Программа кружка "Хозяюшка"
рабочая программа по технологии по теме
В современной жизни, когда международное сотрудничество приобретает все большую значимость, когда люди, проживающие в разных странах, имеют возможность общаться друг с другом, повышается интерес к национальной самобытности.Программа разработана для двух возрастных групп – младшей (5 – 6 класс) и старшей (7 – 8 класс). Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю) для каждой возрастной группы. Занятия рассчитаны на два года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_hozyayushka.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 54
Программа кружка «Хозяюшка»
Выполнила
учитель технологии
Луковникова Ю.Г.
Нижний Новгород
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка……………………………………………………………...2 - 4
Учебный план………………………………………………………………………………4
Методические рекомендации……………………………………………………….5 - 7
Учебно – материальное обеспечение программы………………………………8 - 9
Учебно –тематическое планирование программы (по группам)…………10 - 11
Содержание программы по блокам………………………………………….…12 - 17
Ожидаемые результаты………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………..19
Приложения………………………………………………………………………………20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной жизни, когда международное сотрудничество приобретает все большую значимость, когда люди, проживающие в разных странах, имеют возможность общаться друг с другом, повышается интерес к национальной самобытности.
Нижегородская область - один из ведущих центров современного народного декоративно - прикладного искусства, родина многих художественных промыслов. Такие традиционные центры народного искусства как Городец, Хохлома, Павлово, Балахна и другие издавна снабжали многие губернии России крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями, неповторимой золотной вышивкой.
Занятия в кружке «Хозяюшка» ориентированы на сохранение национальной культуры, традиций преемственности поколений, влияют на формирование художественных вкусов.
Главной целью занятий является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Основные задачи курса:
- духовно – эмоциональное обогащение личности;
- формирование эстетического восприятия;
- привитие интереса и любви к декоративно – прикладному искусству, воспитание уважительного отношения к человеку – творцу;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей;
- знакомству с художественными традициями народов нашей страны;
- развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
Необходимость создания программы объясняется недостаточным программным обеспечением дополнительного образования и образовательной области «Технология».
При разработке данной программы учитывались:
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999г. № 56.)
- Программа Технология: программы начального и основного общего образования. М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2010.
- методические рекомендации к учебникам (с 5 по 9 кл.) под ред. Симоненко В.Д., М., «Вентана-Граф», 2007г.
- Программа Технология: Программа. 5-8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005. И.А.Сасова, А.В.Марченко
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. М.: «Просвещение», 1992 год.
- Программы для внешкольных учреждений «Культура быта».
М.: «Просвещение», 1986 год.
Программа разработана для двух возрастных групп – младшей (5 – 6 класс) и старшей (7 – 8 класс). Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю) для каждой возрастной группы. Занятия рассчитаны на два года обучения. Учащиеся старшего звена, желающие продолжить обучение в кружке занимаются по индивидуальной программе.
Достижение целей и решение задач предполагается решать посредством использования элементов метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые игры, обсуждения и дискуссии, работа в группах, создание благоприятной среды для исследования, обеспечения межпредметных связей, взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
В программу включены следующие блоки:
- Ручная вышивка и аппликация.
- Вязание крючком.
- Мягкая игрушка.
Блок «Ручная вышивка и аппликация» рассчитан на 20 часов для младшей возрастной группы и 15 часов для старшей возрастной группы и включает темы по материаловедению, цветоведению. На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивания Нижегородской области, посещение музея и центров художественных промыслов.
С учетом возрастных особенностей предполагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Блок «Вязание крючком» рассчитан на 15 часов для старшей возрастной группы. Блок включает знакомство с историей ручного художественного вязания, ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Девушки учатся подбирать крючок в соответствии толщиной нити, читать записи узора вязания, основным приемам вязания.
Блок «Мягкая игрушка» рассчитан на 10 часов для младшей возрастной группы. Учащиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, отрабатывают навыки шитья простейшими швами, развивают фантазию, творческое воображение.
Большое значение придается выполнению на практике общественно-полезной работы, т.е. изготовлению изделий для выставок; оформлению кабинета и школы; изготовлению подарков и сувениров; изделий для продажи на ярмарках.
Ожидаемые результаты:
МЛАДШАЯ ГРУППА
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ»
- Учащиеся должны уметь зарисовывать традиционные орнаменты вышивки Нижегородского края;
- Подбирать материалы и инструменты для вышивки;
- Переводить рисунок на ткань;
- Закреплять рабочую нить на ткани без узла;
- Выполнять узоры вышивки различными видами швов (тамбурным, узелками, петельками и полупетельками вприкреп);
- Обрабатывать срезы изделия различными способами;
- Выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой;
- Ухаживать за изделиями с отделкой вышивкой.
БЛОК «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
- Учащиеся должны уметь применять ручные и машинные швы для изготовления игрушек;
- Выполнять выкройки - лекала игрушки;
- Увеличивать и уменьшать выкройки выбранной модели;
- Раскраивать детали игрушки;
- Сметывать и стачивать детали игрушки;
- Крепить фурнитуру.
СТАРШАЯ ГРУППА
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ»
- Учащиеся должны уметь зарисовывать характерные орнаменты вышивки различных регионов;
- Сочетать аппликацию с различными видами вышивки;
- Выполнять отделку изделия бисером, блестками, тесьмой;
- Обрабатывать края рисунка;
- Выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией, бисером, блестками и ухаживать за этими изделиями.
БЛОК «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
- Учащиеся должны уметь подбирать материалы и инструменты для вязания крючком;
- Выполнять записи узоров для вязания с помощью условных обозначений;
- Рассчитывать количество пряжи для изготовления изделия;
- Составлять простейшие выкройки изделия.
- Вязать простые изделия крючком;
- Крепить фурнитуру;
- Выполнять окончательную отделку изделий.
- Ухаживать за изделиями связанными крючком.
Подведение итогов работы кружка проводится на школьной выставке декоративно – прикладного творчества, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковца, содержание, трудоемкость, качество, художественная ценность работы. Участники выставки получают дипломы и грамоты.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Наименование блоков. | Количество часов. |
Младшая группа | Старшая группа |
Введение. | 3 ч. | 3 ч. |
Ручная вышивка и аппликация. | 19 ч. | 15 ч. |
Вязание крючком. | - | 15 ч. |
Мягкая игрушка. | 11ч. | - |
Итоговое занятие. | 1 ч. | 1 ч. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предлагаемая программа направлена на воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда, применять знания, навыки и информацию в технологической деятельности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу содержания программы заложена технология деятельности.
В основе программы лежат основные дидактические принципы: научности обучения; систематичности и последовательности знаний; доступности и посильности; наглядности; сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения; прочности знаний учащихся; связи теории с практикой, обучения с жизнью; оперативности знаний учащихся; историзма.
Согласно предлагаемой программе, основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность, на овладение общетрудовыми умениями и навыками, и лишь 25 - 30% на усвоение теоретических знаний.
При этом используются разнообразные методы обучения. Для сообщения информации применяются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой, работа с инструкционными и технологическими картами, журналами по рукоделию, демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности, демонстрация кино и видеофильмов. По всем изучаемым блокам программы разработаны инструкционные карты. Собранную информацию учащиеся могут использовать при написании рефератов и творческих проектов.
Репродуктивные методы применяются в основном для приобретения и усвоения учащимися навыков и умений: упражнения, инструктаж.
Поисковый, проблемный метод и метод исследований способствуют формированию творческой личности.
Определенное место в данной программе уделяется проектному методу обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию учащихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов. Анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн изделий. Действия учащихся носят преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала, самостоятельности, настойчивости в достижении своей цели. Учащиеся выполняют упражнения на дизайн – анализ изделий, детальную проработку и т.д.
Работа в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие трудовой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, свободу в выражении идей и их отстаивании. У учителя появляется возможность дифференцированного подхода к учащимся. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой деятельности и полнее учесть интересы учащихся.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть объемными и трудоемкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия, выполняемые группами по 5 – 10 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст, навыки и способности каждого ребенка.
Интегративный характер занятий предполагает, что учащиеся используют и применяют знания, полученные из других учебных дисциплин – изобразительного искусства, черчения, биологии, экономики.
Учащиеся с первых занятий учатся соблюдать технологическую последовательность, порядок работы, пользоваться инструкционными картами, наглядными пособиями, журналами по рукоделию, дополнительной литературой. У учащихся необходимо выработать навыки планирования, умения соотносить предстоящий объем работы и отведенное на него время. Считаю необходимым, чтобы учащиеся доводили работу до конца, т.к. только завершенная работа может быть фундаментом для дальнейшего развития, готовит к выполнению более сложных видов работ. При этом выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс.
Программа имеет социально-утилитарную направленность, т.е. практические занятия не сводятся лишь к выполнению технических образцов, учащиеся выполняют готовые изделия для украшения быта интерьера, одежды.
Особое внимание на занятиях я уделяю формированию нравственных качеств личности таких как: трудолюбие, ответственность, творческая активность, доброжелательность.
Процесс формирования нравственных качеств, связан с накоплением опыта отношений в школьном коллективе и в семье. Большое внимание необходимо уделять работе с родителями учащихся. В начале каждого учебного года я выхожу на родительские собрания в классы, и рассказываю о целях, задачах, планах на предстоящий год. А в конце учебного года для родителей устраиваются выставки работ детей. Родители оказывают помощь в укреплении материальной базы кабинета. Это проявляется не только в приобретении необходимых для занятий материалов и оборудования. Родители приносят в школу старинные вышивки, рисунки и узоры для рукоделия, из которых девушки могут почерпнуть оригинальные идеи для создания интересных, современных изделий.
Эстетическое воспитание также занимает большое место в программе. Изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью. На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.
Эти знания кружковцы получают посредством анализа изделий прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях по - разному выраженных в каждом регионе.
Развитию творческой активности учащихся, воспитанию уважения к национальной самобытности способствует работа с дополнительной литературой, журналами по рукоделию, изучение творчества известных мастеров, историей развития художественных промыслов нашей области.
Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно – прикладного искусства Нижегородской области, посещение музея и центров художественных промыслов.
Таким образом, предлагаемая программа будучи направленной на формирование прикладных технологических навыков, органически связана со всем процессом обучения в школе и содержит в себе также элементы общего развития, а также эстетического и нравственного воспитания.
УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Занятия кружка «Хозяюшка» проводятся на базе кабинета «Обработки материалов».
Кабинет оборудован в соответствии с предъявляемыми санитарно – гигиеническими требованиями.
Кабинет светлый, удобный, его художественное оформление отличается эстетичностью и индивидуальностью. Рабочие столы, швейные машины размещены с учетом санитарно-гигиенических требований. Есть все необходимые материалы и инструменты для выполнения любого вида рукоделия. Для успешного усвоения материала имеются в наличие наглядные и методические пособия: чертежи, таблицы, готовые изделия, книги, журналы, технологические карты, раздаточный материал и т.д.
В кабинете имеется литература и альбомы по различным видам рукоделия, истории моды и костюма. Весь материал систематизирован по блокам обучения и оформлен в картотеку. Для выполнения экономических расчетов имеется справочная литература. Кабинет оборудован кинопроектором и экраном для демонстрации кинофильмов, имеется небольшая фильмотека с учебными фильмами.
С подробными данными об оборудовании кабинета можно ознакомиться в таблице.
Оборудование кабинета «Обработки материалов».
№ | Наименование оборудования | Кол-во (шт) |
1 | шкаф для одежды | 2 |
2 | шкаф витрина | 3 |
3 | рабочие столы для учащихся | 11 |
4 | стулья для учащихся | 22 |
5 | стол для раскроя | 1 |
6 | гладильная доска | 1 |
7 | утюг электрический | 1 |
8 | примерочная с зеркалом. | 1 |
9 | швейные машины с ножным приводом | 5 |
10 | швейные машины с электроприводом «Ganome» | 2 |
11 | швейные машины с ручным приводом | 1 |
12 | манекены | 2 |
13 | швейная машина промышленная | 1 |
Художественная обработка материалов. Рукоделие.
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Инструкционные карты. |
Техника безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами. (комплект на каждую парту) |
Виды ручных швов (комплект на каждую парту) |
Украшающие швы (комплект на каждую парту) |
Плакаты и таблицы. |
Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг |
Таблица сочетаемости цветов | Таблица сочетаемости цветов | Таблица сочетаемости цветов |
Книги, альбомы, журналы |
Альбом по истории вышивки | Схемы для вязания крючком | Схемы для плетения кружев из тесьмы-сороконожки | Журналы «Лена», «Анна», |
Лоскутная пластика | Альбом «Образцы вязания на спицах» | Альбом «Машинная вышивка» | Схемы для вышивки |
Схемы для вязания на спицах | Схемы для машинной вышивки | Журналы по рукоделию |
Журналы «Лена», «Анна», | Журналы «Лена», «Анна», | Журналы «Лена», «Анна», | Жукова О. «Бисерное рукоделие»; М., «Москва» 2004г. | Жукова О. «Бисерное рукоделие»; М., «Москва» 2004г. |
Схемы для вышивки: Тамбур (цветы) Тамбур (техника) | Схемы для вышивки: Владимирские швы | Схемы для вязания крючком | Фурлетова О.И. «Машинная вышивка»; М., 2000г. | Красичкова Е. «Художественное вышивание» Минск, Государственное издательство БССР, 1959г. |
Перевезенцева Л.Н. «Рисунки для ручной и машинной вышивки», М., 1991г. | Перевезенцева Л.Н. «Рисунки для ручной и машинной вышивки», М., 1991г. |
Жукова О. «Лоскуток к лоскутку»; М., «Знание» 2005г. | Власенко О.П. «Русские фольклорные традиции»; Волгоград, «Учитель» 2008г. | Уткина Т. «Чудесные кружева»; М., «Эксмо» 2003г. | «Эксклюзивные открытки» М., Арт – Пресс книга 2010г. | Схемы и рисунки: Гладь Ришелье |
Дильмон Т. «Полный курс женских рукоделий»; М., «Эксмо» 2004г. |
Диски, компьютерные презентации. |
Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. |
Балахнинское кружево | Балахнинское кружево |
Кружевоплетение |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
№№ занятий. | Название темы | Кол-во часов |
1.Введение. | 3ч. |
1.1. | Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1 |
1.2.- 1.3. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2 |
2.Вышивка. | 20 ч. |
2.1. | История русской вышивки. Символика вышивки. | 1 |
2.2. | Инструменты и приспособления для вышивки | 1 |
2.3. | Выбор ниток и ткани | 1 |
2.4. | Орнамент в вышивке. Цвет в вышивке. | 1 |
2.5. | Подготовка к вышиванию (упражнения). | 1 |
2.6.-2.8. | Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | 3 |
2.9. | Сборка игольницы. | 1 |
2.10. | Изготовление салфетки. Выбор рисунка. | 1 |
2.11. | Перевод рисунка на ткань. | 1 |
2.12.-2.16. | Вышивка салфетки тамбурным швом, узелками, петельками и полупетельками вприкреп. | 5 |
2.17.-2.18. | Обработка углов салфетки. | 2 |
2.19. | Обработка срезов салфетки. | 1 |
2.20. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
3.Мягкая игрушка. | 10ч. |
3.1. | История игрушки. | 1 |
3.2. | Швы, применяемые для изготовления игрушек. | 1 |
3.3. | Правила увеличения и уменьшения выкройки. | 1 |
3.4. | Выбор модели. Выполнение выкроек. | 1 |
3.5. | Раскрой игрушки. | 1 |
3.6.-3.9. | Пошив игрушки. | 4 |
3.10. | Сборка и оформление игрушки. | 1 |
4.Итоговое занятие. | 1ч. |
4.1. | Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 1 |
ИТОГО: | 34ч. |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
№№ занятий. | Название темы | Кол-во часов |
1.Введение. | 3ч. |
1.1. | Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1 |
1.2.- 1.3. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2 |
2.Вязание крючком. | 15ч. |
2.1. | История развития художественного вязания. Изделия, связанные крючком в современной моде. | 1 |
2.2. | Инструменты и материалы для вязания крючком. Правила безопасной работы при вязании. | 1 |
2.3. | Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании. | 1 |
2.4. | Приемы работы, правильное положение рук. | 1 |
2.5. - 2.6. | П.р. «Выполнение образцов (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.)». | 2 |
2.7. - 2.8. | Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | 2 |
2.9. | Выбор модели изделия (сувениры, украшения, игрушки). | 1 |
2.10.- 2.13. | Вывязывание изделия. | 4 |
2.14 - 2.15. | Окончательная обработка изделия. Уход за вязаными изделиями. | 1 |
3.Вышивка. | 15 ч. |
3.1. | Понятие о композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе, квадрате, прямоугольнике. | 1 |
3.2. | Вышивка народов Севера, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.3. | Вышивка южных регионов России, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.4. | Владимирская вышивка, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.5. | Сочетание вышивки с различными видами аппликации. Подбор фурнитуры в зависимости от назначения, модели и ткани. | 1 |
3.6. | Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. | 1 |
3.7. | Выбор и разработка узора для вышивки (гладь, крест, бисер и др.) в сочетании с аппликацией. | 1 |
3.8. | П.р. «Перевод рисунка на ткань». | 1 |
3.9. – 3.14. | Выполнение композиции (по выбору учащихся) | 6 |
3.15. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
4.Итоговое занятие. | 1ч. |
4.1. | Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 1 |
ИТОГО: | 34ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО БЛОКАМ
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ» - 15 часов.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Понятие о композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов. | 1ч. | Основные правила построения общей композиции. Особенности композиции плоскостного изделия. Понятия пропорции, ритма, симметрии, колорите. | Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе, квадрате, прямоугольнике. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Вышивка народов Севера. | 1ч. | История и быт народов Севера. Характерная вышивка «роспись». Цветовое решение вышивок. Особенности орнамента, техники исполнения вышивок. | Зарисовка характерного орнамента народов Севера. |
Вышивка народов Поволжья. | 1ч. | Вышивка народов Поволжья (чувашская, мордовская, марийская). Цветовое решение вышивок. Особенности орнамента, техники исполнения вышивок. | Зарисовка элементов характерного орнамента. |
Вышивка южных регионов России. | 1ч. | Вышивка южных регионов России. Особенности орнамента, техники исполнения. Сказочные и местные мотивы в вышивке. | Зарисовка элементов характерного орнамента |
Сочетание вышивки с различными видами аппликации. | 1ч. | Значение аппликации в старинной народной вышивке. Сочетание аппликации с различными видами вышивки (бисером, блестками, вышивкой гладью, крестом и др.) | Подбор фурнитуры в зависимости от назначения, модели и ткани. |
Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. | 1ч. | Различные способы прикрепления Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. Сочетание с другими швами (гладь, роспись, аппликация, стебельчатый шов и др.), позволяющим создать разнообразную фактуру узора и всего изделия. | Прикрепление бисера, блесток, тесьмы различными способами. |
Выбор и разработка узора для вышивки (гладь, крест, бисер и др.) в сочетании с аппликацией. | 1ч. | Анализ образцов вышивок, моделей из журналов по рукоделию. Подбор узора исходя из наличия материалов. | Зарисовка узора для вышивки, его детальная проработка. |
Перевод рисунка на ткань | 1ч. | Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, на просвет, перестрочкой, припорохом). Выбор одного из способов перевода рисунка на ткань. Определение места вышивки на изделии. | Перевод рисунка на ткань. |
Выполнение композиции. | 7ч. | Правила безопасной работы. Выполнение узора вышивки с элементами аппликации различными способами (по выбору учащихся). Особенности работы на тонких тканях. Особенности обработки края у осыпающихся и не осыпающихся тканях. | Выполнение узора вышивки с элементами аппликации различными способами. |
Окончательная обработка изделия. | 1ч. | Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки изделий из разных тканей. Уход за изделиями с отделкой вышивкой, бисером, блестками, тесьмой. | Обработка изделия после вышивки. |
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ» - 20 часов.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История русской вышивки. Символика вышивки. | 1ч. | Вышивка как один из древних видов декоративно – прикладного искусства. История русской вышивки. Вышивка в народном костюме. Традиции Нижегородского края в вышивке. Символика русской вышивки. | Зарисовка символов русской вышивки. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Инструменты и приспособления для вышивки | 1ч. | Инструменты и приспособления, применяемые для вышивки (иглы, пяльца, ножницы). Правила безопасной работы. |
Выбор ниток и ткани | 1ч. | Виды тканей для вышивки. Подбор игл и ниток для вышивки. Правила отрезания нитки, заправки ткани в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе. | Заправка ткани в пяльцы. Закрепление рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе. |
Орнамент в вышивке. Цвет в вышивке. | 1ч. | Композиция в вышивке. Растительный и геометрический орнамент в вышивке. Цветовое решение вышивок. | Зарисовка традиционных орнаментов вышивки Нижегородского края. |
Подготовка к вышиванию. | 1ч. | Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы. Технология выполнения простейших ручных швов (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку и др.) | Выполнение образцов вышивки на лоскутах ткани простейшими швами. |
Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | 3ч. | Разметка узора. Обработка срезов игольницы петельным швом. Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. |
Сборка игольницы. | 1ч. | Выкраивание прокладочного материала. Способы сборки. Окончательная обработка изделия. | Сборка игольницы. |
Изготовление салфетки. | 1ч. | Анализ моделей вышивок из журналов по рукоделию. Выбор рисунка. Определение места вышивки на изделии. | Зарисовка узора для вышивки, его проработка. |
Перевод рисунка на ткань. | 1ч. | Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, на просвет). Выбор одного из способов перевода рисунка на ткань. | Перевод рисунка на ткань. |
Вышивка салфетки тамбурным швом, узелками, петельками и полупетельками вприкреп. | 5ч. | Выполнение узора вышивки различными способами (по выбору учащихся). Особенности работы с льняными тканями. | Выполнение узора вышивки различными видами швов (тамбурным, узелками, петельками и полупетельками вприкреп). |
Обработка углов салфетки. | 2ч. | Правила обработки углов салфетки. Способы обработки углов салфетки. Обработка углов «салфеточкой». | Обработка углов изделия способом «салфеточка». |
Обработка срезов салфетки. | 1ч. | Способы обработки срезов салфетки. Обработка срезов «швом вподгибку с закрытым срезом». Отделка срезов декоративными швами. | Обработка срезов «швом вподгибку с закрытым срезом». Отделка срезов швом «шнурочек». |
Окончательная обработка изделия. | 1ч. | Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной обработки изделий из льна. Уход за изделиями с отделкой вышивкой. | Окончательная обработка изделия. Правила стирки и ВТО вышитых изделий. |
БЛОК «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ» - 15 часов.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История развития художественного вязания. Изделия, связанные крючком в современной моде. | 1ч. | История развития художественного вязания. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания крючком. Изделия, связанные крючком в современной моде. | Дизайн – анализ вязаных изделий. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Инструменты и материалы для вязания крючком. Правила безопасной работы при вязании. | 1ч. | Правила безопасной работы при вязании. Инструменты и материалы для вязания крючком. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки для вязания, их свойства. | Выбор номера крючка в зависимости от толщины ниток, назначения изделия, узора. |
Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании. | 1ч. | Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Чтение схем вязания из журналов по рукоделию. | Разбор схем вязания из журналов по рукоделию. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. |
Приемы работы, правильное положение рук. | 1ч. | Правильное положение рук во время работы. Приемы работы крючком. | Освоение приемов начала вязания. Вывязывание цепочки из воздушных петель. |
Выполнение образцов6 столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др. | 2ч. | Технология выполнения различных приемов вязания. Приемы вязания в начале и окончании рядов. Выполнение образцов: столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др. | Освоение приемов вязания столбиком без накида, столбиком с накидом, полустолбиком. |
Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | 2ч. | Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Убавление и прибавления петель. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | Вязание образцов круга, квадрата, пятигранника. |
Выбор модели изделия (сувениры, украшения, игрушки). | 1ч. | Выбор модели изделия. Правила составления выкройки. Подбор пряжи и крючка для вязания. Способы расчета количества пряжи для изготовления изделия. | Составление выкройки изделия. Подбор пряжи и крючка для вязания. Расчет количества пряжи для изготовления изделия. |
Вывязывание изделия. | 4ч. | Вывязывание деталей сувенира. Особенности вязания из нитей бывших в употреблении. Обвязка контура деталей «рачьим шагом». | Вывязывание деталей изделия. Обвязка контура деталей «рачьим шагом». |
Окончательная обработка изделия. | 2ч. | Способы и приемы отпаривания деталей. Правила соединения деталей. Трикотажные швы. Украшение вязаных изделий бусинами, стразами, бисером и т.д. Правила крепления фурнитуры. Уход за вязаными изделиями. Стирка, ВТО. | Соединения деталей сувенира. Украшение изделия бусинами, стразами, бисером и т.д. |
БЛОК «МЯГКАЯ ИГРУШКА» - 10 часов.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История игрушки. | 1ч. | История русской народной игрушки. Традиции швейной игрушки в народном декоративном творчестве. Современная игрушка и ее связь с народной. Инструменты и материалы для работы. | Дизайн – анализ готовых изделий. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Швы, применяемые для изготовления игрушек. | 1ч. | Ручные и машинные швы, применяемые для изготовления игрушек. Особенности выполнения швов на драпе, фетре, мехе и т.д. Правила подбора нитей и игл для работы. | Выполнение образцов ручных и машинных швов на драпе, фетре, мехе и т.д. Подбор нитей и игл для работы. |
Выбор модели. Выполнение выкроек. | 1ч. | Выбор модели изделия. Детальная проработка изделия. Выполнение выкроек - лекал игрушки. | Выполнение выкроек - лекал игрушки. |
Правила увеличения и уменьшения выкройки. | 1ч. | Правила увеличения и уменьшения выкройки. Способы увеличения и уменьшения выкройки. | Увеличение или уменьшение выкройки выбранной модели. |
Раскрой игрушки. | 1ч. | Особенности раскроя деталей из меха, драпа, сукна, фетра, войлока. | Раскрой деталей игрушки. |
Пошив игрушки. | 4ч. | Технологическая последовательность изготовления изделия. Сметывание и стачивание деталей игрушки. | Сметывание и стачивание деталей игрушки. |
Сборка и оформление игрушки. | 1ч. | Сборка деталей игрушки. Способы крепления деталей. Правила крепления фурнитуры. | Сборка деталей игрушки. Крепление фурнитуры. |
БЛОК «ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ» - 2 часа.
(МЛАДШАЯ И СТАРШАЯ ГРУППЫ)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 2ч. | Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. Награждение победителей и участников выставки грамотами и дипломами. |
БЛОК «ВВЕДЕНИЕ» - 3 часа.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1ч. | Задачи и план работы кружка на год. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками, утюгом. | Учащиеся должны знать:
|
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2ч. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества (ул. Большая Покровская). Знакомство с экспозицией, посвященной развитию декоративно – прикладного творчества народов населявших Нижегородскую губернию. |
БЛОК «ВВЕДЕНИЕ» - 3 часа.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1ч. | Задачи и план работы кружка на год. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками, утюгом. | Учащиеся должны знать:
|
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2ч. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества (ул. Большая Покровская). Знакомство с экспозицией, посвященной развитию декоративно – прикладного творчества народов Поволжья. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Безрукова В.С. «Педагогика. Проективная педагогика»; Екатеринбург 1996г.
2. «Большая Советская энциклопедия»; М.; 1977г.
3. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998г. №1236).
4. Воронин А.Б. «Игрушки связанные крючком»; М.; «Эксмо»; 2000г.
5. Дильмон Т. «Полный курс женских рукоделий»; М.; «Эксмо»; 2004г.
6. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. «Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки»; М.: «Просвещение», 2000 год.
7. Исламгулов Р.Ш. «Метод проектов при изучении народных ремесел»; М.; 1998г.
8. Климова. Н.Т. «Народная вышивка Горьковской области»; М; 1975г.
9. Любина Ю.Л. «Рукодельница»; М.; 1998г.
10.Ляукина М.В., Кузьмина М.А. «Основы художественного ремесла»; М.; 1999г.
11.«Народные художественные промыслы Горьковской области»; Горький 1986г.
12.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999г. № 56.)
13.Питт Дж., Гуревич М.И. «Проектный подход к обучению технологии: Из опыта средних школ Нижнего Новгорода»; журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» - №1 2000г.
14.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. М.: «Просвещение», 1992 год.
15.Программы для внешкольных учреждений «Культура быта»; М.: «Просвещение», 1986 год.
16.Программы общеобразовательных учреждений. Технология (Трудовое обучение) 1-4; 5-11кл. М., «Просвещение», 2000г.
17.Сорокина Л.М. «Учись вышивать»; Киев; 1988г.
18.Темерин С.М. «Русское прикладное искусство»; М.; 1960г.
19.Утевская Н.Э. «Вышивка»; М.; 1992г.
20.Уткин П.И. «Народные художественные промыслы»; М.; 1992г.
21.Уткина Т. «Чудесные кружева»; М.; «Эксмо»; 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...