Урок по теме «Светолюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» (9 класс)
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

Сухомлинова Наталья Сергеевна

Урок составлен в соотвествии с программой Воронковой В.В. и предназначен для учащихся 9 класса VIII вид

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная

школа-интернат №19   VIII вида» г. Изобильный Ставропольского края

Урок по теме «Светолюбивые и засухоустойчивые комнатные  растения» (9 класс)

Разработала и провела учитель профессионально - трудового обучения  Сухомлинова Н. С.

Цель: познакомить учащихся со светолюбивыми и засухоустойчивыми  комнатными растениями, с особенностями их строения, с правилами ухода, условиями содержания и способами размножения этих растений.

   Образовательные задачи: повторить и обобщить знания о классификации комнатных растений по отношению к абиотическим факторам (свету, теплу, влаге), раскрыть значение термина «суккуленты», познакомить с отличительными признаками светолюбивых и засухоустойчивых  растений.

   Коррекционно-развивающие задачи: коррегировать и развивать произвольное внимание, долговременную память путем выполнения упражнений в самостоятельной и практической работах.

   Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу и старшим.

  Оборудование: комнатные растения (алоэ, кактусы, каланхоэ, фиалка, сансевиерия), инструменты и принадлежности для ухода за  комнатными растениями, таблица «Способы размножения комнатных растений», мини – энциклопедия «Комнатные растения» Москва 2001,Г.К.Тавлинова «Цветы в комнате и на балконе» Ленинград 1982.

I. Орг. Момент.

Учитель: Итак, ребята, начнем урок.

 Тема урока: Светолюбивые и засухоустойчивые  комнатные растения.

Цель нашего урока: 1)повторить и обобщить материал  о классификации комнатных растений по отношению к абиотическим факторам (свету, теплу, влаге)

2) познакомиться со светолюбивыми и засухоустойчивыми  комнатными растениями, с особенностями их строения, с правилами ухода, условиями содержания и способами размножения этих растений.

II. Опрос.

Фронтальный опрос.

1.Откуда пришел обычай украшать свое жилище цветами?

2.Где находится родина комнатных растений?

3.Какую роль в жизни человека играют комнатные растения?

Индивидуальный опрос

1.Раскажите о классификации растений по отношению к свету, влаге и теплу.

2.Какие выработались приспособления у растений к недостаточному освещению? Приведите примеры таких комнатных растений.

3. Какие выработались приспособления у растений к повышенной температуре и влажности воздуха? Приведите примеры таких комнатных растений.

4.Какими способами комнатные растения размножаются?

Карточки с индивидуальными заданиями.

№1

Объясни значение терминов:

 классификация – это…

колючки у кактуса – это…

вегетативное размножение – это…

№2  

Выбери правильный ответ

1.Прищипку главного побега делают для того, чтобы

А) появились придаточные корни,

Б) появились боковые побеги,

В) растение не заболело.

2.Чрезмерный полив растения  приводит

А) к загниванию корней,

Б) к  обильному цветению,

В) к сильному росту корней.

3.Корневище – это

А) видоизмененный корень,

Б) видоизмененный побег,

В) видоизмененный плод.

№3

Закончи предложение

1.Размножение, в котором принимают участие половые клетки, называется…

2.Обрезка, при которой удаляют больные и сухие побеги, называется…

3.Растения, требующие частого и обильного полива, называются…

III.Физ. минутка

1) Упражнения для мышц шеи, рук, спины, ног.

2) Упражнения для глаз

3) Упражнение на внимание

IV. Изучение нового материала.

1.Учитель. Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о светолюбивых и засухоустойчивых растениях. (Рассказ с элементами беседы)

1) Первое, что надо учитывать при уходе за комнатными растениями – свет. По отношению к свету растения делятся  на светолюбивые и теневыносливые.

Как следует из названия, светолюбивым растениям для жизни требуется большое количество света, лучшее местоположения для них – у окна. К светолюбивым относятся фиалки, герань, кактусы, цитрусовые, очиток.

Теневыносливые растения «могут выносить» невысокую освещённость, т.е. расти и правильно развиваться в условиях некоторого затенения. Но хорошее освещение и для них является более благоприятным, в таких условиях они будут красивее и здоровее. Однако важно не путать хорошее освещение и прямой солнечный свет. Попадание ярких солнечных лучей, особенно летом, допустимо для очень немногих видов растений. Общим правилом является защита растений от них.

2)На следующем месте при уходе за комнатными растениями – полив.  Есть растения засухоустойчивые, а есть влаголюбивые. Для первых систематическое переувлажнение земли губительно, а на вторых наоборот пагубно сказывается недостаточный и нерегулярный полив.

К влаголюбивым растениям относится большинство комнатных видов. Это быстрорастущие растения, растения с большими листьями, быстро испаряющими влагу, а также растения, для которых естественная среда обитания в природе – влажные места: болота, берега рек, озёр.  Примеры влаголюбивых растений: плющ,  цитрусовые, бромелиевые, монстера, пальмы, циперус, папирус, традесканция.

Засухоустойчивые растения требуют умеренного полива летом и минимального зимой. Некоторым растениям зимой полив не нужен вообще, а часто и нежелателен. К засухоустойчивым растениям относятся прежде всего кактусы и суккуленты (толстянки, алоэ, агава).

Суккуленты – это многолетние растения, сохраняющие в сочных листьях (алоэ) или стеблях (кактусы) запасы воды, необходимые в период засухи.

Приспособления растений к меньшему испарению влаги: опушение листьев, восковой налет на листьях, видоизменение листьев в колючки, сбрасывание листьев в засушливый период.

3)Ещё один важный параметр, о котором надо помнить при уходе за комнатными растениями – температура.  Все комнатные растения теплолюбивые (растения, требующие существенного понижения температуры зимой, например хвойные, в комнатах не выживают).

2.Сообщения учащихся (опережающие задания) о таких комнатных растениях, как фиалка узамбарская (светолюбивое), кактус (светолюбивое и засухоустойчивое),каланхоэ (светолюбивое). Особенности их строения,  правила ухода, условия содержания и способы размножения этих растений.  

V.Закрепление

1. Какие растения называются светолюбивыми? Приведите примеры таких комнатных растений.

2.Какие растения называются засухоустойчивыми? Приведите примеры таких  комнатных растений.

3.Что такое суккуленты?

Практическая работа

Тема. Уход за комнатными растениями.

Цель: научиться правилам ухода за комнатными растениями и правилам размножения растений стеблевыми черенками.

Оборудование: деревянный колышек, секатор или ножницы, стакан с водой.

Ход работы.

1.Правильно ли по отношению к свету расставлены комнатные растения в нашем кабинете? Если нет, то расставьте их как нужно.

2.Что значит «сухой полив»? Осуществите его для нескольких комнатных растений.

3.Покажите, как правильно размножить фиалку узамбарскую

Подведение итогов урока.

VI.Задание на дом: повторить материал о классификации комнатных растений по отношению к абиотическим факторам (свету, теплу, влаге).


  ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида» г. Изобильный

Самоанализ урока

 учителя профессионально-трудового обучения  Сухомлиновой Н.С.

  Класс   9

 Дата проведения урока     5. 04. 2012.

            Тема. Светолюбивые и засухоустойчивые  комнатные растения.

Цель: познакомить учащихся со светолюбивыми и засухоустойчивыми  комнатными растениями, с особенностями их строения, с правилами ухода, условиями содержания и способами размножения этих растений.

   Образовательные задачи: повторить и обобщить знания о классификации комнатных растений по отношению к абиотическим факторам (свету, теплу, влаге), раскрыть значение термина «суккуленты», познакомить с отличительными признаками светолюбивых и засухоустойчивых  растений.

   Коррекционно-развивающие задачи: коррегировать и развивать произвольное внимание, долговременную память путем выполнения упражнений в самостоятельной и практической работах.

   Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу и старшим.

  Оборудование: комнатные растения (алоэ, кактусы, каланхоэ, фиалка, сансевиерия), инструменты и принадлежности для ухода за  комнатными растениями, таблица «Способы размножения комнатных растений», мини – энциклопедия «Комнатные растения» Москва 2001,Г.К.Тавлинова «Цветы в комнате и на балконе» Ленинград 1982.

  На доске записаны  дата, тема урока, названия экологических факторов, домашнее задание. Урок проходит с использованием ИКТ (презентация)

 Тип урока. Комбинированный.

 Структура урока

 1. Орг. момент

2. Постановка цели

3.Повторение и систематизация знаний

4. Контроль знаний

5. Актуализация знаний

6. Введение новых знаний

7. Обобщение знаний

8. Оперирование знаниями

9. Практическая работа

10. Определение и разъяснение домашнего задания

   1.Данная тема изучается в разделе «Вечнозеленые цветочные растения для озеленения помещения». Она тесным образом связана с такими темами, как «Цветочные растения для озеленения недостаточно освещенного прохладного помещения (аспарагус, хлорофитум, аспидистра, папоротники)», «Растения для озеленения помещений с повышенной температурой воздуха (бегония, монстера, драцена)» и дает возможность привить детям умения и навыки по распознаванию видов комнатных вечнозеленых растений, а также подбору цветочных растений для озеленения помещений с различными климатическими условиями , что уже более подробно рассматривается на следующих уроках.

    2.На уроке присутствовало трое учащихся. Из них один успевает по ПТО на «5» и двое - на «4».В целом, дети работоспособны, усваивают материал, воспроизводят его и могут применять в жизни. При планировании урока были учтены индивидуальные особенности и заболевания учащихся.

    4.На уроке учитель постарался показать управление самостоятельной работой учащихся. На каждом этапе урока дети были вовлечены в различные виды самостоятельной работы: индивидуальные задания, работа с раздаточным  материалом, с живыми комнатными растениями, со схемой, с текстом  опережающих заданий для учащихся.

     5.Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Между этими этапами осуществлялись логические «связки». Была проведена физминутка с упражнениями для глаз и всех  групп мышц.

    6. Наглядные пособия и использование презентации соответствовали целям урока.

    7. На II, III, IV этапах урока был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Это фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с карточками, работа с текстами из познавательной литературы, практическая работа по уходу за комнатными растениями. Были учтены разные темпераменты детей, их умственная активность, быстрота реакций, особенности памяти и речи.

    8. На уроке царила атмосфера доброжелательности, учитель все время создавал для учащихся ситуации «успеха».

    9. На уроке удалось реализовать все поставленные задачи. Учащиеся хорошо усвоили новый материал. Получили три «5».

   10.  В своей дальнейшей педагогической деятельности  планирую научиться формулировать и выполнять задачи коррекционного направления.  

 

 


3) Упражнение на внимание

Задание. Назови и покажи цифры по порядку

2  14  27 20  7

11

25    

 9  

18

3

22

15

6

13

24

4

30

17

28

10

8

23

1

21

29

19

12

26

16

5

                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Светолюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Слайд 2

Цель урока: Познакомиться со светолюбивыми и засухоустойчивыми комнатными растениями, с особенностями их строения, с правилами ухода, условиями содержания и способами размножения этих растений.

Слайд 3

Откуда пришел обычай украшать свое жилище цветами? Где находится родина комнатных растений ? Какую роль в жизни человека играют комнатные растения ?

Слайд 4

Карточка №1 Объясни значение терминов: классификация – это… колючки у кактуса – это… вегетативное размножение – это…

Слайд 5

Карточка №2 Закончи предложение 1.Размножение, в котором принимают участие половые клетки, называется… 2.Обрезка, при которой удаляют больные и сухие побеги, называется… 3.Растения, требующие частого и обильного полива, называются…

Слайд 6

Карточка №3 Выбери правильный ответ 1.Прищипку главного побега делают для того, чтобы А) появились придаточные корни, Б) появились боковые побеги, В) растение не заболело . 2.Чрезмерный полив растения приводит А) к загниванию корней, Б) к обильному цветению, В) к сильному росту корней. 3.Корневище – это А) видоизмененный корень, Б) видоизмененный побег, В) видоизмененный плод.

Слайд 7

Классификация комнатных растений по отношению к факторам неживой природы 1. По отношению к свету: А) светолюбивые( фиалки, герань, кактусы, цитрусовые, очиток) Б) теневыносливые( хлорофитум , традесканция, папоротники) 2. По отношению к влаге: А) влаголюбивые(плющ , цитрусовые , монстера , пальмы, циперус, папирус, традесканция ) Б) засухоустойчивые ( толстянки,кактусы , алоэ, агава ) 3. По отношению к температуре: А) теплолюбивые(все комнатные растения) Б) холодостойкие

Слайд 8

Определения Светолюбивые растения для жизни требуют большое количество света, лучшее местоположения для них – у окна. К светолюбивым относятся фиалки, герань, кактусы, цитрусовые, очиток. Засухоустойчивые растения требуют умеренного полива летом и минимального зимой. Некоторым растениям зимой полив не нужен вообще, а часто и нежелателен. К засухоустойчивым растениям относятся прежде всего кактусы и суккуленты ( толстянки , алоэ, агава). Суккуленты – это многолетние растения, сохраняющие в сочных листьях (алоэ) или стеблях (кактусы) запасы воды, необходимые в период засухи.

Слайд 9

Разнообразие светолюбивых и засухоустойчивых комнатных растений

Слайд 19

Закрепление 1. Какие растения называются светолюбивыми? Приведите примеры таких комнатных растений. 2.Какие растения называются засухоустойчивыми? Приведите примеры таких комнатных растений. 3.Что такое суккуленты ?

Слайд 20

Практическая работа 1.Правильно ли по отношению к свету расставлены комнатные растения в нашем кабинете? Если нет, то расставьте их как нужно. 2.Что значит «сухой полив »? Осуществите его для нескольких комнатных растений. 3.Покажите, как правильно размножить фиалку узамбарскую

Слайд 21

Задание на дом Повторить материал о классификации комнатных растений по отношению к абиотическим факторам (свету, теплу, влаге )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев

Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...

Тема 4. "Антропогенез (возникновение человека)" урок на тему "Основные этапы антропогенеза." биология – 9 класс

сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;    продолжи...

Урок алгебры Урок по теме: "Методы решения логарифмических уравнений" (10 класс)

Урок алгебры   Урок по теме: "Методы решения логарифмических уравнений" (10 класс)...

Презентация к уроку на тему: «Натюрморт с дарами осени» (5 класс, Урок № 3. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)

Презентация к уроку на тему: «Натюрморт с дарами осени» (5 класс, Урок № 3. Программа  «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)...

Разработка урока по теме "В старом доме" в 3 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме "В старом доме", совершенствование коммуникативных навыков.

Разработка урока по УМК  “Starlight 3”. В ходе урока решаются следующие задачи урока: активизация лексических единиц по теме «дом», грамматической структуры «there i...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....