Проектный модуль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
проект по технологии (8 класс) по теме
По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего ещё нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.
Слово «дизайн» встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то. Как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводить к конечному результату.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют изделия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства Фэн-шуй. Умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнерском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_fak-v_8-9klassy.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный модуль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
Бардунова Оксана Юрьевна, учитель ИЗО
Статья отнесена к разделу: преподавание ИЗО, внеклассная работа
Пояснительная записка
По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего ещё нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.
Слово «дизайн» встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то. Как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводить к конечному результату.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют изделия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства Фэн-шуй. Умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнерском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.
Целями задачами данного курса являются:
- - развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайн-проектированием и изобразительным творчеством;
- - познакомить с основными законами композиции;
- - научить пользоваться законами цветоведения;
- - привить вкус в оформлении интерьера и создании костюма;
- - научить пользоваться теорией Фэн-шуй;
- - организация содержательного досуга;
- - адаптация учащихся к жизни в обществе;
- - обучение основам дизайна; развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- - формирование художественно-образного мышления; практических навыков работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества;
- - овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные;
- - формирование знаний о центрах народных художественных промыслов России (главные отличительные признаки: пропорции, формы, колорит, орнамент, традиционные технологии обработки материалов.
Учебно-тематический план.
№ п./п | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности |
1. 2-3. 4. 5-6. 7-8. 9. | Дизайн как средство моделирования предметной среды. Основы композиции. Дизайн интерьера. Стили оформления интерьера. Гармонизация пространства по Фэн-шуй. Сочетание цвета. Цвет и мебель. Дизайн открытого пространства(ландшафтный дизайн). Дизайн клумбы. Дизайн костюма. Понятие о стиле. Оптические иллюзии в костюме. Контроль знаний учащихся. Презентация ученических проектов. | 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. | Лекция. Составление композиции, изготовление трафарета. Лекция. Составление эскиза комнаты. Выполнение эскизов мебели. План садового участка. Эскиз клумбы. Составление композиции костюма. Конференция. Выставка. |
Основное содержание курса.
Дизайн как средство моделирования предметной среды.
Этот раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна и предметами, с которыми работает дизайнер. С основными законами цветоведения и композиции, научит использовать законы композиции при создании образа.
Дизайн интерьера.
Дизайн интерьера, гармонизация пространства по Фэн-шуй. Композиция интерьера жилого дома, мебель в интерьере, цвет в интерьере.
Этот раздел знакомит учащихся с различными стилями оформления интерьера, знакомит с понятием Фэн-шуй. Изучив его, дети научатся выделять зоны жилого дома, оформлять их в различных стилях. Используя элементы Фэн-шуй; выполнять зарисовку интерьера одной комнаты по выбору. Учащиеся знакомятся с основными законами составления композиции интерьера жилого дома, рассмотрят гармоничные сочетания цветов в интерьере, познакомятся с видами мебели, научатся выполнять эскиз меблированной комнаты.
Дизайн открытого пространства (ландшафтный дизайн).
Ландшафтный дизайнер – очень востребованная профессия в наше время. Этот раздел познакомит учащихся с основными правилами планировки открытого пространства: научит выполнять дизайн клумбы с учётом вегетации растений и составлять план садового участка.
Дизайн костюма.
Этот раздел знакомит учащихся с основными и выразительными средствами композиции костюма; научит определять стиль, назначение, элементы и выразительные средства композиции костюма.
Контроль знаний учащихся.
По всем разделам предусмотрены практические работы, способствующие получению детьми более полного представления о работе дизайнеров во всех направлениях. Контрольно-оценочначая деятельность заключается в выполнении творческих заданий (проектов): изготовлении панно, эскиза интерьера или костюма, составление композиции из цветов и т.п.
Литература.
- Ян Ван дер Неер. Все о комнатных растениях.- Санкт-Петербург, Кристалл; Москва, Оникс.- 2003
- Уход за комнатными растениями. 300 вопросов и ответов.- Москва, ЭКСМО.- 2003.
- Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под ред. В. Д. Симоненко.- Москва.: Вентана-Граф.- 2000.
- Лиза: Мой уютный дом.- №1, 2004.
- Лиза: Цветы в доме.- №10, №11,2004.
- Журнал “Самая”, март 2005 год.
- Ж-л “Тамек” (Таганрынский мебельный комбинат, ООО Тамек ).
- Ж-л “Юный художник” №7 /1989 г., ст. “Что такое дизайн?” ст. 42-45.
- Ж-л “Юный художник”, №8 /90 г., ст. “Рисунок на ткани”, ст. 28-30.
- Жур-л “Интерьер и дизайн”, апрель 2006 г.
- Ж-л “Лиза. Мой уютный дом”, апрель 2006 год.
- Журнал “Интерьерный объект 31. Лучшие интерьеры”, июль-август 2006 г. (№49).
- Практический журнал “Идеи вашего дома”, №7/2006 год.
- Неменский Б.М Программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Просвещение”, 2005 г.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. “Дрофа”, 2002 г.
Приложение №1
Сочетание цвета в интерьере.
Усиливая или уменьшая интенсивность или чистоту цвета, можно изменять обстановку в соответствии со своими намерениями.
Красный.
Будучи цветом крови, он символизирует поток жизненной энергии. Может служить трамплином для обострения реакции, умственной деятельности и сосредоточенности.
Он может ассоциироваться с насилием, действовать как возбудитель, рассеивая ощущение уюта.
Оранжевый.
Находясь посередине между красным и жёлтым, он обладает характеристикой обоих цветов.
+ | - |
Прикрепление человека к месту обитания Избавление от чувства одиночества | Избегайте чистого оранжевого, если нужен полный покой; когда требуется сосредоточенность на чём-либо. |
Жёлтый.
Цвет солнца, источника жизни на Земле. Может обозначать богатство.
+ | - |
Ощущение радости и веселья Оживление рабочего места Прикрепление человека к месту обитания Противодействие ослаблению дневного света в сумерках Ощущение тепла и уюта (золотистые и медовые оттенки) Активные исследования, пробуждение духа предпринимательства | Освещение человеческого лица В ванных комнатах |
Зелёный.
Пробуждает осознание жизни. Там, где зелёный, существует благоприятная среда обитания для человека. Поскольку цвет связан с ростом и развитием, то мы чувствуем себя активными и обновлёнными.
+ | - |
Выражение связи с природой Создание комфортных условий Воспитание и обучение Восстановление сил, оздоровление Отдых или успокоение Указание на что-либо новое или молодое |
Синий.
Создаёт ощущение глубины, тайны и приглашает к исследованиям. Это цвет независимости и тяги к приключениям.
+ | - |
Для обозначения тайны Выражение своей индивидуальности Ощущение прохлады | В помещениях для активного отдыха В местах для приёма пищи На проходах общего пользования (коридоры, эскалаторы) |
Белый.
+ | - |
Выражение целеустремлённости Создание ощущения чистоты и свежести | Избегайте в холодном климате |
Чёрный.
Прекрасно сочетается с другими цветами. Цвет тайны.
+ | - |
Для создания атмосферы тайны, интриги Впечатление теплоты Выражение силы и солидарности | Избегайте в детских помещениях, в местах исцеления, в местах для чтения |
Главным украшением комнаты служат цвет или сочетание гармонирующих цветов. Удачным сочетанием может быть однотонная гамма многих оттенков какого-либо цвета, но подобрать её довольно трудно. Поэтому лучше для окраски стен выбирать светлые тона, гладкие однотонные обои, а обивку для мебели, шторы – более яркие. В убранстве помещения особенно большое значение приобретает соотношение цвета пола и стен, цвета мебели, декоративно-мебельных тканей и ковров.
Приложение №2
Сочетания цветов.
цвет | Гармонирующие цвета |
Красный | Зеленый, серый |
Малиновый | Жемчужно-серый, розоватово-лиловый |
Тёмно-красный (бордо) | Чёрный, голубой, беж |
алый | Светло-голубой, зелёный |
Густо-розовый | Различные оттенки голубого |
Коричнево-розовый | Голубой, кремовый |
Бледно-розовый | Салатный, голубой, бледно-сиреневый |
Оранжевый | Ярко-синий, бледно-голубой, фиолетовый |
Соломенно-жёлтый | Зелёный, бледно-розовый, серовато-голубой |
Жёлтый | Зелёный, фиолетовый, голубой |
Бледно-жёлтый | Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зелёный |
золотистый | Тёмно-красный, светло-серый, зелёный |
Тёмно-зелёный | Беж, коричневый |
Серо-зелёный (цвет морской волны) | Васильковый, оранжевый |
Синий | Жёлтый, песочный, розовый, оранжевый |
Бледно-зелёный | Лиловато-розовый, тёмно-зелёный |
Серо-голубой | Серый, бордо |
Фиолетовый | Светлые и тёмные оттенки зелёного |
Бледно-сиреневый | Серый, зелёный, розовато-лиловый |
Розовато-лиловый | Изумрудно-зелёный, тёмно-красный, коричневый |
Коричневый | Оранжевый, красный, беж |
серый | Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый |
Приложение №3
Оформление жилых помещений растениями
Типы комнатных растений
- Декоративно-лиственные культуры. Их разводят ради красивых листьев, необычных по форме или цвету. Они радуют глаз круглый год, особенно если цветовод сумеет создать им подходящие условия.
- Красивоцветущие комнатные растения. Выращиваются ради цветов, которые появляются, если растению созданы хорошие условия, и остаются на нём в течение более или менее длительного времени. После отцветания растения остаются в доме.
- Луковичные и клубнелуковичные растения. Растут и цветут в комнатных условиях, однако многие нуждаются в определённой температуре на ранних стадиях роста. После цветения их можно вынести из дома.
- Красивоцветущие горшечные растения. Особенность таких растений в том, что их вносят в дом только на время цветения. После того, как цветение завершится, растения выбрасываются либо пересаживаются в оранжерею или в сад.
- Кактусы и другие суккуленты. Отличаются мясистыми побегами, которые часто бывают усеянными колючками. Хорошо переносят комнатные условия, цветут, если уход правильный.
- Однолетники, культивируемые как комнатные. Однолетники могут размещаться непосредственно в комнатах, но чаще украшают балконы, веранды, сады на крышах.
Классификация растений по происхождению
- Из влажных тропических лесов. Они нуждаются в плодородной, перегнойной почве, влажном воздухе, затенении. Это орхидеи, филодендроны, папоротники, антуриумы, диффенбахии, панданусы.
- Растения, происходящие из саванн и прерий. Для них характерна явно выраженная «сезонность» поведения. Это зебрины, некоторые виды аспарагуса, толстянки.
- Растения пустынь и полупустынь. Это кактусы и другие суккуленты (алоэ, эуфорбия, агава).
- «Европейцы» по происхождению, хорошо чувствующие себя в умеренных климатических условиях. Это примулы, плющи.
Форма растений
- Прямостоячие – фикус, драцена, кордилина, сансевиерия, панданус.
- Густооблиственное – бегония, азалия, маранта, колеус.
- Ампельные, т.е. свисающие побегами вниз – традесканция, камнеломка, восковой плющ.
- Плетущиеся по опоре – циссус, пассифлора, филодендрон лазящий.
Условия, в которых будет находиться растение в помещении.
- Прохладные, тенистые комнаты – аспидистра, хедера или плющ, дизиготека, папоротники, маранта, филодендрон лазящий.
- Светлые, но не солнечные комнаты – циссус антарктический. Другие виды циссусов, колумнея, фуксия, монстера, сциндапсус, тетрастигма, толмия, прекрасно будут расти пёстролистные разновидности комнатных растений.
- Солнце бывает в комнате какое-то время - поселите растения с декоративными листьями: хлорофитум, кордилину, пеперомию, сансевиерию.
- На солнечной стороне поместите белопероне, пеларгонию или герань, колеус, пассифлору, кактусы и другие суккуленты.
- Если зимой нежарко, поместите аспидистру, фуксию, традесканцию, филодендрон лазящий, циссус антарктический, камнеломку.
Географическое расположение растений (по сторонам света)
- На южной стороне – кактусы, алоэ, агавы, пеларгонии (герани), любые луковичные.
- На северной стороне – бегония Рекс, аспарагусы, фуксии, циперус, традесканция, плющ, гортензия.
- На восточной стороне – пальмы, фикусы, различные бегонии, луковичные и клубнелуковичные.
Растения-лекари (полезные свойства растений)
Название растения | Полезные свойства |
Алоэ, цитрусовые, хвойные, лавр, амариллис, агапантус, эвкалипт | Обладают бактерицидными свойствами |
Хлорофитум, мирт, розмарин | Оздоравливают воздух в помещении |
Аспарагусы | Поглощают тяжёлые металлы |
Кодиеум, цереус | Восстановление ионного состава воздуха |
Диффенбахия, филодендрон, антуриум | Улучшают водно-газовый обмен и уменьшают сухость в помещении. |
Герань (пеларгония) – успокаивает нервную систему, устраняет бессонницу, улучшает обмен веществ, помогает при неврастении, гипертонии, сердечные болезнях.
Цикламен – наведёт энергетический порядок, забирает и впитывает отрицательную энергию, гармонизирует биологическую и информационную структуру дома, дисциплинирует ленивых, приучает их к аккуратности.
Фикус - даёт состояние покоя и уравновешенности, гасит вспыльчивость, убирает агрессию.
Все лианы - это источник оптимизма;
- Устраняет апатию и усталость;
- является энергетическим аккумулятором, помогает при переутомлении;
Помогает при упадке сил, гипертонии, в борьбе с депрессией, авитаминозом.
Фиалка – помогает при повышенной нервозности, лечит от детских страхов и заиканий, снимает агрессию, усмиряет упрямство, смягчает эгоизм, дисциплинирует и помогает контролировать свои эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству в условиях ДОУ
В материале раскрыт опыт работы по организации проектной деятельности на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста....
Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"
Данный модуль программы внеурочной деятельности представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СПО 44.02.03
Программа предназначена для специальности СПО " Педагогика дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ". В программу входят дисциплины: МДК " Рисунок", МДК "Живопись", МДК " ДПИ", МДК "Метод...
Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс
Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...
Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер. В программе внеурочная д...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...