Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей учащихся в семье и школе.
статья по технологии на тему

Уляшева Юлия Михайловна

           Важнейшим  фактором сегодня становится способность – и тех, кто обучает, и тех, кто учится, - разбираться в жизненных и профессиональных  ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. Сегодня  есть оъективная необходимость в формировании новой образовательной среды, поскольку мы живем в изменившейся культурной, политической и социально-экономической реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_intell.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей

в семье и школе.

                                                                                                   

«Важнейшая задача цивилизации –

                                                                                          научить человека мыслить»

                                                                                                                                               Т.Эдисон

           Важнейшим  фактором сегодня становится способность – и тех, кто обучает, и тех, кто учится, - разбираться в жизненных и профессиональных  ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. Сегодня  есть оъективная необходимость в формировании новой образовательной среды, поскольку мы живем в изменившейся культурной, политической и социально-экономической реальности.

            Наша школа, являясь современным общеобразовательным учреждением (ОУ),  в общей стратегии своего развития в качестве одной из главных ее составляющих считает стратегию сотрудничества с родителями, т.е.  взаимодействие в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем. Это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников: их координацию и гармонизацию.

           Одна из особенностей педагогического взаимодействия  современной школы и семьи – направленность на развитие интеллектуальных и исследовательских  способностей детей. Формирование отношения к воспитаннику и его родителям как к субъектам деятельности и общения; диалогический стиль общения  взрослых (педагогов и родителей) друг с другом и с детьми.

    Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей  предполагает,  прежде всего, создание развивающей среды обучения.

              Действия учителей и родителей, направленные на создание развивающей среды:

   - Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: Язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствовать речь – значит, повышать уровень развития мышления.

- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением    поставленных целей.

   - Побуждать к постановке трудных, но реалистических целей.

   - Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

   - Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

   - Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

   - Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

   - Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образов.

   -Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

   - Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

   - Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

   - Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

   - Учить понимать других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности.

   - Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

   - Доводить до полного понимания  учащимися критериев оценки результатов их работы.

   - Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

   - Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

  - Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

  - Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

  - Позволять  учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

  - Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

  - Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

  - Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

  - Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями  и способами мышления тех, кто их породил.

  - Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею», «понимаю».

      И так, в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, смены образовательной парадигмы (от греч. «пример, образец»)  отечественную систему образования следует рассматривать как главное средство развития способностей человека, позволяющих ему  активно участвовать в экономической, культурной и политической жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостояте...