Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей учащихся в семье и школе.
статья по технологии на тему
Важнейшим фактором сегодня становится способность – и тех, кто обучает, и тех, кто учится, - разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. Сегодня есть оъективная необходимость в формировании новой образовательной среды, поскольку мы живем в изменившейся культурной, политической и социально-экономической реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intell.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей
в семье и школе.
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить»
Т.Эдисон
Важнейшим фактором сегодня становится способность – и тех, кто обучает, и тех, кто учится, - разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. Сегодня есть оъективная необходимость в формировании новой образовательной среды, поскольку мы живем в изменившейся культурной, политической и социально-экономической реальности.
Наша школа, являясь современным общеобразовательным учреждением (ОУ), в общей стратегии своего развития в качестве одной из главных ее составляющих считает стратегию сотрудничества с родителями, т.е. взаимодействие в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем. Это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников: их координацию и гармонизацию.
Одна из особенностей педагогического взаимодействия современной школы и семьи – направленность на развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей. Формирование отношения к воспитаннику и его родителям как к субъектам деятельности и общения; диалогический стиль общения взрослых (педагогов и родителей) друг с другом и с детьми.
Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей предполагает, прежде всего, создание развивающей среды обучения.
Действия учителей и родителей, направленные на создание развивающей среды:
- Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: Язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствовать речь – значит, повышать уровень развития мышления.
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но реалистических целей.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
- Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
- Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
- Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образов.
-Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности.
- Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
- Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
- Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
- Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
- Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
- Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
- Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
- Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
- Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею», «понимаю».
И так, в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, смены образовательной парадигмы (от греч. «пример, образец») отечественную систему образования следует рассматривать как главное средство развития способностей человека, позволяющих ему активно участвовать в экономической, культурной и политической жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»
Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...
Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....
Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...
Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.
В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....
Проектно-ориентированное обучение (Project Based Learning) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Статья о проектно-ориентированном обучении...
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостояте...