Учебно-опытный участок. "Паспорт УОУ"
опыты и эксперименты (технология, 5 класс) по теме

Лапин-Лаус Виолетта Юрьевна

Вся документация для учебно-опытного участка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_uchastok_dokument.docx65.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

учебного опытного участка

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная

школа №19 станицы Александроневскоймуниципального образования Выселковский район

за 2013-2014 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

Учебно-опытный участок

МБОУ ООШ №19

Содержание

                                                                                        Стр.

1. Положение о пришкольном УОУ……………………………..3

2. Инструкция по охране труда на УОУ…………………………6

3. План работы на УОУ в 2013 году……………………………..11

 -  общие положения………………………………………………12

 - цели и задачи……………………………………………………12

 - агротехнический план работы на УОУ………………………..13

 - тематический план опытнической работы…………………….14

 - план изготовления наглядных пособий………………………..15

4. Деятельность на УОУ в 2009 году……………………………..16

5. Отчет о работе на УОУ в 2010 году…………………………....18

  - распределение растений по отделам…………………………..19

  - экологическое состояние……………………………………….20

  - внешние связи…………………………………………………...21

  - материально-техническое обеспечение УОУ…………………22

  - результаты опытнической и исследовательской работы…….23

  - культура оформления…………………………………………..25

  -  рациональное использование возможностей УОУ………….26

6. Организация образовательной деятельности…………………27

7. Приложения……………………………………………………..32

  - дневник опытов и наблюдений………………………………...33

  - отчет в фотографиях……………………………………………38

Муниципальное бюджтное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

Утверждаю

Директор школы

_______ /С. И.Дробышева/

«2» сентября 2013г

     

Положение

о пришкольном учебно-опытном участке

 

Утверждаю                                                                                                                                                                                                                                              директор МБОУ ООШ №19

станицы Алесандроневской

Приказ №242 от 02.09.2013г.

                                                                                       _________/С.И.Дробышева/

Положение об учебно-опытническом участке.

Назначение учебно-опытнического участка, его структура.

1.        Учебно-опытнический участок создан при МБОУ«основной общеобразовательной школе №19» станицы Александроневской. Участок образован для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии,  уроков технологии, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий. На УОУ организован общественно - полезный труд школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы кустарниковых пород), а также осуществляются заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися. Функционирование учебно-опытнического участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:

  • совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;
  • формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями;
  • формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающие среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
  • развитие интереса учащихся к изучению растений;
  •  формирование у учащихся ответственного отношения к труду, окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;
  • развитие эстетических чувств школьников;
  • развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за ними.

2.        В соответствии с Земельным кодексом от 15.01. 97г. №38 отведение земельных участков школам для учебно-воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

  1. На учебно-опытническом участке школы организованы отделы полевых (зерновых, технических, кормовых) и овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений, начальных классов; соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии, может быть различным в зависимости от местоположения школы, избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.
  2. Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытнического участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями школы и её возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
  3. В подсобном помещении хранится сельскохозяйственный инвентарь..
  4. Вокруг участка создаётся естественная (из зелёных насаждений) или искусственна        изгородь.                                                                                         Участок обеспечивается водой для полива растений.

Произведённая на участке продукция может быть использована для организации         питания         учащихся         в        школьной        столовой.                                     7.Площадь учебно-опытного участка школы – 1500 кв.м

 На учебно-опытном участке организованы отделы:

• дендрологический:

• цветочно-декоративный;

• овощных культур;

• производственный;

• начальных классов

• лекарственных растений

Содержание и организация работы.

  1. Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.
  2. Работа учащихся на учебно-опытническом участке школы осуществляется за счёт времени, отводимого на уроки технологии, а также на практические работы по биологии, окружающего мира. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области «Технология».
  3. Режим труда учащихся на учебно-опытническом участке устанавливается с учётом правил по технике безопасности при изучении биологии. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы не более 6 человек.
  4. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

В него включены такие разделы: общая характеристика учебно-опытнического участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);

  • анализ работы за предыдущий год;
  • содержание и организация работы; перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений; тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и на уроках сельскохозяйственного труда; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;
  • руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей; классных руководителей, воспитателей групп продленного дня; график их работы, в том числе в каникулярное время);
  • материальное обеспечение работы на участке; определение потребности в инвентаре, оборудовании, посевном и посадочном материале; формы подведения итогов работы;

К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.

  1. Ежедневно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке. Результаты работы учащихся в летний период учитываются при выведении отметок по предмету «Технология».
  2. Директор школы несёт ответственность за состояние учебно-опытнического участка, осуществляет общее руководство работой на нём. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытническом участке, следит за развитием его материальной базы.
  3. Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытническим участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии, отехнологии. Заведующий несёт ответственность за состояние участка и содержание работы на нём, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, оборудованием и инвентарём, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытническом участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытническим участком. Он ведёт их учёт в установленном порядке.
  1. Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью учащихся на учебно-опытническом участке, обучают их правильным и безопасным приёмам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
  2. Продукция, полученная с учебно-опытнического участка, используется школой.

Муниципальное бюджтное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

Согласованно:                                                                                    Утверждаю:

Председатель                                                                                      Директор школы

профсоюзного комитета                                                                     _______/С.И.Дробышева/

_______/В. Ю.Лапин-Лаус/                                                                      02.09.2013г.

02.09.2013г.

Охрана труда школьников

Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке

Общие требования безопасности:

 К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса.

 В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств;

 При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

Опасные производственные факторы:

переноска тяжестей сверх допустимой нормы;

 травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;

 травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок;

 заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов

Требования безопасности перед началом работы:

Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.

 Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.

 Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.

 Требования безопасности во время работы:

Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

 Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы

 Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.

 При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:

начальных классов – не более 3 кг;

14 лет – девушки – 6,0 кг, юноши – 6,0 кг;

15 лет – девушки – 6,8 кг; юноши – 8,2 кг;

16 лет – девушки – 8,0 кг; юноши – 12,0 кг;

17 лет – девушки – 9,0 кг; юноши – 16,4 кг;

 Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работа, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.

 Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 –х классов – 2 часа, для учащихся 5-7 –х классов – 3 часа, для учащихся 8-9-х классов – 4 часа, для учащихся 10-х классов – 6 часов. В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.

 Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.

 При прополке делянок во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.

Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

 Требования безопасности в аварийных ситуациях:

 При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

 При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 Требования безопасности по окончании работы:

 Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.

 По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.

С правилами по технике безопасности ознакомлены:

________________ Лпин-Лаус В.Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

                   Утверждаю:                                                                                                                      Директор школы                                                                                                _______/С.И.Дробышева/                                                                                                                          02.09.2013г.

План работы

на учебно-опытном участке

 

Общие положения

 1.1. Учебно-опытный участок МБОУ ООШ №19 создан  для проведения занятий с обучающимися по природоведению, биологии, экологии, технологии; для выполнения обучающимися опытов, наблюдений, исследований, летних заданий, организации общественно полезного, производительного труда.

1.2. Пришкольный УОУ находится на территории школы в соответствии с проектом школы и генпланом. Пришкольный УОУ как составная часть школьной территории .Площадь учебно-опытного участка школы – 1500 кв.м

Цели

2.1. Практическое закрепление и углубление теоретических знаний по биологии и технологии;

2.2.  Выполнение практической части учебных программ;

2.3.  Получение практических навыков по биологии:  развитие практических навыков работы в саду и огороде.

Задачи

3.1. Предоставить возможность для обучающегося и педагога реализовать поставленные цели.

3.2. Сформировать устойчивое позитивное отношение к сельскохозяйственному труду, жизненную потребность в работе с растениями

3.3. Воспитать  бережного отношения к природе, экологическое восприятие окружающего мира.

Агротехнический план работы на УОУ

п/п

Наименование работы

Сроки

Классы

1

Размещение отделов,  севооборотов

Май

8

2

Распределение территории УОУ между классами

Май

3

Работы на УОУ

копка, подготовка почвы

Май

5-8

разбивка на гряды

Май

7

посев культур

Май

8

пересадка рассады цветочно-декоративных культур

Июнь

6

полив, прополка, окучивание, рыхление

Май-июнь

5-8

4

Сбор урожая

Сентябрь

6-8

Тематический план опытнической работы

культура

тема опыта

класс

площадь под опыт

кол-во повтор

кукуруза

а)наблюдения за процессом

нач.кл

8кв.м

вегетации растения

б)влияние сроков посева на урожай

6кл

2

зерновых            

Юкка нитчатая юююккаюкка(нитчатая

вегетативное размножение

8кл

а) побегами: глазками-почками,

120кв.м

2

ростками и верхушками.

б) влияние клубеньковых растений

на урожай

10кв.м

морковь

влияние различных способов посева на урожай

7кл

80кв.м

5

свекла

влияние площади посева на урожай

7кл

40кв.м

3

бархатцы

влияние сроков сева однолетних цветов в грунт на сроки цветения и семенную продуктивность растений

6кл

10кв.м

2

План  изготовления  наглядных  пособий

6 класс – гербарии  растений по классам:              

- класс однодольные - кукуруза;                              

- класс двудольные - горох.

7 класс - коллекции семян и плодов:

- фасоль, горох, кабачки, кукуруза, картофель, укроп, календула

8 класс - гербарии  растений  по семействам:

- семейство тыквенных – кабачки;                

- семейство маревых  - свекла;                        

-  семейство  зонтичных -  морковь,  укроп;

- семейство бобовых  - горох,  фасоль;

- семейство  пасленовых  -  помидоры.

Деятельность на учебно-опытном участке в 2013 году

Наименование (номер) школы, имеющей УОУ

Пло-

щадь

УОУ

Кол-во

обучающихся работающих на УОУ

Наличдейств

теплицы

Кол-во пар

ни

ков

Выращено

Рассады

(шт.)

Овощей

(кг)

Карто

-феля

(кг)

Яго

ды

(кг)

цвет

овощ

МБОУ ООШ №19

станицы Александроневской

1500

кв.м

75

__

__

__

__

Свекла

5кг

Морковь 5кг

Фасоль

0,5кг

Горох

2кг

Лук репчатый

10кг

___

__

Опытническая работа (темы опытов):

1. Влияние  различных способов  посева моркови  (лосиноостровской)

на  урожай.

2. Влияние густоты посева на урожай гороха

3. Влияние различных способов посадки лука на формирование клубня

                                                         

                                                                                     

             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

                                       Отчет

о работе на пришкольном

учебно-опытном участке

Распределение  растений  по  отделам

1.  Отдел  овощных  культур:

 морковь «Лосиноостровская»

 свекла «Красный шар»

2. Производственный отдел:

капуста «Амагер», «Колобок»

3. Отдел полевых культур:

кукуруза «Сладкая»

4. Отдел  лекарственных растений

 Календула «Солнышко»

 укроп

5.  Отдел  начальных  классов:

кабачки «Цукини»

6.  Цветочно- декоративный  отдел:

а) однолетние:

бархатцы,

 космея,  

циния,  

настурция,

 астра,

васильки

петуния;

б) многолетние: ирисы,  спирея, пион,  жасмин,  ромашка(жёлтая, белая),  седум,  физастегия,  колокольчик,  гвоздика, лилия тигровая, юкка нитчатая, розы, овсяница серебристая, мальва

7.  Дендрологический   отдел:  

  акация жёлтая,  черёмуха, орех грецкий, сирень, вишня, яблоня, берёза, можжевельник казачий.

Экологическое состояние УОУ

Площадь УОУ составляет 1500 кв.м

УОУ расположен с северо-западной стороны  школы.  Школу окружают

деревья, через дорогу с юго-западной стороны находится ореховый сад.

УОУ находится далеко от предприятий. Господствующий ветер не приносит дымовые отходы с Бейсугского элеватора и Бейсугского маслозавода.

УОУ огражден металлической оградой, находится в ухоженном виде.

Для повышения урожайности мы садим очень много бобовых культур, чтобы обогащать почву азотом.  

Из всего выше сказанного, следует, что наш  УОУ соответствует нормам

экологических требований.

Материально-техническое обеспечение УОУ

1. Имеется садово-ягодный инвентарь (лопаты, грабли, тяпки, лейки,       шланг поливной)

2.   Обеспечен водой

3.   Удобрениями:  зола(азот)

4.   Посевной и посадочный материал

   УОУ обеспечен посевным и посадочным материалом за счет связи с  родителями  учащихся  и  общественностью  поселка.

  В ходе  работ предыдущего года  на  УОУ заготавливали  семена  следующих культур:  фасоль,  горох, редис, огурцы, морковь, капуста, свёкла, дыни, помидоры  укроп,  календула,  кабачки,   циния, бархатцы, бальзамин, петрушка

Результаты опытнической и исследовательской работы

Опытническая и исследовательская работа на УОУ проведена согласно плану работ.

При  проведении  опытов были соблюдены агротехнические  приемы

выращивания  растений.

По результатам  каждого опыта сделаны выводы:

1. «Наблюдение за процессом роста роз из черенков». Наблюдения  проводили обучающиеся 7 класса,  посещали  отдел  декоративных  культур в разные сроки ;а) по мере посадки – май. б) по мере роста и развития  растения - июль, август. Обучающиеся наблюдали  различные фазы  развития  растений.

2.   «Влияние сроков посева на урожай  редиса».  В результате

проведенного опыта  выявлен  более  оптимальный  срок  посева - конец марта. Посевы в  мае  не дали  желаемых  результатов, так как растение пошло в цвет.

3. «Вегетативное  размножение  юкки нитчатой  побегами: глазками-почкам  и, ростками  и  верхушками». В результате  данный  опыт  показал,  что размножение  юкки  возможно  разными  способами.

4. «Влияние  клубеньковых  растений  на урожай». Посадка  моркови и редиса  на делянку, где  рос в предшествующем году горох,  дали урожай    на 10% больше, чем  в прошлом году,  в результате обогащения  азотом.

5. «Влияние  различных способов посева моркови (лосиноостровской)  на урожай».                                                                                                                      6. «Влияние  площади  посева на урожай  свеклы».  При  более  частом  посеве семян  свеклы - урожаи  мельче, что снижает массу  корнеплодов.

7. «Влияние сроков сева однолетних  цветов  (бархатцев) в грунт  на сроки цветения  и  семенную продуктивность  растений». Выявили более оптимальные сроки посева бархатцев в грунт.  Более оптимальный срок посева для наших климатических условий является март (или февральские окна)

Культура оформления УОУ

УОУ соответствует декоративным, эстетическим нормам оформления. Декоративные   растения   представлены   древесными,   кустарниковыми   и травянистыми формами. Они отличаются большим разнообразием форм, окраской листьев, цветков и плодов, ароматом. Красиво оформленный УОУ вызывает у учащихся положительные эмоции, успокаивает нервную систему человека.

Выращивание декоративных растений на УОУ имеет большое эстетическое значение. Декоративные растения, размещенные вдоль ограждения, служат защитой от пыли и уличного шума.

Основную декоративную роль несет цветочно-декоративный отдел. Он представлен    однолетними    и    многолетними    культурами    с    большим разнообразием видов и сортов. Красивыми получаются клумбы с растениями одного вида. В этом случае используем долгоцветущие виды. В течение лета на УОУ поддерживается чистота и порядок.

Рациональное использование возможностей УОУ

Для реализации целей обучения, воспитания и развития имеются существенные возможности УОУ. Общая площадь 1500 кв.м Данная площадь распределена по отделам (отдел полевых культур, овощных культур, производственный, начальных классов, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, дендрологический) и способствует возможностям рационального использования УОУ.

Таким образом, имеется возможность выращивать и заготавливать с/х  продукцию (свеклу, морковь, кабачки, фасоль и бобы, картофель), а также лекарственные травы и цветочно-декоративные культуры для школьных цветников.

Обучающиеся, работая на пришкольном участке, теперь не спрашивают, что за это будет. Они знают, что выращенные овощи пойдут на дополнительное питание учащихся в школьной столовой. А это очень полезные блюда из моркови, свеклы, кабачков.

Организован сбор лекарственных трав с собственного экологически чистого участка, с последующей передачей их, участникам ВОВ, труженикам тыла, просто пенсионерам (бывшим работникам школы)

Отдел биологических культур дает возможность заготавливать следующий раздаточный материал:

6 класс — гербарии растений по классам;

7 класс — коллекции семян и плодов;

8 класс - гербарии растений по семействам.

Дети знают, что их труд на УОУ нужен себе и людям. Они гордятся этим.

Муниципальное бюджтное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа № 19 станицы Александроневской муниципального образования Выселковский район

Утверждаю

Директор школы

_______ /С. И.Дробышева/

«2» сентября 2013г

     

Организация и разнообразие

содержания образовательной

деятельности на УОУ

Организация образовательной деятельности  обучающихся

Проект   Школьное лесничество «Зелёный патруль»

Содержание проекта. Наша  школа расположена возле сельского парка. Для восстановления  и   сохранения этого парка решили создать школьное лесничество по четырем направлениям:

1.Практические работы в лесничестве и на пришкольном участке.

2.Эколого-исследовательская работа.

3.Культурно-массовая деятельность.

4.Краеведение.

1.Практические работы.

     1.Обустройство зоны отдыха;

2.Расчистка парка от мусора;

3.Посадка  деревьев.

      4.Разбивка цветочных клумб и уход за ними.

Трудовая деятельность детей в парке  и на пришкольном участке способствует выработке у них практических умений и навыков, направленных на сохранение и приумножение природных богатств.

2.Экологическая работа.

      С помощью специалистов Выселковского лесхоза школьники должны выявить распространенные болезни в  наших лесонасаждениях. Учащиеся должны внести посильный вклад для предотвращения распространения болезней.

3.Краеведение.

Члены школьного лесничества проводят работу по составлению Красной книги  растений  родного края и окрестностей станицы.

Работа должна проходить по следующему плану:

  • Исследуемое растение  (его описание, фото);
  • Выставка  рисунков растений;
  • Беседы со старожилами о его использовании;
  • Знакомство  с материалами будущей книги;
  • Ознакомление с информацией учащихся и жителей станицы.

Общие положения.

Актуальность и социально- экономическая значимость. «Школьное лесничество» – общественное объединение учащихся, создаваемое на добровольных началах при участии педагогов с привлечением специалистов лесного хозяйства в целях воспитания образования и развития нового поколения подростков, проявляющих бережное экологически и экономически обоснованное социально-активное отношение к природе.

Цель: Охрана природы близлежащей местности.

Задачи:

 1.Охрана и защита природной среды, расчистка парка от мусора, рейды в природу;

2.Охрана и защита водоемов и их обитателей, изучение водной флоры и фауны;

3.Охрана и защита животного мира, наблюдение за животными, подкормка птиц, изготовление кормушек, работа с муравейниками;

4.Исследование природной среды, фенологические наблюдения за растениями и животными. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, высушивание, изготовление поделок, панно), ведение дневников наблюдений;

5.Улучшение природной среды, посадка растений, разбивка участка на отделы, проведение опытов, оформление клумб цветочно-декоративными культурами;

6.Пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы, лекции, изготовление стендов, подготовка к экологическим праздникам и конкурсам;

Участники проекта: учителя, учащиеся, родители.

Сроки реализации проекта: май 2013 – сентябрь 2013 года

Этапы реализации проекта. Кроме основной работы (исследовательской, природоохранной и др.) школьники учатся определять стороны горизонта, ориентироваться на природе, быстро и умело сложить костер и разжечь его, заварить чай из травы и т.д.

Школьников разделим на группы, выполняющие определенные функции: зеленый патруль, голубой патруль, экологи, садоводы, цветоводы,  редакционно-лекторская группа. Группы формируются по интересам. Все члены лесничества занимаются сбором информации, наблюдениями, работают в парке, на пришкольном участке, а в группах они обрабатывают информацию, оформляют стенды, пишут доклады, сообщения.

Оценка результатов проекта: Всем известно, что начало любого нового дела, связано с определенными трудностями. Так как трудовые объединения детей, где работы имели сезонный характер. Роль школьных лесничеств, некогда знаменитых и востребованных, заметно падала. Перед нами стоит непростая задача. Для того,  чтобы поднять работу, нужен современный подход, новые направления деятельности, которые смогли бы привлечь внимание и по настоящему заинтересовать детей.

Итоги проекта: Занимаясь в школьном лесничестве, ребята должны получить более глубокие знания в области биологии, экологии, географии. Осознанно подходить к выбору своего жизненного пути, ориентируясь на профессии, связанные с природой и лесным хозяйством.

В школе реализуется образовательная программа «Знатоки тайн леса», которая перекликается с работой на УОУ. В ходе выполнения данной программы обучающиеся пополняют знания о многообразии растительного мира, его экологических особенностях, которые затем реализуют на практических занятиях, проводимых на пришкольном УОУ.

Пояснительная записка программы «Знатоки тайн леса»

Современная  система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы. В основе причин глобального экологического кризиса заложены не только материальные основы сверхпотребления, сверхвыбросов, но и моральные подходы к человеческим качествам.

Любовь к лесу, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь. Эта любовь воздействует на ум, душу, волю человека, обогащает его духовный мир. Она воспитывает трудолюбие, заботливое отношение к живой природе, располагает к творчеству, пробуждает любознательность.

Поэтому появилась необходимость в создании данной программы. Актуальность программы заключается в повышении качества знаний по биологии, развитию познавательных интересов через практическую исследовательскую деятельность. Занятия развивают творческое, пытливое начало ребенка, его способность наблюдать и любить природу.

Лес полон тайн и сюрпризов, многие из них открываются только тогда, когда знаешь биологические особенности, изучив законы жизнедеятельности растений и животных.

Занятия пробуждают и развивают гражданское поведение, самооценку личности, что влияет на социальную адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям жизни.

Цель: создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития

Задачи:

- познакомить с многообразием растительного и животного мира, природой сибирских лесов;

- обучить работе с научной литературой и ведению исследовательской деятельности;

- способствовать формированию художественного вкуса и воображения, развивать инициативность, самостоятельность, познавательную активность, вовлекать в научный поиск;

- формировать навыки публичных выступлений, создавать положительные условия для формирования у ребенка собственных взглядов, выводов по проблеме.

Программа объединения имеет эколого-биологическое направление. Отличительной особенностью данной  программы является введение таких разделов как лесоводство и лесохимия, которые  не раскрываются ни в одной из школьных общеобразовательных программ.

Возрастные особенности обучающихся.

Возраст: 12 -14 лет.

Уровень мышления позволяет сопоставлять и систематизировать свои представления, глубже проникать в причины и сущность явлений. Интересы более устойчивые, возникает желание участвовать в предметных кружках, выбрать подходящий вид деятельности. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему и к самим себе. Возникает значение коллективных отношений. Повышенная чувствительность к отношению окружающих, выраженное стремление занять достойное место.

Данная программа рассчитана на занятия в течение года (144 часа), из расчета  4 часа в неделю ( 2 часа теоретических, 2 часа практических).

Формы занятий

Использование нестандартных форм занятий: устный журнал, поэтический вечер, презентация газеты, интегрированное занятие с приглашением лесника, экскурсии.

Занятия проводятся не только в помещении, но и на природе. Общение с природой учит детей замечать разнообразие форм и красок окружающего мира, пробуждает в них интерес и любовь к природе. Выполняются посильные экологические задачи, например уборка леса от мусора. Эта работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережному отношению к ней. Экскурсии обогащают визуальный опыт детей, создают необходимый эмоциональный настрой.

По окончании прохождения программы обучающиеся

 знают:

- растения леса;

- деревья, кустарники, дикорастущие цветы;

- лекарственные травы;

- ядовитые растения;

- способы приготовления лесных чаев;

- животных леса;

- вредителей леса;

- заповедники, заказники, национальные парки;

- лес - источник  сырья  для промышленности;

- красную книгу Кузбасса, мини-красную книгу птиц Беловского района;

- предупредительные противопожарные мероприятия в лесу;

- технику и организацию санитарных рубок;

- защитное лесоразведение;

       

  по окончании прохождения программы обучающиеся

умеют:

- проводить фенологические наблюдения;

- делать анализ и обобщение результатов экскурсий;

- оформлять стенные газеты;

- изготавливать искусственные гнездовья;

- работать с периодической печатью.

Стенные газеты, научно–исследовательская конференция являются формами подведения итогов.  

Список учащихся

МБОУ ООШ № 19 станицы Александроневской,

членов объединения «Школьное лесничество»

«Зелёный  патруль»

1 отряд                                                                   2 отряд

1.Акиева Ксения                                                 1.Воробьёва Анна

2.Гиренко Алексей                                             2.Гиренко Анна

3.Гольнев Вадим                                                 3. Деникин Юрий

4.Гриценко Алина                                               4. Козлова Карина

5.Захарченко Татьяна                                          5.Мишустина Виктория

6.Катилевский Александр                                   6.Павлюк Елена

7.Лядский Николай                                              7.Розов Иван                              

8. Таран Денис                                                      8.Самофал Ирина

                                                                                9.Харитонова Анна

                                                                               10. Шмат Анна

                                                                               11. Шмат Алексей                                                                                                                                                                        

                                                                               12.Шеховцова Анастасия

                                                                               13.Тощенко Юрий

                                                                               14.Щербань Анатолий

Командир 1 отряда  Катилевский Александр
Командир 2 отряда  Шмат Алексей

Итого членов кружка         22  человека

Руководитель                Голубова И.А.

Приложения

(Оформления конкурсных материалов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК

УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК МКОУ ДОД "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Учебно-опытный участок

матералы для областного конкурса учебно-опытных участков...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Учебно-опытный участок станции юннатов – база для учебно-исследовательской деятельности школьников

В данном тезисе даны напрналения учебно-исследовательской деятельности при помощи учебно-опытного участка учреждения....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...