Ручные швы
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема:"Ручные швы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnye_shvy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии в 5 классе
Штырняева Людмила Александровна
Учитель ГБОУ школа №602 Петродворцового района г.Санкт-Петербурга.
Предмет: технология
Класс: пятый.
Тема: «Ручные швы»
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с видами ручных швов и их применением.
- Выполнение простых ручных швов.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а также с профессией швеи.
- Развивающая: развивать моторику, внимание и память.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.
Межпредметные связи: математика.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка, ручные швы;
- правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;
Ученик должен уметь:
- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;
- выполнять прямые стежки и строчки: сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.
Формирование УУД.
Познавательные: давать определения основным понятиям.
Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение применить свои знания на практике.
Обеспечение урока:
- Наглядные пособия: образцы ручных швов.
- Рабочие коробки с инструментами для шитья.
- Лоскутки ткани размером 10 * 15см.
- Рабочая тетрадь, клей.
Методы обучения:
- рассказ учителя, показ приемов работы;
- работа учениц под руководством учителя;
- индивидуальная работа учителя с учениками.
Ход урока
- Организационный момент:
- приветствие;
- учет присутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- Мотивация.
Учитель:
- Чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня будем заниматься, мы немного поиграем. Наша игра называется «Умники-разумники».
- Условия игры: на полу у нас 3 дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответив на все вопросы.
- Кто пойдет по первой дорожке, отвечает на один вопрос, но сложный.
- Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на два вопроса.
- Кто пойдет по третьей дорожке отвечает на 3 вопроса, но они более легкие.
Учитель:
- Проведем отборочный тур. Отгадайте загадки. 1-я загадка для третьей дорожки, на которой стоит желтый кубик, 2-я загадка – для средней дорожки с зеленым кубиком, а 3-я – для красной дорожки, где будет сложное задание.
Загадки:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (О: ножницы).
- Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (О: иголка).
- Маленького роста я,
Тоненькая, острая,
На конце головочка,
Но это не иголочка. (О: портновская булавка).
Учитель:
- Вы прошли отборочный тур. Займите свои дорожки. А сейчас вы ответите на первый вопрос. Начнем с 3-ей « желтой» дорожки, затем задам вопрос для 2-ой, «зеленой» дорожки, а потом и для 3-ей, «красной». Если ребята не смогут ответить на вопрос, то подключается весь класс.
III. Актуализация знаний.
Вопросы.
III «желтая» дорожка:
- Эти предметы употребляются в сказках. Ими пользовались «Три девицы под окном» из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей принцессе. Назови их. (О: веретено и прялка).
- Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).
Штырняева Л,А,
- Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой. О нем складывали загадки:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (О: ножницы).
Вопросы для второй дорожки (»зеленой»):
- Веришь ли ты, что в XV веке булавки были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком. (О: верю).
- В XVII веке в Амстердаме жил золотых дел мастер Николя Беншотэн. Он полюбил молодую швею, которая целыми днями сидела с иглой в руках и вышивала по шелку узоры невиданной красоты. Пальцы девушки были исколоты тонкой иглой. Однажды ей в подарок принесли маленькую золотую. Что подарил Николя своей любимой? (О: наперсток).
Вопросы для первой «красной» дорожки:
- Начало этому ремеслу положило простое плетение, освоенное человеком еще в эпоху каменного века. Из стеблей растений делали веревки, плели корзины, затем изготавливали одежду, даже одеяла. Как называется это ремесло? (О: ткачество).
Учитель:
- Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы, булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).
- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.
- Запишите в тетрадь тему урока:
РУЧНЫЕ ШВЫ.
Тема написана на доске.
IV. Изучение нового материала.
Работа с наглядным материалом. Объяснение учителя.
- Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.
ШОВ – это место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуется СТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.
Штырняева Л.А.
Учитель:
- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.
- Посмотрите 2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как догадались? (О: они красивые).
- Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная? постоянная? ( Дети разглядывают образцы, высказывают предположения).
- Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки.
Но сначала вспомним правила безопасности при шитье:
- Пользоваться игольницей.
- Не брать иглы и булавки в рот.
- Не вкалывать их в занавески, одежду и мебель.
- Не пользоваться ржавыми иглами.
- Ножницы передавать лезвиями вперед
- Ножницы лежат на столе справа от работающего, лезвия их должны быть сомкнуты.
- Утюг всегда стоит на подставке.
- Утюг нельзя оставлять без присмотра.
- Включают/выключают утюг, держась за корпус вилки сухими руками.
- Практическая часть урока.
Учитель:
- А теперь мы перейдем к практической части урока.
- Сегодня мы должны научиться выполнять простые ручные швы. Рассмотрите таблицу «Ручные стежки и строчки» и ответьте на вопрос:
- Какие бывают стежки и строчки? ( Работа с таблицей и демонстрационным материалом).
- Образец №1 называется «Сметочная строчка».
Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе.
Инструкция №1. Образец «Сметочная строчка».
- Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временная.
- Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию карандашом, по которой будем шить.
- Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием.
Штырняева Л.А.
- Прошиваем образец, в конце строчки делаем закрепку двумя обратными стежками.
- Прикрепите образец в рабочую тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок, Сметочная строчка. Сметать – соединить 2 и более деталей сметочной строчкой».
Инструкция №2. Образец «Копировальная строчка».
- Возьмите 2 лоскутка, сложите их лицевыми сторонами внутрь.
- Прошейте копировальными стежками по намеченным линиям, соблюдая ТУ: ширина шва -1; высота – 0,7 – 1 см.
- Раздвиньте и разрежьте нижнюю строчку между слоями ткани. Вторую строчку оставьте без изменения.
- Прикрепите образец в тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок. Копировальная строчка.
Инструкция №3. Образец «Строчка для образования сборки».
- Возьмите 2 лоскутка. Проложите 2 параллельные строчки на расстоянии ½ см друг от друга, ширина шва ½ см
- Строчку не закрепляйте.
- Прикрепите образец в тетрадь (альбом), подпишите.
VI Рефлексия.
Итоги урока.
Учитель:
- Вы неплохо потрудились.
- А сейчас мы вспомним, что узнали и чему научились сегодня на уроке.
Вопросы классу:
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (О: это временные строчки).
- Объясните, что такое шов, строчка, стежок?
- С каким еще термином ручных работ мы познакомились сегодня? (О: «сметать»)
- Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание: принести рабочую коробку, лоскутки для шитья и тетрадь.
Учитель: «Урок окончен. До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"
Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...
технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....
Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек.
Урок технологии в 5 классе....
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».
Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов". Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ РУЧНЫЕ ШВЫ. УХОД ЗА ВЫШИТЫМ ИЗДЕЛИЕМ. ПРОФЕССИЯ «ВЫШИВАЛЬЩИЦА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» 5 КЛАСС
Комбинированный урок с элементами интерактивных форм работы,тематическое оценивание...
Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.
Технологичекская карта урока по предмету "Технология" 5 класс....