«Производство текстильных и древесных материалов».
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Блага Наталья Николаевна

Урок 5 неделимый класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока

         Данные об учителях:   Блага Наталья Николаевна город-курорт Анапа.

       Предмет: технология

      Класс:5 ( неделимый)

      Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.   А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.

      Тема урока: «Производство текстильных и древесных материалов». Практическая работа: «  Изготовление куклы – оберега».

      Тип урока: комбинированный

      Оборудование: Коллекции « Волокна растительного и животного происхождения», «Образцы   древесины», плакаты по теме, мультимедийное сопровождение, образцы кукол, образцы тканей,  карандаш, линейка.

 Для практической работы: ткань, ножницы, иглы, нитки, деревянные заготовки.

        Планируемые результаты

  1. Предметные – учащиеся познакомятся с видами волокон растительного и животного происхождения, с породами деревьев,  различными видами тканей, научатся  последовательности изготовления куклы – оберега.
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный  анализ, синтез, обобщение , классификация, проводить рефлексию результатов деятельности ,постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.    
  3. Личностные – самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование,  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

№  этапа урока


Этап урока


Цель


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.











Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

 ( «надо» )

 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» )    

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

 ( «хочу» ).

Слайд 1.Сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела предмета «Технология».

-Как вы думаете, почему выбран этот слайд?

Слайд 2.Репродукции из сказки «Дикие лебеди»

Давайте ребята вспомним сегодня сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».

- Из какого растения сестра получала пряжу и вязала  братьям рубашки?

-Чем являлась крапива при изготовлении рубашки?

-Верно, сегодня тема нашего урока: «Производство текстильных и древесных материалов».

Слайд 3.

 Но не только в сказке из крапивы делали одежду.  Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли.

Слайд 4.

-Из чего еще люди  изготавливали одежду? 

- Из чего изготавливали посуду, предметы домашнего обихода?

 Ответы учащихся:

-Будем говорить об одежде, о деревянных предметах.


Предполагаемые ответы:- Из растения, которое ей посоветовала колдунья.

- Из крапивы.

-Нитками, материалом.










Предполагаемые ответы:

- Из шкур животных.

- Из шерсти животных.

-Из глины, древесины.









Л. Самоопределение, самоорганизация,

К. Планирование совместного сотрудничества

 со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность

на уроке

П.Правильность организации рабочего места

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

А как вы думаете, что  в настоящее время является сырьем для производства ткани?


Тканью человек пользовался с древнейших времён. Крапива и конопля - это были дикорастущие растения, а затем стали использовать волокна культурных растений - хлопка и льна.

Слайд5

До конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений, шерсти животных, коконов тутового шелкопряда.

Слайд 6.

 Составьте логическую цепочку изготовления  платья и парты на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).

Слайд №7.

Из логической цепочки мы выяснили,

Что дерево и волокна являются сырьем для производства предметов быта.

В своей жизни человек использовал также и древесину.

-Какие породы деревьев вы знаете?

- Что изготавливали из древесины?

Слайд № 8

 

Физкультминутка.


Познакомившись  с текстильными и древесными материалами

и используя их приступим к изготовлению куклы- оберега.

Вспоминаем,  что мы знаем о волокнах растительного и животного происхождения.




Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения.


Затруднение!

Остановиться и подумать!



Ответ учащихся: (изделие) Платье– (материал)Ткань – (сырье) ? (изделие) Парта– (материал)Древесина – (сырье) ?

Ответы учащихся – называют породы деревьев.








Л. Смыслообразование.

П.Анализ, синтез, обобщение, классификация,

извлечение необходимой информации из

текстов.

Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выявление места и причины затруднения

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения ,соответствие своих действий.

Слайд №10

Знакомство с куклами.

Слайд №11

Сегодня мы с вами изготовим две куклы – оберега: кукла Крестец, кукла Кормилица.

 

Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет.

Ответы учащихся

Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.

Обсуждение.

Вызвало затруднение так, как не знают  последовательности изготовления куклы.

П.Анализ, синтез, постановка и формулирования  проблемы, структуирование знаний.

Чтение технологических карт, работа с учебником

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения.  Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

В каком месте испытали затруднение?              

Почему?  

Какую цель поставите перед собой на уроке?

Вспомним правила работы в группе.

Научиться  изготавливать куклу-оберег.

Личностные (УУД):

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

познавательные:

- самостоятельное создание способов решения творческого характера.

коммуникативные:

- ориентироваться в технологической карте.

Реализация построенного проекта..

Построение и фиксация нового знания.

1.Организоватьреализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия речи.

3. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4.Организовать уточнение общего характера нового знания

Демонстрация образцов кукол-оберегов и краткое их описание и предназначение..

Слайд № 11.

Учащиеся работают по группам,  обсуждая этапы выполнения работы. Выбирают материал для изготовления изделия и делают обоснования своего выбора.

Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.

П. разработка алгоритма в выполнении машинных швов.

К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых задания.

 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально.

Давайте обобщим сделанные выводы.

Назовите,  из каких материалов изготавливаются куклы-обереги?

Какая ткань лучше подойдет к этой работе?

Какой материал служит основой для изготовления куклы Крестец?

Уточняют правильность сделанного выбора с проговариванием во внешней речи, задают вопросы по ходу ведения работы.

.

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности - определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.              1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия

Работа по инструкционной – технологической карте.

 Слайд № 12.

  1. По инструкционной карте изготавливают куклу.
  2. Сравнение полученных  работ.
  3. Обобщение сделанных выводов.
  4. Сравнение с эталоном

Выполнение практической работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме или в парах.

Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.

Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу с соблюдением  правил техники безопасности.

Выявление и устранение типовых ошибок

Индивидуальная помощь

П. Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Р. Контроль и оценка, волевая саморегуляции.

К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Какие ещё можно использовать материалы для изготовления кукол?

Слайд №13

Назовите волокна растительного происхождения.

Назовите волокна животного происхождения.

Назовите породы хвойных деревьев.

Назовите породы лиственных деревьев.

Ответы учащихся


Сравнивают работы с эталоном, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операций.

Личностные (УУД):

- умение анализировать собственную художественную деятельность

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

познавательные:

- выбор критериев для сравнения.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока.

Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания?

Что вы узнали нового для себя?


Оцените свою работу на уроке.


Дома постарайтесь  найти информацию о куклах, выполненных  с использованием различных материалов.


 

Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания!


Предполагаемые ответы учащихся:

-Мы познакомились с  новыми текстильными и древесными материалами.

- Полученные знания помогут нам

ориентироваться в в выборе материалов для изготовления изделий и предметов быта.

.

Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:

- построение логической цепи рассуждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по технологии ФГОС 5 класс "Производство текстильных материалов"

План урока технлогии  по теме Производство текстильных волокон" с учетом требований ФГОС...

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Производство текстильных материалов"

Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС основного общего образования. Содержит технологическую карту урока, перечень используемых на данном уроке ЭОР...

разработка урока по технологии на тему"Производство текстильных материалов"

На уроке дети знакомятся со старинными способами изготовления пряжи и ткани, с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.Учаться определять в ткани направление д...

Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....

"Производство металлов, пластмасс и древесных материалов". Урок технологии в 7 классе(мальчики).

Подготовил: учитель технологии МБОУ «Лицей №102» г. Ростова-на-Дону Глебов А.А. по материалам интернет-ресурсов и Урок 13. производство металлов, пластмасс и древесных материалов - Те...

Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства»

Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства»  ...

Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства»

Тест по темам: «Производство текстильных материалов»,«Текстильные материалы и их свойства»...