"Обучение школьников самостоятельной работе с учебной и технической литературой"
методическая разработка по технологии по теме

 

           Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и  самостоятельности  необходимо рассматривать как  составную  часть  воспитания  учащихся.  Эта задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной важности.

           Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и

прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.  Практический опыт учителей многих школ показал, что:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

МБОУ «ЛИПКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

РМО

УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

         СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

      «ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

       САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧЕБНОЙ

      И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

КАПУСТНИКОВА ГУЛЬНАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Липки, 2012

           Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и  самостоятельности  необходимо рассматривать как  составную  часть  воспитания  учащихся.  Эта задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной важности.

           Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и

прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.  Практический опыт учителей многих школ показал, что:

  • систематически  проводимая  самостоятельная  работа  (с  учебником  и технической литературой)  при  правильной  ее организации способствует получению учащимися более глубоких  и  прочных  знаний по сравнению с  теми,  которые  они  приобретают  при  сообщении учителем готовых знаний;
  • организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели  и содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их познавательных и творческих способностей, развитию мышления;
  • при тщательно продуманной  методике  проведения  самостоятельных  работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического  характера, а это в свою  очередь  оказывает  положительное  влияние  на формирование познавательных умений и навыков;
  • с течением  времени  при  систематической  организации  самостоятельной

          работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы         по предмету у учащихся вырабатываются  устойчивые  навыки  самостоятельной  работы.

          Научно-технический прогресс неизбежно  приводит  к  возрастанию  объема знаний, подлежащих усвоению в период обучения  в средней школе, повышает требования к уровню образования.  В настоящее время разработана   методика    поэтапного    формирования    умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной  литературой,  основанная на  структурном  анализе  содержания  учебной  дисциплины. Требования  к усвоению главных структурных элементов знаний обычно выписывают на  плакатах или помещают на стенде.  Если  есть  возможность  размножить  планы,  то  их полезно выдать каждому ученику в личное пользование.

           Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования у школьников умения самостоятельно работать  с  литературой,  умение  выделить главные мысли в тексте, предупредить  механическое  заучивание  текста.  Все это оказывает положительное  влияние  на  знания  учащихся.  Ученик  при  чтении  текста  стремится выделить  в  нем  основные  структурные  элементы,  выявляет  и  анализирует информацию, относящуюся к каждому из них.

        Такого  рода   деятельность   по   переработке   информации   оказывает

существенное влияние на содержание   ответов  по  прочитанному - они становятся более четкими, краткими по форме, глубокими по  содержанию.

           Учебная и техническая литература -  это  краткий  свод  научных  сведений,  доступных  пониманию учащихся.  Работа  с  ними на  уроке

должна  стать  одним  из  важных  методов  обучения.  На   это   нацелен  

методический  аппарат  учебной литературы:  шрифтовые  выделения  в  тексте,  рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к  параграфам,  система  задач  и  упражнений, предметно-именной указатель, описания практических работ.

           Анализ  методических  исследований  и  практики  преподавания  привел  к  выводу   о необходимости формировать у учащихся 6 групп умений работать с учебной и технической литературой:

  • Первая группа — извлечение  наиболее  значимой  информации  из  текста, выделение главного  и  фиксирование  его  в  логическую  цепочку.   Процесс  выделения  и   раскрытия   логических   цепочек   предполагает неоднократное  чтение  материала.  Первичное   дает   общее   представление, вторичное — позволяет выделить главные мысли,  третье  —  выделить  материал для пояснения отдельных звеньев. Тесное сочетание устных и письменных  видов деятельности способствует развитию речи и овладению  научной  терминологией.
  • Вторая группа — это умения извлекать  знания  из  наглядного  материала учебника, которого там много. Рисунки и  фотографии знакомят с

- информацией, помогающей уяснить главные понятия и закономерности;

- бытовыми  приборами  и  инструментами  (например, швейной машиной, лампой  накаливания, пылесосом,   термосом,   холодильником,   телевизором, ножницами и т.д.);

 - измерительными приборами (например, линейками, лекалами, весами  и др.);

 - графическими условными обозначениями электрических приборов;

 - реальным видом реальных физических объектов;

 - различными графиками и схемами.

  • Третья группа — это умения, связанные с  решением  задач. Полезно предлагать  такие задания:

  - прочитать условие задачи и найти в учебнике параграф или фрагмент в нем

    с описанием того, о чем  идет речь в условии;

  - найти в учебнике условные обозначения, таблицы.

  • Четвертая группа — умения работать с таблицами.  Для их отработки полезно формировать навык производить следующие действия:

  - объяснить, пользуясь таблицей в  тексте,  физический  смысл  значений

    входящих в нее величин;

  - находить наибольшее и  наименьшее  значение.

  • Пятая группа — экспериментальные  умения.  Для выполнения этих заданий учебник  необходим как руководство  к  действию.  Домашнее экспериментальное задание предлагается выполнить по  учебнику: найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить  «те  действия, которые включены в указания к работе».
  • Шестая группа — умение ориентироваться в тексте  учебника и справочном  материале дополнительной технической литературы. Для их выработки можно использовать такие упражнения:

  - по оглавлению рассказать о тематической  структуре  учебника,  тематике

    его параграфов;

  - по предметно-именному указателю найти  материал  и  пересказать его.

              За время обучения в средней школе учащиеся должны  овладеть  следующими умениями и навыками в работе с книгой:

 - уметь пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем;

 -  уметь  выделять  главное  в прочитанном тексте;

 - уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

 - уметь составлять план и конспект прочитанного материала;

 - уметь излагать прочитанное своими  словами,  логично,  последовательно;

 -дополнять материал,  имеющийся  в  учебнике,  сведениями,  полученными   из других источников.

        При  формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»...

Как научить школьника самостоятельно работать с текстом.

Базовыми умениями при работе с текстом являются чтение, письмо и владение компьютером. ФГОС : Умение работать с различными источниками информации; Умение выделять, описывать существенны...

Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.

Использование технологии педагогических мастерских на уроках математики  как способа организации деятельности школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану....

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Методические рекомендации  по внеаудиторной самостоятельной работе по курсу «Литература» предназначены для  студентов  средних специальных учебных заведений и составлены в с...