Подготовка приспособлений и оборудования: струбцины, выпиловочные столики, упоры, зажимы.
Практические работы: ознакомление с рабочим местом и его оснащением.
Изучение правил по технике безопасности.
Тема 3. Инструменты для художественной обработки древесины (1 час)
Демонстрация инструментов для художественной обработки древесины, ознаком-
ление с правилами их использования.
Практические работы: выбор инструмента в зависимости от характера выполняемых работ. Краткая характеристика каждого инструмента. Способы
хранения инструментов. Правила безопасности при работе с инструментами.
Тема 4. Измерительные инструменты для художественной обработки древесины (1 час)
Значение измерительных инструментов: метра, линейки, угольника, циркуля, лекала, шила, рейсмуса в работе по художественной обработке древесины.
Практические работы: зарисовки учащимися основных видов измерительных инструментов с краткой характеристикой каждого из них. Изучение правил пользования измерительными инструментами.
Тема 5. Подготовка инструментов для художественной обработки древесины (1 час)
Практические работы: освоение учащимися навыков заточки инструментов на наждачном точиле, правка их на брусках и оселках. Наладка лобзика для ажурной резьбы. Правила безопасности при заточке и правке инструментов.
Тема 6. Художественное выжигание по дереву (12 часов)
Демонстрация элементов и мотивов орнамента художественного выжигания по дереву, типы композиций, ассортимент изделий. Изучение правил безопасности при пользовании прибором для выжигания по дереву.
Практические работы: знакомство с прибором для выжигания по дереву. Приёмы и способы декорирования изделий выжиганием. Копирование, перевод композиций на изделие с помощью копировальной бумаги. Выжигание простых композиций на изделиях с постепенным переходом к более сложным компози - циям. Безопасность труда в процессе выжигания.
Тема 7. Выпиливание лобзиком (16 часов)
Беседа об искусстве выпиливания лобзиком. Показ слайдов. Иллюстраций и фотографий с изображением образцов изделий. Виды приёмов работ с лобзиком.
Изучение правил безопасной работы с лобзиком.
Практические работы: подготовка рабочего места для выпиливания лобзиком.
Настройка лобзика для работы. Копирование простых композиций на заготовку и выпиливание лобзиком по контуру. Соблюдение правил безопасности.
7 класс
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Продолжение знакомства с художественной обработкой древесины, добавление приёмов художественной обработки древесины (точение древесины на токарном станке по дереву)
Показ цветных слайдов, иллюстраций, фотографий. Рассказ об истории развития художественной токарной обработки древесины.
Тема 2. Знакомство с художественными и техническими приёмами ажурной резьбы по дереву (1 час)
Художественные и технические особенности приёмов ажурной резьбы по дереву.
Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполне –
ния ажурной резьбы.
Практические работы: последовательность выполнения технических приёмов ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, ис –
пользуемые при выполнении ажурной резьбы.
Тема 3. Создание собственных композиций по мотивам ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале (6 ч.)
Обсуждение с учащимися выполненных ими зарисовок ажурной резьбы.
Обсуждение работ учащихся, выполненных в материале в технике ажурной резьбы по дереву. Создание на основе зарисовок и выполненных в материале технических приёмов ажурной резьбы собственных композиций.
Практические работы: На основе собственных зарисовок учащиеся создают ком –
позиции орнаментов в технике ажурной резьбы. Эскизы композиции резьбы разрабатываются с учётом выполнения их в материале на различных заготовках. Эскизы рисуются карандашами или копируются с ранее изготовленных эскизов с помощью копировальной бумаги. Выбранные эскизы композиции изготавливаются в материале с соблюдением правил безопасности.
Тема 4. Выполнение токарных форм изделий на токарном станке по дереву (4 часа)
Беседа об искусстве объёмной пластики токарных форм изделий. Показ токарных форм изделий с текстурной древесиной, украшенных росписью и декорированных выжиганием. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.
Практические работы: Изготовление несложных токарных форм на станке (стакан-
чик, чашка, тарелка). Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.
Тема 5. Создание токарных форм изделий, декорированных выжиганием (8 часов)
Показ учащимся произведений народного искусства, выполненных на токарной основе. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий и декорирова –
ние их выжиганием.
Практические работы: Разработка эскизов посудной группы токарных изделий,
Создание эскизов для декорирования выжиганием. Эскизы создаются каранда –
шом или копированием подобранных эскизов с помощью копировальной бумаги.
Выполнение токарных форм изделий в материале, декорирование выжиганием.
Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву и при работе с прибором для выжигания.
Тема 6. Создание художественных изделий, выполненных в токарном исполнении с добавлением форм ажурной резьбы и декорирования выжиганием (13 часов)
Показ учащимся произведений народного искусства, выполненных на токарной основе, украшенных элементами ажурной резьбы и декорированных выжиганием. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий с добавлением элементов ажурной резьбы и декорированием их выжиганием. Отделка готовых изделий лаком. Правила техники безопасности при выполнении работ.
Практические работы: Разработка эскизов токарных изделий (подсвечники, подставки), оформление ажурной резьбой, декорирование выжиганием.
Выполнение токарных форм в материале, выполнение элементов ажурной резьбы, сборка изделий, декорирование выжиганием и отделкой изделий лаком.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс (1 год)
Номер занятий | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины. | 1 час |
3 | Инструмент дл художественной обработки древесины. | 1 час |
4 | Измерительные инструменты для художественной обработки древесины. | 1 час |
5 | Подготовка инструмента для художественной обработки древесины. | 1 час |
Художественное выжигание по дереву | ||
6 | Знакомство с видами художественной обработки выжиганием, с прибором для выжигания, способы и приёмы работ с прибором, правила безопасности | 1 час |
7 | Выбор простых композиций и их копирование (выбор сказочных персонажей в виде птицы или животного) | 1 час |
8 | Выжигание скопированных простых композиций на заготовке. | 1 час |
9 | Шлифование и отделка изделия с готовой композицией | 1 час |
10 | Выбор композиции растительного орнамента и копирование на заготовку (различные виды цветов и растительности) | 1 час |
11-12 | Выжигание растительного орнамента скопированного на заготовку | 2 часа |
13 | Шлифование и отделка изделия с готовой композицией растительного орнамента | 1 час |
14 | Копирование сложного рисунка на заготовку (действия сказочных персонажей, рисунки с изображением парусных кораблей и т.п.) | 1 час |
15-16 | Выжигание скопированного рисунка на заготовке | 2 часа |
17 | Шлифование и отделка изделия с готовым рисунком | 1 час |
Всего | 12 часов | |
Выпиливание лобзиком | ||
18 | Искусство выпиливания лобзиком. Способы и приёмы выпиливания лобзиком. Правила безопасности при выпиливании лобзиком | 1 час |
19 | Выбор простой композиции для выпиливания лобзиком и копирование на заготовку (рамка для фото) | 1 час |
20-21 | Подготовка рабочего места для выпиливания лобзиком. Выпиливание композиции «рамка для фото» | 2 часа |
22-23 | Обработка выпиленного лобзиком контура надфилями и шлифовальной шкуркой. | 2 часа |
24 | Выбор композиции «декоративная доска» и копирование элементов на заготовки. | 1 час |
25-30 | Выпиливание элементов композиции лобзиком | 6 часов |
31-33 | Обработка выпиленных элементов композиции надфилями и шлифовальной шкуркой. Наклеивание элементов композиции на доску с фоном | 3 часа |
Всего 16 часов | ||
Итого 33 часа |
7 класс (2 год)
Номер занятий | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Знакомство с художественными и техническими приёмами ажурной резьбы по дереву. | 1 час |
Создание собственных композиций по мотивам ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале | ||
3 | Создание собственной композиции по мотивам ажурной резьбы по дереву (элементы орнамента оконных наличников) | 1 час |
4-6 | Копирование созданной композиции на заготовку и выполнение ажурной резьбы | 3 часа |
7-8 | Обработка элементов ажурной резьбы напильниками и шлифовальной шкуркой | 2 часа |
Всего | 6 часов | |
9-12 | Выполнение токарных форм на токарном станке по дереву (простые формы подсвечников, точёных игрушек) | 4 часа |
Создание токарных форм, декорированных выжиганием. | ||
13-16 | Выполнение токарных форм на токарном станке по дереву (тарелки, стаканчики, чашки) | 4 часа |
17-18 | Декорирование выполненных токарных форм орнаментом с помощью выжигания | 2 часа |
19-20 | Обработка изделий шлифовальной шкуркой и покрытие лаком | 2 часа |
Всего 8 часов | ||
Создание художественных изделий, выполненных в токарном исполнении с добавлением форм ажурной резьбы и декорирование выжиганием. | ||
21-24 | Выполнение токарных форм изделий на токарном станке по дереву (элементы подсвечников) | 4 часа |
25-26 | Декорирование элементов подсвечников композициями орнамента выжиганием. | 2 часа |
27 | Создание собственной композиции для выполнения ажурной резьбы (отдельные элементы подсвечника) | 1 час |
28-30 | Копирование созданной композиции на материал и выполнение ажурной резьбы. | 3 часа |
31 | Обработка элементов ажурной резьбы надфилями и шлифовальной шкуркой | 1 час |
32 | Соединение элементов подсвечника между собой в изделие с подгонкой и склеиванием | 1 час |
33 | Шлифовка и отделка изделия лаком | 1 час |
Всего 13 часов | ||
Итого 33 часа |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
По этой программе используются следующие методы обучения: беседа с учащимися, демонстрация цветных слайдов с помощью мультимедийного проектора, просмотр иллюстрированных журналов, демонстрация способов художественной обработки материалов. Практические работы.
По данным разделам программы планируется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Это нужно для того, чтобы каждый учащийся смог раскрыть свои творческие возможности при создании своих художественных композиций, изготовлении их в материале. Поэтому для осуществления возможностей каждого учащегося большая часть часов (около 80-90%), отведённых на изучение данной программы, отдаётся на практические работы.
Для того чтобы каждый учащийся смог представить себе, какую работу он хотел бы сделать, используются иллюстрированные журналы, книги с изображением различных изделий прикладного искусства, художественных изделий.
Для данной программы используется иллюстрированный альбом В.В. Попова «Выпиливание лобзиком» изделия и графика. Выпуск 1. Москва Народное творчество 2006; Е.Е. Богатырёв «Домовая резьба» ВЕЧЕ Москва 2000;
А. С. Хворостов Основы художественного ремесла «Мастерим вместе с папой» Москва «Просвещение» 1991.
По мере использования дидактические материалы будут обновляться, использоваться другие иллюстрированные альбомы, постепенное пополнение банка творческих работ для дальнейшей работы с учащимися.
Для реализации данной программы используются мастерские на базе МОУ СОШ № 13. В мастерских используются верстаки, приспособления для крепления обрабатываемых деталей, сверлильный станок, токарные станки по дереву (3 шт.). Для художественной обработки изделий используются инструменты: лобзики, напильники, надфили, приборы для выжигания, инструменты для токарной обработки древесины, копировальная бумага, косяки, наждачная бумага.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. Утверждено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 1992;
Е.Е. Богатырёв «Домовая резьба» ВЕЧЕ Москва 2000;
В.В. Попов иллюстрированный альбом «Выпиливание лобзиком» изделия и графика Выпуск 1 Москва Народное творчество 2006;
А.С. Хворостов основы художественного ремесла «Мастерим вместе с папой» Москва «просвещение» 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Тема: Технология обработки древесины Тема урока: Разметка и строгание древесины.
Цели: 1. Образовательная: Создать условия для получения учениками знаний и формирования умений по разметке и строганию древесины...
Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
Раздел: Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...
Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".
Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро...
Презентация "Разметка и строгание заготовок из древесины" (технология обработки древесины) 5 класс
Цель:•Изучить инструменты для строгания•Научить приёмам разметки и строгания древесиныЗадачи:• Расширять представления о способах обработки древесины• Способствовать развитию навыков работы черт...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...