разработка урока "Мы за чаем не скучаем"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Знакомство с историей появления чая, с сервировкой стола к завтраку. Изучение правил этикета и складывание салфеток в технике "оригами". Урок лучше проводить для девочек и мальчиков, они с удовольствием будут складывать салфетки и украшать стол для завтрака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Мы за чаем не скучаем" | 75 КБ |
презентация к уроку "Мы за чаем не скучаем" | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мы за чаем не скучаем
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, бригадная.
Цели урока:
- ознакомить с основными наборами посуды и столовыми приборами, с правилами сервировки стола к завтраку;
- формировать навыки по сервировки стола к завтраку; Обучение школьниц оформлению стола салфетками, сложенными в технике “оригами», завариванию чая;
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Программно-дидактические материалы: ПК, программа PowerPoint, презентация «Мы за чаем не скучаем» (Приложение), предметы сервировки стола.
ХОД УРОКА
I. Организация урока
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала
– На прошлых уроках вы познакомились с тем, какие санитарно-гигиенические правила вы должны соблюдать, правила техники безопасности при работе на кухне, какие нужно употреблять продукты на завтрак.
Вопросы для повторения:
- Какие правила вы должны соблюдать при работе на кухне?
- Какие горячие блюда употребляют на завтрак?
- Какие еще продукты можно употреблять на завтрак?
III. Изучение нового материала
Учитель: Цель нашего урока - научиться правильно, сервировать стол к завтраку, вспомнить и повторить правила поведения во время еды. Эти правила, как и многие другие, не выдуманы из головы. Каждое имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в этих вопросах.
А так же научимся заваривать чай и складывать салфетки для сервировки стола.
Тема урока отображается на слайде 1.
Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием". Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
Вопрос: Что такое сервировка? (Дети высказывают свои суждения о сервировке)
Учитель обобщает высказывание, и дает определение Сервировки. Слайд 2.
Итак, что же нам нужно для сервировки?
Скатерть; 2. Посуда; 3. Приборы; 4. Салфетки; 5.Цветы. Слайд 3.
Завтрак состоит из:
Бутербродов, хлеба, булочек, вареного яйца, колбасы, сыра, масло и т.д.
Горячего блюда (каша, омлет, яичница)
Горячего напитка (чай, кофе, какао и т.д.) Слайд 4.
Далее учитель объясняет новый материал с демонстрацией сервировки стола к завтраку.
Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами, в зависимости от ассортимента блюд.
Количество приборов посуды зависит от числа присутствующих и количества подаваемых блюд. Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за одним столом не мешали друг другу, расстояние между стульями не менее 30 см.
Учитель показывает и рассказывает последовательность предварительной сервировки стола к завтраку.
Стол рекомендуется застелить скатертью, на которую кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На стол - под скатерть, для смягчения звуков посуды и приборов, кладут фланель. На салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и слева от тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки, зубцами вверх, нож – справа, лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа от ножа или перед тарелкой.
Справа, перед ножом, ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, ручка повернута в правую сторону.
Общее блюдо с гастрономическими продуктами ставят в центр стола с прибором для раскладывания, каждый берёт то, что хочет и кладет себе на тарелку.
Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай, кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу.
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть чистыми, накрахмаленными.
История салфетки
Ученик 350 лет назад в Древней Греции раб должен был вытирать губы своего хозяина фиговым листком. Можно считать, что именно тогда и появилась первая салфетка.
А те салфетки, какие мы привыкли видеть, появились в Риме 2000 лет назад. В богатых домах они были льняные с вышитыми монограммами хозяина. И гости часто забирали их на память! Поэтому часто гостей просили приходить со своими салфетками. Званые обеды затягивались до глубокой ночи, а гости не спешили приносить с собой салфетки.
В средние века салфетки широко распространились и теперь гости не обязаны были приносить их с собой. Однако не считалось зазорным в отсутствии салфеток пользоваться скатертью, чтобы вытереть руки или рот.
В очень богатых домах салфетки меняли после подачи каждого блюда. И украшались они золотым и серебряным шитьем.
Если завтрак воскресный или праздничный, то стол можно украсит красиво сложенными салфетками.
Демонстрация праздничных салфеток. Слайды 5-12.
Звучит музыка и показывается набор для чая.
Учитель: Музыка нас настроила на разговор о чае.
Виды чая: Слайд 13.
Ученик: Родина чая Китай. Слайд 14
В 1638 году царский стольник В. Тюменцев будучи послом в Монголии, в первые на пиру пил чай. Напиток ему понравился, и Алтын-Хан послал русскому царю несколько пудов чая.
В Росси чай получил широкое распространение, особенно в Северных и Восточных областях, в Сибири и Средней Азии.
Ученик: Слайд 15.Чай в Росси- В России употребляют черный байховый чай.
Чай в Америке- Американцы пьют несладкий чай со льдом.
Чай в Росси- В России употребляют черный байховый чай.
Чай в Америке- Американцы пьют несладкий чай со льдом.
Ученик: Слайд 16.Чай – богатейшая аптека.
Чайный лист содержит стимулирующее вещество полезное для желудка.
Лучшее украшение чайного стола самовар.
К чайному столу подают сладкие блюда, которые ставят до прихода гостей.
Заваривают чай к началу чаепития.
Русские люди считают, что чаепитие поддерживает любовь и дружбу, скрепляет родственные связи, создает атмосферу уюта и счастья.
Учитель: В отличие от нас наши предки пользовались дарами кладовой природы: использовали для приготовления чая растения лесов, полей, лугов. Собирали цветы липы, плоды шиповника, заготавливали самые разнообразные травы. Издавна этот напиток назвался “лекарственный чай”, был лечебным, профилактическим средством при различных заболеваниях, и прекрасным способом утоления жажды.
Физминутка.
Везде и всюду правила –
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
О чём говорится в этом небольшом стихотворении?
Да, правильно о правилах, о культуре поведения за столом.
Учебник страница 205 1 абзац прочитайте.
Этикет - это чин, порядок внешних обрядов и приличия; церемониал.
А теперь повторим эти правила.
Ученик:
- Не опаздывайте к столу.
- За стол садиться нужно в опрятном виде.
- За столом надо сидеть правильно.
- За столом не принято громко разговаривать.
- Старайтесь есть беззвучно, спокойно, не торопясь, с закрытым ртом.
- Учитесь есть правильно и красиво.
- Из-за стола принято вставать всем одновременно.
Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать всё наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы в своём произведении дал Григорий Остер. И так вредные советы….
Коли друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет,
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай куски руками,
Ложкой больше зачерпнёшь.
Коли вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Если вас зовут обедать
Гордо прячетесь под
Если всё-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте –
Пусть прилипнут к потолку.
IV. Практическая работа
Задание 1 (закрепление изученного материала в бригадах). Каждая бригада выполняет практическое задание.
По технологической карте заварить чай.
Согласно этойкарте2 человека из бригады заваривают чай.
Задание 2.(индивидуально) Научиться складывать салфетки для сервировки стола.
Учитель демонстрирует способ складывания салфетки, используя слайдовую презентацию (слайды 17-24), показывает и рассказывает способ на салфетке и контролирует работу учащихся.
Задание 3.(бригада) Сервируют стол к завтраку. Отбирают все приборы и предметы, необходимые для выполнения задания.
Итог занятия.
1. И так, я хочу сделать вывод:
Чай – это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Чай горячий, ароматный.
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
2. Я, надеюсь, что вы на этом уроке много для себя узнали, расширили свои представления о чае и теперь в домашних условиях вы можете заварить чай разными способами для своих родных, близких и друзей.
Дегустация чая, анализ практической работы (цвет, вкус, аромат чая).
3. Выставление оценок.
V. Анализ и оценка урока
Анализируя урок, учитель задает вопросы:
- Что нового для себя учащиеся узнали на уроке?
- Какие способы сложение салфеток вам понравились?
- Будете ли вы сервировать стол к завтраку в повседневной жизни?
Учитель анализирует и сравнивает результаты работ бригад, делает необходимые замечания, оценивает практическую работу.
VI. Домашнее задание
– В воскресный день помочь маме в сервировке стола к завтраку. В рабочей тетради родители запишут отзыв о проделанной работе, и оценят её по пятибалльной шкале.
– Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что вы сегодня многое узнали про сервировку стола к завтраку, и будете использовать эти знания в вашей будущей жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час"Мы за чаем не скучаем"
Интересное внеклассное мероприятие об истории возникновении чайной церемонии....
Семейный вечер отдыха "Мы за чаем не скучаем!"
Сценарий семейного вечера отдыха....
Поздравления девочкам «Мы за чаем не скучаем»
Проведения праздника 8 марта в 6-7 классах в виде конкурсов....
Сценарий внеурочного мероприятия «Мы за чаем не скучаем»
История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай проник с Востока. Русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу из Китая подарок – 64 кг чая. Вначале ч...
классный час Мы за чаем не скучаем
полезные свойства чая; традиции чаепития; пословицы и поговорки о чае...
Сценарий коллективного творческого дела (КТД)« Мы за чаем не скучаем»
Сценарий коллективного творческого дела (КТД)« Мы за чаем не скучаем» Цель КТД.Ознакомить учащихся с историей чаепития в РоссииЗадачи КТД.Познакомить с полезными свойствами чая;Способствовать про...
Осенние посиделки "Мы за чаем не скучаем!"
Cценарий мероприятия, посвящённого Дню пожилого человека...