Выступление на педсовете
материал по технологии (5 класс) по теме

Краюшкина Татьяна Петровна

О психологическом комфорте на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

              Выступление на педсовете «Психологический комфорт на уроке технологии, как условие                                                                                                          развития  личности школьника»  

              В условиях ускоренного социально-экономического развития нашего общества особую  остроту приобретает  вопрос о психологических факторах, способствующих воспитанию у школьников социальной ответственности, чувства профессиональной чести, гордости за высокое  качество результатов труда, стремление к максимальной реализации своих творческих возможностей.

                                                                                                                                                                                                    Тем самым определяется актуальность задачи разработки способов эффективного воздействия  учителя на мотивационную сферу детей с целью совершенствования их нравственного самосознания, социальной ответственности.

           В психологическом плане социальная ответственность предполагает установку субъекта на то, чтобы в продукте своего труда увидеть самого себя, свое отношение к делу: степень прилежания, добросовестность, компетентность.

             Наблюдая за работой учащихся на уроках по обслуживающему труду (кулинария, швейному делу, прикладному творчеству) я обнаружила существенные особенности их мотивационной сферы. Это выражалось в обостренном интересе учениц к выполняемым на этих уроках заданиям, в отношении к конечному результату труда – изготовленному изделию, блюду.  При анализе условий, создающих у учениц особое мотивационное напряжение на рассматриваемых уроках, фактор непосредственного участия,  вклад  своего труда в получаемый продукт, оказался решающим.       Изготовленный руками детей продукт (предмет), как бы сообщал им, что вложенный труд имеет практическую ценность и может быть использован для удовлетворения потребностей:  Мастерская Деда Мороза, День Валентина, 8-е Марта, 23 февраля, Пасха (показываю детские работы),  выставка-отчет работ по прикладному творчеству (вязание, вышивка), демонстрация готового швейного изделия в мае и т.д.). Именно этим можно объяснить удивительную активность, а затем большую удовлетворенность использования полученного результата, все это дает психологический комфорт на моих уроках.  При беседах с девочками можно услышать, что очень интересно пользоваться тем, что  сделала сама. Во-первых, интересно, когда сама готовишь что-то в первый раз и узнать потом, как получится?  Будет ли вкусно? Получится ли так, как это делают взрослые? Приятно угостить других тем, что сделаешь сама и услышать, что это вкусно (отзывы от родителей в тетрадях по кулинарии).

             На уроках по швейному делу девочки учатся шить, они ответственно и по-хозяйски обращаются со швейными машинками, что им доверяют пользоваться  ими ( девочки признаются, что дома не всем разрешают), учатся моделировать одежду (загораются глаза, когда у каждой ученицы получается своя модель - показываю работы), изучают технологию пошива ее, а это верх радости, что получилась та модель, которую она ранее смоделировала. У меня есть выпускницы, которые и далее заинтересовались швейным делом ( уже работают и имеют свои мастерские, учатся по профилю технолгии швейного дела: Мышляева М., Качан В., Натыканная Л., Шумкова М., Кислицына Н., Буглова А. и другие)

               Для создания психологического комфорта на уроке я пользуюсь такими методами: эффективно и целесообразно использую ИКТ, словесный,  наглядный, объяснительный, творческий, практический, если где-то на предмете можно списать, подсмотреть и т.д., то у нас на уроке во время практической части девочка сама должна заправить шв.машинку и сделать шов, сметать изделие, смоделировать изделие – этот творческий порыв в большинстве своем создает психологический комфорт на уроке. У меня на уроках есть и необычный методический прием «Диалог с предметом труда», учителя многие пользуются им. Ставится вопрос: «Если бы предмет, который ты сшила на уроках труда был бы одушевленным и мог говорить: « Как ты думаешь, что бы он тебе сказал о твоей работе, о тебе как об авторе этой работы, остался бы он доволен тем, как ты его сделала? Можно много приводить примеров, что ответили девочки, вот один из примеров; 5кл.  Фартук мог бы сказать, что его можно было бы украсить кружевом, тогда он был бы более нарядным. Потом у него еще кармашек не очень хорошо пришит, немножко криво. Он сказал бы, что я не очень старалась.              5 кл.,- приготовленный салат сказал: Что был бы красивее на вид, если бы я порезала все продукты одним размером и формой, выложила, бы в красивый салатник и украсила, тогда бы он мне обязательно сказал:  «Приятного аппетита !»

               Хочется сказать еще об общественно-социальном мотиве труда, который также создает психологический комфорт на моих уроках, чем в большей мере дело общественно важно, тем больше интерес и ответственност девчонок за выполнение его ( помощь школьному театру, шторы для актового зала и т.д.), здесь,  безусловно, доминируют два мотива:                                                             1 – настоящности, нужности, полезности выполняемого дела.

2 – мотив самоутверждения, расширения своего «я», ощущения себя в роли взрослого.

             Свидетельством того, что уроки труда изменяют внутренний смысл поведения  девочек, формируют у них новое отношение к своей деятельности, является и то обстоятельство, что во всех классах по труду никогда не было ни одного неуспевающего, высокое СОУ в обучении, можно сказать, что нет ни одной ученицы, которая бы не сшила изделие по программе, но еще успевают и более, постоянно ведется индивидуальная работа с теми, кто заинтересован нашими уроками, желает знать и уметь больше ( кружки, проектная деятельность, участие в олимпиадах по технологии). Из бесед становится ясно, что на мои уроки приходят с удовольствием,  обретают психологический комфорт на них.                                                                                                                                                 Я часто использую такое четверостишье перед началом своих уроков, тем самым стараюсь изначально создать  психологический комфорт.

             

             Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс.

             И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

             Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

             Мы поработаем все дружно и вместе проведем урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...