Элементы машиноведения. Классификация машин швейного производства
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме
Урок технологии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_mashinovedenie.doc | 152.5 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В. Быченко_ разработка урока
Тема урока: Элементы машиноведения. Классификация машин швейного производства.
Цель урока:
- Знакомство с классификацией машин швейного производства.
- Освоение приемов работы на швейной машине.
Задачи:
Образовательная
- Познакомить с устройством швейной машины и правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
- Ознакомить с правилами ТБ при работе со швейной машиной
- Научить заправлять верхнюю и нижнюю нити
Развивающая
- Развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах, умение анализировать, оценивать свою работу и работу своих одноклассников
- Продолжать развитие моторики пальцев рук
Воспитательная
- Воспитывать аккуратность
- Возбудить интерес к работе на швейной машине
- Убедить в значимости приобретенных знаний
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.
Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.
Объекты труда: тексты, швейная машинка
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация «Современные швейные машины», «Критерии оценивания работы на уроке»;
- опорный конспект;
- инструкционные карты;
- тест.
Информационные источники для учителя:
- Электронное пособие «Учимся шить»
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0
- http://elremont.ru/shvein/sv_rem81.php
Информационные источники для учащихся:
- Синица Н.В. Технология . Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0
План урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся - 1 мин.
- Целепологание – 2 мин.
- Изучение нового материала – 35 мин
- Выполнение задания 10 (12) мин
- Знакомство с техникой безопасности 3 мин
- Выполнение задания 10 (12) мин
- Демонстрация заправки нижней нити 2 мин
- Знакомство и демонстрация регулирующих механизмов на швейной машине. 2 мин
Демострация выполнения приемов работы на швейной машине. 4 мин
- Выполнение практической работы – 30 мин
- Проверка выполненных работ –2 мин
- Закрепление материала – 2 мин
- Подведение итогов урока (подсчет баллов, выставление отметок) – 3 мин
- Рефлексия – 1 мин
- Домашнее задание – 2 мин
Ход урока.
- Организационный момент.
Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих. Проверка готовности к уроку (дневник, книга, тетрадь, ручка, карандаш, лист бумаги, два лоскута ткани)
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- Человек давно научился изготавливать одежду, которая защищает его от холода, жары, влаги,
ветра, укусов насекомых, помогает скрыть недостатки фигуры, украшает.
- Скажите, а какие инструменты и оборудование необходимо для изготовления одежды?
- Иглы, ножницы, сантиметровая лента, швейная машина, утюг.
- Целепологание.
- Ребята как вы думаете, почему человек стал шить одежду на швейной машине, но и шил бы вручную? Какие преимущества машинная обработка швейного изделия имеет перед ручной?
- Строчка более прочная. Меньше времени идет на изготовление.
- В наше время к сожалению выпускается очень много не качественных швейных изделий. И вы наверно замечали, что мамам часто приходиться выполнять ремонт одежды (прошивать распущенные швы, накладывать латки, обрезать и подшивать длинные брюки, юбки и т.д.). Скажите, а вы смогли бы помочь маме, сделав качественный ремонт своей одежды самостоятельно, используя швейную машину.
- Да. Нет.
- (если да) На любой ли машине ты сможешь выполнить ремонт одежды?
- (если нет) Почему?
- Я не умею шить на швейной машине.
- А вы хотели бы научиться шить на машинке, чтобы помогать маме?
- Да
- Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.
- Научиться работать на швейной машине:
познакомиться с устройством швейной машины
научиться заправлять швейную машину
освоить приемы работы на швейной машине
- Откройте тетради и запишите тему урока: «Элементы машиноведения. Классификация машин швейного производства.»
- Изучение нового материала.
В течение урока вам предстоит неоднократно давать оценку своей работы. По результатам оценивания вы сможете поставить себе отметку.
Знакомство с таблицей
Ф.И. | Оценивание выполненного задания | Всего баллов | Отметка | |||||
Задание 1 | Задание 2 | Практическая работа | Тест | |||||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | ||||||
Максимальное количество баллов | ||||||||
9 бал | 2 бал | 2бал | 4 бал | 5 бал | 5 бал | |||
Объем выполнения работы | Количество балов | Отметка |
80-100% | 27- 22 | «5» |
60-79% | 21- 16 | «4» |
50-59% | 15-14 | «3» |
Познакомиться с видами швейных машин и ее устройством я предлагаю вам самостоятельно, выполнив задание.
Критерии оценивания работы группы:
- Активное участие в работе всех членов группы: 1 бал
- Правильность ответа на вопросы: правильный полный ответ: 2 бал
правильный, но не полный ответ: 1 балла
неправильный ответ: 0 баллов
- Заполнение схемы: правильно: 1 балл,
неправильно: 0 баллов
- Освоение устройства швейной машины ( каждый правильно показанный узел машины 1 балл) (5 бал)
Всего балов: _____________________
Задание 1
Работая в группе, прочтите внимательно тексты (распечатка, учебник стр. 119-121) и заполните схему и ответьте на вопрос, изучите устройство швейной машины используя рисунок, покажите эти детали на швейной машине, предварительно распределив обязанности в группе. Время выполнения задания 10 минут.
Вопросы по группам:
- В каких отраслях народного хозяйства используется швейная машина?
- Почему современные бытовые швейные машины называют универсальными?
- Что такое привод?
- Какие правила нужно соблюдать при установке швейной машины на стол?
Текст
Швейной машиной называется оборудование, осуществляющее ниточное соединение деталей.
Швейные машины широко используются в различных отраслях народного хозяйства, в частности, в швейной, трикотажной, меховой, обувной, кожгалантерейной подотраслях легкой промышленности, а также в шинной, ковроткацкой, текстильной отраслях, в ателье и домах моделей, в театральных мастерских и мебельных и шторных салонах, в магазинах готовой одежды и во множестве других сфер.
Все выпускаемые швейные машины по назначению подразделяются на:
- стачивающие, предопределенные для соединения деталей одежды
- специализированные по видам работ: обрезка и обметывание среза, окантовывание среза, вышивание.
- машины-полуавтоматы, которые выполняют определенный вид работ: обметывание петель, пришивание пуговиц, и т.д.
- универсальные
Современные универсальные бытовые машины позволяют не только соединять детали прямой строчкой, но и выполнять разные виды декоративных строчек, а использование специальных лапок позволяют выполнить обметывание петель, пришивание пуговиц, окантовывание срезов, обработку потайной застежки молния и т.д.
Схема «Классификация швейных машин».
1 — платформа; 2 — лапка нажимная; 3 — крышка фронтальная; 4 — регулятор натяжения; 5 — нитепритягиватель; 6 — винт регулирования нажима лапки; 7 — рукав; 8 — стержень для катушки; 9 — маховик; 10 — моталка; 11 — рычаг регулятора строчки; 12 — натяжение моталки; 13 — ручка регулятора подъема двигателя материала; 14 — иглодержатель; 15 — игольная пластина; 16 — двигатель материала; 17 — челночное устройство; 18 — задвижная пластина, 19 – компенсационная пружина
Проверка выполнения задания
Оценивание работы в группах
- При работе на швейной машине необходимо соблюдать правила техники безопасности. Откройте учебники на стр 125 и познакомьтесь с этими правилами.
Знакомство с техникой безопасности: самостоятельное чтение, проговаривание правил.
- Прежде чем шить на машине, надо заправить верхнюю и нижнюю нити. Познакомиться с заправкой верхней нити нам поможет второе задание.
Задание 2
Работая в паре, прочитайте внимательно предложенный текст и выстройте последовательность заправки верхней нити в соответствии с текстом, выписывая узлы машин по которым проходит верхняя нить.
Критерии оценивания:
- правильное написание слов: 1 бал
- правильная последовательность заправки верхней нити: 1 бал
Всего балов: ____________________
Текст
В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Машей.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.
Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Маше, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед и наткнулась на компенсационную пружину. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Маша: вот он – конец нитки!
Самопроверка (слайд)
- Катушечный стержень.
- Нитенаправитель.
- Регулятор натяжения верхней нитки.
- Компенсационная пружина.
- Нитепритягиватель.
- Нитенаправитель.
- Нитенаправитель.
- Игла.
- Кто справился с заданием, поднимите руку. Какие ошибки допустили?
Ответ учащихся
- Для заправки нижней нитки в машину используют шпульный колпачок, в который вставляется шпулька с намотанной ниткой. Давайте познакомимся с устройством шпульного колпачка. (слайд) Колпачок состоит из пластинчатой пружины, которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь под пружиной служит для вывода нитки из шпульки наружу. Для установки шпульного колпачка в машину служит защелка. Установочный палец закрепляет шпульный колпачок в челночном устройстве.
Последовательность заправки нижней нитки (демонстрация и проговаривание)
1. Пальцами правой руки возьмите шпульку так, чтобы нитка была намотана в направлении на себя. (Если шпульку установить наоборот, то во время шитья будет рваться нитка).
2. В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы установочный палец был вверху.
3. Установите шпульку в колпачок.
4. Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.
5. Протяните нитку под пружину натяжения.
6. Выведите нитку в прорезь на конце пружины.
7. Установите иглу в крайнее верхнее положение.
8. Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой руки наденьте шпульный колпачок на центровой стержень так, чтобы установочный палец вошел в паз накладного кольца. Большим пальцем левой руки придавите колпачок до щелчка.
9. Закройте задвижную пластину.
10. Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой рукой держите конец верхней нити, не натягивая ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя, чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из нее. После этого левой рукой потяните нитку, и конец нижней нитки выйдет наверх.
11. Концы обеих ниток заведите за лапку.
- Чтобы перейти к освоению приемов работы на швейной машине нужно познакомиться с регулирующими механизмами. Откройте учебник на странице 125. Рассмотрите внимательно рисунок 76. И ответьте на вопрос: Какие регулирующие механизмы есть в швейных машинках?
- В швейных машинах есть регулятор длины стежка, переключатель вида строчки, клавиша шитья назад (обратный ход машины)
Демонстрация регулирующих механизмов на швейной машине.
Демонстрация выполнения приемов работы на швейной машине.
- А теперь вам предстоит выполнить практическую работу, состоящую из двух частей.
1 часть: работа на швейной машине без ниток
2 часть: Подготовка швейной машины к работе (заправка верхней и нижней нитей)
3 часть: Выполнение приемов работы на швейной машине
- Практическая работа
«Работа на швейной машине без ниток»
Критерии оценивания
- Ровная строчка, строго совпадающая с линией: 2 бал
- Строчка с незначительными отклонениями от линии: 1 бал
- Не ровная строчка: 0 бал
Всего балов: _____________________
« Подготовка швейной машины к работе»
Критерии оценивания
- Самостоятельная правильная заправка верхней нити: 2 бал
- Заправка верхней нити с поправкой учителя: 1 бал
- Самостоятельная правильная заправка нижней нити: 2 бал
- Заправка нижней нити с поправкой учителя: 1 бал
Всего балов: _____________________
«Выполнение приемов работы на швейной машине»
Критерии оценивания
- Правильное и полное выполнение упражнений: 5 бал
- Правильное выполнение 3 упражнений: 3 бал
- Выполнение менее 3 упражнений: 0 бал
Всего балов: _____________________
Практическая работа выполняется по инструкционным картам.
- Подведение итогов практической работы. Оценка работ
- Закрепление материала (выполнение теста – компьютерный вариант)
- Подведение итогов урока (подсчет балов и перевод в отметку)
- Рефлексия
- Вам было интересно на уроке?
- Вы узнали что-то новое?
- Был ли доступен изучавшийся материал?
- Вы его поняли?
- Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
- Домашнее задание
- Найти в Интернете и ознакомиться с историей создания швейной машины. (старый учебник Технология 5 класс). Заполнить таблицу в тетради.
История создания швейной машины
№ | Год изобретения | Автор изобретения | Изобретение ( изменения в швейной машине) |
2. Закрепить заправку верхней и нижней строчек
3. Читать стр 119-125, уметь отвечать на вопросы стр 127
Принести:
- образцы ручных работ
- швейные принадлежности: нитки, иголку, ножницы
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет Технология ведения дома Классс 5 количество часов 2
Тема Элементы машиноведения. Классификация машин швейного производства, бытовая швейная машина.
Содержательная часть
Предметные результаты: | |
Ознакомятся: | Овладеют: |
ПП1 - рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; | ПТ6 - выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; |
ПП3 - ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; | ПТ7 - соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены |
ПП6 - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; | ПТ8 - соблюдение трудовой и технологической дисциплины; |
ПП7 - владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; | ПТ12 - контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; |
ПМ6 - осознание ответственности за качество результатов труда; | ПФ 1 - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; |
ПФ 2 - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; | |
Метопредметные результаты:
М12 - согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
М13 - диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; |
М18 - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. |
М 10 - выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; |
Личностные результаты:
Л 1 - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; |
УУД
ЛУУД 5 - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ЛУУД 18 - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
ЛУУД 26 - готовности к самообразованию и самовоспитанию;
РУУД 1 - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
РУУД 5 - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
КУУД 6 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
ПУУД 15 - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Процессуальная часть
№ | Этапы урока | Результаты обучения | Тип урока | КИМ | УУД | Примечание | |||||
личностные | метапред-метные | предметные | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||
1 | Организационный | ПТ8 | комбинированный | ЛУУД 18 | |||||||
2 | Актуализация опорных знаний и умений учащихся | ПП3 | |||||||||
3 | Целепологание | Л 1 | РУУД 1 | ||||||||
4 | Изложение нового материала | М12 М13 | ПМ6 ПП1 ПП6 ПП7 | РУУД 5, КУУД 6, ПУУД 15 | |||||||
5 | Выполнение практической работы | М18 | ПФ 1 ПФ 2 ПТ8 ПТ12 ПТ7 ПТ6 | ||||||||
6 | Проверка выполненных работ | М13 | |||||||||
7 | Закрепление материала | тест | |||||||||
8 | Подведение итогов урока | М13 | |||||||||
9 | Рефлексия | ||||||||||
10 | Домашнее задание | М 10 | ПП7 | ЛУУД 5 ЛУУД 26 ПУУД 15 |
Идея
Тренажер для выполнения переплетения нитей в тканях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 5-м классе по теме Бытовая швейная машина. Раздел Элементы машиноведения
Урок технологии в 5-м классе по теме Бытовая швейная машина. Раздел Элементы машиноведения...
Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике....
Урок «Виды швейного производства. Производство одежды по индивидуальным заказам населения» 9 класс.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p....
Презентация "Элементы машиноведения. Составные части машин"
Элементы машиноведения. Составные части машин....
Конспект урока "Элементы машиноведения. Составные части машин"
Элементы машиноведения. Составные части машин....
Конспект урока по теме "Классификация машинных швов. Выполнение соединительных машинных швов необходимых при изготовлении фартука."
Конспект разработан для проведения уроков в 5-ом классе по ФГОС второго поколения. На данных уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выполнению машинных швов необходимых при и...
Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.
Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...