Личностно - ориентированный подход в эстетическом воспитании
статья (технология) по теме

Колесова Людмила Ивановна

Технологически образовать неслышащего ученика  значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него положительную мотивацию к освоению жизненно важных общетехнических знаний и умений, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarsvennoe_byudzhetnoe_specialnoe.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государсвенное  бюджетное  специальное (коррекционное) общеобразовательное  учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии

 школа- интернат  I-II вида  г. Тихорецка

 Краснодарского края

Личностно - ориентированный подход    в   эстетическом воспитании

глухих  школьников

Из опыта работы

учителя технологии

Колесовой  Людмилы Ивановны

               

   Сегодня выпускники коррекционных школ входят в самостоятельную жизнь гораздо более одиноко, чем два десятка лет назад, когда еще действовала довольно развитая система социальных гарантий. В условиях рыночной экономики гарантии не даются, а зарабатываются. Школа - один из немногих социальных институтов, имеющих реальную возможность бескорыстно помочь семье в подготовке ребенка с нарушением слуха к самостоятельной жизни. Школьный период стал периодом истины, когда нужно успеть главное: заложить социальные основы нравственности и оптимизировать самооценку ребенка. Трудовое обучение как нельзя более подходит для этой цели. Процесс гумманизации трудового обучения выводит на 1-й план задачу личностного ориентирования процесса обучения школьников - культивирование трудолюбия, уважения к своему и чужому труду (в чем бы он ни выражался), развитие общих способностей на фоне потребностей социума. И здесь уже важно не только то, что ребенок изучает на уроке, но и как он это делает, чем мотивирует.

            Технологически образовать неслышащего ученика  значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него положительную мотивацию к освоению жизненно важных общетехнических знаний и умений, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой. Еще И.Г. Песталоцци писал «Воспитание и только воспитание - цель школы». Воспитание призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познавать себя как личность, помогает становлению Человека. Задачи воспитания, решаемые на уроках технологии можно сформулировать так:

        1.   Эстетическое воспитание - воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.

        2.   Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.

        3.   Воспитание нравственных правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу; осознание своих прав и обязанностей этическими нормами поведения в обществе.

        4.   Формирование привычки к труду, практических умений и навыков. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.

        5.   Экономическое воспитание (бережное отношение к природе и вещам).                                                                                                                                        

         Но главной задачей воспитания является выработка у учащихся

стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания детей с нарушением слуха очень сложный и, конечно, он реализуется не автоматически. Не умаляя роли различных звеньев в воспитании, особое значение имеет целенаправленное трудовое обучение глухих учащихся. Именно   на  уроках  труда (технологии)   глухие и слабослышащие дети постигают фундаментальный закон жизни: труд во всех своих видах является непреложной общественной необходимостью, требующей от каждого человека физической и умственной активности, энергии, дисциплинированности и ответственности. Поэтому я стараюсь, как можно раньше учить девочек анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность - сердцевина личности.                                                                                                  

        Потенциальные воспитательно-образовательные возможности трудовой деятельности весьма велики. Но известно, что одни и те же виды труда могут воспитывать у глухих и трудолюбие, и негативное отношение к труду, и коллективизм, и индивидуализм; совершенствовать творческие способности и, наоборот, притуплять их. Причины такого двойственного влияния достаточно многообразны. Из своего многолетнего опыта работы в этой школе могу сказать, что воспитательное значение уроков  технологии во многом зависит от того, насколько умело организованна трудовая деятельность, правильно ли поставлены дидактические и воспитательные цели, определен ли объем и содержание этой деятельности, планируются ли этапы работы, методика ее проведения.                                                                                                

         Рационально организованные уроки обслуживающего труда ОО «Технологии» обладают особой воспитательной силой, ибо сам процесс трудовой деятельности, через который ученица посредственно выражает свое отношение к людям, имеет глубокую нравственную основу. Поэтому на каждом занятии я стараюсь создавать и закреплять общепринятые нормы поведения, касающиеся как взаимоотношений школьников, так и их отношения к процессу труда. Воспитательная эффективность трудового обучения значительно повышается в том случае, когда в конце рабочего дня готовлюсь к началу завтрашнего урока: создаю собственные презентации, подготавливаю все необходимые материалы, инструменты, оборудование, дидактический материал, словарь. Во время работы на уроке обязательно слежу за организацией рабочего места, соблюдением  правилам безопасного труда, соблюдением технологической дисциплины, за организацией само- и  взаимоконтроля, исправлением ошибок,  за осуществлением взаимопомощи,. и  обязательно за исправлением ошибок в речи.

        Предъявляя  неслышащим девочкам требования по использованию установленных правил и действий, я обязательно подкрепляю их соответствующим обоснованием с тем, чтобы учащиеся не слепо следовали укоренившимся нормам поведения, а видели смысл и ценность каждого своего поступка. В этом случае они воспринимают педагогические требования как нормы общественные, признаваемые всеми членами коллектива, а не как субъективные желания наставника.

Например, требования чистоты и порядка на рабочем месте обоснованно с позиций эстетики, с одной стороны и санитарных норм, с другой.                            

         В своей учительской деятельности я постоянно учитываю психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха, учитываю  их противоречивое отношение к трудовой деятельности. Некоторые учащиеся, особенно подростки, испытывают затруднения из-за того, что им не хватает сноровки, ловкости, сосредоточенности. И вот, не умея преодолеть или хотя бы понять причину возникших затруднений, они начинают довольствоваться трудом низкого качества. Приходится разъяснять, убеждать уговаривать, требовать выполнить работу качественно.  Неслышащим школьникам свойственна  и излишняя поспешность: не восприняв до конца моих объяснений, они начинают работать, пренебрегая подчас важными трудовыми операциями, стремятся как можно быстрее получить результат. Девочки уверены, что делают все правильно, а неудовлетворительный результат оказывается для них неожиданностью.

          В таких ситуациях я тактично предлагаю им   проанализировать ход  выполненной работы, найти ошибку ,  причины  возникновения и пути её  исправления..

          Иногда в работе использую пословицы, поговорки типа: «Торопливая работа вкривь идет», «Скорый  поспех — людям на смех». Но чаще всего приходится объяснять, убеждать учениц   в том   что, чтобы воплотить в жизнь свои творческие замыслы, сначала надо достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а это достигается не сразу, ведь давно замечено: сделанное хорошо-сделано дважды.

          Трудовые интересы  неслышащих  часто  недефференцированы и неустойчивы. Причем неустойчивостью отличаются и их личностные качества. Одни и те же качества глухого могут приобрести либо отрицательный, либо положительный характер в зависимости от направленности. Так высокая эмоциональная возбудимость может приводить к большей активности, бодрости или к излишней нервозности, раздражительности. Учащиеся склонны допускать крайности в оценке окружающих. Девочки - подростки, а иногда и старшеклассницы не всегда объективно оценивают результаты собственной трудовой деятельности и деятельности своих товарищей, проявляя к ним  то  недостаточную, то излишнюю требовательность. Все это затрудняет и усложняет мою деятельность как учителя и требует квалифицированного педагогического

 подхода. .

        Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей детей с нарушением слуха. Моя задача как учителя дать возможность девочкам попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме предлагаю ученицам попробовать себя в роли различных специалистов: художника-модельера, портнихи, вязальщицы, флориста, дизайнера и т.д.. Через приобщение к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, склонностей. Выявив этот положительный интерес, стараюсь проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. И  поэтому мне приходится очень тщательно следить за подбором учебного материала, дифференцировать его по степени сложности, следить за методикой объяснения и опроса, подходить к каждой ученице сугубо индивидуально.

          Воспитательный потенциал уроков технологии зависит от содержания трудовой деятельности.  Я  не люблю выполнять ненужную, бросовую работу,  поэтому подбираю  объекты так, чтобы они   были современными, красивыми, удовлетворяли интересы девочек, являлись полезными и необходимыми для них самих и для школы. Поэтому  в творческие проекты включаю пошив  сценических костюмов для хореографической группы школы,  изготовление декоративных  работ для фестивалей и выставок,  оформление интерьера  спален,  классных комнат и т. д.

    Конечно, такие творческие проекты  значительно усложняют работу учителя. Но  я иду на это, т.к. знаю, что усиление мотивации  приводит к разрешению многих  сложных проблем  развития личности глухих учащихся. А правильная организация труда с учётом индивидуальных психологических особенностей,  постепенное  возрастание  конструкторской  и   технологической сложности, поддержка и  взаимопомощь   всегда приводят к желаемому результату.

         

Литература:

Программы «Трудовое обучение» специальных (коррекционныхобщеобразовательноых учреждений 1 вида», В Ф. Матвеев,Москва, «Просвещение»,2004.

Программа .Обслуживающий труд. О.О. «Технология» В.Д.Симоненко. Москва, «Вентана Граф»,2010

 Технология, В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана Граф», 20009

«Школа и производство» ( журналы)

Украшения для дома. Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009

3000 полезных советов. О.Б. Вешкина, Москва, ЭКСМО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской позиции в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания

В статье изложена оценка уровня работы по реализации программы формирования у детей убеждения в ценности образования на уроках литературы. Приведены примеры проблемных ситуаций на разных этапах изучен...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация к докладу "Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Выступление на педсовете. " Технологии гражданского образования. Особенности личностно ориентированного подхода в воспитании школьника".

Дисциплина словесности напрямую, неразрывно связана с духовным возрастанием личности. Учение ребенка начинается с развитием у него понятия речи.   Формирование навыков свободного владе...