Русская народная культура в экспозициях школьного музея декоративно-прикладного творчества
статья по технологии по теме
В нашей школе есть музей декоративно-прикладного творчества. Часть музея занимают предметы русского крестьянского быта. Но большинство экспонатов – это работы учащихся нашей школы – победителей районных и городских выставок декоративно-прикладного творчества. Эти работы ребята выполняли под руководством педагогов в школьных кружках и творческих объединениях.
Путь к такому музею начинается с уроков технологии и изобразительного искусства, где учащиеся знакомятся с различными видами прикладного искусства: вышивкой, лоскутной техникой, вязанием, обработкой дерева, росписью по дереву. Образовательная область «Технология» обладает большими возможностями для приобщения учащихся к русской культуру через знакомство с декоративно-прикладным искусством, традициями и обычаями русского народа.
Более широко знакомство с бытовой культурой русского народа, с декоративно-прикладным искусством продолжается в школьных кружках и творческих объединениях.
Экскурсии в школьном музее декоративно-прикладного творчества проводят ученики нашей школы. Это дети неравнодушные к искусству и народному творчеству. Проводя экскурсии, они рассказывают о народных ремеслах, традициях, праздниках, об интерьере крестьянской избы. А на обзорной экскурсии по музею можно познакомиться с работой школьных кружков и творческих объединений. Ребята-экскурсоводы стремятся показать посетителям нашего музея, что авторы выставленных здесь работ являются продолжателями традиций, рожденных в народе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская народная культура в экспозициях школьного музея декоративно-прикладного творчества | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная культура в экспозициях школьного музея декоративно-прикладного творчества
- Проходите, гости дорогие…
Так начинается экскурсия в нашем школьном музее декоративно-прикладного творчества. Часть музея занимают предметы русского крестьянского быта. Но большинство экспонатов – это работы учащихся нашей школы – победителей районных и городских выставок декоративно-прикладного творчества. Эти работы ребята выполняли под руководством педагогов в школьных кружках и творческих объединениях «Русская вышивка», «Мастерицы», «Умелые руки», «Узорочье». Всего в музее более 100 экспонатов. Это работы из дерева, глины, теста, роспись по дереву, вышивка, лоскутная техника, традиционная русская кукла, мягкая игрушка и многое другое.
Путь к такому музею начинается с уроков технологии и изобразительного искусства, где учащиеся знакомятся с различными видами прикладного искусства: вышивкой, лоскутной техникой, вязанием, обработкой дерева, росписью по дереву. Образовательная область «Технология» обладает большими возможностями для приобщения учащихся к русской культуру через знакомство с декоративно-прикладным искусством, традициями и обычаями русского народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей.
С давних времён большая часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили и украшали одежду и другие предметы быта, вязали. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.
В настоящее время, несмотря на обилие вещей, имеющихся в продаже, многие пытаются создавать одежду и предметы для украшения интерьера дома самостоятельно своими руками, обогащая, таким образом, свой досуг, создавая свой, неповторимый имидж, делая свой дом уникальным, непохожим на другие. Вещи, выполненные своими руками, несут магию тепла, доброты, любви.
Более широко знакомство с бытовой культурой русского народа, с декоративно-прикладным искусством продолжается в школьных кружках и творческих объединениях.
Я являюсь руководителем творческого объединения «Мастерицы».
Программа данного объединения предназначена для обучения детей среднего школьного возраста 11-15 лет. Срок реализации программы 3 года.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она предполагает приобщение детей к истокам русской культуры и духовным традициям русского народа, формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, развить и реализовать свои творческие способности.
Программа по целевой направленности является личностно ориентированной.
Особенностью данной программы является то, что она состоит из нескольких блоков:
- Традиционная русская народная кукла
- Мягкая игрушка
- Технология изготовления швейных изделий (включая изучение народного костюма)
- Лоскутное шитьё
- Вязание крючком и на спицах
Такое построение программы даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с историей развития различных видов рукоделия, с народными художественными промыслами, с основными традициями и обычаями русского народа, основами материаловедения, цветоведения, технологией изготовления и декорирования изделий.
Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребёнка.
Создание ситуации успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов данной программы. На занятиях учащимся предлагаются работы различной степени сложности, учитывая способности и возможности каждого ребёнка. Большие по объёму и сложные работы, композиции можно выполнять коллективно, что ускоряет процесс творчества и даёт учащимся навыки совместной работы.
Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются посещение школьного музея декоративно-прикладного творчества, музея истории художественных промыслов Нижегородской области, а так же экскурсии в такие центры народных промыслов, как г. Городец, Семёнов, а также в музеи игрушки во Владимире, в Сергиев- Посаде.
Экскурсии в школьном музее декоративно-прикладного творчества проводят ученики нашей школы. Это дети неравнодушные к искусству и народному творчеству. Проводя экскурсии, они рассказывают о народных ремеслах, традициях, праздниках, об интерьере крестьянской избы. А на обзорной экскурсии по музею можно познакомиться с работой школьных кружков и творческих объединений. Ребята-экскурсоводы стремятся показать посетителям нашего музея, что авторы выставленных здесь работ являются продолжателями традиций, рожденных в народе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для экскурсоводов по экспозиции школьного музея "Русская изба"
Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать...
Декоративно прикладное искусство - один из компонентов комплексного изучения русской народной культуры в детской школе искусств «Этнос».
Культура современного общества сложна и многообразна. Ее особенности - это всеобщая унификация человеческой индивидуальности, повсеместное распространение, стирание национальных и территориальных гран...
Положение о школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества и детского рисунка "Зимние олимпийские игры Сочи-2014 год"
Положение о школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества и детского рисунка "Зимние Олимпийские игры Сочи-2014...
Положение о школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества
Школьный конкурс «Планета Мастеров» проводится в целях реализации Плана основных мероприятий, проводимых в 2014 году в школе, в рамках Года культуры в Российской Федерации....
Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...
Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"
Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности,...