творческий урок "КУКЛЫ ОБЕРЕГИ"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Русская народная кукла"
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,
Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Активизировать творческий потенциал учеников.
Оборудование урока: компьютер, проектор, стенд с образцами кукол, лоскутки ткани, разноцветные нитки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала. (Презентация)
Выступление учащихся:
1 ведущий: А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
2 ведущий: Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
1 ведущий: А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
2-й ведущий. Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
Учитель: Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
1-ый ведущий: Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
2-ой ведущий: Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
Учитель:
1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.
2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила.
4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами.
Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.
5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево».
6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу.
7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши.
8. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить таких кукол.
Выполнение практической работы «Изготовление кукол мартиничек».
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу и приурочить к какому-нибудь празднику.
3. Закрепление.
Вопросы:
- Что символизировала кукла в древней Руси?
- С чем связывали изготовление кукол?
- Почему так почитали куклу и почему ее берегли?
4. Подведение итогов.
- Представление лучших работ на стенде.
- Представление интересных эскизов кукол.
- Выставление оценок
Литература:
- Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
- www.rukukla.ru
Приложение.
Инструкционная карта
Изготовление куклы «Мартинички»
Последовательность изготовления | Эскиз |
1. Из картона вырезать шаблон размером 10Х20 см. На шаблон по ширине намотать 3-4 витка пряжи. Оставшимся длинным концом, пропущенным под пряжу по сгибу сделать стягивающий петельный узел. | |
2. Пряжу через край стянуть с шаблона. Оставшимся концом пряжи, отступив 1см от узла, сделать двойной петельный узел и стянуть весь пучок. | |
3. Нить плотно наложить на пучок виток к витку и, не доходя 1 см до противоположной стороны, закрепить двойным петельным узлом. Оставшиеся с обеих сторон петли разрезать пополам, пряжу на кончиках распушить. | |
4. На шаблон по ширине аккуратно намотать 20-25 витков пряжи. Под пряжу по сгибу пропустить нить и завязать, стянуть намотанные витки. По противоположному сгибу намотанной пряжи нить разрезать. Пряжу снять с шаблона. Под связанный сгиб заложить горошину (бусину). Горошину равномерно обложить пряжей, одной из нитей под горошиной затянуть петельный узел | |
5. Пучок разложить на две части. Между прядями пучка уложить первый пучок, под которым одной из свободных нитей обе разложенные пряди стянуть. Концы пряжи слегка распушить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация творческого проекта по изготовлению куклы-оберега
Вашему вниманию предоставляется презентация творческого проекта по изготовлению куклы-оберега ученицей 7 класса МБОУ СОШ №1 Лепешкиной Алёной. В презентацию входят фото и текстовые материалы технологи...
Презентация творческо-исследовательского проекта «У истоков кукольного мастерства. Славянские куклы - обереги""
Презентация проекта на областной олимпиаде...
Участие коллектива «Оберег» в Открытом межрегиональном конкурсе исследовательских реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети»
Материал по итогам участия коллектива «Оберег»в Открытом межрегиональном конкурсе исследовательских реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети» подготовила педагог дополнительного ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДейка» «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир русской народной игрушки. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»
Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями игрушечного ремесла, с возникновением кукол, с их видами. Научить обучающих, изготавливать куклу – оберег «Кувадку»....
Творческий проект "Русская народная кукла" (куклы-обереги)
Творческий проект "Русская народная кукла" (куклы обереги)...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА «ЖЕЛАННИЦА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА «ЖЕЛАННИЦА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИИ»...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...