Положение об учебных мастерских общеобразовательного учреждения
учебно-методический материал по технологии по теме
Требования к отдельным видам мастерских
Мастерские по обработке тканей и кулинарии
Перечень средств и медикаментов для аптечки первой помощи при несчастных случаях для учебных мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_shkolnykh_masterskikh.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение об учебных мастерских общеобразовательного учреждения
(утверждено приказом Министерства просвещения СССР от 28 июля 1986 г. №169)
- Учебные мастерские создаются в каждом общеобразовательном учреждении. Они предназначены для:
- трудового профессионального обучения учащихся V-XI классов в соответствие
с утвержденными программами;
- организации общественно-полезного и производительного труда учащихся;
- проведения факультативных занятий по трудовому обучению;
- работы кружков художественно-прикладного направления, клубов по интересам.
- В общеобразовательном учреждении создаются учебные мастерские по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах в соответствие с положением об этих образовательных учреждениях могут создаваться учебные мастерские других профилей. В образовательных учреждениях может быть введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаваться мастерские художественных народных промыслов (плетение, вышивка, вязание, роспись, керамика и др.).
- Количество мастерских, их разновидность и площади в каждом образовательном учреждении принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных учреждений, утвержденной и согласованной с Министерством просвещения РФ.
- Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СН и П П-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
- Учебные мастерские оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования РФ на каждые пять лет, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться дополнительным оборудованием, приспособлениями, инструментами для общественно-полезного труда, работы кружков и профессионального обучения учащихся. Оборудование, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда, что оформляется соответствующими актами.
- В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля над действиями каждого учащегося.
- Рабочее место учащегося для индивидуального пользования – ученический стол с приставным сидением. Рабочее место учащегося укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются укладками различной конструкции. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек.
- Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.
- В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства образования и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством образования РФ. В соответствие с требованиями данных правил проводится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.
- Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
- Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.
Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать, исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».
- При выполнении конкретных видов работ рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласуются с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
- В соответствие с приказом Министерства образования к занятиям (к работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (передник, косынка, берет, халат). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.
- Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства образования «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».
- Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава РФ.
- Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
- Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
Требования к отдельным видам мастерских
Мастерские по обработке тканей и кулинарии
- Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).
- Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным или электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами.
- Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.
- Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
- Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
Перечень средств и медикаментов для аптечки первой помощи
при несчастных случаях для учебных мастерских
(Согласовано с МЗ СССР 13.12.85г., №10-13/325-36)
Медикаменты и медицинские средства | Назначение | Количество |
Индивидуальные перевязочные антисептические пакеты | для наложений повязок | 5 шт. |
Бинты | То же | 5 шт. |
Вата | То же | 5 пачек по 50 грамм |
Ватно-марлевый бинт | Для бинтования при переломах | 3шт. |
Жгут | Для остановки кровотечения | 1 шт. |
Шины | Для укрепления конечностей при переломах и вывихах | 3-4 шт. |
Резиновый пузырь для льда | Для охлаждения поврежденного места при ушибах, вывихах, переломах | 1 шт. |
Стакан | Для приема лекарств, промывания глаз и желудка и приготовления растворов | 1 шт. |
Чайная ложка | Для приготовления растворов | 1 шт. |
Йодная настойка (5%) | Для смазывания тканей вокруг ран, свежих ссадин, царапин | 1 флакон с притертой пробкой (25 мл) |
Нашатырный спирт | Для применения при обморочных состояний | 1 флакон (30 мл) |
Борная кислота | Для приготовления растворов промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах щелочью, для примочек на глаза при ожоге их вольтовой дугой | 1 пакет (25 г) |
Сода питьевая | Для приготовления растворов промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах кислотой | 1 пакет (25 г) |
Раствор перекиси водорода (3%) | Для остановки кровотечения из носа | 1 флакон (50 мл) |
Настойка валерианы | Для успокоения нервной системы | 1 флакон (30 мл) |
Нитроглицерин | Для приема при сильных болях в области сердца | 1 тюбик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет о работе за учебный год учреждения дополнительного образования детей
В материале представлен творческий отчет о проделанной работе за учебный год коллективом центра детского творчества....
Положение об аттестации обучающихся учреждения дополнительного образования
Аттестация обучающихся не так распространена в учреждениях дополнительного образования. Но если уж мы решаем провести её, то следует делать это на основании регламентирующего документа. Я как методист...
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Реабилитация и предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
Профилактика правонарушений несовершеннолетних...
Положение о Совете Муниципального учреждения дополнительного образования центр детского творчества
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании», Устав...
Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования
Положение о педагогическом совете определяет задачи, содержание и организацию деятельности педагогического совета в учреждении дополнительного образования...
Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...