«Потребности семьи»
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Курс по выбору «Экономика домашнего хозяйства» способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Данный курс даёт школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (агротехнологический, информационно – технологический, социально - экономический). Знания их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и пути дальнейшего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2_potrebnosti_semi.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Потребности семьи».
Цели:
-Создать условия для знакомства учащихся с экономической терминологией, помочь учащимся раскрыть значение что такое потребность, нужды и потребности людей, с классификацией вещей с целью покупки; способствовать формированию умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение; создать условия для повышения информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
-развитие умений учебного труда (работать в нужном темпе), развитие воли и самостоятельности (владеть собой, выдержка, самообладание); развитие у учащихся целостности взглядов на семью, её роль в обществе; обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи и возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога;
-воспитывать уважение к членам семьи, ответственность; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, интереса, познавательной активности.
Оборудование: компьютер, учебник, дидактические пособия (папки), план урока, жетоны «Ум», ,словарь, видеофрагменты с комментариями «Потребитель».
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный (диалогический, эвристический), проблемный, репродуктивный. Стимулирование и мотивация учащихся (интерес к учению через использование компьютерной технологии, решение познавательных задач, разгадывание кроссворда, использование жетонов «Ум»), самооценка при помощи символов – треугольник, круг, квадрат.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала (комбинированный).
Форма проведения занятия – беседа с элементами «мозгового штурма» и практикума.
Структура урока.
1. Актуализация прежних знаний.
-Организационная часть.
-Сообщение темы занятия.
2. Формирование новых знаний.
-Объяснение
-Решение познавательных задач
3. Формирование умений и навыков.
-Вводный инструктаж.
-Самостоятельно - практическая работа и текущий инструктаж.
-Заключительный инструктаж.
4. Итоговая часть урока.
Рефлексия.
Ход урока.
1. Актуализация прежних знаний.
-Организационная часть (на столах дневники, тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки).
-Урок проходит в компьютерном классе. Напоминаю вам о соблюдении ПТБ и санитарно - гигиенических требованиях при работе за компьютером.
-Сегодня на уроке вы получите по 1 – 2 оценки. Оценить ваши знания нам помогут жетоны «Ум».
-Напомните, пожалуйста, как работать с жетонами?
Тест «Настроение».
-Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1.
-Откройте, пожалуйста, первый слайд. Для этого следует нажать левую кнопку мыши.
Тема урока: «Потребности семьи»(запись числа и темы урока в тетрадь).
Повторение ранее изученного материала.
Какую область экономики относят к социальной сфере?
Какие отрасли социальной сферы экономики вы знаете?
Итог повторения.
2. Формирование новых знаний.
Потребность семьи.
Наша деятельность всегда направлена на удовлетворение каких – либо потребностей.
Что же такое потребность?
Потребность – осознанное желание иметь что - либо. Все мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. д. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека и использования ресурсов.
-Какое незнакомое слово мы встретили в тексте? (ресурсы).
-Что вы понимаете под термином – ресурсы.
Ресурсы – это то, чем располагает человек, семья, предприятие, общество, государство. Это техника, технологии, материалы, люди и др.
Потребитель (кадры из документального сборника «Новости дня 1948 г.»).
Комментарий юриста
Приходя в магазин и приобретая что-то за деньги, каждый человек вступает в правовые отношения и становится потребителем. Эти правовые отношения предполагают наличие прав и обязанностей, как у продавца, так и у покупателя. Сам продавец тоже может выступать в качестве потребителя, если после окончания своего рабочего дня пойдет за покупками в другой магазин или отправится в химчистку, чтобы забрать свои вещи.
Интересы потребителей защищает специальный закон (Закон РФ “О защите прав потребителя”). А интересы продавцов специальный закон не защищает. Интересно, почему? Дело в том, что продавец обычно знает о товаре намного больше, чем покупатель, и у него есть возможность продать недоброкачественный товар. Чем сложнее товар, тем больше преимущество продавца и тем строже должен быть к нему закон.
Потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы или услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли. Такое определение дается в первой статье Закона РФ "О защите прав потребителя". Так что если вы покупаете в магазине несколько пар ножниц для парикмахерской, то этот закон написан не для вас.
Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар, но и тот, кто только собирается это сделать. Так, люди, стоящие в очереди, являются потребителями. Если кто-то обращается к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, то этот человек уже является потребителем. Кроме того, потребителем является и тот, кто товаром (услугой) пользуется. Даже если какая-то вещь получена в подарок, а не куплена, то получатель этого подарка тоже будет являться потребителем.
Основной вопрос, который волнует потребителя, – это вопрос соотношения цены и качества приобретаемого товара. Так, согласно статье 4 Закона РФ "О защите прав потребителя", продавец обязан продать товар надлежащего качества в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к этому товару, с условиями договора, а также с информацией о его потребительских свойствах, которая обязательно предоставляется покупателю.
Комментарий экономиста
С экономической точки зрения, экономика существует в первую очередь ради удовлетворения потребностей. Но индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах.
Потребности человека по своей сути безграничны. В то же время ресурсы для реализации этих потребностей у человека очень ограничены. Получается, что потребитель в принципе не может купить, все чего ему хочется, и перед ним стоит очень серьезная проблема выбора.
Это действительно так, но в первую очередь для рыночной экономики. Производитель или продавец должен не только произвести качественный товар или услугу, он должен еще и обратить на нее внимание покупателя, привлечь его, добиться того, чтобы он совершил покупку.
Фактически мы наблюдаем конкуренцию продавцов и производителей за ограниченные ресурсы (деньги и внимание) покупателя. Интуитивно понятно, что потребитель будет стремиться получить такой набор товаров и услуг, который будет лучше всего удовлетворять его потребности.
Производитель или продавец, в свою очередь, будет стремиться получить как можно большую прибыль. Это разнонаправленные, а иногда и противоположные задачи. Однако в рыночной экономике это противоречие удается разрешить с помощью конкуренции между производителями. Там, где конкуренции недостаточно, на помощь приходят специальные законы о защите прав потребителей и общества потребителей.
Слайд №2.
-Откройте следующий слайд.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что – либо материальное или духовное.
Нужды (разбор картинки).
Слайд № 3.
Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще даёт вред. Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого и т.д.
Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.
Слайд № 4.
Иерархия человеческих потребностей.
Слайд № 5.
Все вещи можно разделить на четыре группы (таблица « Классификация вещей с целью покупки»).
Слайд № 6.
После того, как покупка намечена, проводим трехступенчатый анализ.
Сначала нужно понять своё чувство: нравится ли вам намеченная покупка или не нравится.
Сравнить её с другими, подобными вещами.
Вообразить эту вещь в окружении других вещей или на себе, если это одежда.
Слайд № 7.
И лишь после этого идём в магазин. Приобретая вещи, необходимо знать правила покупки (схема).
Срочные и необходимые: верхняя одежда – демисезонное пальто, зимнее пальто, плащ; обувь – зимние сапоги, осенние туфли, летние туфли и др.
Обязательные: верхняя одежда – шуба (из натурального или искусственного меха), плащевое утеплённое пальто, куртка с подкладкой; обувь – зимние сапоги, демисезонные сапоги, резиновые сапоги, туфли демисезонные, спортивная обувь и др.
Желательные: верхняя одежда (шуба из натурального меха, летнее пальто, осеннее пальто, весеннее пальто, демисезонный костюм, дождевой плащ, дождевой утеплительный плащ, костюм верхний шерстяной); обувь (сапожки зимние короткие, сапожки длинные удлинённые, полу сапожки утеплённые, демисезонные сапоги под цвет одежды и сумочки и др.).
Престижные: верхняя одежда – кожаное пальто на меху, дублёнка, кожаный плащ; обувь (разных цветов к костюму или платью), транспортные средства, телевидеотехника, печь СВЧ и др.
Слайд № 8.
Свойства товаров.
Физкультурная минутка (музыкальное сопровождение)
Цель: Смена видов деятельности и предупреждение сколиоза.
Выполнение физических упражнений.
1. Стоя, руки опущены вниз, пальцы сплетены. Поднять руки вверх, повернуть ладони к верху, выпрямить туловище, встать на носки (вдох). Вернутся в исходное положение (выдох).
2. Стоя, руки в стороны, разноименные движения руками (правая вверх, левая в сторону, правая в перёд, левая на пояс и т. п.).
3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Широкие круговые движения туловищем в одну, затем в другую сторону.
4. Стоя, руки на пояс, левая нога в сторону, повернуться кругом, правая нога в сторону.
Слайд № 9.
Интерьер – это пространство, ограниченное стенами и крышей, т. е. внутреннее помещение в здании (квартира).
Слайд № 10.
Признаки благоустроенного жилища:
-один жилец не должен мешать другому;
-многофункциональность жилого интерьера и его элементов;
-максимальное освобождение нижней зоны за счет верхней (за счёт антресолей, навесных полочек);
-оптимум ёмкостей (шкафов не должно быть слишком много);
Слайд № 11.
-каждой вещи своё место;
-открытость и сборность систем оборудования квартиры;
-старому – новая жизнь (возможность при этом применения нестандартного решения);
-экономное использование декоративных средств;
-единство стилевого решения интерьера;
-самобытность интерьера.
3. Формирование умений и навыков.
Практическая работа.
-Вводный инструктаж.
Самостоятельно – практическая работа и текущий инструктаж.
Слайд №12.
Задание №1. Рассчитайте затраты на приобретение срочных и необходимых вещей учащегося 9 класса.
Задание №2. Определите положительные и отрицательные качества 2-х –3-х приобретённых вещей (табл. 2).
Заключительный инструктаж.
-Внимание! Работа завершена.
Анализ выполненной работы.
-Уважаемые школьники, выполните самооценку работы на уроке. Используйте геометрические фигуры.
На доске:
Фигурки разместите в центре стола.
4. Итоговая часть урока.
Вопросы и задания для закрепления:
Задание. Дайте характеристику экономических связей, изображенных на рисунке.
Государство
1 2 6 2
5
Домашнее хозяйство 6 Предприятие
Слайд № 13.
Вопросы для повторения.
Что такое потребность?
Какие виды потребностей вы знаете?
Подсчет жетонов и выставление оценок за урок (в журнал и в дневники).
Анализ и выставление оценок.
Рефлексия на уроке.
Рефлексия:
У вас на столах находятся листочки с незаконченными предложениями, по одному на каждом. Например:
Для меня самым главным на уроке………….. потому, что………… .
Мне показалось, что на занятии…………………. так как………….. .
Сегодня на уроке мне удалось………………………………………….
Если бы не существовало штрих - кода, то ……………………….. .
Закончите предложение в течение одной минуты. Оставьте листок на парте.
Тест "Настроение"
Итог урока
Слайд № 14.
Д/з: § 3, стр. 15 – 22, выучить термины, ответить на вопросы, составить кроссворд, используя термины, изученные на уроке (не менее 20 вопросов), принести учебник, тетрадь.
Слайд № 15.
Задание. Выйди из программы и выключи компьютер.
-Спасибо за урок.
-До свидания.
-Урок окончен.
Уборка кабинета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Потребности семьи
Потребности семьи. Информация о товаре...
"Потребности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями".
Во всём мире семьи детей с нарушением слуха имеют в чем-то сходные потребности, но помощь, необходимая каждой из них, всегда должна планироваться индивидуально. В статье даны результаты исследования п...
«Потребности семьи».
Знать алгоритм рациональных покупок. Уметь выстраивать иерархию собственных потребностей. Уметь корректировать свои потребности с потребностями семьи. ...
Тема: Потребности семьи. Информация о товарах
Цели: познакомить учащихся с основными потребностями семьи, правилами покупок, источниками информации о товарах; учить планировать покупки, развивать понимание того, что благосостояние семьи во многом...
Конспект урока технологии" Потребности семьи. Информация о товарах"
Потребности - это осознанная необходимость иметь что - либо, материальное или духовное....
Конспект урока технологии 8 класс на тему "Потребности семьи"
Конспект урока технологии 8 класс на тему `Потребности семьи` в форме экономического форума. Архив содержит разработку урока, презентацию к нему и раздаточный материал для учащихся....
Потребности семьи
презентация...