синквейн
статья по технологии по теме
Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_sinkveyn_i_kak_ego_napisat.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Портянко В.П. учитель технологии МБОУСОШ №4
1 слайд
Одна из технологий которая помогает нам в работе - развитие критического мышления учащихся.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.
2 Слайд
Основа технологии – три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Базовая модель предлагает 3 стадии:
- вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации;
- смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями);
- рефлексия (интерпретация обретенных идей и информации собственным словам).
3 слайд
Среди методических приемов, направленных на формирование КМ, можно назвать:
а) синквейн;
б) прием «знаем /хотим узнать/ узнали»;
в) взаимообучение;
г) пятиминутное эссе
д) кластер и др.
4 слайд
Мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн
Слайд 5
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
слайд 6
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных
оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему),
состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Слайд 7
Для чего используются:
обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу;
учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.
Слайд 9
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
-умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
-умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Примеры синквейнов составленные нашими обучающимися
10 слайд
Катастрофа
Быстрая, смертельная
Уничтожает, губит, разрушает
Беда для всего живого!
Бедствие
Слайд 11
Природа
Странная, красивая.
Радует, огорчает и удивляет.
Нашу природу надо беречь.
Чудесница!.
Слайд 12
Цунами
Бешеная и высокая…
Разрушающая, убивающая и уничтожающая…
Морская волна…
Цунами
Слайд 13
Как работать с синквейнами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:
Составление нового синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример 1. Составление краткого рассказа по синквейну.
Модификация
Адаптивная, обратимая
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Эволюция
Рассказ.
Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.
Пример 2. Коррекция синквейна
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Жизнь
Измененный синквейн
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делиться, специализироваться, обновляться
Элементарная частица жизни
Гук
Пример 3. Определение темы синквейна.
Синквейн
…..?…..
Длинная, спиралевидная
Хранит, кодирует, передает
Книга жизни
Матрица
Слайд 14
Организационные формы работы с синквейнами.
Самостоятельно при выполнении домашней работы
Самостоятельно на практическом занятии
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Задание
Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру, и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!
Приложение 1.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учётом ряда требований.
Правила написания синквейна таковы:
В синквейне 5 строк:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Синквейн.
- ..
- ..
- ..
- ..
- ..
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учётом ряда требований.
Правила написания синквейна таковы:
В синквейне 5 строк:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Синквейн.
- ..
- ..
- ..
- ..
- ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный плакат "Синквейн"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
презентация синквейн
Правила составления синквейна...
Мастер-класс "Синквейн"
Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...
Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"
Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...
Прием "синквейн"
Дается краткое описание приема и приводятся синквейны, составленные учащимися 5 класса на уроках русского языка....
Что такое синквейн и как с ним работать
научитесь писать синквейны и научите этому своих учеников. Ваши уроки станут интереснее...
Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"
Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...