Модульное оригами. История и техника выполнения.
статья по технологии по теме
История данной техники. Мастер-класс по выполнению модуля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история развития техники | 57.5 КБ |
презентация на тему "История развития техники" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
1.1 Понятие техники
Понятие «техника» является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований. Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.
Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие
формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует
множество определений техники: греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;
совокупность приемов и правил выполнения чего либо…; деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;
система орудий и машин; средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться; техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления в неприродной программы, то есть осуществления самого себя; совокупность материальных объектов, производимых обществом; совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей; система искусственных органов деятельности человека; собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.
В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова:
«совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».
Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.
Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.
Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.
Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии.
1.2 Техника в исторической ретроспективе.
Техника возникла вместе с возникновением человека (Homo sapiens) и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Сама наука не имели долгое время особой дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вопрос не ставился вообще. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и еще не отделялись от практической деятельности.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим мировосприятием. Наука была еще не только неспециализированной и не дисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники.
Античная наука была комплексной по своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и не принимала организованных форм и дисциплинарности. Понятие техники также существенно отличалось от современного. В античности понятие «технэ» включает и технику, и техническое знание, и искусство, но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «технэ». В античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности.
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменилось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре являлся более предпочтительным с божественной точки зрения.
Именно инженеры, художники и практические математики эпохи возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней культуры Ренессанса.
В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Выдвигался идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал в конечном итоге привел к дисциплинарной организации науки и техники.
Итак, в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.
1.3 Границы техники
Исходя из догматического знания природы, технике часто ставили ложные границы (например, в прошлом веке утверждали, что воздухоплавание невозможно). В действительности же нельзя даже предвидеть, до каких пределов может дойти господство познающего человека над природой. Вся широта технических возможностей не должна вводить в заблуждение по поводу границ техники, которые заключены в предпосылках всех технических осуществлений, не подчиняющихся человеку. Техника – средство, которое должно направляться определенным образом. Границы техники в том, что она не может существовать сама по себе, для себя, она всегда остается средством . Поэтому техника двойственна. Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им.
Она может служить во благо или во зло людям. Сама по себе она нейтральна и противостоит тому и другому.
Именно поэтому ее следует направлять. Направленность техники не может быть выведена из самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техникой.
Техника господствует только над механизмами, над безжизненным, универсальным.
Во власти техники всегда лишь механически постигаемое. Она преобразует свой предмет в механизм, а тем самым в аппарат и машину. Техника ограничена тем, что она заключена в сфере безжизненного. Воздействовать на живое может лишь в том случае, если она оперирует им как чем-то, превратившимся в неживое.
Техника всегда связана с ресурсами и видами энергии, которые ограничены. Техника нуждается в ресурсах и в энергии, которыми она оперирует. Поскольку то и другое дано человеку в ограниченном количестве, техника использует то, что восстановить она уже не может. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом.
Люди должны хотеть служить технике. То, чего человек требует в силу самой своей природы, становится решающим, когда достигается граница, за пределами которой он отказывается жить или, рискуя жизнью, восстает. Тогда либо нарушается действие технического механизма, либо сам механизм разрушается.
Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью и ее характер определен ее концом. Время от времени делаются новые открытия, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшим открытиям, о возможности которых раньше и не подозревали и для которых прежние открытия служили предпосылками. К подобным открытиям нового типа относится дизельный двигатель, а в наши дни – атомная энергия. Граница этого продвижения окажется достигнутой, вероятно, тогда, когда все доступное человеку будет открыто.
1.4 Тенденции развития современной техники
Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.
Развитие функций техники – это развитие функций человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых нет у человека, то это будет уже не техника.
Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый – это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автоматизированного производства.
Автоматизированное производство существует пока скорее гипотетически, и каким должно быть автоматическое производство – это вторая и наиболее сложная сторона развития современной техники.
Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических
объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:
· тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек-природа;
· усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники;
· качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.
II. Технология и ее связь с техникой
2.1 Определения технологии
Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»
Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология- совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».
Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).
В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е. до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду «совокупность методов изготовления продукции», «способы воздействия на сырье соответствующими орудиями производства» или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.
Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в конечном итоге, к метафизике, техницизму.
При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.
Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.
2.2 Эволюция понятий «технология» и «техника»
Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И.А.Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.
В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».
Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено.
Например, в работе П.К.Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г. Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.
В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.
Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:
· при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;
· для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;
· субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;
· содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.
Периоды развития понятий «техника» и «технология»
Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».
(начало XIX в. – третья четверть XIX в.) Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.
(третья четверть XIX в. – конец XIX в.) Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
(конец XIX в. – первая четверть XX в.) Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.
(вторая четверть XX в.) Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.
(третья четверть XX в.) Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.).
Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…».
(последняя четверть XX в.) Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.
Подписи к слайдам:
Техника
От греч. «tehne» - ремесло, искусство, мастерство.Это совокупность приемов и правил выполнения чего-либо;Это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире
Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления изменений самого себя
В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в 2 значениях:- «совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» и- «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо»
«Техника» рассматривается с 3 сторон:- как искусственная мтериальная система;- как средство деятельности;- как определенные способы деятельности
История техники
В античности понятие « технэ» включает и технику, и техническое знание, и искусство, но не включает теорию. В античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности
История техники
В средние века вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – напр., какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.В эпоху Возрождения изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней культуры Ренессанса.
История техники
В науке Нового времени происходит стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета; выдвигается идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники
Тенденции развития современной техники
Выделяют 2 взаимообусловленных аспекта развития современной техники:1) атоматизация существующего производства;2) каким должно быть автоматическое производство
Основные взаимообусловленные закономерности изменений системы технических объектов:
1) тенденция и усиление степени опосредования в отношении человек-природа;2) усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники;3) качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов
Технология и ее связь с техникой
Большая Советская Энциклопедия: «Технология - совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д.; научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы, сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса; описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»
Авторы политехнического словаря:
«Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции; наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».
В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).
Эволюция понятий «технология» и «техника»
Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – в 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И.А.Двигубского
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания.
Из этого можно сделать вывод:
при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя; для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними; субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система; содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.
Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология»
(начало XIX в. – третья четверть XIX в.) проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.(третья четверть XIX в. – конец XIX в.) распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
(конец XIX в. – первая четверть XX в.) господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.(вторая четверть XX в.) возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.(третья четверть XX в.) Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). (последняя четверть XX в.) Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению композиции "Лотос" в технике "модульное оригами"
Этот мастер-класс может быть использован при работе как с детьми, так и с педагогами. В зависимости от категории обучаемых (педагоги или дети) могут быть разными задачи.Задачи для педагогов: Повышение...
мастер-класс "Кукольная сказка"(куклы: "Десятиручка", "Филимоновская", в технике -модульное оригами)
Давайте оглянемся назад, в прошлое, и мы увидим, что кукла - это та игра, в которую человечество играло еще в пору своего детства. Кто и когда сотворил первую куклу? Кто вдохнул в нее жизнь? И зачем? ...
Мастер-класс по изготовлению подснежников в технике модульного оригами
Ранней весной распускаются первые цветы - подснежники. Хотите подарить их мамам на 8 Марта? Я вас с удовольствием научу их делать своими руками....
Разработка занятия по изготовлению плоской фигурки в технике модульного оригами "Рыбка скалярия"
Презентация, которая может быть использована как подробная технологическая карта для изготовления плоской фигуры в технике модульного оригами...
Методическое пособие по модульному оригами поэтапное выполнение «Павлин с ажурным хвостом»
Методическое пособие по модульному оригами поэтапное выполнение«Павлин с ажурным хвостом...
Открытка с цветком в технике модульного оригами.
В данной работе представлены развёрнутый план занятия по складыванию цветка в технике модульного оригами по схемам и проявляя фантазию, сборке модулей для украшения открытки и презентация к заня...
Мастер-класс на тему "Изготовление стрекозы в технике модульного оригами"
Мастер-класс по изготовлению стрекозы в технике модульного оригами рекомендован для руководителей объединений по работе с бумагой, также может быть использован в школе во внеурочной деятельности...