Конспект занятия "Вышивание. Технология вышивания."
план-конспект

Якименко Татьяна Васильевна

Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества станицы Гривенской

Конспект занятия на тему:

«Вышивание. Технология вышивания»

https://mestozagovora.ru/wp-content/uploads/2018/01/vyshivki-krestom.jpg

Автор:

Педагог дополнительного образования

Якименко Татьяна Васильевна

ст. Гривенская, 2023г.

       Тема занятия: «Вышивание. Технология вышивания»

       Цель: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

       Задачи:

- обучить выполнять задания по образцу;

- сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации;

- научить самостоятельно оценивать результаты своей работы;

- вызывать интерес к культуре и искусству вышивания;

- улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся;

- развивать творческие способности личности;

- знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.

        Тип урока: объяснение нового материала.

        Методы обучения:

- теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей учащимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов).

- практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии педагога и самостоятельно.

          Материалы и инструменты: схемы, образцы, ткань, нитки мулине, ножницы, иголки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

          План: 

  1. Историческая справка.
  2. Классификация вышивок.
  3. Инструменты и материалы.
  4. Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
  5. Подведение итогов.

I. Организационный момент.

         Историческая справка.

         Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

          Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

         Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

          Вышиванием занимались исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

          Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

          Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

          Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

         Вопросы педагога учащимся:  

         Есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?

         Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?

         Кто в основном занимался вышивкой?

         Что являлось предметом гордости каждой семьи?

         Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, и её применением в одежде.

         В наше время люди так же обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

         Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

(Демонстрация вышивок)

         II. Классификация вышивок.

         Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

         Физминута, включая гимнастику для глаз.

         III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).

         При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

         В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы №2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы №6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

         Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

         Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

         Калька - это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

         Рассмотрев и изучив инструменты и материалы для вышивания мы можем приступать к выполнению практической части нашего занятия.

          IV. Практическая работа.

Организация рабочего места.

          Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

  • с ножницами
  • ручной иглой
  • булавками

         Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ.

         На уроках трудового обучения вы проходили швы “вперёд иголку”, “назад иголку”, “уголки” и “тамбурный шов”. Вспомним их. Перед вами карточки с изображением вышивальных швов с одной стороны и название этих швов с другой. С помощью стрелок определите соответствие швов их названию.

        Выполним на образце знакомые швы по одной линии.

  • “вперёд иголку”
  • “тамбурный шов”

        Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении) и переносим на него линии с карточки – схемы. Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

          Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

          Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

          Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов)

         Какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).

         Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:

  • “стебельчатый шов”
  • “петельки с прикрепом”

         Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

         Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.

         V. Подведение итогов.

         Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом педагога, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

         Проверка выполняемой работы и оценивание.

         Домашнее задание: закончить работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

Социальная технология "Вышивание"

Социальная технология «Вышивание» может быть использована в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения.     Она направлена на приобщение детей с отклонениями ...

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"  автор: Михалева Маина Фёдоровна...

Технология вышивания.

Обучающая презентация. Простейшие ручные швы....

Технология вышивания для леворуких детей.

Обучающая презентация. Простейшие ручные швы для леворуких детей....

Презентация по технологиям "Вышивание крестиком"

Пособие для начинающих вышивать крестиком с подробными инструкциями.подходит для учащихся 6-7 классов...

Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"

В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....