Статья
статья по технологии по теме
Труд как средство нравственного воспитания по А.С.Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О духовно-нравственном воспитании школьников | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Немешева Татьяна Валентиновна
Труд как средство нравственного воспитания по А.С.Макаренко
Почему мы обратились к наследию Антона Семеновича Макаренко?
Во-первых, я веду предмет трудового цикла из области «технология». Этот предмет напрямую связан с воспитанием у ребенка привычки заниматься повседневным трудом в самый технологический век.
Во-вторых, в последние годы уменьшилось внимание к трудовому обучению и воспитанию в образовательной системе школ. Такое впечатление, что готовим детей для беспроблемной жизни.
Наверное, стоит обратиться к идеологии А.С. Макаренко. Может он нам подскажет ответы на многие вопросы, связанные с воспитанием.
Знаменитая формула «труд создал человека» объясняет не только происхождение «разумного человека», но и определяет «человека» нравственного.
Труд – один из основных рычагов во всей системе воспитания.
Из заявления А.С. Макаренко в Центральный институт организаторов народного образования.
Прошу зачислить меня студентом на основе отдельного института.
Я родился в 1888 г. В семье железнодорожного рабочего
В 1905г. После годичных курсов был народным учителем.
В 1914 г. Поступил в Полтавский учительский институт, закончил в 1917г. С золотой медалью.
В 1920г. Было поручено дело организации и управления колонией для малолетних правонарушителей.
С 5-ю воспитателями и 80-ю воспитанниками среди большого соснового леса в самой тяжелой обстановке удалось создать одно из самых интереснейших учреждений.
«Не имею возможности выехать, поэтому я прошу комиссию принять меня без устного собеседования»- и Макаренко высылает краткое изложение вместо коллоквиума: перечень своих знаний:
«Математикой никогда особенно не интересовался, поэтому арифметика. Геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы только в пределах курса дореволюционного Учительского института. К настоящему дню из тригонометрии помню только общие основания, забыл многие теоремы алгебры и законы физики, с логарифмированием сейчас , пожалуй не справлюсь
Природоведение – разумеется совершенно свободно себя чувствую в области физиологии животных и растений .Анатомические знания слабы. Забыл многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь практически в Полтавском музее. Впрочем, знания по астрологии и космографии у меня продукт увлечений юношества.
Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитал всего Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими проявлениями дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.
Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие положения и новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.
Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это разумеется, не из учебников. Особенно интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.
История – мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с монографией Костомарова и Павлова- Сильванского. Нерусскую историю знаю по трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне известна. Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французской революции. Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи.
По социологии кроме социологических этюдов указанных исторических писателей знаком со специальными трудами Спенсера, М. Ковалевского и Денграфа, а также с Ф-Де Куланжем и де Роберти. Из социологии лучше всего известны исследования о происхождении религии, о феодализме.
В области политической экономии и истории социализма штудировал Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но 2капитал» не читал кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами Михайловского, Лафарга, Маслова, Ленина…
Логику знаю очень хорошо по Челпанову, Минто и Троицкому.
Читал все, что имеется на русском языке по психологии. В колонии сам организовал кабинет психологи и эксперимента, но глубоко убежден в том, что науку психологию нужно создавать сначала.
Самым ценным , что было до сих пор сделано в психологии, читаю Петражицкого. Читал многие его сочинения, но «очерки теории права» не удалось прочесть.
Индивидуальную психологию считаю не существующей – в этом больше всего меня убедила судьба нашего Лазурского. Независимо от выше изложенного, люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее.
С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, «Критику чистого разума» (Канта), Шопенгаузера, Штирнера, Нцше и Бергсона. Из русских очень добросовестно изучал Соловьева. О Гегеле знаю по изложениям.
Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю, терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и Ал. Н. Толстого. В области литературных образов много приходилось думать и поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и произвести сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что обладаю способностями (небольшими) литературного критика.
О своей специальной области – педагогике много читал и много думал. В Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение «Кризис современной педагогики», над которым работал 6 месяцев»
А.С. Макаренко указывает на основные проблемы педагогической науки:
«Основными проблемами педагогической науки считаю:
1.Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования считается ребенок. Мне кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление)
2.Усиление внимания к детскому коллективу, как к органическому целому, для этого необходима перестройка психологии школьного работника.
3.Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны, прежде всего, хорошие методы в стенах класса. А для хорошей школы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний.
4.Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического реализации педагогического закона.
5.Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической.
Еще несколько слов о трудовой колонии (из отчетной ведомости) на 1 декабря 1922г.
70-мальчиков, 9 девочек. Возраст от 7 лет и свыше 14 лет – были дети, имеющие родителей – 7, полу сироты – 12, круглые сироты – 60.
По поступкам: воровство – 38
бродяжничество – 34
Убийство – 2
бандитизм – 5
День был распланирован:
Утреннее вставание -7 ч.
Завтрак - 7.30
Начало занятий в классах - 8 ч.
Конец занятий -11 ч.
Обед - 12 ч.
Начало работы в мастерских - 13ч.
Конец работы в мастерских - 14ч.
Ужин - 17ч.
Спать -21ч.
Приведенное расписание – зимнее. Летом встают раньше и иногда рабочий день оканчивается только к вечеру. Для игр отводится время после ужина. Несомненно, что большое внимание уделялось трудовому воспитанию.
А.С.Макаренко писал: « Когда труд проклятье, когда труд неизбежное зло, когда труд только средство к существованию, когда лучшей целью жизни является освобождение от труда, тогда возникает беззаботное детство» Макаренко считал, что это может принести большой вред будущему. Трудиться надо не ради наживы, не ради денег.
Макаренко рассуждает: Вот у Вас родился ребенок, допустим девочка. Пережили первые восторги и беспокойства ( появление зубов, первые шаги, первые слова), ребенку 5 лет, 7 лет, 12 лет…
В течение этого времени задумались ли Вы: Какого человека хотите воспитать? Действительно хотите многого для своего ребенка? Видеть ребенка порядочным, образованным, знающим? А какие меры принимаются для этого?
Воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания культуры. И мы хорошо знаем такое изречение - «кто не работает, тот не ест». Поэтому и в воспитательной работе труд должен быт одним из основных элементов.
Макаренко пробует проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.
1.Ребенок будет членом трудового общества. Следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина зависит от участия в общественном труде. И от этого будет зависеть его благосостояние.
Все люди от природы обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Одни лучше работают, другие – хуже. Одни способны выполнять простой труд, другие –более сложный, а значит более ценный. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, особенно в молодости.
2.Трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Из истории в большинстве труд всегда имел принудительный характер. Но главная задача- научить творческому труду. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу.
3.В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка, но и товарищество, правильное отношение к другим людям, трудовая помощь, работа в коллективе.
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все спорится.
Макаренко считает: Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных пунктов. Не нужно забывать о трудовом принципе. Конечно, трудовую квалификацию не может дать семья. Это задача школы, другого учебного заведения, курсов или предприятия.
Но родители не должны думать, что семья не имеет никакого отношения к получению квалификации. Именно семейная трудовая подготовка способствует квалификации человека. Есть такая поговорка – «яблоко от яблони не далеко падает»
Трудовое участие должно начинаться очень рано, еще в игре. С возрастом задания усложняются. Необходимо вызывать желание потрудиться. Просьба – самый лучший и легкий способ. Иногда приходится прибегнуть к принуждению.
Есть ленивые дети – это неправильное воспитание. Способ борьба с ленью – единственное постепенное втягивание ребенка в область труда. Но здесь может быть вторая проблема, когда работа идет без интереса, увлечения. Это опасность воспитания (как говорит Макаренко) лошадиной покорности.
Еще одна проблема – есть много охотников, которые могут пользоваться чужим трудом. И здесь необходимо следить, чтобы старшие братья не пользовались чужим трудом.
Не нужно ругать ребенка за плохую работу, стыдить, упрекать. Нужно требовать такого качества, которое для него посильно.
Не рекомендуется применять в труде какие-либо поощрения или наказания. Признание работы ребенка хорошей должно быть лучшей наградой.
Самое главное добиться, чтобы работа была выполнена.
А.С. Макаренко писал о том, что ребенок «не должен просто болтать, бесцельно проводить время, глазеть, толкаться между стенами, не зная, куда себя девать.
Только в организованной деятельности у него будет воспитана разумная, полезная активность, привычка и любовь к полезному движению»
Готовясь к выступлению, я провела анкетирование в 5,7 и 8 классах, в котором было 3 вопроса:
- Труд - это…
- Какие трудовые обязанности есть у тебя дома?
- Должен ли быть в школе урок технология, общественно полезный труд (уборка зоны забот, оформление кабинета, ремонт книг, мебели и т.д.)
Надо сказать, что на 1 вопрос дети отвечали приблизительно так: « труд - это работа, полезная для себя и других».
Из ответов на 2-ой вопрос можно сделать вывод, что у детей с возрастом появляется немного больше обязанностей дома:
5 кл. – сделать уроки, убрать письменный стол;
6 кл. – помыть пол, вытереть пыль, ухаживать за животными;
8 кл. – посидеть с младшими сестрами и братьями.
А ответы на 3-ий вопрос о нужности труда в школе просто поразили: если в 5 и 7 классах дети согласны выполнять поручения по общественному труду в школе, то в 8 классах труд отрицают.
Конечно, Макаренко работал со специфичным коллективом. Дети подлежали исправлению, перевоспитанию. Можем ли мы сейчас использовать его методы в воспитательной работе, в не классной работе, в преподавании уроков?
Дети не хотят выполнять несложные трудовые действия. Родители склонны нанять няньку. Нравственно ли это? Дети получают знания, не приобщаясь к труду.
Эти вопросы с нравственной ценностью труда решаются с большим трудом
Необходимо их поднимать на педсоветах, родительских собраниях, районных совещаниях.
В журнале «Народное образование» есть статья - «Устарел ли Макаренко, или что такое новое, а что такое старое», в которой В. Кударин (доктор педагогических наук) пытается разобраться в идеологии А.С. Макаренко. И в конце статьи ученый делает такой вывод: «конечно, в статьях Макаренко есть такие словосочетания как – «коммунистическое воспитание», «мудрые указания Сталина», «марксиское мировоззрение». Но если потихоньку их вычеркнуть, то открывается подлинная логика в работе А.С. Макаренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....