"Вышивание. Вышивание атласными лентами" 10 класс.
материал по технологии (8 класс) по теме

Сибилева Ирина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_atlasnymi_lentami._10_kl._sibileva_i.v.rar2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Сибилева Ирина Владимировна

учитель технологии

Педагогический стаж 19 лет.

Категория 2.

Урок технологии в  10 классе.

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану  № 22

Тема урока по учебно-методическому плану: Вышивание. Вышивание атласными лентами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием ЦОР «Технология» в форме презентации.

Цели: 

  • ознакомить с историей возникновения вышивки лентами;
  • научить подбирать гармоничные цветовые сочетания;
  • научить работать с лентами, хранить их правильно;
  • научить выполнять ленточный стежок и плетеную розу и закрепить практические знания и умения;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;
  • способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Задачи: оптимизация образовательного процесса; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Материалы и оборудование:

  •  компьютер;
  • презентация;
  • журналы;
  • инструкционные карты;
  • плакаты по ТБ при ручных работах;
  • пяльцы;
  • готовые изделия;
  • ножницы;
  • иглы с большим ушком;
  • ленты;
  • нитки «Ирис» или катушечные;
  • мулине.

Предварительная подготовка:

Пяльцы, ленты атласные, иголки, ткань

Этапы урока.

  1. Организованный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Введение в тему:

История развития вышивки лентами

  1. Вводный инструктаж.
  2. Текущий инструктаж.
  3.  ТБ.
  4. Основные стежки и швы.
  5. Вопросы для закрепления материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Д/з.

Этапы урока

№ слайда

I. Oрганизационный момент                          

II. формулировка темы и цели урока:             

Тема урока: Вышивание атласными лентами.

Слайд №1

Цели: 

  • ознакомить с историей возникновения вышивки лентами;
  • научить подбирать гармоничные цветовые сочетания;
  • научить работать с лентами, хранить их правильно;
  • научить выполнять ленточный стежок и плетеную розу и закрепить практические знания и умения;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;
  • способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Слайд №2

III. Введение в тему.  История развития вышивки лентами                             

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

Слайд №3

Слайд №4

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, В Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Слайд №5

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.

Слайд №6

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

Слайд №7

Вводный инструктаж.

   Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественным событиям, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками».

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.

Слайд №8

Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!

На западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляли к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года.

У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка

Мы с вами сегодня познакомимся с совершенно новым применением шелковой ленты. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив виды швов, вы без труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

Слайд №9

Текущий инструктаж.

Материалы и оборудование:

  • компьютер;
  • книги, журналы;
  • инструкционные карты;
  • ТБ при ручных работах;
  • пяльцы;
  • готовые изделия;
  • ножницы;
  • ленты;
  • иглы с большим ушком.

Слайд №10

Иглы для вышивки лентами и лента!

  1. В вышивке лентами используются иглы двух видов: при шитье шелковой лентой используются острые иглы с большим удлиненным ушком;

Слайд №11

  1. Ткани: Выбирать ткань следует такую, через которую легко продеть иголку – это значит, что на ней легко вышивать.

Слайд №12

  1. Ленты: используются ленты шириной от 2 до 12 мм. В настоящее время выпускаются ленты из окрашенного шелка 186 цветов и 5 различных размеров;
  2. Хранение лент: наматывать ленты на круглые стержни;
  3. Пользоваться острыми ножницами;

Слайд №13

Правила по ТБ при ручных работах

Правила техники безопасности  при выполнении ручных работ

  1. Опасности в работе:
    • повреждение пальцев иглой или булавкой;
    • травма руки ножницами;
    • травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    • сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    • положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    • быть внимательной;
  • надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
    • вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
  1. Что нужно сделать по окончании работы:
    • посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
    • убрать рабочее место.

Слайд №14

Приемы вышивания:

- Вдевание ленты:

При вышивании шелковыми лентами применяется особый способ вдевания ленты в иголку. Кончик ленты продевается в игольное ушко уголком, согнутым или отрезанным на расстоянии 6 мм от края ленты, а затем через ушко протягивается хвост ленты.

Слайд №15

- Закрепление ленты:

Не узел, а скорее, петля делается на конце ленты, чтобы она не продергивалась целиком на лицевую сторону ткани. Ленту вдевают в иголку, конец ленты придерживают и иглу дважды проводят через ленту на расстоянии примерно 6 мм от конца. В результате на конце ленты образуется петля, которой вполне достаточно для закрепления вышивки. Это плоская петля, из-под ткани она выпирать не будет.

Можно также завязать простой узел или же прихватить конец ленты с изнанки несколькими стежками.

- Закрепление ленты на игле: 

- вдеваем ленту в иглу и протягиваем ее  к острию иглы. Прокалываем ленту в  двух-трех сантиметрах от кончика...

... затем, аккуратно, подтягиваем ленту за длинную часть к ушку иглы... .

.. потом, протягиваем короткий кончик вниз, тяните до конца...

 ... лента должна прошить саму себя и  образовать  вот такую петельку! Теперь ваша лента   крепко держится в игле!

Слайд №16

Создание перспективы:

  • С помощью фоновой росписи;
  • Добавление деталей;
  • Использование лент разных цветов;  поэкспериментируйте
  • Изменение ширины лент;

Использование вышивки с перспективой

Слайд №17

ОСНОВНЫЕ СТЕЖКИ используемые в вышивке лентами

В вышивке лентами используются те же техники, что и в традиционной вышивке нитью, за исключением "ленточного стежка".

     Прямой стежок

   Основной и самый простой стежок использующийся в любой вышивке, варьируется  длиной и натяжением ленты.

Японский, ленточный стежок

Лента проходит не только через основу, но и через саму себя. Смещение прокола к краю ленты позволяет достичь очень интересных эффектов в вышивке листьев и лепестков.          Поэкcпериментируйте с разным направлением натяжения ленты

Петля с прикрепкой

Этим швом вышивают листья, бутоны и лепестки. Экспериментируйте с разным натяжением ленты и величиной петли

Слайд №18

Полупетля с прикрепкой

   Шов для вышивки листьев и чашек бутонов. Используйте ленту разной ширины и пластичности, для получения разных эффектов.

Роза «паутинка»

Определив размер будущей розы делается пять радиальных стежков, через которые пропускается лента. Начиная от центра аккуратно укладывайте ленту, протаскивая ее попеременно над и под радиальными стежками.

Французский узелок

Величина узелка зависит от количества витков ленты вокруг иглы, от 1 до 3!

Слайд №19

Последовательность вышивки лентами

Возможно, это описание поможет вам сделать   изнанку аккуратнее и сэкономить ленту.

Делаем шаблон для вышивки лентами

     Для того, чтобы начать вышивать лентами Вам понадобятся: ленты, иглы, пяльцы и нитки в цвет лент или основы - для подшивания хвостиков лент на изнанке.

     Сначала вышиваем все цветы. Если все цветы одного цвета, то начинать надо с крайнего цветка, постепенно вышивая от одного края к другому, стараясь делать протяжки между цветками на изнанке как можно короче (не более 3-4 см). Если же расстояние между цветами больше, то стоит обрезать ленту (1.5-2 см) и начать вышивать другой цветок с нового узелка.

Слайд №20

Затем   вышиваем   листья.

    Чтобы не заниматься длительной обработкой   изнанки, все цветочные хвостики на изнанке  прихватываем лентой, которой вышиваем  листочки!!!

    Еще несколько стежков  и узелков, и работа закончена!   Удачи!

Слайд №21

   Предлагаю начать с углового мотива, так как его можно использовать в вышивке подушек, салфеток, скатертей, воротников, манжетов и т.д.

    Очень удобно делать вышивку по готовым схемам. Можно взять рисунок или придумать свой мотив и сделать из него шаблон, который можно использовать многократно! Не стоит переживать об однообразии рисунка, так как используя одну и ту же схему, можно получить совершенно разные вышивки, дополняя их бисером, меняя цвет ленты, используя разные стежки и основу!

     Для начала Вам надо сделать рисунок или взять готовый и отметить на нем точки стежков...

Слайд №22

 ... потом перенести их на плотную основу и сделать толстой иглой проколы в этих точках. Всё, шаблон готов!

    Переносим   схему  на основу...

... осталось взять иглу с лентой и приступить к самому приятному процессу - вышиванию!

Слайд №23

Поместите Вашу работу в рамочку и разместите в интерьере

Слайд №24

Практическая работа 

  • Выполнение простого ленточного стежка по инструкционной карте № 1;
  •  Объяснение и демонстрация последовательности выполнения плетёной розы;
  • Выполнение плетёной розы по инструкционной карте № 2

Слайд №25

Заключительный этап. Вопросы для закрепления материала

Закрепление изученного материала:

  1. Как хранить ленты?
  2. Что используют для ощущения объёмности?
  3. Как закрепить ленту?
  4. Как завершить работу?

Проверка выполненной работы, анализ, оценка

Четыре разных узора и все с розами. Эти вышитые рисунки можно вставить в рамочки

Слайд №26

Подведение итогов

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

Домашнее задание:

  • Вышить розы и бутоны,  завершить работу.

Спасибо за урок ! 

Слайд №27

Список литературы:

  1. «Лена. Рукоделие». ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». 2007-2009 года изд.
  2. «Вышивка шелковыми лентами»
  3. Интернет ресурсы:        http://memori.ru/ 

Слайд №28

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Вышивание атласными лентами"

Представленный мастер-класс – очередной  в разделе «Вышивка шелковыми лентами» На уроке учащимся для работы потребуются знания из раздела терминологии ручных работ, навыки закрепления нитки...

Мастер - класс "Розы из атласных лент"

Мастер - класс пригодится для создания приятных и красивых поделок в предверии праздника "8 Марта". Розочки можно прикрепить на резинки, ободки, украсить ими одежду или открытки, а можно собрать в бук...

Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Вышивание крестом"

Разработка урока которая позволяет ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам...

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"  автор: Михалева Маина Фёдоровна...

Итоговый тест по вышиванию в 8 классе

Данный тест может использоваться в конце учебного года в письменном виде. Тест позволит обеспечить индивидуальный подход, быстро и качественно оценить успехи каждой ученицы....

Методическая разработка к уроку в соответствии с ФГОС "Вышивание лентами", 7 класс

Методическая разработка к уроку "Вышивание лентами" включает все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. Указаны предметные и метапредметные результаты проведения урока....

Конспект занятия "Вышивание. Технология вышивания."

Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе....