Методические рекомендации по курсу «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» по теме "Взаимное пересечение поверхностей."
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме
В течение ряда лет в школе №13 с УИОП ведется работа над совершенствованием графического образования школьников. В результате этой работы была разработана программа элективного курса для 10-11 классов с углубленным изучением математики, физики, информатики. Даная методичка предназначена для учащихся и содержит теоретический материал по теме, алгоритмы выполнения практических заданий и вариативные задания для графических работ. Программа углубленного изучения черчения с основами начертательной геометрии может включаться в школьную систему обучения школьным компонентом учебного плана, в том числе как составная часть образовательной области «Технология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11nsi.doc | 1.52 МБ |
tp_el_kursa_nach.geom_.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с Углубленным изучением отдельных предметов»
г.о. Электросталь
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №13 с УИОП» _______________
В.Н.Лелюк
05.09.2013г.
М.П.
Рабочая программа элективного курса по черчению
«Основы начертательной геометрии и инженерной графики»
10 «М» -11 «М» класс
Составитель: Нарижная Светлана Ивановна,
учитель изо и черчения высшей категории
2013
Рецензия
на рабочую программу элективного курса
«Основы начертательной геометрии и инженерной графики»
для обучающихся 10-11 класса МОУ «Сош №13 с УИОП»,
учителя черчения Нарижной Светланы Ивановны.
Рабочая программа элективного курса «Основы начертательной геометрии и инженерной графики» составлена на основе авторской программы: Программа «Черчение с основами начертательной геометрии» экспериментальная программа для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Авт. коллектив А.И.Шершевская, В.В.Степакова, Н.П.Скулкина.; под редакцией В.В.Степаковой;
Курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь, черчения геометрии и показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Курс ориентирован на учащихся физико-математического и естественно-научного профилей старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления в области технических наук. Данный курс предполагает предварительную базовую графическую подготовку и посвящен изучению основ начертательной геометрии.
Курсу отводится по 1 часу в неделю в течение двух лет обучения — 10-11 классы; всего 68 учебных часов.
Цели курса:
- пропедевтика начертательной геометрии, изучаемой в высшей школе;
- углубление школьного курса стереометрии;
- развитие пространственного мышления.
Методической задачей данного учебного курса является подготовка ученика к продолжению образования по техническим специальностям в высшей школе.
Курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 6 разделов, объединяющих 12 тем.
Программа данного элективного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений, в учебном курсе даются основы начертательной геометрии и способы их применения при решении задач стереометрии повышенной сложности, совершенствуются пространственные представления. Поскольку курс предназначен для тех, кто определил черчение как сферу своих будущих профессиональных интересов, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, где учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретический материал подкрепляется решением несложных позиционных и метрических задач.
Контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тренировочных, графических работ, закрепляющих теоретические знания посредством решения задач и выполнения построений.
Критерием успешной работы учителя должно служить качество графической подготовки школьников и выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач.
Вывод: Данная программа соответствует существующим требованиям и рекомендуется к использованию в 10-11-х классах.
Учитель изо и черчения первой категории : __________________/Константинова Е.А./
Пояснительная записка
Программа «Черчение с основами начертательной геометрии» экспериментальная программа для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Авт. коллектив А.И.Шершевская, В.В.Степакова, Н.П.Скулкина.; под редакцией В.В.Степаковой;
Курс рассчитан на 68 часов, два года обучения по 34час. для учащихся 10-11 физико-математических классов.
Основные задачи курса.
Одним из путей, который обеспечивает переход от обучения технической графике в общеобразовательной школе к усвоению инженерной графики в высшей школе, является изучение основ начертательной геометрии в старших классах средней школы. Данный курс предполагает предварительную базовую графическую подготовку и посвящен изучению основ начертательной геометрии.
Цели обучения:
- пропедевтика начертательной геометрии, изучаемой в высшей школе;
- углубление школьного курса стереометрии;
- развитие пространственного мышления.
Методической задачей данного учебного курса является подготовка ученика к продолжению образования по техническим специальностям в высшей школе.
В учебном курсе даются основы начертательной геометрии и способы их применения при решении задач стереометрии повышенной сложности, совершенствуются пространственные представления. Уделяется большое внимание упражнениям на определение положения точки и отрезка прямой в восьми октантах пространства. Учащиеся знакомятся с основными понятиями курса: прямыми общего и частного положения, линиями уровня и ската, следами прямых и плоскостей. Теоретический материал подкрепляется решением несложных позиционных и метрических задач.
Требования к графической подготовке учащихся.
Достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый ученик имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении графическим дисциплинам.
Критерием успешной работы учителя должно служить качество графической подготовки школьников и выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач.
Основное содержание курса.
Первый год обучения, 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часов).
Раздел I. Ортогональные проекции точки (8 часов).
Тема № 1. Изображение трехмерных объектов на плоскости:
- центральное и параллельное проецирование; основные свойства параллельного проецирования;
- проективные и метрические свойства фигур; обратимость изображения.
Тема № 2. Проецирование точки:
- ортогональные проекции на две плоскости;
- деление пространства на квадранты;
- эпюр точки в квадрантах пространства;
- ортогональная система трех плоскостей проекций;
- деление пространства на октанты;
- эпюр точки в октантах пространства.
Раздел II. Ортогональные проекции прямой (12 часов)
Тема № 3. Проецирование отрезка прямой:5час.
- отрезок прямой линии общего положения; эпюр восходящего и нисходящего отрезка прямой;
- эпюр отрезка прямой частного положения;
- натуральная величина отрезка прямой общего положения;
- “безосные” изображения;
- относительное положение отрезка прямой и точки.
Тема № 4. Следы прямой на плоскостях проекций:3час.
- основные определения;
- построение следов прямой линии, заданной проекциями;
- построение проекций прямой линии, заданной следами.
Тема № 5. Относительное положение двух прямых в пространстве:4час.
- виды взаимного положения прямых в пространстве;
- эпюр параллельных прямых;
- эпюр пересекающихся прямых;
- эпюр скрещивающихся прямых, конкурирующие точки.
Раздел III. Ортогональные проекции плоскости (10 часов)
Тема № 6. Проецирование плоскости:
- способы задания плоскости;
- следы плоскости;
- плоскости общего положения;
- построение следов плоскости общего положения;
- плоскости частного положения;
- следы плоскости частного положения;
- особые линии плоскости: горизонталь, фронталь, профильная прямая и линия ската;
- принадлежность точки или отрезка прямой заданной плоскости.
Второй год обучения, 11 класс (1 час в неделю, всего 34 часов)
Раздел IV. Взаимное положение прямых, плоскостей и геометрических тел в пространстве (30 часов)
Тема № 7. Относительное положение двух плоскостей: 8час.
- параллельные плоскости;
- пересекающиеся плоскости;
- ортогональные плоскости;
- построение параллельных плоскостей;
- построение линии пересечения двух плоскостей частного положения;
- построение линий пересечения двух плоскостей общего положения;
- взаимное пересечение двух плоских фигур;
- определение видимости на эпюре способом конкурирующих точек.
Тема № 8. Прямая и плоскость: 4
- пересечение прямой линии с плоскостью;
- прямые линии, параллельные плоскости;
- построение нормали;
- пересечение прямой с поверхностями геометрических тел.
Тема № 9. Сечение поверхностей геометрических тел плоскостями:4
- сечение фронтально-проецирующей плоскостью;
- сечение горизонтально-проецирующей плоскостью;
- сечение профильно-проецирующей плоскостью;
- построение сечения призмы и пирамиды (прямой, правильной, наклонной) плоскостью общего положения.
Тема № 10. Построение сечений на аксонометрических проекциях многогранников:2
- метод координат;
- метод соответствия.
Тема № 11. Развертывание поверхностей геометрических тел:3
- развертки многогранников;
- развертки поверхностей (прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса);
- построение на развертке геометрического тела линии пересечения его поверхностей с плоскостью.
Тема № 12. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел:9
- пересечение поверхностей многогранников;
- пересечение прямолинейчатых кривых поверхностей с поверхностями многогранников.
Формы организации учебных занятий.
1. Лекционная часть занятий дает общие знания и обучает их четко и правильно выполнять чертежи, которые приучают понимать задание геометрических элементов, их сочетаний в виде проекций, усваивать принятые обозначения задания точки, прямой и других элементов проекциями.
2. Самостоятельная работа включает в себя решения индивидуальных заданий по теме; подготовку сообщений, написание рефератов.
3. Графические работы.
4. Итоговый зачет по курсу.
Обязательный минимум графических и практических работ:
- Анализ формы детали (модели). Чтение и составление чертежей модели с элементами преобразования формы (удаление части).
- Выполнение проекционного чертежа предмета (модели) с измененным положением в пространстве отдельных частей (поворот, перенос и т.д.). Построение изометрической проекции или технического рисунка преобразованной модели в различных ракурсах
- Построение проекционного чертежа детали (модели), усеченной плоскостями Построение изометрической проекции со срезом.
- Построение взаимных пересечений поверхностей.
Требования к оформлению графических работ:
Требования к уровню подготовки обучающихся.Обязательный уровень графической подготовки:
- построение эпюра точки и отрезка прямой по заданным координатам;
- определение по эпюру координат точки и концов отрезка прямой;
- построение эпюра плоскости частного и общего положения;
- решение несложных позиционных задач для точки, отрезка прямой и плоскости;
- решение несложных метрических задач;
- построение разверток многогранников и линейчатых кривых поверхностей;
- построение линии пересечения поверхностей простейших геометрических тел с проецирующими плоскостями;
построение линии взаимного пересечения поверхностей простейших геометрических тел.
Календарно- тематическое планирование. 10 класс (34 час., по 1ч в неделю)
№ урока | Наименования разделов и тем | |
Раздел I. Ортогональные проекции точки 8час. | ||
Тема № 1. Изображение трехмерных объектов на плоскости. 2час | ||
Урок 1.Центральное и параллельное проецирование; основные свойства параллельного проецирования; | ||
Урок 2. Проективные и метрические свойства фигур. | ||
Тема № 2. Проецирование точки. 6час. | ||
Урок 3. Ортогональные проекции на две, три плоскости; | ||
Урок 4. Деление пространства на квадранты; виды изображений в начертательной геометрии. | ||
Урок 5. Эпюр точки в квадрантах пространства; координаты точки. | ||
Урок 6. Ортогональная система трех плоскостей проекций; | ||
Урок 7. Эпюр точки в октантах пространства. | ||
Урок 8. Практическая работа Эпюр точки. | ||
Раздел II. Ортогональные проекции прямой. 12 час. | ||
Тема № 3. Проецирование отрезка прямой. 5 час. | ||
Урок 9. Отрезок прямой линии общего положения; эпюр отрезка прямой; | ||
Урок 10. Эпюр отрезка прямой частного положения. | ||
Урок 11. Натуральная величина отрезка прямой общего положения; | ||
Урок 12.“безосные” изображения; | ||
Урок 13. Относительное положение отрезка прямой и точки. | ||
Тема № 4. Следы прямой на плоскостях проекций. 3 час. | ||
Урок 14. Построение следов прямой линии, заданной проекциями; | ||
Урок 15. Построение следов прямой линии, заданной проекциями; | ||
Урок 16. Построение проекций прямой линии, заданной следами. | ||
Тема № 5. Относительное положение двух прямых в пространстве. 4 час. | ||
Урок 17 виды взаимного положения прямых в пространстве; | ||
Урок 18 эпюр параллельных прямых; | ||
Урок 19 эпюр пересекающихся прямых; | ||
Урок 20 эпюр скрещивающихся прямых, конкурирующие точки. | ||
Раздел III. Ортогональные проекции плоскости. 10час. | ||
Тема № 6. Проецирование плоскости. 10 час. | ||
Урок 21. Способы задания плоскости; | ||
Урок 22. Следы плоскости; | ||
Урок 23. Плоскости общего положения; | ||
Урок 24. Построение следов плоскости общего положения; | ||
Урок 25. Плоскости частного положения; | ||
Урок 26. Следы плоскости частного положения; | ||
Урок 27. Особые линии плоскости: горизонталь, фронталь, профильная прямая; | ||
Урок 28. Принадлежность точки или отрезка прямой заданной плоскости. | ||
Урок 29 , Урок 30 - контроль знаний по теме. Зачет. | ||
Обобщение знаний. 4 час. | ||
Урок 31. Обобщение знаний . Решение задач | ||
Урок 32. Обобщение знаний . Зачет по курсу. | ||
Урок 33. Резерв. | ||
Урок 34. Резерв. | ||
Итого: | 34 часа |
Календарно- тематическое планирование. 11 класс (34 ч, по 1ч в неделю)
№ урока | Наименования разделов и тем | |
Раздел IV. Взаимное положение прямых, плоскостей и геометрических тел в пространстве. 32 час. | ||
Тема № 7. Относительное положение двух плоскостей.8 час. | ||
Урок 1. параллельные плоскости; | ||
Урок 2. пересекающиеся плоскости; | ||
Урок 3. ортогональные плоскости; | ||
Урок 4. построение параллельных плоскостей; | ||
Урок 5. построение линии пересечения двух плоскостей частного положения; | ||
Урок 6. построение линий пересечения двух плоскостей общего положения; | ||
Урок 7. взаимное пересечение двух плоских фигур; | ||
Урок 8. определение видимости на эпюре способом конкурирующих точек. | ||
Тема № 8. Прямая и плоскость. 4 час. | ||
Урок 9. пересечение прямой линии с плоскостью; | ||
Урок 10 прямые линии, параллельные плоскости; | ||
Урок 11 построение нормали; | ||
Урок 12 пересечение прямой с поверхностями геометрических тел. | ||
Тема № 9. Сечение поверхностей геометрических тел плоскостями. 4 час. | ||
Урок 13 сечение фронтально-проецирующей плоскостью; | ||
Урок 14 сечение горизонтально-проецирующей плоскостью; | ||
Урок 15 сечение профильно-проецирующей плоскостью; | ||
Урок 16 построение сечения призмы и пирамиды плоскостью общего положения. | ||
Тема № 10. Построение сечений на аксонометрических проекциях многогранников. 2 час. | ||
Урок 17. Координатный метод ; | ||
Урок 18. Метод соответствия. | ||
Тема № 11. Развертывание поверхностей геометрических тел. 3 час. | ||
Урок 19. Развертки многогранников; | ||
Урок 20. Развертки поверхностей (прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса); | ||
Урок 21. Построение на развертке геометрического тела линии пересечения его поверхностей с плоскостью. | ||
Графические работы по итогам тем №9,10,11. 2 час. | ||
Урок 22. Чертежи многогранника, усеченного проецирующей плоскостью | ||
Урок 23. Чертежи тела вращения, усеченного проецирующей плоскостью | ||
Тема № 12. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. 9час. | ||
Урок 24. Пересечение поверхностей многогранников; | ||
Урок 25. Пересечение прямолинейчатых кривых поверхностей с поверхностями многогранников. | ||
Урок 26. Пересечение поверхностей методом вращения. | ||
Урок 27. Практикум | ||
Урок 28. Практикум | ||
Урок 29 Практикум | ||
Урок 30 Практикум | ||
Урок 31 Практикум | ||
Урок 32 Практикум | ||
Урок 33 Резерв. | ||
Урок 34 Резерв. | ||
Итого: | 34 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Виноградов В.Н., Ройтман И.А. Элементы начертательной геометрии (для факультативных занятий): пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1972.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение с элементами программированного обучения. М.: Машиностроение, 1988.
- Гервер В. А. Творчество на уроках черчения. М.: Владос, 1998.
- Соловьев С.А., Буланже Г.В., Шульга АК. Задачник по черчению и перспективе. М.: Высшая школа, 1988.
- Степакова В.В., Анисимова Л.М., Курцаева Л.В., Шершевская А.И. Черчение: Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 2006.
- Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2001.
- Хакимов Г.Ф., Вахитов Р.Р. Эвристические графические задачи. М.: Школа-пресс, 1999.
- Черчение // Сборник программ по черчению. М.: Просвещение, 2000.
- Черчение с элементами компьютерной графики // Сборник программ по черчению. М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики»
В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Предложенные в дан...
Методические рекомендации к курсу «Основы предпринимательства».
Курс «Основы предпринимательства» интегрирует в себе знания и умения, формируемые на уроках экономики.Знакомство с технологией предпринимательства в 10 классе поможет выпускникам школы более осознанно...
Методические рекомендации по курсу «Теория вероятностей и статистика», примеры домашних заданий по теме «Таблицы. Диаграммы».
Ресурс представляет собой методические рекомендации учителям математики, приступающим к преподаванию теории вероятностей и статистики. Приведены различные варианты тематического планирования тем...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Дистанционный курс "Основы начертательной геометрии"
Дистанционный курс представлен в форме лекций и заданий по начертательной геометрии. Учащиеся могут разобрать этот курс более детально и подробно на домашнем обучении и как дополнение к изученному на ...
Рабочая программа по начертательной геометрии и инженерной графике 10-11 класс
Рабочая программа по геометрии для 10-11 классов...
Методические рекомендации по использованию элементов здоровье сберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.
Опыт работы по использованию элементов здоровье сберегающих технологий на уроках в коррекционной школе....