Разметка и изготовление прямого сквозного шипа
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

план-конспект урока для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolyarnoe_delo_6_klass.doc915 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  

VIII вида № 482

План - конспект урока

Разметка и изготовление

прямого сквозного шипа

6 класс

                                           

        Подготовил:

учитель столярного дела

ГБОУ СКОШ VIII вида № 482

ЮВОУО ДО г. Москвы      

Мотайленко Иван Ефимович                                          

                                                                                                                                 

г. Москва                                                                                                                                                                               2010 г.


Тема: Разметка и изготовление прямого сквозного шипа.

Цель:  отработать приём изготовления  элемента столярного шипового соединения – прямого сквозного шипа.

Задачи урока: 

  1. Обучающая – закрепление теоретических знаний и умений при разметке и пилении древесины; учить планировать свою работу.
  2. Коррекционно-развивающая – развивать инициативу и самостоятельность, умение делать выводы, обеспечивать самоконтроль.
  3. Воспитательная - воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, чувство ответственности за выполненную работу

 

Тип урока: комбинированный.  

Наглядные пособия: образец одинарного шипа, плакаты «Последовательность разметки шипа», «Последовательность изготовления шипа»

Методы: словесные, наглядные, практические.    

Материал:  заготовка древесины лиственных пород.

Оборудование:  верстак, линейка, столярный угольник, рейсмус, карандаш, ножовка.

Литература:

Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1991г.

Крейдлин Л.Н. Столярные работы. М.,1982.

Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. М.,1981

Столярные работы. 208 стр., 2000 г.; Издательства: АСТ, Харвест; Серия: Моя профессия.

Ход урока.

  1. Организационно-подготовительная часть.
  1. Взаимное приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Сообщение темы и целей занятия.

На прошлом занятии вы познакомились с угловым серединным соединением на шип одинарный сквозной. И сегодня  на уроке вы изготовите одинарный шип - элемент углового серединного соединения деталей. Научитесь правильно делать разметку и отработаете прием изготовления шипа.

  1. Теоретическая часть.

   Вспомните, что вы узнали и запомнили на прошлых уроках и ответьте на следующие вопросы.

- В каких изделиях применяется прямой сквозной шип? (Швабра, оконная рама).

- Что такое шип? (Выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю гнезда соединяемой заготовки).

- Отчего зависит прочность углового серединного соединения деталей на сквозной шип? (От точности разметки и выполнения элементов соединения, то есть длина и ширина шипа должна, равна длине и ширине гнезда, высота шипа – глубине гнезда).

- Как пользоваться столярным угольником при разметке? (При разметке колодка угольника должна плотно прилегать к стороне бруска).

- Каким инструментом вы будете изготавливать шип? (Ножовкой).

Разметка и запиливание шипов.

    Прежде чем изготовить шип, вам нужно его разметить.

- Какие инструменты нам потребуются для разметки?  (Для разметки шипа потребуются миллиметровая линейка, столярный угольник, рейсмус и карандаш).    

    Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед разметкой нужно обязательно проверить исправность разметочных инструментов и остро заточить карандаш. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.

Работа с плакатом «Разметка шипа» (см. приложение № 1).

     а) От торца откладываем по линейке длину шипа и наносим карандашом метку.

б) По угольнику и этой отметке проводим линии на всех четырех сторонах бруска.

в) Устанавливаем рейсмус на заданный размер (толщин шипа) и проводим риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце.                                                         г) Шип размечен.

                 Работа с плакатом «Изготовление шипа» (см. приложение №2).

      После разметки приступаете к запиливанию шипа. Перед пилением брусок закрепляем в зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Запомните, что при запиливание шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок.

План запиливания шипа:

1) Подготовить пилу к работе.

2) Закрепить брусок в зажиме верстака.

3) Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от неё).

4) Осторожно сделать первый короткий разрез.

5) Контролируя работу по линии разметки, запилить половину шипа.

6) Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.

7) Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки.

Спиливание щечек.

Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа. Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.

Опрос по теме «Правила безопасности при пилении».

   - Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и       остро заточенной).                                                                                                                          - Где должна находиться левая рука? (На расстоянии от полотна ножовки.)                             – Как расположить инструмент после завершения пиления? (Зубьями от себя).                         – Чем удаляют опилки с рабочего места?  (Щеткой-сметкой).

  1. Практическая работа.
  1. Вводный инструктаж.                                                                                                                 * Подготовка рабочего места, инструментов.                                                                                                         * Разметка шипа.                                                                                                                         * Изготовление шипа.
  2. Текущий инструктаж.                                                                                            Корректировка хода практической работы.
  1. Подведение итогов. 

Рассказ учащихся о выполненной работе.

Вопросы:                                                                                                                                                - Как выполняли разметку шипа?                                                                                                                    - Какими инструментами при изготовлении шипа вы пользовались?                                                 -  Как закрепляют брусок при запиливании шипа?                                                                                                                                           Показ лучших работ. Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок.

Уборка мастерской дежурными.


Приложение 1. (Плакат «Разметка шипа»).


Приложение №2. (Плакат «Запиливание шипа»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Разметка и изготовление шипов и проушин"

Материал  к уроку содержит теорию и презентацию....

Кейс- метод "Изготовление прямой двухшовной юбки"

Данный кейс «Изготовление прямой двухшовной юбки» может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.6 класс. Кейс по предмету техн...

«Технология изготовления прямого цельнокройного платья»

«Пошив прямого цельнокройного платья   в греческом стиле»...

Урок по столярному делу в 7 классе "Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом «УК-1»

Цели урока:Образовательная: Познакомиться учащихся со способами и правилами изготовления углового концевого соединения открытым сквозным шипом «УК-1»Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и ...

Методическая разработка урока по теме «Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин.»

Методическая разработка может быть использована при проведении урока в соответствии с ФГОС по теме «Шиповые столярные соединения.  Разметка и изготовление шипов и проушин.»...