Рабочая программа по технологии (6 класс)
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Чугунова Маргарита Викторовна

 

Рабочая программа по предмету «Технология» для средней ступени образования, 6 классов составлена на основе Примерной программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы(-М.: Просвещение, 2011), разработанной по Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Санитарных правил и норм (24.2.2821 от 03.03.2011), авторской программы «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» (авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, М.: Вентана-Граф,2012) с опорой на УМК: учебник «Технология. Технологии ведения дома»,  подготовленный авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданного Издательским центром «Вентана-Граф». При составлении рабочей программы учтены Положения  о рабочей программе  и Учебный план на 2013-2014 учебный год школы. Тип программы – базовая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii_6kl_vosstanovlen_1.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14

города Пугачева Саратовской области имени П.А. Столыпина»

«Обсуждено»

Руководитель ШМО

естественно-научного цикла

____________/ Н.П.Харченко/

                               Протокол № ___ от

 « 23_»_августа_ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «СОШ № 14 г.Пугачева им. П.А.Столыпина»

_____________/Н.И. Пирогова/

 « 26 » __августа__ 2013 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «СОШ №14 г.Пугачева им. П.А.Столыпина»

_____________/И.В. Саленко/

Приказ № ___ от « 02 »_сентября__ 2013 г.

                                                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии (обслуживающий труд)

для обучающихся 6 – го класса,

адаптированная учителем технологии

первой квалификационной категории

Чугуновой Маргаритой Викторовной

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №  11  от

«  26  »  августа  2013  г.

                                                                               

                                                                                    2013 / 2014  учебный год

 г. Пугачев


                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология» для средней ступени образования, 6 классов составлена на основе Примерной программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы(-М.: Просвещение, 2011), разработанной по Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, Санитарных правил и норм (24.2.2821 от 03.03.2011), авторской программы «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» (авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, М.: Вентана-Граф,2012) с опорой на УМК: учебник «Технология. Технологии ведения дома»,  подготовленный авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданного Издательским центром «Вентана-Граф». При составлении рабочей программы учтены Положения  о рабочей программе  и Учебный план на 2013-2014 учебный год МОУ «СОШ №14 г. Пугачева им. П.А. Столыпина». Тип программы – базовая.

Основной концепцией рабочей программы предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность обучающихся. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является методологический подход, направленный на здоровьесбережение обучающихся;  использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

Функции программы по учебному предмету «Технология»:

  • нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с распределением времени по каждому разделу);
  • плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения технологии в основной школе и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
  • общеметодическое руководство учебным процессом, включающее описание учебно-  

методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

   Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе и 5 классе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности.

       Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

       Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой «техносферой» и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

    Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в направлении «Технологии ведения дома» в 6 классе является

Формирование целостного представления обучающихся о их жизненном пространстве и окружающем мире, как части «техносферы».

    Исходя из потребностей личности обучающегося, семьи и общества, поставленной образовательной цели для обучающихся в 6 классе,  определены следующие задачи:

  • продолжить изучение жизненного пространства обучающегося  на основе  технологий ведения дома;
  • продолжить формирование навыков обучающихся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за рамками учебного процесса;
  • продолжить формирование  представлений о здоровом образе жизни через изучение тем курса;
  • формирование художественно-эстетического вкуса обучающегося по средством дизайнерского проектирования изделий, создания изделий декоративно-прикладного творчества;
  • продолжить знакомство с безопасными приемами и методами труда при изготовлении текстильных изделий, выполнении кулинарных работ, создании декоративно-художественных изделий;
  • формирование  представлений о мире профессий, связанных с технологиями ведения дома;
  • продолжить развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе выполнения творческих проектов.

     Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 204 учебных часа для обязательного изучения направления «Технологии ведения дома» образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю. Учебным планом образовательного учреждения предусмотрено  в 6-м классе 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательного учреждения обязательный минимум содержания основной образовательной программы по технологии изучается в рамках направления «Технологии ведения дома». В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями. Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы  графики и дизайна;
  • элементы прикладной экономики;
  • знакомство с миром профессий;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;
  • технологическая культура производства;
  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.

Тематический план


п/п

Основные разделы

Норма часов

Примерная программа

фактически

введение

1

1

Создание изделий из текстильных материалов

22

22

2

Кулинария

14

8

3

Художественные ремесла

8

14

4

Оформление интерьера

3

3

5

Технология творческой проектной деятельности

21

20

                                                                 итого

68

68

     Учитывая особенности учебного образовательного учреждения, потребности обучающегося и их родителей производится перераспределения количества учебных часов, отведенных на изучение раздела «Художественные ремесла». При изучении данного раздела объектами труда являются образцы, сувениры и изделия  вязаные крючком и на спицах, а также эскизы вязаных декоративных элементов для платья .

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце  года обучения.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся акцентируется их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчётных операций и графических построений; с химией и биологией  при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

При изучении технологии в 6 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей со временному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. 

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»: 

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для  развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями,
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
  • стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной  кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных

высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

В программе предусмотрена система педагогического контроля и оценивания достижений обучающихся предметных и метапредметных результатов, которая соответствует принципам объективности, наглядности, систематичности. Основными формами контроля при получении результатов используются: на начальном этапе обучения – предварительное выявление уровня знаний обучающихся в виде письменного, устного опросов, тестирования; текущий, повторный, периодический, рубежный контроль – для проверки в виде самостоятельных работ, тестов, практических и лабораторных работ, проектной работы, проблемного опроса, ребусов, кроссвордов, алгоритмов деятельности, пооперационных карт контроля, упражнений, инструктажей по технике безопасности, критериальных  самооценочных таблиц. Для определения уровня знаний и качества обученности используются итоговые и комплексные проверки в виде тестирования, выставок, творческих работ, защиты проектов.

   Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Инструментарием для оценивания результатов УУД  являются

  • Обучающий зачет;
  • Тестирование с вариантами ответов;
  • Викторина;
  • Опрос при помощи системы карточек;
  • Лабораторные, исследовательские работы;
  • Письменные, устные зачеты;
  • Заполнение пробелов в содержательных матрицах;
  • Творческие работы;
  • Защита проектов;
  • Конкурсы;
  • Практические работы.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


п/п

Наименование раздела и темы уроков.

 Проектная деятельность

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения

Наглядные пособия

Коррек

тировка

Класс 6  «А»

Класс  6  «Б»

план

факт

план

факт

1

Введение

1

проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование основ охраны труда

02.09

02.09

Вводный инструктаж

«Создание изделий из текстильных материалов»

22

Свойства текстильных материалов

    2    

2

Классификация текстильных химических волокон

        1

формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

05.09

04.09

Таб. «Классификация волокон», коллекция  «Текстильные волокна»,

3

Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

        1

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками; формирование основ охраны труда

09.09

09.09

Набор бытовых реагентов, лабораторная посуда

Конструирование швейных изделий

    3

4

Понятие о плечевой одежде.

        1

проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей со временному уровню экологического мышления; осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

12.09

11.09

Компьютер, мультимедийная установка, ткань

5

Размеры фигуры человека. Мерки.

        1

проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

16.09

16.09

Таб. «Снятие мерок», «Виды одежды», с/м лента, пояс, манекен

6

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

        1

овладение средствами и формами графического отображения объектов; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

19.09

18.09

Расчетные таблицы, чертежи

Моделирование швейных изделий

    4

7

Моделирование формы выреза горловины

        1

развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия

23.09

23.09

Компьютер, мультимедийная установка,

чертежные принадлежности, цв. Бумага, клей

8

Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах.

        1

развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; 

26.09

25.09

Компьютер, мультимедийная установка,

чертежные принадлежности, цв. Бумага, клей

9

Моделирование отрезной плечевой одежды

        1

развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия

30.09

30.09

Компьютер, мультимедийная установка,

чертежные принадлежности, цв. Бумага, клей

10

Подготовка выкройки к раскрою

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

03.10

02.10

Компьютер, мультимедийная установка,

чертежные принадлежности, цв. Бумага, клей

Швейная машина

   3

11

Устройство машинной иглы

        1

проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

07.10

07.10

Таб «Швейная машина», «Машинная игла»

12

Регуляторы швейной машины

        1

проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

10.10

09.10

Таб «Швейная машина», «Регуляторы швейной машины»

13

Приспособления к швейным машинам.

        1

проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

14.10

14.10

Таб «Швейная машина», «Приспособления к швейным машинам»

Технология изготовления швейных изделий

    10

14

Правила раскроя.

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; формирование основ охраны труда

17.10

16.10

Компьютер, мультимедийная установка,

15

Подготовка деталей кроя к обработке

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

21.10

21.10

Компьютер, мультимедийная установка,

Таб.«Обработка ночной сорочки»

16

Основные машинные операции

        1

проявление познавательной активности, определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

24.10

23.10

Компьютер, мультимедийная установка, швейная машина, нитки

17

Подготовка изделия к примерке

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

28.10

28.10

Компьютер, мультимедийная установка, швейная машина, нитки

18

Проведение примерки

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; оценка технологических свойств сырья, материалов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками;  

31.10

30.10

Компьютер, мультимедийная установка, швейная машина, нитки, детали кроя

19

Обработка рукавов

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и машинами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

11.11

11.11

 швейная машина, нитки, детали кроя

20

Обработка горловины

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и машинами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

14.11

13.11

Таб «Обработка горловины» швейная машина, нитки, детали кроя

21

Обработка боковых срезов

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и машинами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

18.11

18.11

швейная машина, нитки, детали кроя

22

Обработка нижнего среза

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и машинами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

21.11

20.11

швейная машина, нитки, детали кроя

23

Окончательная обработка изделия

        1

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и машинами; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; формирование основ охраны труда

25.11

25.11

швейная машина, нитки, детали кроя

Художественные ремёсла

14

Вышивание

    6

24

Вышивка как вид декоративного народного творчества

        1

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

28.11

27.11

Компьютер, мультимедийная установка, Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

25

Композиционное построение узоров.

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

02.12

02.12

Компьютер, мультимедийная установка, Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

26

Цвет в вышивке

        1

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

05.12

04.12

Компьютер, мультимедийная установка, Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

27

Техника вышивания швом крест

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование основ охраны труда

09.12

09.12

Компьютер, мультимедийная установка, Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

28

Использование ПК в вышивке крестом.

        1

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современной сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

12.12

11.12

Компьютер, мультимедийная установка, Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

29

Вышивка панно в технике крест

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

16.12

16.12

Набор игл, пяльца, ткань, наперсток, см. лента

Вязание крючком

   4

30

История  рукоделия — вязания

        1

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

19.12

18.12

Компьютер, мультимедийная установка,

31

Основные виды петель при вязании крючком.

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование основ охраны труда

23.12

23.12

Компьютер, мультимедийная установка,

крючок, нитки

32

Раппорт узора

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

26.12

25.12

Компьютер, мультимедийная установка,

крючок, нитки

33

Вывязывание полотна

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

09.01

13.01

Компьютер, мультимедийная установка,

крючок, нитки

Вязание спицами

   4

34

Ассортимент изделий, связанных на спицах

        1

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

13.01

15.01

Компьютер, мультимедийная установка,

Спицы, нитки


35

Приемы вязания

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; формирование основ охраны труда

16.01

20.01

Компьютер, мультимедийная установка,

Спицы, нитки

36

Технология выполнения вязаных изделий

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

20.01

22.01

Компьютер, мультимедийная установка,

Спицы, нитки

37

Выполнение образцов на спицах

        1

овладение элементами организации умственного и физического труда;  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами

23.01

27.01

Компьютер, мультимедийная установка,

Спицы, нитки

Оформление интерьера

3

38

Интерьер жилого дома

        1

формирование целостного представления о техносфере, проявление познавательной активности, развитие эстетического сознания; проявление познавательной активности,

27.01

29.01

Компьютер, мультимедийная установка,

39

Изготовление макета оформления окон

        1

овладение средствами и формами графического отображения объектов; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии; проявление познавательной активности,

30.01

03.02

Компьютер, мультимедийная установка,

Бумага, коробка. Нитки, лоскутки ткани

40

Комнатные растения в интерьере

        1

формирование целостного мировоззрения; формирование основ экологической культуры, соответствующей со временному уровню экологического мышления; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения

03.02

05.02

Компьютер, мультимедийная установка,

Кулинария

8

41

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

        1

проявление познавательной активности ,соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; формирование основ охраны труда

06.02

10.02

Компьютер, мультимедийная установка,

42

Блюда из мяса

        1

проявление познавательной активности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; формирование основ охраны труда; оценка технологических свойств сырья, материалов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками;  

10.02

12.02

Компьютер, мультимедийная установка,

43

Блюда из птицы

        1

проявление познавательной активности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; формирование основ охраны труда; оценка технологических свойств сырья, материалов; формирование коммуникативной

компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками;  

13.02

17.02

Компьютер, мультимедийная установка,

44

Заправочные супы

        1

проявление познавательной активности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; формирование основ охраны труда; оценка технологических свойств сырья, материалов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками;  

17.02

19.02

Компьютер, мультимедийная установка,

45

Приготовление заправочного супа

        1

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современной сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

20.02

24.02

Компьютер, мультимедийная установка,

46

Приготовление обеда

        1

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современной сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

24.02

26.02

Компьютер, мультимедийная установка,

47

Этикет

        1

проявление познавательной активности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками; развитие эстетического сознания; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

27.02

03.03

Компьютер, мультимедийная установка,

48

Сервировка стола к обеду

        1

проявление познавательной активности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками; развитие эстетического сознания; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

03.03

05.03

Компьютер, мультимедийная установка,

Технологии творческой и опытнической деятельности

20

Исследовательская и созидательная деятельность

  20

49

Выбор темы проекта

        1

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

06.03

10.03

Компьютер, мультимедийная установка,

50

Обоснование необходимости изготовления изделия

        1

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

10.03

12.03

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

51

Цель и задачи проектной деятельности

        1

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

13.03

17.03

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

52

Проблемная ситуация

        1

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

17.03

19.03

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

53

Этапы выполнения проекта

        1

планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

20.03

02.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

54

Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

        1

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

03.04

07.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

55

Знакомство с критериями оценок.

        1

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;  оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

07.04

09.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

56

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.

        1

планирование технологического процесса и процесса труда; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

10.04

14.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

57

Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места.

        1

подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

14.04

16.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

58

Составление последовательности выполнения.

        1

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

17.07

21.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

59

Разработка конструкции изделия.

        1

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

21.04

23.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

60

Изготовление изделия

        1

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

24.04

28.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

61

Технология  изготовления изделия

        1

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

28.04

30.04

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

62

Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы

        1

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

05.05

05.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

63

Работа над  проектным изделием по индивидуальному плану.

        1

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

08.05

07.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

64

 Окончательный контроль готового изделия.

        1

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

12.05

12.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

65

Испытание изделия

        1

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

документирование результатов труда и проектной деятельности;

15.05

14.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

66

Подсчёт затрат на изготовление.

        1

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

19.05

19.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

67

Экспертная оценка и самооценка.

        1

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

22.05

21.05

Компьютер, мультимедийная установка,

Возможности мастерской

68

Составление портфолио.

        1

документирование результатов труда и проектной деятельности; выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

26.05

26.05

Компьютер, мультимедийная установка,

69

Резервное время

29.05

28.05

                                     


                                                Содержание тем учебного  курса

               6класс

                       Раздел «Кулинария» (8 час)

Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

   Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.

Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.

Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение маркировки рыбных консервов. Определение свежести рыбы. Составление рецептов блюда из рыбы и морепродуктов. Определение качества термической обработки рыбных блюд.

Тема. Блюда из мяса

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.

Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов.

Составление рецептов блюда из мяса.

Тема. Блюда из птицы

Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.

Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление рецептов блюда из птицы.

Тема. Заправочные супы

     Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.

Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление рецептов заправочного супа.

Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

     Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.

Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.

Раздел «Оформление интерьера» (3 часа)

Тема. Интерьер жилого дома

     Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

Тема. Комнатные растения в интерьере

           Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.

Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.

Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка (пересадка) комнатных растений.

Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 часа)

Тема. Свойства текстильных материалов

      Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Тема. Конструирование швейных изделий

   Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).

Тема. Моделирование швейных изделий

       Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина

   Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки.

Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.

Тема. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков.

Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной вразутюжку), краевых (вподгибку, окантовочный).

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия.

Дублирование деталей клеевой прокладкой.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Обработка мелких деталей проектного изделия.

Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.

Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия.

Окончательная обработка изделия.

Раздел «Художественные ремёсла» (14 часов)

Тема. Вязание крючком

     Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.

Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами.

Выполнение плотного вязания по кругу.

Тема. Вязание спицами

         Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.

Разработка схемы жаккардового узора на ПК.

Тема. Вышивание

     Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Композиционное построение узоров. Цветовой тон, светлота, насыщенность цвета. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образца вышивки в технике крест. Вышивка панно в технике крест.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»  (20 часов)

Тема. Исследовательская и созидательная деятельность

        Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
    ВЫПУСКНИКОВ  6  КЛАССОВ

  1. Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства.

  1. Требования  по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

  1.  Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Знать/понимать

назначение различных швейных изделий; виды традиционных народных промыслов.

                       Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж плечевого изделия; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

  1. Кулинария

Знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню обеда; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;  оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

  1. Оформление интерьера

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера;  

Уметь

 соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

  1. Черчение и графика

Знать/понимать

технологические понятия: чертеж, эскиз,  

Уметь

 выполнять чертежи и эскизы; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения графических работ  с использованием инструментов,; чтения и выполнения чертежей, эскизов,

ПЕРЕЧЕНЬУМК:

1. Примерные программы по учебным предметам: Технология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011;

2. Программа  «Технология 5-8 классы: алгоритм успеха» /авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, -  М.: Вентана-Граф,2012;

3. Синица Н.В.  Технология. Технологии ведения дома : 6 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.                                                                                                                                                                                 

                                                         

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ИКТ

  1. Технология: 6 кл. (Для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко.  –  М: Вентана-граф, 2004
  2. Чернякова В. Н. Технология обработки. Ткани: 5 кл. — М: Просвещение, 2003.

3. Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост.

 Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – 2-ое изд., стереотип. – Волгоград: Учитель,2008. – 204 с.

      4. Презентации к урокам, подготовленные самостоятельно

      5. Материалы городской видеотеки

      6.  Материалы Интернет – сайтов:

http://www.openclas.ru

http://www.rusedu.ru

http://www.proskolu.ru

http://www.nsportal.ru

http://eor.edu.ru

http://www.sketch-up7.1.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...