Поурочное планирование уроков СБО "Форма бращения к старшим и сверстникам в различных ситуациях (при встрече, при расставании)", 5 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
В помощь молодым педагогам
Скачать:
Предварительный просмотр:
СБО 5 класс Дата проведения:__________
Тема урока: Формы обращения к старшим при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим.
Цель урока: закрепить и углубить правила о вежливости, учить детей употреблять различные формы словесной вежливости (при встрече, обращении с просьбой, вопросом)
Оборудование: материал инсценировок, презентация, словарные слова –культурный человек, скромность, этикет.
Ход урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы урока.
- Обобщение теоретических сведений
1.Вопросы:
-Знаете ли вы, что значит быть вежливым?
-Какого человека вы считаете вежливым?
-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Почему вы так думаете?
2. Инсценирование стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?»
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
-Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
-Извините, я немного опоздал.
-Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков.
-Извините, -шепчет Витя, - Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
-Ребята, что бы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?
3. Вывод: (с использованием презентации)
Культура общения основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времён средневековья эти правила именуются – этикетом.
Этикет определяет. Как спорить, не задевая чувств собеседника; как вести себя за столом. Какие дарить подарки и так далее. Поэтому само знание правил этикета недостаточно для того. Чтобы считаться культурным человеком.
В.А. Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях.
Знайте, что существует граница между тем, чего вам хочется, и тем, что можно.
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
4. Чтение и обсуждение стихотворения «Дорогие слова» А. Шибаева:
Дядя Саша огорчён. Рассказал он вот о чём…
-Видел Настю я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка
Настя ходит в пятый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова… (здрасте)
А слово-то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была!
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте- зря от Вити
Ждал я слово… (извините…).
А слово-то какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада.
Я портфель ей подарил, Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы (спасибо),
А слово-то какое – очень дорогое!
Вопрос: -Почему надо быть вежливым?
Вывод:
Только к вежливому. Воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме, бабушке приготовить завтрак и накрыть стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях и готов им помочь. И это правильно: все люди помогают друг другу, трудятся друг для друга.
- Практическая работа. Употребление «вежливых слов» при общении.
Вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например. Просите папу починить велосипед.
1.Анализ речевой ситуации, описанный И. Кашежевой:
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье:
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому.
Подружке по школе,
По классу шестому,
Шепчу тёте Рите.
Позвав её в угол:
«Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигрёнка полосатого,
Удивлённого, смышленого, усатого!»
В школу нас бы провожал он
И с работы нас встречал бы,
Встречал дядю Колю,
Подружек по школе,
По классу шестому,
Встречать успевал бы
И маму и папу
И мне подавал бы по-дружески лапу.
«Подарите мне тигрёнка полосатого…»
-О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?
(В этот день каждый мечтает получить что-то очень хорошее, интересное)
-Но подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашённых на твой праздник приносить определённый подарок (Говорить «Купите мне куклу, машину и т.д.»)
-Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?
2.Вежливых слов. Которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много, и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них:
-С какими вежливыми словами вы встретитесь в стихотворении Л. Татьяничевой?
-Сколько просьб начинается с «Будьте добры»?
«Скажите, который час?»
«Прочтите, глаза у меня стары…»
«Будьте добры», «Очень прошу»
3.Разыгрывание речевых ситуаций:
а) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый журнал «Куклы Винксы»?
б) школьная буфет
Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;
в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.
Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались «Вежливыми словами» при обращении с просьбой.
4. Анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения:
а) Послушайте стихотворение А. Барто.
-Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном:
Его зовут…, а впрочем лучше
Мы здесь его не назовём,
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «Здравствуй» говорит.
А вместо слова «До свиданья»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошёл… пока! Всего!»
-Какие слова приветствия и прощания вы употребляете?
-Кого можно приветствовать словами «Здорово»!, «Привет!»?
-Кому вы можете сказать при прощании «Пока!»?
5. Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.
а) Ты идёшь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановились. Надо ли поздороваться и тебе
б) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
в) С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в сквере, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
г) Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет»?
д) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович».
-Не скажите ли вы, какая допущена ошибка?
-А может быть всё в порядке?
- Итог урока.
Вы показали себя воспитанными детьми.
Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «вежливые слова».
Послушайте стихотворение Г. Остера и скажите, серьёзный или шуточный ответ даёт вам поэт. А может вы напишите стихотворение и в нём дадите серьёзный совет вашим друзьям? Попробуйте!
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «Спасибо»
Никому не говори.
Отвернись м и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Вопрос:
-Какого человека можно считать Воспитанным?
Предварительный просмотр:
8 класс Дата проведения__________
Тема урока: Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Заочная экскурсия на автовокзал.
ОБЖ. Транспортный терроризм.
Цель урока: дать представление о назначении междугороднего автотранспорта; познакомить с основными маршрутами, расположением мест в автобусе; формировать умение пользоваться схемой автобусных маршрутов, расписанием; покупать билеты, обращаться за справкой.
Оборудование: схема движения автобусов Краснодар - Медвёдовская, макет междугороднего автобуса и схема расположения мест в нём; образцы автобусных билетов на карточках, карточки «Служба вокзала».
Ход урока
- Оргмомент.
- Повторение теоретических сведений:
-Какие виды транспорта вы знаете?
-Какие из них можно использовать только в городской черте?
-Какими видами транспорта можно воспользоваться для междугородных поездок?
-Каким видом транспорта мы пользуемся, когда собираемся поехать в Краснодар?
- Изучение нового материала.
- Объявление и запись темы.
- Краткая беседа учителя.
- Работа со схемой движения междугородных автобусов:
-рассматриваем схему;
-находим свой город. Прослеживаем маршруты, которые через него проходят.
- Работа с расписанием (проводится параллельно со схемой).
-В какие населённые пункты ходят автобусы из Тимашевска?
-Определите какой пункт самый ближний?
-Какой пункт самый дальний?
-Как вы это узнали?
-Посмотрите
- Работа с макетом автобуса. Как вы думаете. Автобус какой марки перед вами? Рассмотрим схему расположения мест в автобусе:
-Сколько всего мест в автобусе?
-Какие места чётные или нечётные) у окон?
-Какие места возле прохода?
-Как вы думаете. Какие места удобнее?
-Чем удобнее?
- Работа с карточками, с образцами билетов на междугородные автобусы, ответы на вопросы, помещенные в карточках.
- Работа с карточками служб вокзала
-Где покупают билет?
-А если билет нужен не на сегодня, а через два дня?
-Где можно оставить вещи на некоторое время, если нужно отлучиться?
-Почему нельзя оставлять вещи у скамейки, надеясь на совесть сидящих?
-Где можно перепеленать грудного ребёнка?
-Где можно получить справку?
- Сюжетно-ролевая игра
Выставляются таблички с заданиями (Ситуациями). Школьники ищут самостоятельные решения.
- Обобщение по уроку.
- Итог урока.
№2
- Оргмомент.
- Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии
Сегодня у нас экскурсия на автовокзал. Нам нужно будет узнать, автобусами каких маршрутов можно добраться до автовокзала, узнать расписание, расположение служб вокзала и предприятий бытового обслуживания на его территории; познакомиться с правилами пользования камерой хранения.
Вывешивая схему городских автобусных маршрутов, показываю остановку «Автовокзал». Определяем, какие автобусы нам подойдут.
- Повторение правил поведения в транспорте, общественных местах, правил дорожного движения для пешеходов.
- Собственно экскурсия
В ходе ее дети выполняют поручения переписать графики работы отдельных касс, номера автобусов, уточнить время работы камер хранения. Кафе.
- Заключительная беседа. Проводится уже в классе по итогам экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Поурочное планирование уроков математики в 9 классе
Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др. геометрия - Л.С.Атанасян...
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....
Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)
Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Поурочное планирование уроков СБО,9 класс
В помощь молодым педагогам...
Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе
Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе...