РП курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» для 9 класса
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, С.В.Жукова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 94 КБ |
КТП | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей______________ _______________________
протокол №______ от « » __________ 2009г. Руководитель МО______________ _____________________ (ФИО) СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР__________ _____________________ (ФИО) « »____________2009г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________Н.Ф.Вычегжанина
«_____»_______200_ г. |
Рабочая программа
курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики»
для 9 класса
на 2009-2010 учебный год
Составитель: ____________________ (ФИО) Учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории |
Лесосибирск
2009 г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной
графики» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, С.В.Жукова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Традиционно значимыми целями изучения курса графики и черчения являются овладение школьниками графической грамотностью, приобретение политехнического кругозора, подготовка учащихся к практической деятельности и труду.
Графика, которая включает в себя черчение, проектную, техническую, архитектурно-строительную, компьютерную и дизайн-графику, является важнейшим и самым наглядным невербальным языком человечества.
В отличие от вербального, язык графики нагляден, прост, интернационален. Он понятен каждому инженеру, архитектору, художнику, дизайнеру; он доступен любому грамотному человеку — независимо от его национальности и профессиональной деятельности.
Язык графики составляет мощный пласт современной визуальной культуры, пришедший в нее из глубин древности. Решение проблем визуализации процессов, явлений, событий в науке, технике, творческой деятельности — залог успешного развития современного общества.
Курс графики и черчения рассматривается как самостоятельный учебный предмет со своим содержанием, логикой, структурой, понятийным и прикладным аппаратом. В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне развивать самостоятельность и творчество учащихся.
В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне развивать самостоятельность и творчество учащихся.
Для эффективной работы внедряю современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, проектная деятельность, информационные, здоровьесберегающие технологии.
В связи с этими фактами комплекс целей и задач современного учебного курса графики и черчения значительно расширяется. В него входят, помимо названных выше:
- формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека;
- формирование творческого отношения к процессу труда;
- формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда;
- формирование этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;
- развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения;
- развитие логического, образного и пространственного мышления;
- развитие проектного мышления;
- формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся;
- развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса школьников;
- формирование дизайн-грамотности (включающей вопросы геометрической эргономики; экологии материалов в изделиях; взаимосвязи формообразования, технологии, функции и т.д.) школьников;
- развитие и формирование графической культуры учащихся.
Программа рассчитана на один год обучения.
Тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практ. | |||
1. | Графика и человек | 1 час | 1 | |
2. | Базовые технологии графических работ | 4 часа | 4 | |
3. | Общие правила оформления чертежей. Формообразование. | 5 часов | 4 | 1 |
4. | Введение в графический дизайн | 1 час | 1 | |
5. | Проецирование | 2 часа | 2 | |
6. | 6.Развёртки | 1 час | 1 | |
7. | 7.Наглядные изображения | 5 часов | 4 | 1 |
8. | 8.Пересечение геометрических образов | 3 часа | 2 | 1 |
9. | 9.Сечения и разрезы | 3 часа | 3 | |
10. | 10.Стандартизация | 4 часа | 2 | 2 |
11. | 11.Сборочные чертежи | 1 час | 1 | |
12. | 12.Архитектурно-строительные | 2 часа | 1 | 1 |
13. | 13.Прикладная графика | 2 часа | 2 | |
Всего | 34 часа | 26 | 8 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, к уровню подготовки выпускников по графике и черчению предъявляются требования, которые сформулированы ниже.
Учащиеся должны знать основные понятия и термины:
- форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный;
- метод проецирования, виды проекций;
- наглядные изображения, аксонометрические проекции; технический рисунок, свето-теневой масштаб;
- изображения; виды, разрезы, сечения, чертеж детали;
- форма и формообразование; развертка поверхности геометрического тела;
- сборочный чертеж; резьбы и резьбовые соединения;
- схемы, графики, диаграммы;
- план, фасад, разрез здания;
- компьютерная графика.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами для графических работ (бумага, карандаш, линейка, угольник, рейсшина, циркуль, ластик; перо, кисть, тушь, акварель; трафареты);
- пользоваться измерительными инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;
- выполнять геометрические построения на плоскости с помощью инструмента (включая вычерчивание сопряжений и лекальных кривых);
- выполнять чертежи (эскизы) и технические рисунки простых деталей;
- выполнять макеты из бумаги или пластилина простых деталей по их чертежам (эскизам);
- читать чертеж (эскиз) несложной детали и простой сборочной единицы (сборочный чертеж);
- читать электрическую принципиальную схему несложного изделия;
- выполнять план жилой комнаты (с использованием отмывки акварелью или тушью);
- выполнять проект (авторский) несложного изделия.
Оценка графической грамотности
Для оценки графической грамотности учащегося (после изучения полного базового курса) рекомендуется предложить два проверочных задания из следующего набора обобщенных заданий.
- Ha чертежной бумаге вычертить карандашом контур, включающий в себя сопряжения: двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
С помощью циркуля и угольника разделить окружность на 3, 4, 6, 8 равных
частей. Разделить отрезок прямой на любое число равных частей.
- Выполнить чертеж или эскиз детали (модели) средней сложности с применением полезных простых разрезов.
Учащийся выбирает главное изображение, определяет необходимое и достаточное количество изображений, использует оптимальные варианты основных изображений — видов, разрезов и их соединений. Чертеж (эскиз) выполняется с простановкой размеров — с учетом геометрии форм, образующих изделие, и технологии его изготовления в школьной мастерской.
- Выполнить на базе любой стандартной аксонометрической проекции технический рисунок детали (модели) средней сложности по следующим исходным данным: по чертежу, по натуре.
Используются наиболее простые виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрическая или косоугольная фронтальная диметрическая.
- По чертежу (эскизу) изделия или по развертке его поверхности изготовить изделие либо его геометрическую модель из бумаги, картона или пластилина. В качестве изделия предлагается простая деталь (модель).
- По заданному сборочному чертежу или чертежу общего вида сборочной единицы, состоящей из трех-четырех деталей простых геометрических форм, определить виды соединений (в основном — резьбовых), названия соединяемых деталей и выполнить чертеж (эскиз) или технический рисунок одной из деталей.
6. Вычертить план своей комнаты или квартиры с простановкой размерных
линий. На плане изображаются графические условные обозначения оконных
и дверных проемов, санитарно-технического оборудования и мебель.
Графические задания выполняются на форматах А4 (или A3) чертежной бумаги или бумаги в клетку (для эскизов) либо в рабочей тетради в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301 — 2.307-68 (только основные, базовые положения).
Несоответствие работы стандартным требованиям оформления чертежей снижает уровень оценки, но не более чем на один балл (условной средней оценки). Непонимание учащимся законов проецирования, законов построения и чтения чертежа, образования форм изделия, неумение выполнять несложные чертежи (эскизы) и технические рисунки снижает уровень оценки на 2 и более балла — в зависимости от степени непонимания и неумения.
Высокое качество графического исполнения заслуживает поощрительной оценки работы.
Каждое из семи предлагаемых заданий — обобщающее, его можно реализовать в бесконечном числе вариантов.
Учебно – методический комплект.
1. Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. – 2-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2009.
2. Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-
метод. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов худ-
графспецучебзаведений Василенко Е.В. М.: Просвещение 1999г.
4. Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению для 8кл. Пособие для
учителя М.: Просвещение 1999г.
5. Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению для 9кл. Пособие для
учителя М.: Просвещение 1999г.
6. Тесты для проверки обученности.
7. CD-диски
Дополнительные обобщающие материалы
1. Преображенская Н.Г. Черчение М.: Вента-Граф 2002г.
2. Павлова А.А. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочие тетради №1-4. М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2000-2001.
- Преображенская Н.Г.. Кучукова Т.Н. и др .Черчение: Уч. Для учащихся
средних общеобразовательных учреждений / Пол ред. Н.Г. Преображенской. –
М.: Вента- Граф, 2002.
4. Преображенская ИГ.. Кучукова Т.Н.. Беляева И.А. Черчение. 7 класс.
Рабочая тетрадь №1:Основные правила оформления чертежей. Построение
чертежа «плоской» детали / Под ред. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента-Граф.
1997, 1998, 1999, 2001.
5. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.Н., Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая
тетрадь №2: Геометрические построения / Под ред. Н.Г. Преображенской. - М:
Вента - Граф, 1997, 1998, 1999,2001.
- Преображенская Н.Г.. Кучукова Т. П. Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая
тетрадь №3: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа /
Под ред. Н.Г. Преображенской.-М.: Вета-Граф. 1997, 1998, 1999,2001.
7. Преображенская И. Г.. Кучукова Т. П. Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая
тетрадь №4: Аксонометрические построения /Под ред. Н.Г. Преображенской. М.: Вента - Граф, 1997, 1998,1999,2001.
8. Преображенская //./.. Преображенская И.Ю. Черчение. 8 класс. Рабочая
тетрадь№1: Сечения / Под ред. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента – Граф, 2000.
9. Кучукова Т.В. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь №2: Разрезы / Под ред. Н.Г.
Преображенской. _ М.: Вента – Граф. 2000.
10. Кучукова Т.В. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь №3: Чертежи типовых
соединений деталей / Под ред. Н.Г. Преображенской. - М.: Вента - Граф, 2000.
11. Преображенская И.Г.. Преображенская И.Ю. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь№4: Чтение и деталироване сборочных чертежей /Под ред. Н.Г. Преображенской. - М.: Вента - Граф, 2000.
12. Преображенская Н.Г. Черчение. X класс. Рабочая тетрадь №5: Архитектурно –
строительное черчение - М.: Вента - Граф, 2000.
13. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М: Просвещение, 1990.
14. Карточки - задания по черчению для 7 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. - М.:
Просвещение, 1999.
15. Карточки - задания по черчении*. ия 8 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. - М.:
Просвещение, 1999.
16. Роптман И.А.., Владимиров Я.В. Черчение: Уч. Пособие для уч. 9 класса. - М:
Владос,1999.
17. Хакимов Г.Ф., Вахитов P.P. Эвристические графические задачи. - М.: Школа –
Пресс, 1999.
Учебное оборудование и наглядные пособия
1. Учебные таблицы
Макарова М.Н. Таблицы по черчению. 7 класс: Пособие для учителей.- М:
Просвещение, 1986.
Макарова М.Н. Таблицы по черчению. 8 класс: Пособие для учителей.- М.:
Просвещение, 1987.
Преображенская Н.Г. Таблицы по черчению 7 класс: Последовательность построения чертежей. Выпуск 1: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991.
Преображенская Н.Г. Таблицы по черчению 7-8класс: Последовательность построения чертежей. Выпуск 2: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.
2. Модели, макеты по темам.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учителя ИЗО и черчения Сизых А.Н.
Черчение и графика с элементами компьютерной графики 9 класс Количество часов за год -34 ч. в неделю – 1 час
Павлова А.А. Программа для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова.-2-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2009.
Общая тема (количество часов) | Название урока | Основные вопросы, понятия, темы | Домашнее задание | Учебно-методический материал | Число |
1. Графика и человек (1 час) |
графического общения человека. Язык проектной графики | История возникновения графики ГОСТ, ЕСКД Техническая графика Знаки Линии чертежа | П.1.1; 1.2; с.7-15 1.3; с.15-18 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Сентябрь |
2. Базовые технологии графических работ (4 часа) |
| Деление отрезков и построение углов заданной величины. | П. 2.1-2.3; с.19-33 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Сентябрь |
3. Деление окружности. | Построение правильных многоугольников | П. 2.3 с.33-38 | Учебные таблицы. Карточки – задания. Чертежные принадлежности | Сентябрь | |
4--5. Сопряжения | Циркульные кривые: овалы и завитки. | П. 2.4 с.38-49 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Сентябрь Октябрь | |
3. Общие правила оформления чертежей. Формообразование (5часов) | 6-7. Шрифт. | Элементы букв. Метрические параметры шрифта. Шрифт чертёжный | П. 3.3 с.54-62 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Октябрь |
8. Правила оформления чертежей. | Простановка размеров на чертеже. Масштаб. Форматы. Рамки. Основная надпись. | П. 4.4-4.6 с.71-84 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Октябрь | |
Основные элементы интерфейса. | Создание новых документов: - основные типы документов; - создание и настройка нового чертежа, фрагмента. Точное черчение в КОМПАС-ГРАФИК Практическая работа | Повт. Запись в раб. тетр. | Практическая работа № 1 | Октябрь | |
10. Форма. | Формообразование. Конструирование форм. | П. 4-4.3 с.63-70 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Ноябрь | |
4. Введение в графический дизайн (1 час) | 11. Введение в графический дизайн | Сфера дизайн-графики. Композиция | П.3.1-3.2 с.50-54 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Ноябрь |
5. Проецирование (2 часа) | 12. Метод проецирования | Центральное проец-ние Параллельное, прямоугольное проецирование | П.5.1 с.85-94 | Учебные таблицы. Карточки – задания. Чертежные принадлежности | Ноябрь |
13. Виды. | Последовательность выполнения чертежа предмета с натуры. Эскизирование. | П.5.3-5.5 с.94-109 | Учебные таблицы. Карточки – задания. Чертежные принадлежности | Декабрь | |
6. Развёртки (1 час) | 14. Развертки поверхностей предметов. | Развёртки поверхностей многогранников и тел вращения | П.6.16.3 с.110-118 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Декабрь |
7. Наглядные изображения (5 часов) | 15-16. Аксонометрические проекции | Косоугольные фронтальные диметрические проекции. | П.7.1-7.2 с.119-121 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Декабрь |
17. Прямоугольная изометрическая проекция | Плоские и пространственные фигуры. | П.7.3 с.126-133 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Январь | |
18. КОМПАС. Использование вспомогательных построений. | Постановка размеров. Виды размеров (линейные, угловые, диаметральные, радиальные). Практическая работа | Повт. Запись в раб. тетр. | Практическая работа № 2. | Январь | |
19. Технический рисунок | Плоские геометрические образы. Объёмные геометрические фигуры. | П.7.5 с.141 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Январь | |
8. Пересечение геометрических образов (3 часа) | 20-21. Пересечение геометрических образов | Проекции сечений на чертеже. Линии пересечения поверхностей. | П.7.6; 8.1-8.2 с.149-156 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Февраль |
22. КОМПАС | КОМПАС Практическая работа | Практическая работа №3 | Февраль | ||
9. Сечения и разрезы (3 часа) | 23. Сечения. | Типы сечений. Обозначение сечений. | П.9.1-9.3 с.157-163 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Февраль |
24-25. Разрезы. | Разрезы. Изображения. Чертежи. | П.10.1-10.6 с.164-177 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Март | |
10. Стандартизация (4 часа) | 26. Стандартизация и проектная графика | Резьба. Стандартные детали с резьбой | П.11.1 с.178- | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Март |
27. Резьбовые соединения и их чертежи. | КОМПАС Практическая работа | П.12.5 с.209-212 | Практическая работа №4 | Апрель | |
28. КОМПАС | КОМПАС Практическая работа | Практическая работа №5 | Апрель | ||
29. Нерезьбовые соединения | Шпоночные, штифтовые, шплинтовые, сварные, паяные, клеевые, сшивные соединения | П. 12.6-12.7 с.214-223 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Апрель | |
11. Сборочные чертежи (1 час) | 30. Чертежи общего вида и сборочные | Общие сведения. Деталирование. | П.13.1-13.3 с.224-235 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Апрель |
12. Архитектурно- строительные (2 часа) | 31. Архитектурно- строительные | Общие понятия. Фасад, план, разрез здания. Особенности архитектурно-строительной графики. | П.14.1-14.5 с.235-241 | Учебные таблицы. Чертёжные принадлежности | Апрель |
интерьера (К) | КОМПАС Практическая работа | П.14.6 с.241-248 | Практическая работа №6 | Май | |
13. Прикладная графика (2 часа) | 33. Схемы (К) | КОМПАС Практическая работа | П.15.1-15.4 с.249-254 | Практическая работа №7 | Май |
диаграммы (К) | КОМПАС Практическая работа | П.16.1-16.2 с.257-263 | Практическая работа №8 | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. Основно...
Рабочая программа Черчение с элементами компьютерной графики
Программа представляет собой интегрированный курс учебного предмета "Черчение" (7 класс) и пропедевтического курса "Компьютерная графика"...
Требования к зачету по предмету «Компьютерная графика» (II полугодие) ДООП «Дизайн». 1 класс 2019 г.
https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-kompyuternaya-grafika-ii-polugodie-doop-dizayn-klass-3654489.html...
Требования к зачету по предмету «Компьютерная графика» (II полугодие) ДООП «Дизайн». 3 класс 2019 г.
https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-kompyuternaya-grafika-ii-polugodie-doop-dizayn-klass-3654541.html...
Компьютерная графика. Растровая и векторная графика.
Разработка урока по информатике в 8 классе...
Программа курса по выбору "Черчение.Первые шаги"
Курс «Черчение. Первые шаги» – формирует техническое мышление, пространственное представление, а также способность к познанию техники с помощью графических изображений....
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...