Урок технологии "Печем блины, встречаем Масленицу"
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме
Открытый урок технологии.Данный материал бал представлен на муниципальный конкурс методических разаботок по теме "Педагог села - за нравственное село".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шуховская СОШ»
Урок составила:
учитель технологии Прядина Е.В.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А. С. Пушкин
Тема урока: «ВСТРЕЧАЕМ МАСЛЕНИЦУ, ПЕЧЁМ БЛИНЫ»
Цели урока:
- Познакомить обучающихся с народным праздником – Масленица, с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.
- Научить печь блины (бездрожжевое тесто), готовить горячий напиток, сервировать стол к приему гостей;
- Воспитывать аккуратность при работе, бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Оборудование: электрическая плита; миксер; блинница. презентация «Встречаем Масленицу. Печём блины»
Кухонный инвентарь: посуда, инструменты, приспособления.
Продукты: мука, молоко, яйца, сахар, соль, мед, масло.
Ход урока
- Организационный момент.
- приветствие;
- проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока
- Итак, ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
- Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о Масленице. А так же мы научимся печь блины и сервировать стол. Будем учиться встречать гостей.
- Изучение нового материала
- Беседа.
Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны – в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу.
Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят россияне Масленицу – праздник веселый, озорной.
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
Пышут бешеные тройки,
Снег, топоча у крыльца.
Петр Вяземский
Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками. Сжигали чучело зимы, ели блины.
Блин – символ Масленицы и одно из основных обрядовых блюд.
Стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и другим людям искусства. В Санкт-Петербурге и сейчас на Масленицу у Адмиралтейства строя высокую деревянную гору и заливают водой. С конца 19 века гулянья происходили на Марсовом поле. Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в сарафан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и возили с песнями.
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
- Понедельник – встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу – Масленицу, да наряжали ее.
- Вторник – заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов.
- Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали родных.
- Четверг – широкий четверток, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Сходились петь песни.
- Пятница – тещины вечерки. Зятья угощали блинами своих тещ, иногда и всю родню. Зять обязан был с вечера пригласить лично тещу.
- Суббота – золовкины посиделки. Дети строили снежный городок. Затем ватага разделялась: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
- Воскресенье – проводы Масленицы, прощанья, целовник. В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение.
Прощаю всех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все – таки как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого – то и моя нашла стрела.
А. Дементьев
- Что же является главным угощением на Масленицу? (блины)
Блины на Масленицу пекут каждый день:
1день – блинища, 2 день – блины, 3 день – блинцы, 4 день – блинчики, 5 день – блинки, 6 день – блиночки, 7 день – царские блины.
- О блинах русский народ сочинил много песен, пословиц и поговок.
- Какие вы знаете?
- Давайте посмотрим
2. Анализ изделия
Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блин?
(Дрожжевое, без дрожжевое, приготовленное опарным способом, приготовленное безопарным способом, сдобное, не сдобное, пресное, заварное, бисквитное, слоеное, песочное.
Ответ: дрожжевое и бездрожжевое
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы горячий воздух при выпечке проникал в изделие.
Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Что для дрожжевого теста является разрыхлителем? – дрожжи.
Что для без дрожжевого теста? – питьевая сода, гашеная уксусом.
Сегодня мы будем печь блинчики из без дрожжевого теста
Схема приготовления блинчиков из без дрожжевого теста.
- Практическая работа.
1.Инструктаж по технике безопасности при работе на кухне (прихватки, подставки при работе с горячими поверхностями, осторожность при работе с нагретым маслом и т.д.).
2 Выполнение практической работы по слайдам презентации
Выпечка блинов.
3. Приготовление горячего напитка: чая.
Форма работы – бригадная (повара, официанты, дежурные по кухне).
Какие национальные напитки вы знаете? (вопрос к учащимся).
Чай на Руси стали употреблять с 6 в., но широкое распространение получил только в 18 в. Основную массу экстрактивных веществ составляют танины, т.е. дубильные вещества. Чем выше сорт чая, тем больше танинов.
Все сорта чая содержат кофеин, стимулирующий сердечную деятельность. Эфирные масла придают чаю аромат. В чае содержатся витамины С, Р, В, РР. На качество напитка влияет вода. Чем мягче вода, тем вкуснее чай. Соли кальция и магния, содержащиеся в жесткой воде, вступают в реакцию с танинами, и качество чая снижается. Жесткость воды можно уменьшить при кипячении ее в самоваре, т.к. у него большая поверхность нагрева, на которую и оседает накипь.
Заваривают чай в керамических чайниках, которые обладают малой теплопроводностью. В металлических чайниках чай не заваривают, т. к. железо, взаимодействуя с танинами, дает соединения темного цвета.
На один стакан чая полагается 50 мл заварки и 150 мл кипятка (50 мл заварки соответствует 1—2 г сухого чая).
Какие травы можно использовать для приготовления лесного чая?
Текущий инструктаж по технике безопасности: при работе с горячими жидкостями, при работе с электроплитой.
4. Сервировка стола.
Праздничный стол начинается с парадной скатерти. В словаре С. И. Ожегова читаем: скатерть кусок ткани особой выработки, которой покрывали стол. В старину скатерть на Руси называли «столешник». Делали ее из домотканого полотна и всегда прямоугольной формы. Учитывая, что за праздничным столом обычно предполагается несколько смен блюд, обилие столовых и чайных приборов, под скатерть хорошо подложить мягкую ткань. Это приглушит стук тарелок, вилок, меньше будет биться посуда, а блюда с горячей закуской не оставят следов на полированном столе.
(Показ учителем, как правильно расстилать скатерть.)
- правильно расстилать скатерть - это очень важно, особенно если за столом будет много гостей.
Так, если скатерть прямоугольная или квадратная, ее углы должны закрывать ножки стола, если круглая или овальная – центр скатерти должен совпадать с центром стола. Края ее должны быть спущены не менее, чем на 25 см и не более чем до сидения стула.
V. Подведение итога урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие блины можно приготовить на Масленицу?
- Что можно подавать к блинам?
- Связь, с какими учебными предметами прослеживалась на уроке?
- Анализ характерных ошибок и их причин.
Сделать общую оценку урока, оценку каждой бригаде и каждому ученику с помощью карточек контроля работы, которые заполнили бригадиры и каждый ученик, учитывая дегустацию.
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
VI. Домашнее задание.
Приготовить дома понравившиеся блюда и принести письменный отзыв родителей.
Учитель:
- Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили частичку наших русских традиций. И если мы не будем знать свою историю, если не будем беречь наши национальные традиции, то в своем развитии мы не будем идти вперед, нам нечего будет передать новым поколениям.
Я надеюсь, что урок всем понравился. Всем СПАСИБО!
- Урок окончен.
- Уборка кабинета, мытье посуды (дежурные).
Приложение к открытому уроку:
«Встречаем Масленицу, печем блины»
Бригадирам заполнить карточки учета и выполнения работы.
Фамилия, имя | Наличие формы | Наличие тетради | Соблюдение гигиенических требований и безопасного труда | Выполняемые виды работ | Отметка(самоанализ)
| Отметка учителя |
Технологическая инструкция № 1
Блины.
Дрожжи развести в 2-х стаканах теплой воды, всыпать 500 г муки,
Размешать и поставить в теплое место для подъема (опара). Затем 1.5 чайной ложки соли, 2 столовых ложки сахара и 2 яйца перемешать, всыпать остальную муку и, продолжая вымешивать, влить 4 стакана молока. Снова размешать, дать подняться и выпекать (сковороду смазывают смальцем или растительным маслом, иногда растительное масло добавляют в тесто).
Норма продуктов: мука – 1000г., молоко – 1 литр, яйца – 2 шт., соль – 0.5 ч ложки, сахар – 2 ст. ложки, дрожжи – 60г.
Технологическая карта № 2.
Пшеничные блины.
Сначала варят пшенную кашу средней густоты, для которой берут на 200 г. крупы 6 стаканов воды или молока. Охлаждают, после этого добавляют в кашу 50 г дрожжей, разведенных в 1/3 стакана воды, туда же кладут соль по вкусу, 2 яйца, 2 ст.ложки сахара и постепенно всыпают 400 г. пшеничной муки. Размешивают, ставят в теплое место, дают подняться и приступают к вып
Технологическая карта № 3.
Организация рабочего места для приготовления блюд и изделий из теста.
Правила безопасности труда.
Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале организуют рабочее место, подготавливают необходимую посуду, инструменты для работы. В соответствии с инструкционной картой или по рецепту подбирают продукты. Посуду и приспособления для замеса и разделки теста располагают справа от работающего, продукты – слева. Инвентарь и оборудование для обработки и выпечки изделий из теста располагают на рабочем столе около плиты.
Рецепты блинов, которые подготовили девочки к уроку в рамках проекта по технологии «приготовление дрожжевых блинов».
КОЛЛЕКЦИЯ РЕЦЕПТОВ БЛИНОВ
БЛИНЫ РИСОВЫЕ С СЫРОМ
Расход продуктов: 2 стакана рисовой муки, 3 ст. л. пшеничной муки, 4 стакана молока, 50г дрожжей, 3 яйца, 3 ст. л. сахара, 4 ст. л. сливочного масла, 1 стакан сливок, 200г твердого сыра, соль по вкусу.
Приготовление. Влить в кастрюлю 2 стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи, всыпать пшеничную муку и замесить тесто. Когда опара поднимется, добавить в нее 3 желтка, растертых с солью и сахаром, сливочное масло, рисовую муку, молоко и хорошо размешать. Взбить отдельно яичные белки и сливки и, смешав их, осторожно ввести их в тесто. Дать ему еще раз подойти. Разогреть духовку и сковородку, на которой будут выпекаться блины. Когда тесто поднимется, вылить его тонким слоем на смазанную маслом сковороду, сверху обсыпать тертым сыром и поставить сковороду в духовку.
Переворачивать блины не нужно. Готовый блин выложить на разогретое блюдо, смазать маслом и еще раз обсыпать тонким слоем тертого сыра. Таким же способом испечь второй блин, положить на первый, смазать маслом и обсыпать сыром и так далее до 5-7 блинов в стопке. Готовые стопки блинов перед подачей прогреть в духовке, чтобы они слиплись, затем разрезать на куски.
БЛИНЫ ОВСЯНЫЕ
Расход продуктов: 1,5 стакана пшеничной муки, 2,5 стакана овсяной муки, 3 стакана молока (или воды), 0,5 стакана сливок, 3 яйца, 2 ст. л. сахара, 2 ст. л. сливочного масла, 30г дрожжей, соль по вкусу.
Приготовление. Влить в кастрюлю чуть теплое молоко и развести в нем дрожжи. Смешать в миске пшеничную и овсяную муку и, всыпав ее в кастрюлю с молоком, хорошо размешать. Дать опаре подняться. В подошедшее тесто добавить растертые с солью и сахаром яичные желтки, размягченное сливочное масло, все хорошо перемешать. Отдельно взбить яичные белки, сливки, соединить их и осторожно ввести в тесто. Дать ему снова подойти и выпекать обычным способом.
БЛИНЫ НА СОДЕ
Расход продуктов: 1 стакан пшеничной муки, 1 стакан гречневой муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 4 ст. л. сливочного масла, 1 ст. л. сахара, 0,5 чайной ложки соды, лимонной кислоты на кончике ножа, соль по вкусу.
Приготовление. Высыпать всю муку в кастрюлю, развести ее теплым молоком и, добавив яичные желтки, сахар, соль и подогретое сливочное масло, замесить тесто. Соду развести в небольшом количестве воды, в таком же количестве воды развести лимонную кислоту. Соединить соду и кислоту и сразу же (пока сода «шипит») смешать их с тестом. Яичные белки хорошо взбить, осторожно ввести в тесто и, не перемешивая его, выпекать блины.
БЛИНЫ С ПРИПЕКОМ
На раскаленную сковороду наливается обычное дрожжевое тесто для блинов и сразу же кладется припек (мясной фарш, готовые грибы, пассированный лук ит.п.)
Закуски к блинам приведены на рис.2
В проекте приводятся технологические карта и схема (рис.3), а также инструкционная карта приготовления блинов.
В технологическую карту входят раскладка продуктов из расчета на одну порцию (150г.), технология приготовления блюда, требования к его качеству, перечень необходимого оборудования, в инструкционную – подробная последовательность процесса выпечки блинов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские блины - символ масленицы"
Внеклассное мероприятие по технологии...
Открытый урок: «Встречаем масленицу, печем блины»
План урока по технологии....
Презентация к уроку технологии: Встречаем масленицу, печем блины
Дидактический материал к урокам технологии....
Русские блины - символ масленицы.Методическая разработка + презентация
Русские блины - символ масленицы. Методическая разработка + презентация...
Урок 6 класс тема : Масленица. Печем блины.
Они хранили в жизни мирнойПривычки милой старины;У них на Масленице жирнойВодились русские блины....
Открытый урок "Блины на Масленицу"
Разработка урока для учащихся 6 класса...
Технологическая карта урока "Встречаем Масленицу. Печем блины"
Технологическая карта урока технологии для 7 класса по теме: "Встречаем Масленицу. Печем блины". Тип урока: освоение новых знаний. Цель: Возрождение русских национальных традиций. Форми...