Кружок "Поделки своими руками"
материал по технологии (5 класс) по теме
Представлены виды поделок, которые можно сделать для подарка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждено на заседании МО МФИ
Руководитель МО
___________ Ромашко С.П.
«Подарки своими руками»
Возраст: для учащихся 5 классов
Срок реализации: 34 часа
Автор: Баранова Алена Николаевна,
учитель технологии,
Залари 2013 - 2014г
Пояснительная записка
Мною адоптирована программа, кружок «Подарки своими руками» автором которого является Куличенко Елена Вадимовна, учитель технологии. кружок разработан для учеников 5-х классов и рассчитан на 34 часа реализации, по 2 часа в неделю. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией рукодельнице, определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана. Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Кто не любит получать подарки? Дарить подарки еще приятней, чем получать их. Но умеем ли мы выбирать подарки, а лучше делать своими руками и дарить их?
Воспитывать в человеке желание и умение делать подарки важно с самого раннего детства.
Создание подарка своими руками начинается с идеи. Хорошая идея – это удача, это возможность материализовать воздушный замок именинника. Мысль о том что можно сделать подарок своими руками не каждому по силам – не более чем миф, реализовать идею чаще всего гораздо легче, чем ее «родить». Вопреки поговорки, руки у всех растут из одного и того же места, а это значит, что каждый может сделать что-то по-настоящему талантливое. Неуверенность проявляется если сравнивать себя с другими. Но возможности реализовать идею – великое множество! Понятие «подарок своими руками не ограничивается темой сувениров, а где на самом деле его границы, решать только самим.
Ребенок должен уметь не только получать, но и отдавать. В изготовлении подарка проявляется фантазия, вкус и такт, а также черты характера того, кто подарил его. Иногда подарок имеет чисто символическое значение и выражает определенные чувства дарящего. Такой подарок, станет ценным и дорогим для того, кому он предназначается.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развитая ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому развитию личности».
Возможность научиться воплощать свои творческие замыслы своими руками, освоить основные приёмы создания привлекательных, и при этом, совсем незамысловатых предметов интерьера или игрушек, которые могут стать прекрасным подарком друзьям или знакомым, развить в себе чувство прекрасного, научиться видеть обычные предметы с необычных сторон, преобразовывать казалось бы ординарные, бытовые вещицы в произведения искусства!
Работа с бумагой, шитье, вязание крючком – это увлекательные виды рукоделия, которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни». Любая работа – ценится не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в работу труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения.
Большое разнообразие поделок, которые можно изготовить из бумаги, будут являться прекрасным подарком для любого возраста. Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти.
Подарок в виде чердачной куклы будет приятно получить каждому. А изготовление куклы, как подарок, привлекает любую школьницу. Существует легенда о появлении первой «чердачной» куклы: сшитая женщиной для своей дочки из старого тряпья, кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За это длительное пребывание на чердаке кукла успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё, и это немаловажно, - она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ.
Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Кружок тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Новизну кружка придает знакомство с конструированием и изготовлением картин , поделок необычного жанра с помощью цветных ниток и тканей, бумаги различного вида, материалов, которые казалось бы ненужные. Такие поделки весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Изготовление необычных цветов из бумаги, шкатулочек из отходного материала, окунутся в историю при создании куклы и многое другое становится в последние годы все более популярным занятием, а сделанные подарки своими руками проявляют у учащихся еще больший интерес к рукоделию.
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: Обучающие:
- Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных изделий;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
- обучение изготовлению различных изделий из ниток;
- научить экономному и разумному использованию бумаги;
- умение правильно сориентироваться в подборе и изготовлении подарка
Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- прививать настойчивость в достижении цели;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, вязальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Ожидаемый результат: На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. Формой подведения итогов реализации программы послужит защита проекта и выставка работ учащихся.
Перечень знаний и умений учащихся:
Учащиеся должны знать:
1. Этапы и способы проектирования, конструирования, моделирования;
2. Правила подбора цветовой гаммы;
3. Свои способности и возможности при изготовлении изделий
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться при выборе подарка
- изготавливать изделия из отходного материала
- составлять композиции из различных цветов сделанные из бумаги
- творить чердачные куклы
Содержание программы в основном состоит из практической роботы учащихся, что составляет примерно 85% учебного времени, и направлено на изготовление различных изделий выполненные из различного материала.
Учебно-тематический план
№ | № урока | Тема урока | Коли-во часов | Вид деят-ти | Дата | Примечание |
Подарок «Валентинка» | 4 | |||||
1 | Урок 1 | Валентинки. История. Виды. | 1 | Теоретические сведения | 7.11.2012 | Изделие валентинка |
2 | Урок 2 | Изготовление шаблона | 1 | Практическая работа | 7.11.2012 | Изделие валентинка |
3 | Урок 3 | Оформление валентинки. | 1 | Практическая работа | 14.11.2012 | Изделие валентинка |
4 | Урок 4 | Окончательна обработка | 1 | Практическая работа | 14.11.2012 | Изделие валентинка |
Подарок «Открытка» | 6 | |||||
5 | Урок 5 | Открытки. Виды. | 1 | Теоретические сведения | 21.11.2012 | |
6 | Урок 6 | Выполнение открытки методом квилинга | 1 | Практическая работа | 21.11.2012 | Изделие открытка |
7 | Урок 7 | Заготовка шаблонов. | 1 | Практическая работа | 28.11.2012 | Изделие открытка |
8 | Урок 8 | Заготовка шаблонов | 1 | Практическая работа | 28.11.2012 | Изделие открытка |
9 | Урок 9 | Сборка композиции | 1 | Практическая работа | 5.12.2012 | Изделие открытка |
10 | Урок 10 | Окончательная обработка изделия | 1 | Практическая работа | 5.12.2012 | Изделие открытка |
Подарок «Шкатулка» | 6 | |||||
11 | Урок 11 | Шкатулка из пластмассовых бутылок. | 1 | Теоретические сведения | 12.12.2012 | |
12 | Урок 12 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 12.12.2012 | Изделие шкатулка |
13 | Урок 13 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 19.12.2012 | Изделие шкатулка |
14 | Урок 14 | Изготовление цветка | 1 | Практическая работа | 19.12.2012 | Изделие шкатулка |
15 | Урок 15 | Изготовление цветка | 1 | Практическая работа | 26.12.2012 | Изделие шкатулка |
16 | Урок 16 | Сборка шкатулки | 1 | Практическая работа | 26.12.2012 | Изделие шкатулка |
Подарок «Цветочная корзина» | 10 | |||||
17 | Урок 17 | Инструменты и материалы. | 1 | Теоретические сведения | 16.01.2013 | |
18 | Урок 18 | Технология выполнения | 1 | Практическая работа | 16.01.2013 | Изделие корзинка с цветами |
19 | Урок 19 | Изготовление цветов | 1 | Практическая работа | 23.01.2013 | Изделие корзинка с цветами |
20 | Урок 20 | Изготовление цветов | 1 | Практическая работа | 23.01.2013 | Изделие корзинка с цветами |
21 | Урок 21 | Изготовление цветов | 1 | Практическая работа | 30.01.2013 | Изделие корзинка с цветами |
22 | Урок 22 | Изготовление цветов | 1 | Практическая работа | 30.01.2013 | Изделие корзинка с цветами |
23 | Урок 23 | Изготовление «корзины» | 1 | Практическая работа | 6.02.2013 | Изделие корзинка с цветами |
24 | Урок 24 | Изготовление «корзины» | 1 | Практическая работа | 6.02.2013 | Изделие корзинка с цветами |
25 | Урок 25 | Сборка цветочной корзины | 1 | Практическая работа | 13.02.2013 | Изделие корзинка с цветами |
26 | Урок 26 | Сборка цветочной корзины | 1 | Практическая работа | 13.02.2013 | Изделие корзинка с цветами |
Подарок «Кукла» | 6 | |||||
27 | Урок 27 | Чердачная кукла. История возникновения. | 1 | Теоретические сведения | 20.02.2013 | |
28 | Урок 28 | Изготовление заготовок | 1 | Практическая работа | 20.02.2013 | Изделие чердачная кукла |
29 | Урок 29 | Шитье куклы | 1 | Практическая работа | 27.02.2013 | Изделие чердачная кукла |
30 | Урок 30 | Покрытие куклы раствором | 1 | Практическая работа | 27.02.2013 | Изделие чердачная кукла |
31 | Урок 31 | Оформление куклы | 1 | Практическая работа | 6.03.2013 | Изделие чердачная кукла |
32 | Урок 32 | Оформление куклы | 1 | Практическая работа | 6.03.2013 | Изделие чердачная кукла |
33 | Урок 33 | Окончательная отделка | 1 | Практическая работа | 13.03.2013 | Изделие чердачная кукла |
34 | Урок 34 | Выставка. | 1 | 13.03.2013 |
Содержание программы.
Подарок «Валентинка» 4 ч.
Урок № 1 Валентинки. История. Виды.
Познакомить учащихся с историей валентинок. Какие валентинки бывают и их назначение. Правильный подбор инструментов и материалов. Правила технике безопасности при ручных работах.
Урок № 2 Изготовление шаблона
Выбор размера и вида валентинки. Сделать шаблон и подготовить материал для оформления.
Урок № 3 Оформление валентинки.
По шаблону сделать валентинку. Нанести декор подарку.
Урок № 4 Окончательна обработка
Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты. По необходимости нанести текст поздравления.
Подарок «Открытка» 6ч.
Урок № 5 Открытки. Виды
Предназначение открытки. История возникновения. Виды открытки по размеру, по фону, по оформлению.
Урок № 6 Выполнение открытки методом квилинга
Понятие квилинг. Материалы и приспособления для выполнения этого метода. Выполнения технологии скручивания.
Урок № 7-8 Заготовка шаблонов
Выполнение заготовок для оформления открытки методом квиленга
Урок № 9 Сборка композиции
Нанесения и склеивание заготовок на поверхность открытки
Урок № 10 Окончательная обработка изделия
Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты. По необходимости нанести текст поздравления.
Подарок «Шкатулка» 6ч.
Урок № 11 Шкатулка из пластмассовых бутылок
Виды шкатулок. Их предназначение. Технология изготовления
Урок № 12-13 Изготовление заготовок
Выполнение необходимых деталей, которые предназначаются для сборки короба шкатулки. Обвязать заготовки крючком.
Урок № 14-15 Изготовление цветка
Изготовить необходимо так же из пластмассовых бутылок, только другого цвета. По технологической карте изготовить заготовки для цветка.
Урок № 16 Сборка шкатулки
Соединить крышечку и саму шкатулочку при помощи молнии. Собрать цветок из заготовок и прикрепить на крышку шкатулочки.
Подарок «Цветочная корзина» 10ч.
Урок № 17-18 Инструменты и материалы. Технология выполнения
Ознакомление с инструментами и материалами необходимые дл изготовления цветочной вазы. Изучение технологической карты «последовательность изготовления цветка»
Урок № 19-22 Изготовление цветов
Из разного цвета бумаги изготовить заготовок для цветка по технологической карте «последовательность изготовления цветка». Сборка цветов из заготовок.
Урок № 23-24 Изготовление «корзины»
К кашпо прикрепить шар сделанный в технике попье-маше. Это послужит основой для букета.
Урок № 25-26 Сборка цветочной корзины
На основу корзины нанести цветы закрепляя их с помощью клея, опираясь на цветовую гамму.
Подарок «Кукла» 6ч.
Урок № 27 Чердачная кукла. История возникновения
Изучение чердачной куклы, виды кукол. История возникновения куклы. Технологическая последовательность изготовления изделия.
Урок № 28 Изготовление заготовок
Определиться с видом чердачной куклы и сделать чертеж в натуральную величину. Раскроить на ткани.
Урок № 29 Шитье куклы
Сшить на швейной машине детали кроя, оставляя место для набивания куклы. Набить заготовку синтепоном.
Урок № 30 Покрытие куклы раствором
Приготовлении специального раствора для покрытия заготовки. Покрытие заготовки. Сушка заготовки.
Урок № 31-32 Оформление куклы
Предать заготовки вид куклы-зверюшки. Декорировать куклу разным материалом.
Урок № 33 Окончательная отделка
Доработать изделие. Проверить качество. Устранить дефекты.
Урок № 34. Выставка.
Представление работ учащимся в виде выставке.
Список литературы.
1. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
2. Артистова У. Своими руками - оригами. // Народное творчество. - 1995.
3. «Susanna» журнал рукоделие № 4 2012
4. «Лена» рукоделие. Спецвыпуск № 2 2012 Куклы и игрушки в доме
5. В. Тихмокович «Рукоделие для девочек» Москва, 2009.
6. Использованы ресурсы:
http://www.it – n. ru/
http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
mastera-rukodeliya.ru›home.html
MoeRukodelye.ru›master-klassy…k…svoimi-rukami.html
Методическое обеспечение.
(Приложение № 1)
Тема урока: Оформление валентинки
Цель занятия – оформить открытки - «валентинки» в форме сердечка.
Задачи – продолжать развивать художественно-творческие способности учащейся, закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках ИЗО и технологии, развивать эстетический вкус.
Оборудование – калька, простой карандаш, образцы рисунков, трафареты, ткань различных цветов, образцы «валентинок», картон для основы открытки, гофрированная бумага.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности рабочего места.
II. Объяснение нового материала. Совсем недавно вошел в нашу жизнь праздник – День всех влюбленных или День святого Валентина, который отмечают 14 февраля.
Праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. Только на Руси в те давние времена его праздновали не зимой, а в начале лета и связан он был с легендарной историей любви Петра и Февроньи, и посвящен Купале – языческому славянскому богу, сыну Перуна. Этот праздник отмечается у нас снова и называется «День семьи».
А у современного европейского праздника есть и конкретный «виновник» - христианский священник Валентин. Одна из многих легенд датируется примерно 269 годом, когда Римской Империей правил император Клавдий П. Дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал Указ, запрещающий легионерам жениться. Но влюбляться-то солдаты от этого не стали меньше. Священник по имени Валентин из римского города Тернии стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Император приговорил Валентина к казни. Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано послание было уже после того, как его казнили. Говорят, что именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки – «валентинки».
Этот праздник у нас начали отмечать сравнительно недавно. И он сразу пришелся по душе тем, кто молод. К нему заранее готовят подарки, называя его «Днем всех влюбленных». И хотя праздник католический, для влюбленных это не стало помехой. Его полюбили в нашей стране, и теперь 14 февраля все дарят друг другу «валентинки».
Повторим правила безопасности при ручных работах.
IV. Практическая часть:
Сейчас подберем рисунок для оформления сердечка, ткань для отделки и изделия в целом, и приступим к выполнению.
Общий порядок выполнения сувенирного сердечка.
Внимательно рассмотреть и выбрать рисунок, можно нарисовать самой..
Подобрать ткань по цвету, размеру, для отделочных элементов и основы изделия.
Перевести рисунок на кальку.
Гофрированной бумагой, методом торцевания, обклеиваем нанесенный рисунок
V. Подведение итогов.
Просмотр выполненных изделий. Анализ выполненной работы: какое из сердечек нравится больше, почему. Что было сложно? Для кого приготовила подарки?
VI. Уборка рабочего места.
Рецензия.
Программа кружка составлена для учащихся 5 классов. Кружок рассчитан на 34 часа, частота проведения- 2 раз в неделю, продолжительность занятия 45-40 минут, проводятся учителем технологии Барановой А.Н.
Представленная к рецензированию программа кружка по технологии «Подарки своими руками» для учащихся 5-х классов содержит:
- краткую пояснительную записку с описанием целей и задач курса;
- структура курса (учебно-тематический план на 34 часа);
- список литературы (без ограничения для учащихся и учителя);
Подобной программы в образовательном учреждении нет. Материал в программе представлен грамотно, профессионально. В пояснительной записке четко сформулированы цели и задачи спецкурса.
Необходимость введения данного кружка «Подарки своими руками» продиктована многими причинами. Прежде всего, это творческие подходы к изделиям, включая воображения, актуальность при выполнении работ, воспитания аккуратности, работа в группе. Наблюдаются интерес учащихся к традициям и истории нашей страны. Направленность при выборе профессии. Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Содержимое данного кружка представлено гораздо шире, чем в базовых дисциплинах. Задачами данного кружка является формирование у учеников творческого подхода к выполненной работе, аккуратности и самореализации в процессе работы. Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников. Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Полно представлена содержательная часть, раскрываются темы занятий, расписаны виды деятельности учащихся.
Анализируя тематику занятий, отмечается четкое продумывание тем, видов деятельности учащихся.
Список представленной литературы полный, достаточный для реализации образовательных задач.
Зам.директора по ВР ________________ Е.С. Куприянова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ковры своими руками (презентация)
работа с синтетической пряжей....
Презентация к уроку технологии: новогодняя елка своими руками
Дидактический материал к урокам технологии....
План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...
Презентация "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках Москвоского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания -2012, номинация ...
Прекрасное своими руками.
Сценарий внеклассного мероприятия....
Творческий проект "Театр своими руками"
Работа с детьми над созданием теневого и кукольного театра....