Программа по кружку "Фантазия"
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района:
«Средняя общеобразовательная школа
с. Селиярово»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
Педагогического совета школы Директор МКОУХМР
Протокол № _1_ СОШ с. Селиярово
от «_30 _08_ 2013 г. А.М. Лапшина _________
Приказ № 349 - О
от «_30_» _08_ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Фантазия»
Возрастные рамки: дети, подростки
Автор программы: педагог дополнительного образования Евсеенко Майкамал Ахметгалиевна,
первая квалификационная категория
с. Селиярово 2014
Оглавление:
Пояснительная записка………………………………………………….. стр. 3
Цели и задачи……………………………………………………………...стр. 6
Учебно-тематический план ………………………………………………стр. 8
Содержание……………………………………………………………….. стр. 12
Индивидуальная карта учета результатов обучения
по образовательной программе…………………………………………...стр. 19
Литература…………………………………………………………………стр. 43
Приложения………………………………………………………………..стр. 44
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев
В. А. Сухомлинский.
Образовательная программа «Фантазия» разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология».
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В силу многих обстоятельств в настоящее время большую актуальность приобретает проблема недостатка общения с детьми, а, как известно, общение – главный элемент воспитания ребенка. Как можно исправит ситуацию, как помочь детям найти правильный ориентир?
Это, прежде всего обращение к истокам национальной культуры, к богатому наследию. Декоративно-прикладное искусство на протяжении всей истории человечества было неотъемлемой частью национальной культуры, оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов, оно призвано лечить душу. Рукоделие-это всегда общение с ребенком.
Образовательная программа «Фантазия» развивает фантазию и креативность. Для детей это просто жизненная необходимость, ведь чем ярче развита его фантазия, тем интереснее и ярче будет его жизнь. Любое рукоделие способно приносить прибыль творцу. Любое рукоделие, принесенное из детства, может стать любимым занятием по жизни. А для некоторых людей, рукоделие способно перерасти из увлечения в прибыльный бизнес. Даже если выпускники в сельской местности не поступят в учебные заведения и не сразу смогут найти себе работу, у них есть возможность заработать деньги. Это поможет решить многие социальные проблемы.
Важно то, что воспитанники в процессе работы объединения, в комфортной, дружеской атмосфере, имеют возможность реализовать свои потребности в успехе, раскрыть свои возможности.
Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисероплетение, вышивка бисером, работа с кожей, изделия из соленого теста, макраме, вязание крючком, бумажное моделирование, лоскутная пластика. Такое разнообразие тем обусловлено тем, чтобы воспитанники имели возможность познакомиться с разными техниками рукоделия, получить навыки работы в этих техниках и в будущем выбрать для себя то, что им больше нравится, дальше совершенствоваться в этой области.
Разработанных программ, совмещающих данные виды декоративно-прикладного творчества у нас нет. А как интересны!
Все это дает большие возможности для развития творческой активности, фантазии, смекалки детей. Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца.
Поэтому возникла необходимость в создании данной программы, которая ориентирована, на активное приобщение детей и подростков к творчеству и носит образовательный характер.
Радость творчества – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты не взялся. Творчество – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира.
Человек, развитый искусством, поэтому и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза в буквальном смысле видят в вещах гораздо больше значимого, чем не развитый глаз. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток. Вышивание, шитьё, бисероплетение, работа в технике макраме требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают знания и умения по нескольким видам народного творчества. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Например, при выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
При реализации данной программы отражаются не только условия и среда активного освоения процесса рукоделия, но и предоставлена возможность творческого поиска.
В содержание обучения, кроме получения практических навыков, входит ознакомление в учащихся с историей возникновения конкретного вида рукоделия, знакомство со свойствами материалов, организацией рабочего места. Важно, что реальный результат в виде готовых
изделий говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения конкретного вида рукоделия, знакомство со свойствами материалов, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием, применяемыми при выполнении изделий.
Основным фактором набора детей в творческое объединение является здоровье на момент поступления. Набор осуществляется на основе опроса, желания заниматься рукоделием, но и учитываются рекомендации врача.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Учебная группа состоит из 15 человек.
Занятия проводятся 4,5 часа в неделю.
Для обучения рекомендуется принимать девочек 5-11 классов
Цель: развитие творческих способностей воспитанников, формирование технологических умений и навыков при выполнении работ в разных техниках.
Задачи:
- развивать познавательную творческую активность; фантазию;
- познакомить детей с историей развития представленных видов рукоделия, тем самым вызвать интерес к данным видам ДПТ;
- учить самореализации через выполнение изделий;
- изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения изделий;
- развивать творческое мышление, эстетический вкус;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу.
Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний. Программа объединяет теоретический, практический, творческий материал и предусматривает два уровня усвоения учебного материала:
Первый – ученический (т.е. действие с подсказкой);
Второй – алгоритмический (т.е. репродуктивное действие по памяти).
График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических работ.
Реализуемые и используемые технологии:
1. Технология мастерских.
2. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Информационно-компьютерные технологии.
Новизна концепции программы в том, что используемые технологии в ходе реализации данной программы выступают не только как средство реализации целей и решения проблем детского коллектива, но и как способ самовыражения, самореализации его членов.
Новизна данной программы состоит в ее комплексности, которая дает воспитанникам возможность сделать выбор и определиться в различных направлениях работы на кружке, способных выявить творческие способности ребенка, помочь самоопределиться, а может быть и выбрать профессию.
Практическая значимость программы заключается в использовании ее педагогами при составлении программ объединений декоративно-прикладного направления. Разработанные курсы данной программы могут применяться на уроках, на факультативных и кружковых занятиях, тематических мероприятиях.
Принципы реализации программы:
- Принцип гуманности, реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей;
- принцип “свободы”: самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой;
- принцип равенства позиции педагога и воспитанника: совместное стремление к достижению общей цели, совместное прогнозирование результата деятельности;
- принцип доступности: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
Ведущей педагогической идеей является разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию рукоделия. Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы.
Общепедагогическими принципами и специфическими закономерностями изучаемой образовательной программы являются: научность, системность, доступность, связь теории с практикой.
Основные методы и формы, обеспечивающие усвоение учащимися материала, оказывающих воспитывающее действие и развивающие навыки их творческой деятельности:
Методы:
А) словесные
Б) наглядные
В) практические
Г) частично-поисковые (выполнение индивидуальных творческих заданий, проектов, исследование истории вида рукоделия и т.д.
Формы занятий:
А) групповые
Б) индивидуальные
В) коллективные
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование темы | Количество часов | ||
Теоретические | Практические | Всего | ||
1 | РАЗДЕЛ: вводный | |||
1.1 | Введение. Вводная часть. Техника безопасности | 1 | ||
1.2 | Беседа о видах рукоделия, краткий обзор: «Богатство мира рукоделия». Роль рукоделия в жизни человека. | 1 | ||
1.3 | «Чему бы я научилась в кружке?» | 1 | ||
Всего: | 3 | - | 3 | |
2.1 | РАЗДЕЛ: Вышивка крестом Виды вышивки. Из истории. | 1 | ||
2.2 | Выбор работы. Планирование работы. Подбор необходимых материалов. Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
2.3-10 | Выполнение работы. Обсуждение качества выполненной работы. Самооценка. | 8 | ||
Всего: | 1 | 9 | 10 | |
3.1 | Раздел: Техника «Декупаж». История возникновения. Виды декупажа. Основы декупажа. | 1 | ||
3.2 | Инструменты и приспособления для выполнения техники декупаж. Беседа по технике безопасности. Выбор иллюстрации для украшения бутылки или тарелки в технике декупаж. Технология приклеивания рисунка к выбранной посуде. | 1 | ||
3.3 | Практическая работа. Работа с рисунком. Выбор декора (оформления рисунка) | 1 | ||
3.4 | Технология нанесения специального лака. Нанесение. Обсуждение качества выполненной работы. Самооценка. | 1 | ||
Всего: | 2 | 2 | 4 | |
4.1 | РАЗДЕЛ: Техника валяния. Из истории. Сухое и мокрое валяние. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
4.2 | Изготовление сувенирных валенок, бус в технике мокрого и сухого валяния. Технология.
| 1 | ||
4.3-4.9 | Выполнение работы | 7 | ||
4.10 | Картина из шерсти. Технология изготовления картины из непряденой шерсти. | 1 | ||
4.11-4.14 | Выполнение работы | 3 | ||
Всего: | 3 | 10 | 14 | |
5.1 | РАЗДЕЛ: Бисероплетение. Из истории. Беседа по технике безопасности. Подготовка материалов. Приемы бисероплетения. | 1 | ||
5.2 | Объемные цветы из бисера. Обсуждение плана работы. Начало работы | 1 | ||
5.3-5.16 | Выполнение работы: «Цветик-семицветик» | 14 | ||
Всего: | 2 | 12 | 16 | |
6.1 | РАЗДЕЛ: Вышивка бисером. Из истории. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
6.2 | Выбор работы. Планирование работы. Подбор необходимых материалов. (Бисер, канва, иглы, ножницы, пяльцы) | 1 | ||
6.3-6.16 | Выполнение работы. Корзинка с цветами. | 14 | ||
Всего: | 2 | 14 | 16 | |
7.1 | РАЗДЕЛ: Работа с кожей. Из истории. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
7.2 | Выбор работы. Планирование работы. Подбор необходимых материалов. (Лоскуты кожи необходимых цветов, ножницы, карандаш, клей) | 1 | ||
7.3-7.12 | Выбор работы. Технология работы с кожей. Выполнение эскиза будущей работы. Цветочное панно. Нарезка, приклеивание на основу, оформление в раму. | 8 | ||
Всего: | 2 | 8 | 10 | |
Выставка работ. Подготовка к выставке работ, приуроченная к международному женскому дню. По желанию мастер-класс в исполнении учащейся по любому знакомому виду рукоделия. | 2 | |||
8.1 | РАЗДЕЛ: Изделия из соленого теста (глины) Из истории. Инструменты и приспособления. Технология выполнения работ с тестом Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
8.2 | Выбор работы. Планирование работы. Подбор необходимых материалов (глина, мука, вода, соль, различные подручные инструменты для нанесения рисунка, выполнения шерсти животных и т.д.) | 1 | ||
8.3-8.6 | Глина. Подводные обитатели. | 4 | ||
8.7 | Обсуждение выполненных работ. | 1 | ||
8.8- 8.14 | Выполнение коллективной работы. «Ностальгия. Зимние забавы». | 7 | ||
Всего: | 2 | 12 | 14 | |
9.1 | РАЗДЕЛ: Макраме | 1 | ||
9.2 | Выбор работы (по желанию учащихся, предположительно: оплетка бутылки, цветы в технике макраме, карандашница, цветочное кашпо, панно). Планирование работы. Подбор необходимых материалов. (Нити разных цветов, необходимая фурнитура) | 1 | ||
9.3-9.18 | Выполнение индивидуальной работы: карандашница, цветочное кашпо, панно | 16 | ||
Всего: | 1 | 17 | 18 | |
10.1 | РАЗДЕЛ: Вязание крючком. История художественного вязания и традиции русского узорного вязания; технология изготовления салфеток. Уход за ажурными изделиями. Понятие – плотность вязания Из истории. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. | 1 | ||
10.2 | Выбор работы. Ажурная салфетка. Условные обозначения. Планирование работы. Подбор необходимых материалов. (Нити, крючок) | 1 | ||
10.3-10-16 | Выполнение индивидуальной работы. | 14 | ||
Всего: | 1 | 15 | 16 | |
11.1 | РАЗДЕЛ: Бумажное моделирование. Модульное моделирование. Из истории. Специальные знания и умения по технологии изготовления изделий из бумаги Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. | 1 |
| |
11.2 | Выбор работы. (Лебедь) Планирование работы. Подбор необходимых материалов. (Листы А 4, ножницы, схема выполнения работы) | 1 | ||
11.3-11.10 | Выполнение индивидуальной работы. | 8 | ||
Всего: | 1 | 11 | 10 | |
12.1 | РАЗДЕЛ: Лоскутная пластика. Из истории. Цветовой круг. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности | 1 | 9 | |
12.2 | Выбор работы небольшое лоскутное панно в виде игрушки или подушка в лоскутной технике (по желанию детей). Подбор необходимых материалов. (Лоскуты ткани, ножницы, мел, бумага, карандаш) | 1 | ||
12.3 | Выполнение эскиза будущей работы | 1 | ||
12.4-12.9 | Выполнение индивидуальной работы. | 6 |
| |
Всего: | 1 | 8 | 9 | |
13.1 13.2 | РАЗДЕЛ: Итоговый. Подготовка выставки работ. Подготовка выступления авторов выполненных работ (обсуждение итогов учебного года, самооценка) | 2 | 2 |
ИТОГО: 144 часа
Содержание
Рабочая программа состоит из 13 разделов: 11 разделов знакомят учащихся с разными видами рукоделий, 2 раздела: вводный и итоговый. Вводный раздел предполагает введение в образовательную программу, на котором учитываются пожелания учащихся в овладении навыками в каком-либо виде рукоделия. Итоговый раздел подводит итоги учебного года. Происходит обсуждение работ и заносятся достижения учащихся в индивидуальную карточку, записываются впечатления посетителей выставки творческих работ учащихся.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа ставит своей целью развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
1 РАЗДЕЛ: Вводный.
Теория: знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Знакомство с правилами соблюдения техники безопасности. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с режимом деятельности. Беседа о видах рукоделия, краткий обзор: «Богатство мира рукоделия. Роль рукоделия в жизни человека». Изучение запросов и пожеланий учащихся: «Чему бы я научилась в кружке?»
2 РАЗДЕЛ: Вышивка крестом. (Приложение 1)
Теория: Виды вышивки. Из истории. Выбор работы, предположительно: осенний лист, осенний орнамент – первая степень сложности, осенний букет – вторая степень сложности. Планирование работы. Подбор необходимых материалов. Беседа по технике безопасности.
Практика: Выполнение работы: вышивка крестом: осенний букет. Обсуждение качества выполненной работы. Самооценка.
Занятия требуют от детей аккуратности, внимания, усидчивости. Выполняемые ребятами образцы различной степени сложности – с расчётом на тех, кто делает первые шаги в освоении искусства вышивания, и на тех, кто вышивать умеет и совершенствует своё мастерство.
Цели и задачи:
Ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком;
формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории;
сформировать умения по выполнению простого шва крестиком;
формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ;
воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства – вышивке;
воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания;
развивать координацию движений рук, исполнительские умения;
развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
3 РАЗДЕЛ: Декупаж (Приложение 2)
Теория: История возникновения. Виды декупажа. Основы декупажа. Инструменты и приспособления для выполнения техники декупаж. Беседа по технике безопасности. Выбор иллюстрации для украшения бутылки или тарелки в технике декупаж.
Технология приклеивания рисунка к выбранной посуде.
Практика: Работа с рисунком. Выбор декора (оформления рисунка). Технология нанесения специального лака. Нанесение. Выполнение декора. Обсуждение качества выполненной работы. Самооценка.
Цели и задачи:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
дать детям общее понятие о декупаже как о виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту;
формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа;
ознакомить детей с видами декупажа для интерьера, со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, тампон и т. д.);
помочь освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения декупажа (вырезание понравившейся детали из специальной рисовой бумаги или использование салфетки), снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея закрепление результата при помощи лака);
ознакомить детей с техниками, используемыми в декупаже: техника обработки поверхностей и собственно техника декупажа (классический декупаж, объёмный декупаж);
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
прививать навыки работы в коллективе;
поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. Декупаж является отличным способом для развития творческих способностей у учащихся. Для такого занятия потребуется совсем немного материалов, и для производства большинства работ понадобится достаточно короткий промежуток времени.
4 РАЗДЕЛ: Техника валяния. (Приложение 3)
Теория: Из истории. Сухое и мокрое валяние. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности. Технология.
Практика: Изготовление сувенирных валенок, бус в технике мокрого и сухого валяния.
Картина из шерсти
Технология изготовления картины из непряденой шерсти.
Этот забытый вид рукоделия является увлекательным творчеством для детей. Техника валяния требует от учащегося ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей возникновения ремесла;
научить технологии выполнения игрушек в технике фильцевания (сухого валяния); расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества; учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности; прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления, способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу.
5 и 6 РАЗДЕЛЫ: Бисероплетение и вышивка бисером (Приложение 4)
Теория: Из истории. Беседа по технике безопасности. Подготовка материалов. Приемы бисероплетения. Объемные цветы из бисера. Обсуждение плана работы.
Практика: Выполнение работы: «Цветик-семицветик» (плетение). Выполнение работы: Корзинка с цветами (вышивка)
Работа с бисером формирует творческие способности детей разного возраста.
Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение – не новый, но очень интересный вид рукоделия.
Цели и задачи: развивать моторные навыки и формировать творческие способности учащихся разного возраста;
способствовать развитию мышления, моторных навыков; развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления
7 РАЗДЕЛ: Работа с кожей. (Приложение 5)
Теория: Из истории. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности.
Технология работы с кожей.
Практика: Выполнение эскиза будущей работы. Цветочное панно. Нарезка, приклеивание на основу, оформление в раму.
Занятия развивают художественный вкус и логику, формирует пространственное воображение. У детей совершенствуется мелкая моторика. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.
Цели и задачи: познакомить с историей кожевенного производства, свойствами, видами кожи; обучать приемам работы с кожей; развивать и совершенствовать индивидуальное мастерство обучающихся; развивать умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной.
8 РАЗДЕЛ: Изделия из соленого теста (глины) (Приложение 6)
Этот вид деятельности позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. Способствует развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения; знакомит с основами проектировочной деятельности.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальцев рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
Теория: Из истории. Свойства соленого теста. Инструменты и приспособления. Знакомство с технологией выполнения работ с тестом Беседа по технике безопасности.
Практика: Приготовление соленого теста. Выполнение коллективной работы. «Ностальгия. Зимние забавы».
Цели и задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста; формирование умений и навыков в практической творческой деятельности – работа с соленым тестом;
организация процесса творческого общения в процессе обучения, развитие умений работать в коллективе.
9 РАЗДЕЛ: Макраме (Приложение 7)
Работа детей с нитью развивает пространственное воображение, особенно при создании объемных фигур и композиций. Завязывание множества узелков в процессе плетения тренирует пальцы рук и способствует развитию мелкой моторики. Важно, что при узелковом плетении задействованы одновременно две руки, поэтому их развитие происходит синхронно и равномерно.
Тренировка памяти неизбежна при запоминании, в какой последовательности какие узлы завязывать, а также при обучении разным способам плетения. В процессе создания узелковых композиций вырабатывается усидчивость и целеустремленность, развивается фантазия, реализуются творческие способности, приобретаются новые навыки. Все это помогает наиболее эффективно подготовить ребенка к школе и впоследствии облегчает адаптацию, поднимает успеваемость.
Теория: Из истории. Свойство нитей для работы в технике макраме. Основные виды плетения. Определение необходимой длины нити. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности.
Практика: Планирование работы. Подбор необходимых материалов. Оплетка бутылки, цветы в технике макраме, карандашница, цветочное кашпо, панно (по выбору учащихся).
Цели и задачи: Знать краткие сведения из истории макраме; знать правила техники безопасности и личной гигиены при выполнении плетения; знать правила пользования инструментами и материалами; знать и уметь выполнять основные виды плетения; выполнять исправление ошибок в плетении; подбирать материалы для плетения, определять длину нитей; уметь работать по схемам (зарисовывать схемы, вносить изменения и выполнять изделия по ним); знать правила ухода за готовыми изделиями.
10 РАЗДЕЛ: Вязание крючком (Приложение 8)
Самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров. Разнообразие узоров практически неисчерпаемо. Владея техникой вязания и известной долей фантазии, некоторые ученицы изобретают рисунки по своему усмотрению. Девочки на занятиях получают сведения о пряже и инструментах вязания; знакомятся с основными приёмами вязания крючком и спицами; учатся создавать индивидуальные вещи, отвечающие сегодняшней моде, вяжут различные предметы быта, декоративные украшения для дома, сувениры, одежду. Занятия вязанием способствуют развитию художественно-эстетического вкуса детей, кроме того, способствуют развитию мускулатуры пальцев, делают более динамичными кисти рук и пальцы, развивает зрительную память.
Теория: История художественного вязания и традиции русского узорного вязания; Технология изготовления салфеток. Уход за ажурными изделиями. Понятие – плотность вязания
Практика: Обучить техническим приёмам вязания крючком, выполнение индивидуальной работы: ажурная салфетка.
Цели и задачи: познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания; развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству; способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием, обучить техническим приёмам вязания крючком. Развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе. Воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;
11 РАЗДЕЛ: Бумажное моделирование (Приложение 9)
В ходе привлечения ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумажное моделирование, развиваются у них ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.
Теория: модульное моделирование. Из истории. Специальные знания и умения по технологии изготовления изделий из бумаги. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности.
Практика: выполнение индивидуальной работы: лебедь из маленьких модулей.
Цели и задачи: формировать у учащихся основы эстетической культуры, развивать творческие способности и задатки учащихся путем включения их в освоение приемов многократного складывания модулей из бумаги в технике «оригами»; помочь освоить специальные знания и умения по технологии изготовления изделий из бумаги;
воспитание бережливости и аккуратности при работе;
способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
12 РАЗДЕЛ: Лоскутная пластика (ткань) (Приложение 10)
Дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народно-декоративно-прикладного искусства и переносить всё это на ткань. На занятиях предусмотрены изготовления настенных панно, бытовые изделия, подарки друзьям.
Занятия развивают художественный вкус и логику, формирует пространственное воображение. У детей совершенствуется мелкая моторика. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков.
Теория: Из истории. Цветовой круг. Инструменты и приспособления. Беседа по технике безопасности
Практика: Выполнение индивидуальной работы: небольшое лоскутное панно в виде игрушки или подушка в лоскутной технике (по желанию детей). Умение подбирать необходимый материал (лоскуты ткани).
Цели и задачи: расширить знания в области лоскутной пластики; развивать творческие мнения, самостоятельность в работе;
воспитывать художественный вкус, аккуратность, фантазию, чувство цвета, ощутить себя мастером, творцом;
научить учащихся элементам цветотерапии.
13 РАЗДЕЛ: итоговый ставит перед собой следующие цели: подготовка и организация выставки работ; развивать умения учащихся объективно оценивать результаты своего труда, своих товарищей. Воспитывать чувство взаимовыручки, умение радоваться за свои личные успехи и успехи других.
Условия реализации программы:
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован, имеются все необходимое оборудование и приспособления. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ.
Средства, необходимые для реализации программы:
№ | Н а и м е н о в а н и е и н с т р у м е н т о в | К о л и ч е с т в о. |
1 | Электрический утюг. | 1 шт. |
2 | Гладильная доска. | 1 шт. |
3 | Ножницы | 15 шт. |
4 | Иглы для вышивания, сухого валяния. | 15 шт. |
5 | Вязальные крючки различной толщины. | 15 шт. |
6 | Иглы для нанизывания бусин. | 15 шт. |
7 | Пяльцы. | 15 шт. |
8 | Сантиметровая лента | 5 шт. |
Н а л и ч и е м а т е р и а л о в: | ||
1 | Пряжа и нитки разной толщины и цветов. | |
2 | Фурнитура. | |
3 | Бисер, стеклярус, рубка, стразы и др. | |
4 | Непряденая шерсть разных цветов. | |
5 | Нити разной толщины, цвета для занятий в технике макраме | |
6 | Лак, рисовая бумага с различными рисунками для занятий в технике декупаж | |
7 | Нити мулине | 15 наборов |
8 | Канва. | 15 шт. |
9 | Лоскуты тканей | |
10 | Мука, соль, глина | |
Н а г л я д н о – и л л ю с т р а т и в н ы е и д и д а к т и ч е с к и е м а т е р и а л ы : | ||
1 | Таблица «Основные приёмы вязания крючком». | |
2 | Схемы изделий. | |
3 | Образцы вязания. | |
4 | Образцы изделий. | |
5 | Инструкционные карты. | |
6 | Правила техники безопасности при работе с крючками и спицами, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом. | |
7 | Специальная литература. | |
К а н ц е л я р с к и е т о в а р ы. | ||
1 | Булавки. | 1 пачка |
2 | Картон. |
|
3 | Карандаши простые. | 15 шт. |
4 | Кисточки | 15 шт. |
5 | Клей ПВА. | 0,5 л. |
6 | Рамки деревянные. | 45 шт. |
7 | Стенды выставочные. | 3 шт. |
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Воспитанник должен
Знать:
- специальную терминологию;
- основные элементы и приёмы работы с различными художественными материалами;
- основные приемы работы в различных техниках;
- правила работы с инструментами, приспособлениями и овладеть навыками и умениями по изготовлению художественных изделий;
- о разных видах декоративно-прикладного искусства;
- о правилах безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
- о порядке и правилах выполнения изделий;
- о вышивке, как способе украшения одежды;
- о режиме и условиях труда рукодельницы;
Уметь:
- самостоятельно подбирать цвет, рисунок.
- применять вышивку для украшения одежды;
- создавать настенные композиции;
- соблюдать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
- планировать работу.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия кружка должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов.
Необходим шкаф для незаконченных изделий, оборудования, и методической литературы, а также стенды для размещения изделий.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы будут являться промежуточная выставка работ учащихся, итоговая выставка, мастер-класс наиболее успевающей ученицей (Шехиревой Надеждой).
Ожидаемые результаты: увлеченность, способность к систематическим самостоятельным занятиям разными видами рукоделия, повышение интереса к творчеству, усовершенствование в дальнейшем увлечения до мастерства. В течение учебного года предполагается по мере накопления работ проводить тематические мини-выставки. Такие мини-выставки являются анализаторами и развивают у детей творческое мышление и художественный вкус, так как они анализируют работы с точки зрения декоративности и технологической особенности. Кроме того программой запланировано устройство и проведение двух больших выставок детского творчества: накануне празднования международного женского дня и в конце учебного года, а также проведение мастер-класса в исполнении воспитанницы Шехиревой Надежды в конце учебного года. В своих заключительных инструктажах планируется отмечать достоинства, а затем допущенные недостатки оьучающимися при выполнении работы, давать оценку их умениям и навыкам, полученным в результате изучения курса.
Предполагается стимулирование творческих детей награждением грамотами и другими знаками отличия. Стимулирование также предполагает поддерживать использованием индивидуальной карточки учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (конец учебного года). Хочется, чтобы учащиеся получили удовольствие от проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...