История создания швейной машины
материал по технологии на тему

Мансурова Ирина Николаевна

Создание швейной машины - историческая справка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemnogo_istorii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кто подарил миру швейную машинку?

   Наверняка в некоторых домах сохранились тяжеловесные металлические конструкции – швейные машинки, на которых шили наши прабабушки. В движение механизм приводили либо вращением ручки, либо ножной педалью. Эти механические устройства кажутся сегодня громоздкими и неуклюжими, однако были исключительно надежны – работали без поломок многие десятилетия, а многие работают и сейчас.

   В наше-то время швейные машинки совсем другие: миниатюрные, работающие на электричестве и почти бесшумные, способные не только делать самые разные швы, но и вышивать. Самые совершенные из них теперь можно даже подключить к компьютеру и программировать швейные операции…

   И все-таки стоит повнимательнее присмотреться к допотопным прабабушкиным конструкциям. Если вдуматься, перед нами, без преувеличения, одно из самых великих изобретений человечества. Современные элегантные швейные машинки – лишь дальнейшее его развитие и совершенствование. А еще надо дать себе отчет вот в чем: это только с виду конструкция механической швейной машинки кажется достаточно простой и очевидной, а додуматься до этой простоты было очень нелегко. Для этого потребовались целые века и изобретательность, а  также  предприимчивость разных людей.

   Шитье, согласитесь, это одна из самых насущных потребностей человечества. Целые тысячелетия швеи вручную орудовали иголками с нитками, производя греческие хитоны, древнеримские тоги, средневековые камзолы, мушкетерские плащи и прочие самые разнообразные одежды. Кроме того, из их рук  выходили пышные наряды для знати и духовенства, роскошные королевские мантии, не говоря уж о постельном белье, а ведь еще были… корабельные паруса.

   Парусами, правда, занимались не швеи, а мужчины – парусных дел мастера. Но именно с парусами связана легенда о самой первой в мире швейной машине. Изобрели ее будто бы в Голландии, которая в  XVI – XVII  веках   была передовой морской державой. Согласно легенде, специальная машина для сшивания кусков парусины представляла собой устройство из многих колес, с помощью которых в движение приводились иглы. Но голландцы держали эту машину в строжайшем секрете, работали с ней только несколько мастеров, давших клятву держать язык за зубами даже о самом ее местоположении. Словом, секрет так и остался секретом – ни чертежей устройства, ни хотя бы подробного его описания история не сохранила.

   Скорее всего, это все-таки лишь легенда. Однако она свидетельствует о том, что люди всегда мечтали о каком-нибудь устройстве, позволившем механизировать нелегкий и утомительный ручной швейный труд.  Первые же достоверные попытки создания швейной машинки относятся уже к гораздо более позднему времени. И начались они с усовершенствования швейной иглы.

   Если вдуматься, обыкновенная швейная игла, тянущая за собой нитку, тоже одно из величайших в истории изобретений.  Сделано оно было в незапамятные времена, и имя автора изобретения неизвестно. Зато мы знаем имя человека, который в 1814 году взял патент на иглу нового типа. Это был австрийский портной Йозеф Мадерспергер. Его идея оказалась простейшей, но до нее тоже надо было додуматься: ушко для нитки помещалось у самого острия. Это позволяло во много раз сократить рабочий «шаг» иглы. Но надо было еще придумать какой-то механизм, управляющий этой иглой. Видимо у Мадерспергера были какие-то идеи и на этот счет, раз он попросил финансовой поддержки для создания такого механизма. Австрийское правительство, заинтересовавшись идеей, оказало ему помощь, и Мадерспергер работал целых 25 лет, но так и не сумел ничего сделать.

   Но и другие изобретатели по достоинству оценили придуманную им иглу, конструируя различные механизмы, позволяющие получать с ее помощью стежки. Их имена история тоже сохранила – Фишер, Гиббонс, Хант, Хоу. Один из них – американец Элиас Хоу – и сконструировал, наконец, первую работоспособную швейную машину, которую запатентовал в 1845 году. В ней впервые был использован принцип челночного стежка. Иными словами, в процессе шитья использовались две нитки – одну игла тянула за собой, а вторую, выходящую из специального нижнего челнока, она «подхватывала» и тоже вводила в шов, в результате шов получался одинаковым с обеих сторон и непрерывным.

   Машина Хоу работала с приличной скоростью – 300 стежков в минуту, но выглядела на наш взгляд нелепо. Дело в том, что в отличие от современных машин, игла в ней двигалась не вертикально, а горизонтально, а сшиваемые ткани, напротив, располагались на вертикальной поверхности. Тем не менее, это было вполне работоспособное устройство. Хоу изготовил партию своих машин и выпустил их в продажу. Новинку похвалили американские газеты.

   Произошло, однако, неожиданное: портные не спешили покупать машинку, которая могла бы значительно облегчить их труд, предпочитая по-прежнему шить вручную. Потеряв надежду сбыть своё детище в Америке, Хоу отправился в Англию, но и там потерпел неудачу.

   И все-таки швейную машинку скоро ждал необыкновенный триумф, и как раз в Америке. Для этого потребовалось только ее немного усовершенствовать и проявить определенную предприимчивость. Это и сделал человек по имени Исаак Меррит Зингер, родившийся в небольшом городке штата Нью-Йорк в 1811 голу в семье немецких эмигрантов. Судьба у него оказалась яркой – был бродячим актером, потом работал на деревообрабатывающем комбинате. Здесь Зингер изобрел деревообрабатывающий станок, но спросом он не пользовался. Наконец, Зингер остановил свое внимание на швейной машинке  Хоу и решил ее доработать.

    Изменений в конструкцию, надо признать, он внес немало. Игла стала двигаться вертикально, а ткань теперь располагалась на горизонтальной поверхности. Появилась специальная прижимная лапка. Кроме того, прерывисто двигающееся зубчатое колесо продвигало ткань по мере шитья, и швее не надо было подтягивать ее рукой.

   В 1851 году Зингер получил на такую конструкцию патент, но это была только часть дела. Главное, Зингер проявил незаурядную деловую сметку.  Пригласив в компаньоны юриста Эдварда Кларка, он основал фирму для продажи своих швейных машин, и дела компаньонов быстро пошли в гору.

   Цену для своей продукции они назначили по тем временам очень высокую – 100 долларов, но зато машинку можно было купить в рассрочку. Успеху способствовала, говоря современным языком, мощная рекламная кампания, о которой не позаботился Хоу.

   Кстати говоря, с Элиасом  Хоу Зингеру  пришлось судиться. Хоу заявил свои права на часть доходов, доказывая, что в конструкции Зингера используются запатентованные им принципы работы. И суд обязал компаньонов выплачивать изобретателю определенный процент с каждой проданной машинки.

   Как бы то ни было, швейная машинка начинала триумфальное шествие по Америке. Через несколько лет у компании было уже четыре завода. В 1863 году она продала 20 тысяч швейных машинок, а в 1875-м – 200 тысяч. Вместе с этим, по мере совершенствования технологии производства и цена машинок падала, пока не дошла до… 10 долларов. Теперь машинки стали доступны любой американской семье. Однако компаньоны не оставались в накладе, став миллионерами благодаря массовым продажам.

   Вскоре были открыты первые заграничные заводы-филиалы, компания процветала. Наконец, швейные машинки Зингера добрались и до России. Спрос на них здесь был огромным, чтобы удовлетворить его, в 1900 году компания Зингера (сам он к этому времени уже умер) построила специальный завод в подмосковном Подольске, и на нем стала работать чуть ли не треть городского населения. Этот завод существует и поныне, хотя после 1917 года у него появились другие хозяева.

   Конечно, у процветающей компании Зингера, в конце концов, появились конкуренты, например фирма «Веритас». Но это только помогало дальнейшему совершенствованию швейной машинки, так и должно быть. Продолжает она совершенствоваться и теперь, уже завоевав весь мир. В наши дни швейные машинки отменного качества  выпускают десятки самых известных производителей, и машинки есть почти в каждой семье. Не всех, конечно, можно назвать  портными, но работа, связанная с шитьем, всегда найдется. А компания, основанная Зингером полтора века назад, если кому интересно, тоже  по-прежнему существует. Среди ее продукции космическая и военная техника, двигатели, мебель и, конечно швейные машинки.

                                                                         Владимир Игорев

(Детский журнал «А почему?», 11/2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."

История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...

История создания швейной машины

Материал поможет в полной мере раскрыть тему урока...

История создания швейной машины

Презентация к уроку в 5 классе...

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...

Презентация "История создания швейной машины"

Презентация по предмету Технолгия. Швейное дело (6 класс) на тему "История создания швейной машины"...