Виды складок. Обработка складок. 6 класс.
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Королева Галина Александровна

Комбинированный урок. Содержит материал по контролю усвоения знаний и умений по теме "Моделирование юбки", а так же различные приемы развития познавательной активности учащихся, направленные на усвоение  материала по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды складок. Обработка складок.

Цель. Научить обрабатывать складки (одностороннюю, встречную, бантовую), соблюдая технологическую последовательность обработки.

Задачи:

обучающая:повторитьумение моделировать различные фасоны юбок;учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям;

развивающая: развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах;

формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы.

Инструменты, оборудование, материалы: хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, шаблоны выкроек юбки, ИТК, цв.бумага; мультимедийный проектор.

Наглядное пособие: задание «Моделирование юбки», ключ «Моделирование юбки», образцы поэтапной обработки односторонней складки; инструкционно-технологические карты “Обработка складок”.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока. Практическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка пройденного материла. Цель: контроль уровня усвоения материала по теме «Моделирование юбки». Инструктаж: вам предложено комплексное задание по теме «Моделирование юбки» - небольшой тест и практическое задание, аналогичное тому, что вы выполняли на прошлом уроке. Прочитайте. Вопросы? Время выполнения: 10-15 минут.

СЛАЙД 1 (гиперссылка на ключ).

ТЕСТ «Моделирование юбки»

1.         Юбки по конструкции бывают...

  1. прямые, клиньевые, диагональные
  2. конические, расширенные, зауженные
  3. прямые, клиньевые, конические

2.         По какой стороне фигуры снимаются мерки?

  1. по левой
  2. по правой
  3. по любой

3.         Размер женских юбок и брюк определяется...

  1. по обхвату бёдер
  2. по обхвату талии
  3. по росту

4.         Моделирование - это...

  1. изменение выкройки
  2. процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью
  3. создание моды

5.         Прибавка - это...

  1. величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое
  2. величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды
  3. увеличение зарплаты

Карточки-задания по моделированию (по вариантам)

Самопроверка.

По практической части вызываю к доске: Ф.И.

III. Посмотрите на юбку, которую моделировали девочки.

?Давайте сформулируем тему урока.

СЛАЙД.Могу дать подсказку:

…есть у шарпея

…бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору.

….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях.

Предлагаю вашему вниманию еще фото юбок.

Сообщение темы и цели урока.Тема урока: Виды складок.  Обработка складок.

Перед вами таблица целей. Заполните 2 первых колонки. Время: 1 минута.

  1. Я знаю
  2. Хочу узнать

Таким образом цели урока (подводим итог)

цели обучающая (обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; оценивать работу по критериям);

развивающая (общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление при работе со схемами и технологическими картами);

воспитательная (чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы).

IV. Теоретический материал.

СЛАЙД. Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.

СЛАЙД. Поисковая физминутка. Встали. Работа группами.Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Время: 3 мин. Быть готовыми представить результат своей работы на доске.

Односторонние складки. Односторонние складки – это складки, заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние.Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания.

Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания.

Бантовые складки. Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали.

МОЛОДЦЫ! И отдохнули, и узнали новый материал.

Следующим заданием будет – разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок. Работаем в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Уметь объяснять последовательность изготовления каждого вида складок. Время: 5 минут.

Технологическая последовательность обработки складки

п/п

Наименование технологических операций

Вид работы

Оборудование

Инструменты

и

приспособления

Рисунок

1

Наметить место расположения складки

Р

Мел, линейка

Для односторонней складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой.

Для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

Для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

2

Сметать складку

Р

Игла, наперсток

3

Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки

М

Универсальная шв.машина

4

Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания

Р

Ножницы, колышек

5

Заутюжить припуски складки

У

утюг

Для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны, симметрично, а затем выполнить влажно-тепловую обработку (ВТО)- разутюжить

6

Удалить нитки сметывания складки

Р

Ножницы, колышек

7

ВТО складки

У

утюг

Результат представить, работая в группе: с помощью образцов поузловой обработки воспроизвести процесс изготовления складки на доске.

IV. Инструктаж по технике безопасности.

Какой этап изготовления пропущен? ВТО: приутюжить (убрать толщину складки), заутюжить или разутюжить складку.

Какое оборудование будем использовать для работы? Утюг. Швейную машину с эл.двигателем.

СЛАЙД. Техника безопасности при работе с утюгом (см. опору):

- Включать и выключать только за вилку, сухими руками.

-Смотреть, чтобы провод не перекручивался.

-О неисправностях сообщаем учителю.

?Где хранятся иголки и портновские булавки?

?В каком положении находятся ножницы на рабочем столе? Как правильно передавать ножницы?

СЛАЙД.ТБ при работе на швейной машине:

- Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз.

- Правильное положение рук и ног.

- Не наклоняйся близко к движущим частям машины.

- Смотри, чтобы провод не перекручивался.

- По окончании работы выключи машину.

V. Практическая работа. Вводный инструктаж. РАБОТАЕМ ПО ИТК.С какого этапа начинаются изготовление складок? Правильно, с разметки. Какие виды складок размечают с изнаночной стороны? (Односторонняя, встречная), с лицевой стороны? (бантовая).

Выполните разметки складок согласно инструкционным картам.

СЛАЙД. Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы

1

Разметка выполнена ровно, согласно ИТК.

1

2

Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм.

2

3

Сметка удалена полностью.

2

4

ВТО выполнена качественно.

2

5

Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии.

3

6

ИТОГО

10

10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3»

Какой следующий этап изготовления? Сметать складку. См. инструкционно-технологическую карту.

Застрочить складку.

Приступаем к стачиванию. Пометьте, где будет заканчиваться шов, чтобы складка получилась наглядной.

VI. Целевой обход учителя. Работа по инструкционно-технологической технологической карте. Учитель осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок.

Гимнастика для глаз

Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле; медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; медленно переводить взгляд справа налево и обратно, 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.

И.п. – сидя на стуле; выполнить частые моргания в течение, 15–30 сек.

Гимнастика для рук и ног

И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью. 1 – локти отвести назад, соединить лопатки; 2–3 – повернуть туловище в сторону, руки выпрямить и дважды отвести назад; 4 – вернуться в исходное положение. Голову поворачивать не резко. 3–4 – раза в каждую сторону.

И.п. – стоя, руки на поясе. На счет 1, 2, 3 – пружинистые приседания; на счет “четыре” – вернуться в исходное положение, 8–10 раз.

VII.Вопросы для устного ответа:

  1. Для чего применяются складки?
  2. Перечислите виды складок?
  3. В каких местах делают закрепки при застрачивании складки?(В начале и конце стачной строчки)

VIII. Критерии оценивания ученицей своей работы.

Анализ урока и подведение итогов

 Вернемся к таблицам: Цели урока. Заполните 3 колонку. Достигли вы запланированного результата?

Продолжи фразу:

  1. Я узнала…
  2. Я научилась…
  3. Мне было интересно….

Д/з. 1. Повторить как рассчитать величину раздвижки лекала при выполнении складки( односторонней, встречной, бантовой).

2. Найти приемы моделирования клешевой и клиньевой юбок (рисунки, описание).

3. Принести выкройку в М1:1. Ткань для раскроя.

Литература:

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э.  – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с.
  2. Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А, Синица Н.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред.В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 208с.: ил.
  3. http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Ubki/19.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/588321/
  5. images.yandex.ru


Предварительный просмотр:

Технологическая последовательность обработки складки

п/п

Наименование технологических операций

Вид работы

Оборудование

Инструменты

и

приспособления

Рисунок

1

Наметить место расположения складки

Р

Мел, линейка

Для односторонней складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой.

Для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

Для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

2

Сметать складку

Р

Игла, наперсток

3

Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки

М

Универсальная шв. машина  

4

Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания

Р

Ножницы, колышек

5

Заутюжить припуски складки

У

утюг

Для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны, симметрично, а затем разутюжить.

6

Удалить нитки сметывания складки

Р

Ножницы, колышек

7

ВТО складки

У

утюг

Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы

1

Разметка выполнена ровно, согласно ИТК.

1

2

Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм.

2

3

Сметка удалена полностью.

2

4

ВТО выполнена качественно.

2

5

Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии.

3

ИТОГО

10

10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Урок: Виды складок. Обработка складок.

Цель:  Научить учащихся  обрабатывать складки, соблюдая технологическую последовательность обработки....

Презентация к уроку: Виды складок. Обработка складок.

Презентация к уроку: Виды складок. Обработка складок. Для учащихся 7 класса...

Урок технологии в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема "Обработка закруглённого среза фартука двойной косой бейкой "

конспект урока по технологии для коррекционной школы VIII вида 5 класс. Урок - соревнование по теме " Фартук"...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).

Ознакрмление  учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....

Обработка складок (на образцах).

1.Образовательная - Познакомить учащихся с процессом обработки различных видов в швейных изделиях.2. Коррекционная - Развитие совершенствования речевых навыков и закрепление трудовых понятий.3. Воспит...

Обработка складок (на образцах).

Научить учащихся обрабатывать складки разных видов на швейных изделиях.Познакомить учащихся с процессом обработки различных видов в швейных изделиях.Развитие совершенствования речевых навыков и закреп...