Мини – исследование «Прошлое живет в настоящем» о культуре и традициях саамов Кольского полуострова.
материал по технологии (8 класс) по теме
Работа включает в себя мини-исследование с приложениями, презентацию, целью которых является популяризация народного творчества и культуры саамов посредством создания коллекции молодежной одежды с элементами саамской вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saamskaya_vyshivka.pptx | 1.34 МБ |
mini-issledovanie.docx | 37.53 КБ |
prilozheniya_anketirovaniya_rezultaty.docx | 790.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саами (саамы) – один из малочисленных коренных народов Севера , издревле проживающих на территориях Норвегии, Финляндии , Швеции и России.
Современный ареал проживания саамов.
Традиционная одежда саамов приспособлена для кочевого образа жизни и длительного пребывания на воздухе.
К началу века костюм претерпел изменения под влиянием северо-русской одежды. К меху добавилось сукно, холст, ситец, приобретаемый у русских купцов.
Вышивают бисером по красному или синему сукну (реже по зеленому)
Бисер используется белый, желтый , голубой Никогда не используется черный цвет.
Сумки были неотъемлемой деталью и украшением старинного саамского костюма, как женского, так и мужского.
Коллектив «Романтика» МБОУСОШ№7 г. Североморска Коллекция 2012 года «Снежное чувство»
http :// canitel.blogspot.ru/2010/12/blog-post_8143.html http:// feruza.livejournal.com/3367629.html http://www.finnougoria.ru/? PAGEN_1=230 Использованные ресурсы сети Интернет:
Предварительный просмотр:
Мини – исследование «Прошлое живет в настоящем»
Цель работы:
популяризация народного творчества и культуры саамов посредством создания коллекции молодежной одежды с элементами саамского национального костюма.
Задачи:
1. Выявить наличие интереса в молодежной среде к национальным саамским элементам одежды в современном молодежном костюме.
2. Изучить историю саамского костюма. Освоить технологию вышивки бисером.
3. Изготовить коллекцию современной одежды на основе стилизации из традиционных материалов, используемых саами: мех, бисер, ткань соответствующего цвета.
Разрабатывая коллекцию молодежной одежды с обучающимися мы стремились доказать, что в современном мире есть место костюму, созданному на основе национальных традиций саамской одежды. Коллекция не является копией национального саамского костюма, но имеет мотивы саамской культуры, фольклорный колорит. Работа носит название «Прошлое живет в настоящем». Присутствие прошлого может проявляться в различной степени в творчестве, в быту, во взаимоотношениях представителей различных семей. Современная мода также способна быть проводной нитью между истоками и современностью. Модели одежды, созданные на основе фольклорного стиля – это и есть обращение к богатейшему национальному наследию. Фольклорный стиль для нас – это шанс сохранить себя и свою культуру на том уровне, который нам доступен, это наша память и сокровище. Обращая внимание на фольклорный стиль, мы тем самым открываем для себя доступ к сокровищнице наших предков. Узнавая о фольклорном стиле, мы узнаем о себе и своих корнях, а это уже важно само по себе.
Фольклорный стиль может быть в моде, а может, и нет. В любом случае он может существовать и сам по себе. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Костюм в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, одежда этого стиля может носиться очень долго, она как бы вне времени, вне обстоятельств.
Основное содержание работы.
Национальный костюм саами.
Саами (саамы) – один из малочисленных коренных народов Севера, издревле проживающих на территориях современных Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Российские саамы – коренные жители Кольского полуострова. Первыми распространителями сведений о народе саами стали российские и зарубежные путешественники и ученые, посещавшие Кольский полуостров.[4;3] Главная особенность саами, проживающих на территории 4 государств, сохранилась - они были и остались "оленным народом". В наши дни "русские" саами проживают преимущественно на севере и востоке Мурманской области, а столица Русской Лапландии - село Ловозеро.
Наиболее ранние сведения о том, как одевались кольские саамы, можно найти у авторов XVІІ и XVІІІ веков И.И. Георги, П.М. де Ламартиньера, Н.Я. Озерецковского, В. Славянского.
В старое время основным материалом для одежды саамам служили оленьи шкуры, дубленые кожи, а также шкуры морских животных. [1;189]Одежду и обувь из шкур шили оленьими жилами и костяными иглами, позже – металлическими. [1;190] Традиционная одежда саамов была приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни.
За время, в которое саамы стали исторически известны, одежда их претерпела значительные изменения. Изменения эти происходили последовательно, в зависимости от климата и местных сырьевых ресурсов, развития социальных отношений и выработки новых эстетических вкусов, в процессе общения с соседними народами. Национальный костюм саамов к концу XIX началу XX веков сохранил лишь некоторые черты, видоизменившись под влиянием прежде всего северо-русской одежды, а в дальнейшем – европейской. Происходило заимствование. Ближе к XX веку к традиционным меху и коже добавилось сукно, ситец, холст, приобретаемые саамами у русских купцов. В качестве отделки началось использование лисьих, заячьих и бобровых шкурок. [1;189]
Н.Я.Озерецковский, русский естествоиспытатель, писал, что летнюю одежду саамы шили из домотканой шерстяной ткани, обычно серого или белого цвета, которую изготавливали в Швеции и привозили в Лапландию шведские купцы. Зажиточные саамы покупали и более дорогие шерстяные ткани зеленого, синего и особенно красного цвета. Саамы никогда не использовали черный цвет. [1;192]
Со второй половины XIX века печок (длинная глухая, т.е. без разреза спереди, одежда из оленьих шкур, мехом наружу) был основным видом зимней одежды кольских саамов, как мужчин, так и женщин. Мужской печок был длиной ниже колен, женский - длиннее, иногда до щиколотки.
Саамы надевали печок поверх летней рубахи из сукна или вязанного из разноцветной шерсти жилета-фуфайки. Под печок надевали также душегрейку, короткую нагрудную одежду без рукавов с застежкой спереди, которую шили из шкур молодых оленей или из толстого сукна. Такие душегрейки носили и мужчины и женщины. [4;17]
В конце XIX веке традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: коми и ненцев. Через посредство коми - ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.
Саамский костюм уже в середине XIX века отражал многовековые контакты саамов с русскими. В результате этих контактов саамы заимствовали целый ряд черт северорусского костюма, особенно головные уборы и одежду из тканей. У мужчин появились кафтан (кяхтан) – распашная одежда из сукна в талию, расширяющаяся к низу, длиной до колен; суконные штаны, некоторые виды головных уборов, русские сапоги. Женщины переняли у русских сарафан, платье-сарафан (коххт) с передником, кофту, головные уборы (шамшура – головной убор для замужних женщин, повойник, перевязку для девушек, головные платки). [4;29]
В XIX веке в костюме саамов можно было отметить еще один головной убор – куколь, который шился из серого сукна и использовался в летних промыслах для защиты от сильных ветров и комаров. Скорее всего куколь заимствован саамами у карелов или коми (зырян). [1;196]
Несмотря на новшества в одежде, приобретенные саамами от ижемцев и русских, в целом народность саами смогла сохранить самобытность национального костюма и до наших дней. И сегодня можно встретить мужчин и женщин в национальных костюмах.
Расскажет бисер.
Н.Я. Озерецковский, один из первых русских ученых- исследователей Кольского полуострова, в начале XIX века писал, что русские саамы украшают праздничную оленью сбрую бисером и маленькими лоскутками цветного сукна. Каньги (обувь из меха) саамы также украшали бисером.[1;206]
В основе национальной вышивки бисером лежит счет. Особый смысл вкладывается саамами в числа: 3, 7, 11, которые часто встречаются в цифровом выражении саамского орнамента. Твердо выдерживается цветовая гамма орнамента. Бисер в основном используется трех цветов: белый, голубой и желтый. Никогда не используется в вышивке черный цвет. На изнанке не было узелков. Мастерицы шили оленьими жилами – коанньт сунн, из которых сложно было завязывать узелки. В настоящее время саамские женщины используют швейные нити, соответствующие цвету бисера. Желтый – на желтую нитку, синий – на синюю, и так далее.
Ранние работы мастериц безусловно несли на себе отпечаток язычества. Каждый элемент вышивки является стилизацией окружающего мира. Квадрат – четыре стороны света, треугольники – горы, точки – следы зверя, и т.д. В целом композиция саамской вышивки отличается четко выраженными осями и строгой симметрией узора. [1;207]
Вышивка всегда несла знак рода. В родовых рисунках некоторых семей мог преобладать круг, в других – квадрат, или круг и треугольник. Саамская мастерица Нина Семеновна Шаршина, делилась секретами рукодельниц: узоры на шамшуре имеют свои значения. Боковые – отношение к роду, передняя часть вышивки рассказывала, о чем пела душа мастерицы в пору творения головного убора, чем мастерица любила заниматься, где она проживала, о родном доме.
Присутствует в саамских вышивках и так называемый знак свастики, который по рассуждениям мастериц, нес добро и служил оберегом. Это очень древний знак – символ вечности, символ жизни.
Саамские сумки.
Сумки были неотъемлемой деталью и украшением старинного саамского костюма, как женского, так и мужского.
Мужчины имели охотничьи сумки для хранения пуль, пороха; кошельки для денег, сумочки для табака и других мелких предметов и носили их на кожаном поясе – тасме или на нагруднике.
У женщин также были сумки, которые носили на поясе. Это были кошельки для денег и сумки для рукоделия.
Сумки шили из дубленой, сыромятной оленьей кожи, из оленьего и тюленьего меха, украшали расшитым бисером или кожаной и суконной аппликацией. [4;46]
Национальный костюм саами как будто впитал в себя яркие, чистые краски Кольского Севера. Любовь к ярким, жизнерадостным цветам и орнаментам проявляется у саами на каждом шагу - в отделке одежды, обуви, рукавиц, сумок, оленьей упряжи. Излюбленные цвета - красный и синий, желтый. Саамские костюмы удивляют своим многоцветьем.
Красный цвет - солнце, зеленый - трава, синий – вода, желтый – солнце. Традиционными цветами гакти (цвета национального костюма) объясняются и четыре цвета саамского флага — синий, красный, жёлтый и зелёный.
Современная мода и национальные истоки.
На первом этапе работы над созданием коллекции мы провели исследование среди обучающихся. Выявили степень осведомленности в области культуры коренного населения Кольского полуострова; выявили предпочтения в стиле одежды (Приложение 1). Изучая модные тенденции в индустрии моды, мы обратили внимание на возросший интерес к этнической моде.
Затем мы разработали коллекцию моделей современной молодежной одежды с элементами национальных традиционных саамских костюмов. Коллекция выполнена в фольклорном стиле, который подразумевает придание современной одежде черт национальных костюмов.
Изготовление непосредственно самой коллекции осуществлялось в школе на кружке «Салон современной одежды». Пошив моделей одежды, аксессуаров и их декорирование оказалось очень трудоемким, т.к. все детали коллекции содержат большое количество вышивки. При оформлении одежды вышивкой мы не применяли счетный принцип саамской вышивки, т.к. не использовали символику саамского узора. Олений мех мы заменили искусственным мехом. В своих костюмах саамские женщины отдавали предпочтение красному, а мужчины синему цвету. Мы остановили свой выбор на синем цвете всех моделей одежды в коллекции, т.к. при разработке коллекции не было цели создать копию саамских костюмов. Кроме того, синий цвет является традиционным для саамов. Основным элементом декора выбрана снежинка расшитая бисером голубого и белого цветов по всему её периметру, что придало изысканность и лёгкость всем элементам коллекции.
И мужчины и женщины саами традиционно имели небольшие сумочки для хранения мелких вещей из меха или сыромятной кожи. К каждому комплекту одежды нами также изготовлена маленькая сумочка из искусственного белого меха, декорированная бисером.
Коллекцию можно предложить современным девушкам как выполненную в тенденциях современной моды, с элементами саамского национального костюма, практичную. Отдельные детали коллекции одежды можно комбинировать друг с другом, что очень функционально.
В процессе изготовления коллекции у обучающихся возник неподдельный интерес к культуре коренного населения Кольского полуострова.
Заключение.
Целью работы мы ставили создание коллекции современной одежды на основе стилизации из традиционных материалов, используемых саами: мех, бисер, ткань соответствующего цвета. Мы стремились использовать модные тенденции наряду с фольклорным колоритом саамской культуры.
Создавая коллекцию, мы хотели пробудить интерес в молодежной среде к национальным саамским элементам одежды в современном молодежном костюме, тем самым подвигнув своих сверстников к изучению историю саамского костюма.
Коллекция одежды не является копией национального саамского костюма, но имеет мотивы саамской культуры, фольклорный колорит. Мы использовали искусственный мех, ткань излюбленного саамами синего цвета. Следуя традициям саамских мастериц, мы оформили детали одежды и аксессуары вышивкой бисером голубого и белого цветов, что также перекликается с традиционными элементами оформления саамского костюма.
Использованные материалы для создания коллекции, конструкции моделей, аксессуары, все это воплощено в единый ансамбль и передает, без сомнения, национальный колорит культуры саамского народа, на территории которого мы живем в настоящее время.
Мы провела анкетирование среди обучающихся с целью выявить то, насколько они знакомы с культурой, одеждой, символикой в одежде саамского народа. Исследование показало, что молодые люди весьма поверхностно знают историю саамской культуры. Созданная коллекция молодежной одежды является средством популяризации саамской культуры среди подростков.
Фольклорный стиль для нас – это шанс сохранить себя и свою культуру на том уровне, который нам доступен, это наша память и сокровище. Обращая внимание на фольклорный стиль, мы тем самым открываем для себя доступ к сокровищнице наших предков. Узнавая о фольклорном стиле, мы узнаем о себе и своих корнях, а это уже важно само по себе.
Список литературы:
- Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманское областное книжное издательство, 2005
- Жиров В.Д. Ловозерский район. – Санкт – Петербург, 2008
- Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы. История. Экономика. Культура. – Мурманское книжное издательство, 1979
- Кулинченко Г.А. Саамский костюм. – Мурманский областной центр художественных ремесел, 2009
- Ушаков И.Ф. Хрестоматия по истории Кольского севера. – Мурманск, 1997
Предварительный просмотр:
Приложения:
Анкета №1.
Предпочтения в стиле одежды.
Выбери один из стилей в одежде, наиболее предпочитаемый тобой.
- классический стиль (для классического стиля характерны элегантность и сдержанность, детали лаконичны или отсутствуют. Основные членения форм одежды совпадают с естественными членениями фигуры. Декор в костюме классического стиля вообще отсутствует или сведен к минимуму. Для него характерен полуприлегающий силуэт, который придает фигуре большую стройность и потому не выходит из моды)
- романтический стиль (полное олицетворение женственности. Воланы, рюши, жабо, отделка кружевом – те милые мелочи, которые никогда не теряют своей актуальности в этом стиле. Здесь противопоказаны прямые узкие линии, романтичная женщина предпочитает слегка расклешенные летящие юбки, прозрачные блузки, подчеркивающие ее женственные формы. В этом гардеробе могут быть и брюки, выгодно подчеркивающие красивую линию бедер и тонкую талию. Маленькая сумочка, перчатки – те аксессуары, которые будут вполне уместны в довершение романтичного образа)
- фольклорный стиль (почти все кутюрье в своем творчестве обращаются к фольклорному стилю, т. е. к использованию в моделировании кроя, декора, элементов костюма различных народов и национальностей. В одежде часто используются традиционные народные отделки – вышивка, аппликация, мережка, буфы, рюши, плетение. Кроме того, одежда часто украшается бисером, цветными нитками, шнуровкой)
- спортивный стиль (для одежды спортивного стиля характерны свободные, прямые силуэты, наличие накладных деталей, таких как карманы, паты, погоны, присутствуют отделочные строчки по краю борта, лацканов и воротников. Одежда спортивного стиля комфортна и практична, но, в отличие от классического, неприемлема для торжественных случаев)
- авангардный стиль (в последнее время у молодежи популярен авангардный стиль, для которого характерен отказ от канонов классической моды).
Анкета №2
Что ты знаешь об одежде саамов Кольского полуострова?
Название предмета одежды. | Найди соответствие по картинке. | |
1 | Печок (пеццк) | |
2 | Койбицы | |
3 | Каньги (коаммэ) | |
4 | Шамшура (шамш) | |
5 | Юпа (мацэхь) | |
6 | Коххт | |
7 | Киса (вусс) |
Печок (пеццк) – длинная, глухая, т.е. без разреза спереди, одежда из оленьих шкур.
Койбицы – женские рукавицы из оленьего меха.
Каньги (коммэ) – короткая меховая обувь с приподнятым носком.
Шамшура (шамш) – праздничный головной убор из красного сукна, обильно расшитый бисером.
Юпа (мацэхь) – рубаха из грубого сукна, для женщин – белая, для мужчин – серая.
Коххт (платье – сарафан) – заимствован у русских.
Киса (вусс) – сумочка для мелочей (кожа, мех нерпы, сукно, бисер).
Приложения:
3 2
1 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос
В силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...
Классный час "Помня о прошлом, веря в настоящее, строим историю будущего"
Классный час для учащихся 5 классов. Цель: воспитание патриотических качеств, любви и уважения к родной стране, малой родине, воспитание гражданственности, патриотизма, понимания учащимися их личной о...
Обобщающий урок по теме "Америка. Ее прошлое", "Америка. Ее настоящее"
Данный урок предназначен для обощения темы "Америка". Уроки проводятся парой, но возможно их проведение и по одному академическому часу....
Природные особенности Кольского полуострова
Природные особенности Кольского полуострова...
Разговоры о важном. ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?
Разговоры о важном...
Экологический проект на тему: «Этнографические исследования. Прошлое и настоящее из окна нашего центра» 5-9 класс
Наш центр расположен в месте пересечения улиц Соболева и Нагорной, что представляет собой интересный материал для краеведческой и экологической работы. Данная территория дает возможность погрузи...
Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...