Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета. Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности: Мотивация учеников и учителя. Степень общей активности учеников. Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий. Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока. Обоснованность чередования напряженности - расслабленности. Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций. Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них. Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса. В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный. Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку. Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии. На этом этапе перед преподавателем встают основные психологические проблемы организации учебного процесса. Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». (В.А. Крутецкий). Рассмотрим эти факторы: Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения – это учебный предмет и его специфика. Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, – индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности преподавателя. Для преподавателя психологии наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе. Третий фактор – личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала. Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны преподавателю. Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства. Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон. Такой анализ позволяет понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока – виноват ли сам преподаватель, учащиеся или ситуация. Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Способы работы учителя на уроке во многом определяются возрастными особенностями развития психики школьников, психофизиологических и интеллектуальных особенностей. В связи с этим педагог должен учитывать такие психологические характеристики учащихся, как базовые психологические потребности, память, мышление, внимание, эмоции, воображение, воля. Всех учеников можно разделить по виду их деятельности на воспроизводящих и творческих. Положительная психологическая обстановка на уроке непосредственно зависит от того, на сколько учитель владеет классом, от его педагогического такта. Учитель должен быть способным мобилизировать внимание учащихся различными способами: допустим через прямое требование, или связывая новый материал с жизнью самого школьника, или с помощью использования занимательной информации, а так же проблемных ситуаций. Учитель, способный поддержать и развить внимание ученика через чёткую организацию урока, его темы, динамику, разнообразие видов работ, самостоятельную умственную деятельность и их поощрение, создать на уроке условия для успешного запоминания и осмысления нового материала может рассчитывать на продуктивную атмосферу в течении всего урока. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки заключается в том что: - речь учителя свободна от сарказма и насмешек; - имена учащихся используются в тёплой, дружелюбной манере; - конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; - учитель поддерживает, одобряет учеников сталкивающихся с трудностями на уроке. Характер взаимоотношений учителя с учащимися обеспечивается прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: - приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношению к диалогу как обмену информации; - организация сотрудничества учеников и учителя; - доброжелательность в общении, взаимоуважении; - открытость и незакомплексованность обеих сторон; - содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; - приоритет конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции; - взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватной самооценки действий, условий и результатов.
|