"Как работать над проектом и выбирать ткань для жилета"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Чехобалова Елена Анатольевна

Жилет универсальный вид одежды, который в рамках проектирования изделий могут изготовить как девочки, так и мальчики. Разработка содержит краткие, но ёмкие познавательные сведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел: "Проектирование и изготовление изделий"

Тема:  "Как работать над проектом и выбирать ткань для жилета" 

(рекомендуется как в делимых, так и в неделимых на группы 6-7 классах)

Чехобалова Елена Анатольевна, учитель технологии

Статья отнесена к разделу: "Преподавание технологии"

Раздел: "Проектирование и изготовление изделий"

Тема:  "Как работать над проектом и выбирать ткань для жилета"

Практическая работа: "Выбор ткани для жилета"

Цели:

  • образовательная: способствовать формированию знаний о жилете, как об универсальном виде одежды. Ознакомить с факторами, влияющими на выбор жилета, направлением моды и историей жилета
  • развивающая: способствовать формированию навыков проектирования одежды и умений выбирать ткани (соответствие различных отделок, цветов, рисунков ткани определённой модели); научить планировать работу по разработке и изготовлению жилета, способствовать развитию эстетического вкуса
  • воспитательная: способствовать  воспитанию у учащихся прилежания, трудолюбия, ответственности за результаты труда, культуры труда,

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, электробытовые швейные машины "Family",    "Janome".
  • Дидактическое обеспечение:  учебник "Технология" 6, 7класс, Инструкционная карта  "Схема  описания ткани".
  • Наглядный материал:  презентация "Проектирование жилета",

иллюстрации жилетов различного  назначения, покроя, фасона, силуэта, модели жилетов  различного покроя, фасона. силуэтов с использованием различных способов обработки, цветовой круг, коллекция с образцами тканей, образцы отделок.

  • Учебно-техническая документация: перечень  тем проектов, коллекция с образцами тканей, образцы отделок, образцы проектов жилета, трафареты из картона
  • Материалы для контроля знаний учащихся:  лист проекта "Направление исследований"
  • Методы обучения: словесный, наглядный, практический
  • Словарная работа: ансамбль одежды, внешний облик
  • Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков
  •  Оборудование и материалы: альбом, карандаши, ножницы, линейки, клей, образцы тканей

  1. Организационный момент

  1. Сообщение познавательных сведений:  

  2.1    Для проекта нами  был выбран жилет, так как это универсальный вид одежды и незаменимая вещь в гардеробе любой девочки. Жилеты по своему назначению являются актуальным дополнением при комплектовании многих видов одежды,, а иногда связующим звеном. Поэтому при правильном выборе  пропорции, декоративных элементов, свойств ткани жилет можно носить со многими предметами деловой повседневной одежды, применять при составлении нарядных комплектов, ансамблей.

Актуализация знаний учащихся     В ходе сообщения учителем познавательных сведений учащимся предлагается   отправиться  в путешествие по стране "Внимание" и запомнить каждую остановку

  2.2    Направление моды. Надетый на блузку,  водолазку или свитер с юбкой или брюками жилет будет превосходно смотреться в любых ансамблях. Например: короткий стеганый жилет из черной атласной ткани в сочетании с джинсовой рубашкой с юбкой создаст спортивный стиль, и тот же самый жилет, надетый поверх воздушного крепдешинового  платья, украшенного ярким цветком, создаст романтический стиль, будет выглядеть нарядно и празднично. Жилет поистине универсальная вещь, не выходящая из моды. (Демонстрация иллюстраций).

   2.3   Жилет можно сшить практически из любого вида ткани. Выбор ткани будет зависеть от назначения жилета и сезонности. Например, летний жилет, который в жаркую погоду с успехом заменит блузку или топ, можно сшить из лёгких тканей: хлопчатобумажных, льняных, шёлковых. Выбрав габардин, сукно или другую шерстяную ткань можно сшить жилет для прохладных дней осенне-зимнего периода. (Демонстрация иллюстраций, образцов)

   2.4   По назначению одежду подразделяют на бытовую, спортивную, производственную,  форменную. Бытовая одежда разнохарактерна - это домашняя, повседневная выходная одежда, одежда для отдыха.

  • Домашняя одежда предназначена для сна, утреннего и вечернего туалета, домашних работ, отдыха в домашней обстановке.
  • Повседневная одежда предназначена для трудовой деятельности, она должна быть удобной практичной, не должна отвлекать окружающих от работа своими особенностями - отделкой, навязчивыми деталями; для повседневной одежды не нужно брать такие ткани, как тафта, парча. ткани мнущиеся или с блестящей нитью. Следует выбирать спокойные цвета одежды, гармонирующие с деловой обстановкой.
  • Выходная одежда должна соответствовать своему назначению и обстановке. Она может быть предназначена для званного обеда, дня рождения, ужинав ресторане, театра, концерта, выставки, выпускного вечера, новогоднего бала. свадьбы.  Ткани для нарядных платьев и ансамблей могут быть самыми различными по выработке, цвету, рисунку, они должны отвечать своему назначению, индивидуальным особенностям внешнего облика и характера человека, новому направлению моды, деталям кроя.
  • Одежда для отдыха должна соответствовать месту и времени отдыха. Для летнего отдыха модно сшить пляжный костюм (купальник, шорты, жилет), для зимнего отдыха - утепленные жилеты из теплых шерстяных тканей, эластичного материала.

          Подбирая ткань для жилета необходимо помнить о свойствах тканей, которые должны отвечать назначению одежды: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплопроводность, пылеёмкость, износостойкость и усадка.

        2.5   Отделка одежды не самостоятельный элемент в её композиции, а дополнение. Украшение и отделка одежды должны соответствовать не только костюму, его назначению, но и особенностям материала, из которого сшит костюм.

По характеру отделки можно подразделить на несколько групп:

  • отделки спортивного характера, распространённые в повседневной одежде(металлические пуговицы, различные пряжки, шнуровки, эмблемы, навесные карманы)
  • отделки традиционного романтического характера, предназначенные для группы выходной и нарядной одежды (воланы, рюши, оборки)
  • вышивки и аппликации с использованием различных материалов, используемые во всех видах одежды от повседневной до вечерней
  • отделки остро модного характера, как в повседневной, так и в нарядной одежде (вышивка бисером, застёжки-молнии, застежки новой формы)

Важно, чтобы все виды отделок и украшений составляли единое целое с основным изделием.

  2.6    Цвет в одежде. Необходимое условие красоты одежды - это гармония цвета в ней, то есть согласованность стройность в сочетании цветов.

 Для создания цветовой гармонии костюма важно  не только заучить сочетание цветов,  научиться различать сочетаемые и не сочетаемые цвета. но и суметь скомпоновать детали одежды по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.

Всё многообразие цветов разделяется на следующие группы:

  • ахроматические ( все оттенки серого от белого до чёрного)
  • хроматические (окрашенные родственные, родственно-контрастные и контрастные)

     При использовании родственных цветов в композиции костюма цвета берутся приглушенные, не яркие. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.

Гармония родственно-контрастных цветов по отношению к родственным более активна и эмоциональна. Применение контрастных цветов создаёт определённое эмоциональное настроение. В контрастных тонах создаётся. как правило, костюм прогулочный, для отдыха, путешествий.

 Повседневный служебно-деловой костюм целесообразнее строить на сближенных цветовых тонах. Часто композиции дополняют чёрный, серый, белый.

2.7   На выбор модели оказывают влияние особенности телосложения. внешности.

2.8   Выбирая модель необходимо продумывать технологические способы обработки изделия.

  1.   Практическая работа №1 

 ( + повторение и закрепление пройденного на уроке материала).

Вводный инструктаж:

  работа выполняется    индивидуально и по парам или в группе ( в зависимости от количества человек и  психолого-педагогической характеристики учащихся в классе)

3.1    Каждый учащийся самостоятельно заполняет звёздочку требований, которые учитываются при проектировании  жилета, работая над листом проекта "Направление исследований" Учащиеся проводят взаимопроверку в парах или группах

(При  взаимопроверке  каждый ученик получает количество жетонов соответствующих правильным ответам, которые затем показывают уровень внимания и активности на уроке)

       

 

3.2     Затем учащимся предлагается оценить уровень своих возможностей, выбрать тему проекта  (используя перечень) и сформулировать задачу.

Перечень тем, предлагаемых для проектирования жилета:

  • "Жилет и юбка - школьная форма"
  • "Жилет к моим брюкам (к моей юбке) - удачный комплект"
  • "Я в жилете на даче - вот удача"
  • "Жилет из лоскутков - это дёшево и красиво"
  • "Жилет дополнит платье"
  • "Ура, скоро лето!"
  • "Тёплый жилет"
  • "Мой жилет - для праздника"

   Образец   формулировки   задачи:

"Разработать и изготовить жилет,    который я буду носить летом на даче   из  остатков лёгкой хлопчатобумажной ткани,     сочетающийся по цвету    с шортами"

4.     Практическая работа №2    "Выбор ткани для жилета"

        Вводный инструктаж:

  1. Выберете несколько лоскутов ткани для своего жилета в соответствии с выбранной темой
  2. Дайте описание ткани по схеме
  3. Сделайте выводы и обоснуйте выбор ткани
  4. Первый ученик, выполнивший работу, получает 3 жетона, второй-2 жетона. третий- 1 жетон, кто не успел, заканчивает работу дома

Порядок выполнения работы:

  1. Выбрать лоскуты ткани, провести исследования
  2. Выбрать трафарет и вырезать образцы ткани  по трафарету
  3. Приклеить образцы в альбом (на альбомный лист)
  4. Дать описания по схеме
  5. Сделать выводы, отметить выбранную ткань

5. Заключительный инструктаж:

  1. Подведение итогов занятия, оценка работы, выявление активных учеников
  2. Демонстрация лучших работ
  3. Домашнее задание на доске: 1. закончить лист проекта "Выбор материалов",

                                                  2. подготовить бумагу для чертежа,

                                                        чертежные   принадлежности, ткань для жилета

  1. Уборка рабочих мест

Инструкционная карта  "Схема  описания ткани"

№п/п

Последовательность работы

Банк подходящих определений

1

Оцените цвет- подходят ли он вашей внешности

Яркий, пастельный, размытый, тёмный, густой, насыщенный, блестящая/матовая поверхность

2

Оцените  рисунок - подходят ли он вашей внешности

Крупный, мелкий, средний, горох, клетка, полоска,  диагональный, цветочный, поперечный, продольный

3

Опишите внешний вид ткани

Толщина,  плотность, гладкая/шероховатая/ворсистая,  мягкая/жёсткая,  растяжимость, эластичность

4

Определите переплетение нитей

Простое, сложное

5

Попробуйте определить волокнистый  состав ткани

Натуральная (х/б, льняная, шерстяная, шёлковая), искусственная (вискозная), синтетическая(капрон, лавсан, полиэстер)

6

Оцените физические (гигиенические)  свойства

Гигроскопичность,  теплозащитность,

воздухопроницаемость,  пылеёмкость,

7

Как будут вести себя в процессе обработки при раскрое и пошиве. Желательно провести опыты: прошить, проутюжить

Скользить, осыпаться (требуется обмётывание), сильно/мало сминаться, хорошо/плохо утюжиться, оставлять проколы от иглы, раздвигаться в швах

8

Подойдёт ли для вашей модели

Да/нет

Перечень тем, предлагаемых для проектирования жилета:

  • "Жилет и юбка - школьная форма"
  • "Жилет к моим брюкам (к моей юбке) - удачный комплект"
  • "Я в жилете на даче - вот удача"
  • "Жилет из лоскутков - это дёшево и красиво"
  • "Жилет дополнит платье"
  • "Ура, скоро лето!"
  • "Тёплый жилет"
  • "Мой жилет - для праздника"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»

Проект направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде через  внедрение нетрадиционных  п...

проект: « Мы выбираем СПОРТ!!"

Актуальность проблемыМы обязаны думать о нашем здоровье…Но сегодняшнее поколение забывает о жизненных ценностях, идя на поводу вредных привычек. Разве о таком поколении мечтали наши дедушки и бабушки?...

Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Миссия  проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорово...

Проект "Мы выбираем жизнь"

Данный проект разработан по профилактике ПАв для учащихся школ и гимназий....

Презентация к проекту "Рисование по ткани в технике батик"

Презентация к проекту "Рисование по ткани в технике батик"...