Методика решения технических задач
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Использование методов решения технических задач при решении инженерных вопросов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_resheniya_tekhnicheskikh_zadach.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования
Администрации Пуровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
__________________________________________________
629860, ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой, мкр.4, д.39,
телефон (34934) 9-31-75
Методика решения технических задач
Программа и поурочное планирование
элективного курса по технологии
для 9 класса
Гречишников Андрей Евгеньевич,
учитель технологии
пгт. Уренгой, 2012 г.
Пояснительная записка
Раньше считалось, что творчество, изобретательство – удел немногих избранных. В наше время, когда известны миллионы изобретателей и когда от самой жизни исходит призыв к активному творчеству каждого, ясно, что молодёжь нужно планомерно обучать творчеству. Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, свежесть восприятия, свободного от предвзятости и предрассудков, стремление к нестандартным решениям – эти качества молодёжи составляют огромный капитал общества. Благодаря известным методам решения изобретательских задач у каждого молодого человека есть возможность стать генератором идей. А это значит, что множество технических, творческих задач, в успешном решении которых заинтересованно общество, найдут своё решение, близкое к оптимальному. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и всё общество в целом. Именно на таких людях во всех развитых странах мира основывается движение вперёд, поднимающее всё человечество на новую ступень развития.
Как показывает опыт последних лет, вклад от внедрения разработок молодых новаторов оценивается во многие миллионы. Таков экономический эффект. Но есть ещё эффект моральный: творчество воспитывает, именно ему обязаны люди лучшими своими качествами. Сегодня очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, и на первый план выдвинулась способность к их обновлению. Новые идеи (научные, технические, гуманитарные, социальные) составляют богатство страны, в значительной мере определяют её экономический, технический и культурный потенциал. Современная научно-техническая революция вовлекла в свою орбиту миллионы людей – творчество стало массовым явлением. Это безусловно так. Однако творчество может стать ещё более массовым и эффективным, если характерная для него стихийность, «индивидуальная самодеятельность» сменится культурной своевременной и организованной подготовкой к нему. Воспитывать и развивать, творческие способности учащихся призван курс «Методы решения технических задач». Он должен ознакомить подростков со способами, приёмами, методами решения технических задач, помочь развитию творческого воображения. Этот курс может стать хорошей основой для культивирования у молодёжи современных взглядов на организацию производства, воспитания личной ответственности за порученное дело, что является важным фактором эффективности общественного производства. Здесь происходит первое знакомство с понятием « интеллектуальная собственность». На примерах диалектики развития мировой техники учащиеся смогут уяснить роль и значение противоречий, их влияние на движение изобретательской мысли, преодолевающей значительные трудности в процессе решения творческих задач. Они смогут под новым ракурсом взглянуть на природу творчества, на человеческие способности и их развитие, на интерес поиска новых решений, к какой бы сфере деятельности человека они ни относились. Учащиеся узнают, что за ореолом таинственности, который окружает великих изобретателей, стоит упорство, трудолюбие, профессионализм, знания и фантазия. Уже на первых занятиях подростки убедятся в том, что вся история изобретательства – это борьба за цивилизацию, за человеческий прогресс. Узнают они и о преградах на пути изобретательства, о психологии творчества, о противоречиях и их роли в процессе решения творческих задач, о достоинствах и недостатках известных методов решения технических задач. Привести в действие творческую активность учащихся и закрепить их умения самостоятельно решать задачи учебного, технического и производственного характера призваны занятия данного курса. Завершением явится защита учащимися рефератов или творческих проектов. Поскольку в ходе поиска и нахождения решения поставленных задач никак не обойтись без использования различных физических эффектов и явлений, технических и интеллектуальных систем, программа предусматривает самые тесные межпредметные связи с общеобразовательными предметами – физикой, химией, биологией. Таким образом, основная цель курса – показать учащимся возможности развития их творческих способностей, побудить их к творческой активности, в результате помочь подросткам сформировать соответствующие стойкие интересы.
Широко известно высказывание А.В. Луночарского: «Если определить психологическим термином, что же является движущей пружиной прогресса, то, оказывается, что этой пружиной является изобретательность». Нашему обществу сейчас крайне важно, чтобы молодежь, составляющая его наиболее перспективную и активную часть, путем решения многих технических задач достигла такой степени готовности к производительной и творческой деятельности, которая позволит им не только обеспечить себя, но и помочь старшим поколениям и поднять благосостояние России.
Поурочное планирование занятий
элективного курса
«Методика решения технических задач»
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Творческое отношение к труду – важный фактор подъема производительности и эффективности производства. | 1 |
2 | Ознакомление с понятием форм интеллектуальной собственности. | 1 |
3 | Диалектика развития техники. Понятие о противоречиях, их роль в развитии общества, техники. | 1 |
4 | История развития методов решения технических задач. Интерпретация метода проб и ошибок. | 1 |
5 | Методы использования случайностей. | 1 |
6 | Введение в методы коллективного решения задач. Прямая мозговая атака. | 1 |
7 | Поиск недостатков – ключ к совершенству. Обратная мозговая атака. | 1 |
8 | Использование символической аналогии для творческих решений. | 1 |
9 | Фантастика в изобретательстве. | 1 |
10 | Морфологический анализ. Области применения и основные правила. | 1 |
11 | Использование «морфологического ящика». Особенности применения. | 1 |
12 | Развитие способностей по анализу и синтезу вариантов решения. | 1 |
13 | Методы решения технических противоречий (ТП). | 1 |
14 | Методы решения физических противоречий (ФП). | 1 |
15 | Использование физических эффектов и явлений для решения задач. | 1 |
16 | Практикум по решению различных типов задач. | 1 |
17 | Зачетное занятие. Обсуждение и защита творческих работ учащихся. | 1 |
ПРОГРАММА КУРСА.
1.Развитие массового технического творчества как один из важнейших рычагов совершенствования производства, повышения его технического уровня и эффективности. Знакомство с изобретательством и рационализаторством как необходимый этап приобщения к творческому труду. Реальная возможность массового технического творчества как фактор технического и социального прогресса.
Понятия: эффективность производства, производительность труда.
2. Формы интеллектуальной собственности, их защита законом.
Понятия: изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель.
3.Диалектика развития техники и технологии. Влияние общественных потребностей на технический прогресс. Социально – экономические последствия внедрения новой техники. Барьеры на пути изобретательства. Примеры разрешения технических противоречий. Жизненный цикл объектов техники, диалектика их развития.
Понятие о противоречиях, роль противоречий в развитии техники, общества.
4. Развитие творческого воображения. Примеры возможностей творческого воображения. Роль трудовой деятельности в развитии творческих способностей. Использование человеком «патентов природы». Метод проб и ошибок ( МПиО ), его достоинства и недостатки. Интерпретация М.П.иО.
5. Разработка и использование методов оптимизации интеллектуального труда. Роль случайностей в изобретательстве. Методы, основанные на упорядоченном, целеустремлённом генерировании случайностей и ассоциаций. Метод фокальных объектов Ч.С.Вайтинга. метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г.Я.Буша.
6. Ознакомление с методами коллективного поиска технических решений. Алекс Осборн и его мозговой штурм ( брейнсторминг ). Основные правила и условия её провидения; требования, которые предъявляются к генераторам и аналитикам идей. Выбор участников мозгового штурма с помощью тестов. Правила выдвижения, анализа и оценки выдвинутых идей. Развитие навыков генерирования идей. Понятие: прямая мозговая атака: сущность и области применения.
7. Обратная мозговая атака: сущность и области применения. Основные правила и условия её провидения. Методы поиска и выявления недостатков. Списки контрольных вопросов. Варианты составления каталогов. Блок – схема конференции идей и её применение.
Понятие :недостатка в технике.
8.Методика построения символической аналогии. Использование символической аналогии для генерации новых идей.
Понятие: символическая аналогия.
9.Методика генерации фантастических идей и их классификация. Методика создания фантастических рассказов. Фантастика как метод развития творческого воображения. Использование фантастических идей для решения творческих задач.
Понятие: фантастические аналогии.
10. сущность метода морфологического анализа Ф. Цвикки и его вклад в разработку метода. Основные определения, принципы и правила морфологического анализа. Области его применения для решения определённых технических задач.
Понятия: морфологические признаки, их предметное и функциональное выделение.
11. Методы построения « морфологического ящика». Виды « морфологического ящика». Границы его применения. Недостатки и достоинства морфологического анализа. Синтез технических решений на основе построенного « морфологического ящика». Выбор эффективных технических решений.
12.Понятие идеального конечного результата (ИКР), его определение. Понятие инструмента и изделия. Развитие и автоматизация интеллектуальных систем.
13. Формулирование технических противоречий. Методы разрешения технических противоречий ( в пространстве, времени, отношениях). Приёмы разрешения технических противоречий. Понятие приёма как результата обобщения мирового технического опыта. Сложные и простые приёмы. Применение их сочетаний в разрешении технических противоречий. Таблица для выбора приёмов и её использование для решения технических задач.
14. Формулирование физических противоречий. Методы разрешения физических противоречий в пространстве, времени и отношениях.
15. Метод « маленьких человечков» и его применение в анализе и решении изобретательских задач. Изобретательская физика глазами « маленьких человечков».
16. Задание на творческую работу. Возможность коллективного поиска решения творческой задачи. Взаимная экспертиза внутри группы.
17. Защита решений технических задач и рефератов учащимися
Список литературы
- «Школа и производство», 1997 – 1999 гг.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М: «Советский рабочий», 1989 г.
- Альтшуллер Г.С. Физэффекты. – Наука и техника, 1985 г.
- Кругликов Г.И., Симоненко В.Д.Основы технического творчества. – М: «Народное образование», 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика решения исследовательских задач
Обучающий урок по обществознанию в 11 классе + конспект....
Методика решения логических задач
Логические задачи имеют очень широкое распространение, т. к. они развивают умственные способности. Сначала исследователь сталкивается с набором разобщенных данных, по которым невозможно сделать ...
Методика решения олимпиадных задач
Методика решения олимпиадных задач (презентация)...
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...
Методика решений текстовых задач на движение и работу
Описываю простой подход к решению задач на движение и работу с помощью известной таблицы (v, t, S). Способ хорошо усваивают учащиеся разного уровня подготовки. Данный тип задач включен в ГИА и ЕГЭ. Эт...
Инженерное решение технической задачи
Этапы инженерно- технического решения проблемы качения колеса по рельсе...
Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс
Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс...