Урок по картонажно-переплётному делу "Шитьё блока нитками "взахват" на узкой тесьме." 6 класс
план-конспект урока по технологии по теме
Изготовление блока для блокнота. Способ соединения блока: шитьё нитками "взахват" на узкой тесьме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kartonazhno.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по картонажно-переплетному делу.
«Шитьё блока нитками «взахват» на узкой тесьме.»
Коррекционно-образовательные цели:
продолжать учить уч-ся шитью блока нитками на узкой тесьме;
закреплять навык выполнения фальцовки листов бумаги и навык самоконтроля.
Коррекционно-развивающие цели:
развивать умения работать с иглой и соблюдать правила безопасной работы;
развивать зрительную память и внимание; развивать мелкую моторику пальцев.
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, трудолюбие.
Материалы для работы:
писчая бумага, форзацная бумага, тесьма, нитки, клей.
Инструменты и приспособления:
косточка, игла, линейка, переплетный нож.
Оборудования: интерактивная доска.
ХОД УРОКА.
- Приветствие, отчёт дежурного.
- Сели правильно.
- Сегодня мы покажем свои знания и умения.
Содержание урока:
I. ПОВТОРЕНИЕ.
Ребята, вспомните домашнее задание:
- Расскажите из чего изготавливается бумага.
(бумагу производят из древесины преимущественно хвойных пород (ели, сосны).
- Вспомните процесс изготовления бумаги.
(Вначале древесную массу мельчат. Затем в нее добавляют соответствующее количество целлюлозы, клея и других химических веществ и варят в специальных больших котлах. Сваренную массу (кашицу) запускают на
прокатный стан бумагоделательной машины, постоянно промывая ее водой, ее водой, затем высушивают, выглаживают огромными металлическими валиками и сворачивают в бумажный рулон.
Молодцы. А сейчас посмотрим видеоролик "Где и как изготавливают бумагу".
Кто скажет где изготавливают бумагу? (На огромных целлюлозных комбинатах).
Оценка уч-ся за домашнее задание.
На уроках картонажно-переплетного дела мы научились изготавливать что
(записные книжки, словарики, конверты и конверты, тетради, папки с клапанами и завязками)
Эти изделия относятся к каким товарам?(беловым)
Беловые товары предназначены для чего?(письма, печати и рисования)
В чем отличие беловых товаров от книжно-журнальной продукции?
(беловые товары-изделия, изготовленные из белой незапечатанной бумаги.
Книжно-журнальная продукция-изделия, изготовленные из запечатанной бумаги, т.е. с текстом и иллюстрациями)
Молодцы. А теперь скажите из каких деталей состоят наши изделия?
(уч-ся называют и показывают: переплётная крышка, блок, два форзаца)
Давайте вспомним. Что такое блок?
(блоком называются подобранные и скрепленные в корешке тетради или листы, обрезанные стрех сторон и подготовленные для крытья обложкой или вставку в переплетную крышку.)
Хорошо. Назовите способы соединения блоков.
(проволокой, нитками, клеевым бесшвейным скреплением.)
Для чего служит форзац?
(скрепляет, соединяет книжный блок с переплетной крышкой и служит элементом внешнего оформления книги.)
Переплетная крышка это что?
("верхняя одежда"книжных блоков.)
Дайте определение корешка.
(спинка книжного блока.)
Кто скажет что такое фальцовка?
(процесс складывания листа бумаги в определенной последовательности для получения тетради.)
Назовите виды фальцовки.
(параллельная, перпендикулярная, комбинированная.)
Отгадайте загадку(загадка о блокноте)
II. ТЕМА УРОКА
Сегодня мы с вами начнем изготавливать блокнот в цельнотканевом переплете(показ блокнота).
Тема урока: "шитье блока нитками взахват на узкой тесьме."
Тема написана на доске и на экране (открывается презентация)
Блокнот- это тетрадь или книжка.
Блокноты относятся к беловым товарам.
Как вы думаете для чего их можно использовать?(ответы детей)
Блокноты бывают разные по формату, объему, видам бумаги, конструкции обложки или переплетной крышки(показ блокнотов.)
Чтобы листы в блокноте лучше отрывались можно делать перфорацию листов. Но мы ее делать не будем.
Что такое перфорация?
(пробивка отверстий либо просечка штрихов в блоках, чтобы листы свободно и ровно отрывались.)
А теперь откройте книгу на странице 11 и посмотрите какие еще бывают блокноты.(Г.В. Васенков «Азбука переплетчика 5-7 кл.)
Прочитайте как называется первый блокнот.
(объяснение учителя почему он так называется.)
Закройте книги и уберите их на край стола.
Изготовление блокнота начнём с изготовления блока.
Как вы думаете какой материал нам понадобиться?
(писчая бумага, форзацная бумага, тесьма.)
Давайте вспомним характеристику писчей бумаги.
(мнется, рвется, намокает.)
Чем отличается форзацная бумага от писчей?
(форзацная бумага более прочная.)
Значит при работе с писчей бумагой какие качества необходимо соблюдать?
(аккуратность, внимание.)
Посмотрите на блокнот, и скажите из скольких тетрадей состоит блок?
Вызывается учащийся.
(из четырех.)
Сколько листов в тетради?(восемь)
Покажите где форзац.
Сколько форзацев?(два)
Где корешок?
(Объяснение с показом презинтации.)
Для изготовления одной тетради мы возьмем два листа писчей бумаги и произведем перпендикулярную фальцовку в два сгиба.
Таким же способом изготовим 2, 3,4 тетради.
После этого изготовим два форзаца.
Для чего берем два листа форзацной бумаги и производим фальцовку в один сгиб. Затем приклеиваем форзацы к первой и последней тетрадям. У корешка тетради наносим клей шириной 10 мм. 10 мм.сколько сантиметров? Далее скомплектуем полученные тетради в блок. И приступим к шитью блока «взахват» на тесьме в следующей последовательности:
для этого последнюю тетрадь блока повернуть последней страницей вниз, раскрыть на середине и уложить на край стола. Под тетрадь положить тесьму.
Левой рукой придержать тетрадь открытой изнутри , а правой сделать первый прокол корешка и пропустить иглу с ниткой внутрь тетради, оставить снаружи лишь конец нитки длиной 50...60 мм. Левой рукой принять иглу изнутри тетради и вывести ее по сгибу наружу рядом с тесьмой.
Далее правой рукой иглу вновь пропустить внутрь тетради охватить тесьму, а левой вывести ее наружу, в такой последовательности прошить все тетради.
Первые две тетради связать узлом на концу нитки. Остальные прочно скрепить у верхних и нижних обрезов петлями. После прошива последней верхней тетради выполнить узел и обрезать нитку ножницами.
После шитья промазать корешок блока клеем и просушить блок. Когда блок высохнет обрезать с трех сторон. Вставить блок в переплетную крышку. Приклеить форзацы к переплетной крышке.
А теперь последовательность изготовления блока повторим по технологической карте (по одному по пунктам; один сильный, средний, слабый.)
Работа с карточками у доски (последовательность изготовления блока).
Какие инструменты и приспособления вам необходимо взять?
(косточка, линейка, игла, кисть.)
Повторим правила безопасной работы с иглой, переплётным ножём.
Каждый переплетчик должен знать какую пословицу?
(семь раз отмерь один раз отрежь.)
Приступаем к работе. У кого будут вопросы, поднимите руку.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Индивидуальная помощь уч-ся.
Контроль за действиями.
Контроль качества.
Уборка рабочего места.
Оценка работ учащихся.
- ИТОГ.
- Над изготовлением чего мы сегодня начали работать?
- К каким товарам относится блокнот?
- Что является основой блокнота?
- Из каких элементов состоит блок?
- Каким способом мы сшивали тетради?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия: Конкурс профессионального мастерства по картонажно-переплётному делу «Трудовой старт» в СКОУ VIIIвида
Сценарий содержит план-конспект конкурса мастерства по картонажно-переплетному делу, куда входит теоритическое тестовое задание, практическое задание для учеников 6 класса СКОУ VIIIвида. В прило...
Урок по картонажно-переплётному делу "Изготовление блокнота в составной бумажной обложке с окантовкой корешка"
Изготовление блокнота в составной бумажной обложке с окантовкой корешка . 5 класс...
презентация по картонажно -переплётному делу
Изготовление цельнокрытой переплётной крышки...
презентация по картонажно -переплётному делу
Шитье бна лока нитками "взахват" на узкой тесьме...
урок по картонажно - переплётному делу
Изготовление блокнота в состовной бумажной обложке с окантовкой корешка...
Тест картонажно-переплётное дело 7 класс
7класс-II четверть для карекционной школы 8-го вида...
Административная контрольная работа для 7 класса АООП (картонажно-переплётное дело)
Контрольная работа представлена в виде тестового задания...